Краткие жития святых, православные праздники и события

4/17 декабря

 

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780). Сщмчч. Алексия, Иоанна, Александра и Николая  пресвитеров, Василия диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Анастасии; мцц. Екатерины и Киры (1937).

Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505).

 

Вмц. Варвара и мц. Иулиания Илиопольские (ок. 306).

Великомученица Варвара Великомученица Варвара жила в III веке в финикийском городе Илиополе. Рано лишилась матери. Отец ее, богатый и знатный язычник Диоскор, всю свою любовь перенес на нее. Он построил для Варвары особый дом, чтобы никто из людей не мог видеть ее, и окружил ее надежными надзирательницами и служанками. Св. Варвара любила созерцать красоту мира и начала размышлять так: «Кто же сотворил такой прекрасный мир, и кто так премудро управляет им? Не боги же, которым служит мой отец и которые сами сделаны руками человеческими?» Когда Варвара достигла совершеннолетия, Диоскор хотел выдать ее замуж, но она начала отказываться, потому что только о том и думала, того и желала, чтобы узнать ближе Бога, Создателя Вселенной, и ее не занимали удовольствия и мирские блага. Отец решился дать дочери свободу выходить, куда ей угодно, думая, что она, увидев замужних женщин, пожелает вступить в брак, а сам отправился в далекий путь по делам. Тем временем св. Варвара познакомилась с девушками-христианками и крестилась. Решившись посвятить себя Богу, она начала строго поститься и много молиться. В строившейся по приказанию отца бане велела устроить три окна в честь Святой Троицы и изобразила крест на мраморе. Отец, увидев все это, разгневался на дочь, а она стала убеждать и его самого принять христианскую веру. Диоскор бил Варвару и, представив к правителю области Мартину, сказал: «Если она не обратится к нашим богам, то она мне не дочь, и я ей не отец. Суди ее как изменницу отечественной вере». Правитель жестоко избил Варвару и заключил в темницу. Здесь явился ей Господь и исцелил ее. Правитель, призвав Варвару, сказал: «Видишь ли, как наши боги заботятся о тебе, – они исцелили тебя». «Не ваши боги исцелили меня, а Господь Иисус Христос, Которому вы не поклоняетесь и за Которого я готова пролить свою кровь», ­– отвечала Варвара. Правитель велел снова мучить ее. Видевшая мучения св. Варвары благочестивая женщина Иулиания не могла удержаться от слез и стала обличать правителя в жестокости и неверии. Тогда предали мучению и ее вместе с Варварой и обеих осудили на смерть. Св. Варвара, идя на смерть, молилась Богу, чтобы Он избавил от внезапной смерти тех, которые будут вспоминать ее и ее страдания, и был ей голос с неба, обещавший исполнить прошение ее. Сам отец отсек голову Варваре, а Иулианию умертвил воин. Некий благочестивый муж похоронил мощи святых мучениц и построил над ними церковь. Впоследствии мощи св. Варвары были перенесены в Константинополь, а потом в XI в. в Киев. При мощах нет главы. Мощи почивают в Киево-Михайловском соборе. Часть мощей – палец – хранится в Москве в церкви имени святой мученицы, на Варварке. Часть мощей св. Варвары есть на Афоне. Части мощей св. Иулиании хранятся в Почаевской обители и на Афоне.

Прп. Иоанн Дамаскин Прп. Иоанн Дамаскин (ок. 780). Преподобный Иоанн жил в городе Дамаске, потому и стали его называть Дамаскин. Отец его занимал высокую должность при дворе дамасского калифа и был благочестивым и весьма добрым христианином. Желая дать сыну высшее образование, он просил Бога послать для него наставника, и Бог послал. Это был Косма, ученый и благочестивый инок Калабрийского монастыря (в Италии). Вместе с Иоанном воспитывался взятый на воспитание его отцом сирота Косма, впоследствии епископ Майумский (память его 12 окт.). Юноши, преуспевая в науках, преуспевали и в доброй жизни по примеру своего наставника. Калиф поставил Иоанна первым своим министром и ближайшим советником, и он, занимая высокое положение, делал много полезного для христиан. В то время с воцарением императора Льва Исаврянина в Греции возникла иконоборческая ересь, и началось гонение на почитателей икон. Иоанн восстал на защиту православия. Он писал послания, в которых убеждал православных твердо стоять за веру. Тогда Лев Исаврянин прибегнул к клевете, чтобы погубить Иоанна. Он известил калифа, будто Иоанн хочет изменой передать Дамаск в руки греков, и представил поддельное изменническое письмо. Калиф поверил клевете, приказал отсечь Иоанну руку и повесить ее на рынке на позор. К вечеру Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая ему обещает скорое исцеление. Пробудившись, преподобный увидел, что рука цела и невредима. В благодарность за исцеление он приложил к образу сделанную из серебра руку, отчего икона получила название «Троеручица» (см. о ней в день ее празднования 28 июня). Потрясенный чудом, калиф понял обман, просил прощения у Иоанна и предлагал ему прежнюю должность при дворе, но Иоанн принял иночество в лавре прп. Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Прп. Иоанн начал усердно писать духовные книги и составлять песнопения в честь святых и в память праздников. Он написал множество прекрасных церковных песнопений и, расположив их на 8 голосов, или напевов, составил богослужебную книгу «Октоих» (восьмигласник). Он первый составил в систематическом порядке изложение православной веры, – так называемое «Догматическое» богословие». Прп. Иоанн Дамаскин скончался в преклонных летах.

 

Сщмчч. Алексий (Сабуров), Иоанн (Пьянков), Александр (Посохин) и Николай (Яхонтов)  пресвитеры, Василий (Кашин) диакон и с ним 10 мучеников (1918): Новомуч.

В 1918 г. были замучены священники и миряне города Перми и Пермского края. В ночь с 3 на 4 декабря утоплены в Каме священники Воскресенской церкви Алексий Сабуров и Иоанн Пьянков, священник Сергиевской церкви Николай Яхонтов; диакон села Сылвино-Троицкого Василий Кашин 4 декабря расстрелян вместе с десятью прихожанами своей церкви.

Сщмч. Димитрий (Неведомский) пресвитер (1937): Новомуч.

Прмц. Анастасия (Титова) (1937): Новомуч. Преподобномученица Анастасия родилась 8 октября 1873 года в селе Машутино Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Петра Титова.

В 1895 году она поступила в Спасо-Влахернский монастырь. В этой обители, которая еще некоторое время после революции просуществовала в виде сельскохозяйственной артели, Анастасия подвизалась до 1927 года. Затем она перебралась в дом к родному брату в село Машутино и занялась шитьем одеял и сельским хозяйством.

Церкви в селе не было, поэтому Анастасия ходила по праздникам в соседнее село, где храм еще не был закрыт. Во время богослужения она исполняла обязанности псаломщицы. По просьбе верующих она собирала деньги для уплаты налога за церковь. Во время бесед с крестьянами она призывала их посещать церковь.

С началом беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в августе 1937 года, власти приняли решение арестовать Анастасию. 4 сентября был допрошен председатель Машутинского колхоза. 12 сентября 1937 года были допрошены еще три жителя села. В этот же день инокиню Анастасию арестовали и заключили сначала в тюрьму при Константиновском районном отделении НКВД, а 16 сентября перевели в загорскую тюрьму и допросили.

Следователь, расспросив о том, чем Анастасия занималась до и после революции, начал требовать от нее признаний в ведении антисоветской агитации. На это Анастасия ответила: «Виновной себя в высказывании антисоветской агитации и распространении разных провокационных слухах о войне и скором падении советской власти, а также клевете против вождя партии, не признаю».

На следующий день было составлено обвинительное заключение и дело передано на рассмотрение тройки НКВД, которая 10 октября 1937 года приговорила Анастасию к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена в Ивдельлаг Свердловской области. Но здесь она пробыла недолго, 17 декабря 1937 года инокиня Анастасия (Титова) умерла и была похоронена в безвестной могиле на кладбище поселка Сама Ивдельского района Свердловской области.

 Мц. Екатерина (Арская) (1937): Новомуч.

Мц. Кира (Оболенская) (1937): Новомуч.

 

Преподобный Иоанн Поливотский Прп. Иоанн, еп. Поливотский (VIII). Преподобный Иоанн с юных лет воздерживался от усладительной для вкуса пищи и уклонялся от мирских удовольствий, украшая свою жизнь более всего постом, целомудрием и милосердием. Поэтому он и удостоился стать епископом Поливотским (в Асийской Фригии), пройдя все законные церковные степени. Он усилил свои подвиги. В то время император Лев Исаврянин (717 – 741), недостойно занявший царский престол, начал хулить святые иконы. Прп. Иоанн сильно обличал такое нечестие царя и своим исповеданием веры сохранил паству от еретического заблуждения – иконоборчества. В его же время однажды агаряне осадили город Амморию, но были с помощью Божией отражены. Все христиане, попавшие в плен к неприятелю, тогда получили свободу попечениями св. Иоанна. Тело его сохранялось нетленно. Преподобный отец совершал многочисленные чудеса и врачевания недужных.

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский Свт. Геннадий, архиеп. Новгородский (1505). Святитель Геннадий происходил из боярского рода Гонзовых. Начало иноческому житию он положил на Валааме (до 1430 г.) и был учеником прп. Савватия (память его 27 сент.), в этом же году удалившегося на Соловецкие острова. В 1447 г. он был назначен настоятелем Чудова монастыря в Москве и основал в нем церковь во имя святителя Алексия. В этой церкви и почивали до нашего времени мощи святителя. Во время игуменства в московском Чудовом монастыре будущий святитель активно участвовал в разрешении многих церковных вопросов, в частности, касающихся богослужебного устава. В 1484 г. он был возведен на Новгородскую архиепископскую кафедру.

В то время – как последствие татарского ига и всех бедствий, постигших Русь, – просвещение в ней пало крайне низко: исчезли школы, погибло неисчислимое количество памятников письменности, само духовенство стало необразованно. На всей Руси нельзя было найти Библию в полном виде. Святитель Геннадий, прежде всего, озаботился созданием полного свода Библейских книг и в 1499 г. завершил свой труд, проложив путь первым печатным изданиям Библии – Острожской (1580) и Московской (1663). В Новгородской епархии он ввел сокращенный Иерусалимский богослужебный устав, который был введен и в других епархиях, и первый поднял вопрос о школах для духовенства. В своей епархии он сам учил и подготовлял священников и диаконов.

Сам он был одним из ученейших людей своего времени. Он принимал участие в Соборах 1490, 1501 и 1503 гг. и добился осуждения ереси жидовствующих, с которой вел долгую борьбу (см. житие прп. Иосифа Волоцкого – 9 сент.). Благодаря своему твердому и непреклонному характеру святитель Геннадий имел многих врагов, и последние годы его жизни были омрачены гонениями и незаслуженной клеветой. Он отказался от управления епархией и поселился в Чудовом монастыре. Скончался свт. Геннадий 4 декабря 1505 г. и был погребен на том самом месте, где лежали мощи свт. Алексия до их обретения.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Сщмч. Серафим, еп. Фанарийский (1601). За веру Христову был замучен турками.

Мч. Христодул и Христодула девица.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz