Краткие жития святых, православные праздники и события

13/26 апреля

 

Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303). Прмц. Марфа (1941).

Мч. Крискента из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476).

 

Священномученик Артемон Лаодикийский Сщмч. Артемон, пресвитер, и свт. Сисиний, еп., Лаодикийские (IV). В царствование известного гонителя христиан Диоклетиана (284-305) были разосланы во все места мучители, чтобы принуждать последователей Христа к почитанию языческих богов и идолослужению. Один из них, Патрикий, направился к Лаодикийской церкви. Епископ Лаодикийский, блаженный Сисиний, узнав об этом, проник ночью со своим пресвитером Артемоном и некоторыми христианами в капище Артемиды, богини охоты, и уничтожил всех находившихся там идолов.

В город прибыл Патрикий и отправился для жертвоприношений в капище Артемиды, но, к своему удивлению, не нашел там идолов. Греки сказали ему, что их уничтожил еп. Сисиний при участии своего священника Артемона и некоторых христиан. Воспылав гневом, Патрикий сел на коня и отправился с воинами за город к христианской церкви, намереваясь уничтожить всех христиан. Он уже приближался к цели, как вдруг его охватила сильная дрожь, часто сменявшаяся чрезмерным жаром, и он упал с коня. Патрикий казался уже близким к смерти, так что его взяли на носилки и понесли в ближайшее жилище.

Решив, что его мучает христианский Бог, Патрикий послал своих приближенных просить еп. Сисиния помолиться за него, обещая, в случае выздоровления, поставить посредине города золотую статую христианскому Богу. Но Сисиний сказал ему, что бы он оставил себе свое золото и, если уверует во Христа, то будет здоров. На это начальник обещал уверовать во христианского Бога, тогда Сисиний помолился о нем, и тот вскоре выздоровел.

По выздоровлении Патрикий отправился в палестинский город Кесарию и на пути, неподалеку от Лаодокии, встретил святого пресвитера Артемона. За святым следовало два оленя и шесть диких ослов. Патрикий спросил Артемона, как он поймал диких животных, тот ответил, что поймал их словом Христа, так как он от юности христианин. Тогда Патрикий приказал заковать св. Артемона двумя цепями и вести его за ним до Кесарии.

Св. Сисиний чудесным образом узнал о случившимся и вознес молитву Господу об избавлении св. Артемона от враждебного Патрикия и даровании ему сил для преодоления козней мучителя.

Патрикий же подозвал к себе святого старца и принялся склонять его к жертвоприношению языческому богу Асклипию. Он также сказал, что этот бог обладает великой силой, и никто не может войти в его храм, если не принесет с молитвой ему курения перед входом. Св. Артемон сказал на это, что принесет курение, если этот бог действительно не позволит ему войти в храм.

И вот, когда святой приближался в сопровождении Патрикия и народа к капищу Асклипия, священные змеи, находившиеся там, подняли страшный свист и смятение, так что Патрикий и народ исполнились большого страха. Святой Артемон, сотворив крестное знамение, безбоязненно вошел внутрь, и змеи совершенно не тронули его, сделавшись неподвижными. Затем св. Артемон, помолившись, приказал змеям следовать за ним и вышел с ними вон. Народ и Патрикий, увидев его в сопровождении множества гадов, в ужасе бросились бежать. Св. Артемон дунул на змей, и они тотчас, мертвые, простерлись у ног его.

Патрикий же, будучи слеп душой, не вразумился столь великим чудом: он полагал, что св. Артемон убил змей не силой истинного Бога, но волшебством. Исполняясь стыда и гнева за свое посрамление, он приказал снова схватить святого и представить на суд. На суде он требовал от него признания, какою силой он убил змей. Св. Артемон ответил, что сделал это силой Христовой. Тогда Патрикий исполнился ярости и приказал истязать св. Артемона. Он велел раскалить железную сковороду, протянуть на ней обнаженного мученика и колоть его раскаленными железными прутьями, обрезая острым железом конечности.

На следующий день утром он велел наполнить смолою большой котел и разварить ее, чтобы бросить в него мученика. Когда приказание было исполнено, Патрикий сел на коня и поскакал к котлу, но в это время два орла схватили его и ввергли в кипящую смолу, так что разварились даже его кости. Воины и народ при виде этого в ужасе разбежались. Святой же славил Бога. Он, преклонив колени, помолился и из земли истек родник. Затем к нему приблизился жрец Виталий вместе со многими язычниками. Все они крестились от святого Артемона. В ту же ночь было святому мученику повеление свыше, чтобы он оставил этот город и отправился для просвещения многих светом Христова учения, избавлять их от бесов и исцелять от болезней. В этой стране он был схвачен язычниками и обезглавлен в 303 г.

 

 Прмц. Марфа (Тестова) (1941): Новомуч. Преподобномученица Марфа родилась в 1883 г. в деревне Арга Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Тимофея Тестова. В 1914 г. она поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь Нижегородской губернии, где подвизалась ее родная сестра Пелагия (прмц., память ее 21 окт.).

После разорения при безбожных правителях Дивеевской обители инокиня Марфа вместе с одной из монастырских сестер поселилась в селе Развилье Борского района Нижегородской области, где стала трудиться при храме. Она была арестована 18 ноября 1937 г. и заключена в нижегородскую тюрьму.

Допрошенные лжесвидетели показали, что инокиня Марфа среди верующих крестьян села Развилье систематически ведет контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию советского правительства и коммунистической партии, призывает женщин ходить в церковь и в религиозные праздники не работать; ходя по деревням под видом сбора милостыни, призывает крестьян защищать от коммунистов Божьи храмы, которые повсюду закрывают, а духовенство сажают в тюрьмы.

В ответ на предъявленное следователем обвинение в ведении контрреволюционной деятельности инокиня виновной себя не признала.

13 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила инокиню Марфу к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 3 мая 1938 г. она прибыла в одно из отделений Карагандинского лагеря и была отправлена на общие работы.

Лагерные условия и тяжелая работа оказались для нее непосильными, медицинская комиссия признала ее инвалидом, и она была отправлена в больницу при Спасском отделении Карлага. Инокиня Марфа (Тестова) скончалась 26 апреля 1941 г. в лагерной больнице и тот же день была погребена на кладбище близ селения Спасское.

 

Фомаис Александрийская Мц. Фомаида Александрийская (Египетская) (476). Св. Фомаида родилась в г. Александрии. На пятнадцатом году она вышла замуж за юношу христианина и поселилась в его доме. Вместе с ними жил и отец мужа св. Фомаиды. Прельщенный красотой своей снохи, он разжигался похотью на нее и замышлял недоброе. Не предполагая у своего свекра нечистых помыслов, Фомаида принимала, по простоте чистой души своей, его ласковое отношение за выражение родительской любви.

В одну ночь пришли к мужу Фомаиды его товарищи по промыслу (он был рыболов) и увели его с собой. Воспользовавшись отсутствием сына, отец стал склонять сноху на грех. Фомаида поняла все и пришла в ужас. Она просила свекра оградиться знамением креста Господня и уйти. Но тот не внимал ее убеждениям и не оставлял своего беззаконного и нечистого желания, но еще с большей настойчивостью приставал к ней, прибегая к бесстыдным словам и действиям. Наконец, встретив столь твердое сопротивление со стороны Фомаиды, он, распалившись похотью, схватил меч, висевший над одром сына, и стал грозить Фомаиде, что он отсечет ей голову, если она не послушает его. Но она ответила ему, что никогда не согласится на беззаконие. Тогда в ярости свекор с такой силой ударил Фомаиду мечем по голове, что рассек ее надвое. Так пострадала Фомаида за свою чистоту и целомудрие.

Ее свекра казнили, после суда, через усекновение мечем.

Тело св. Фомаиды похоронили в Октодекатском Александрийском монастыре.

Мч. Димитрий Пелопонесский (1803). Родился в Пелопонессе, страдал и мученически скончался в Триполи в 1803 году.

Мученик Крискент Мирликийский Мч. Крискент из Мир Ликийских. Св. Крискент родился в г. Мирах Ликийских. Происходя из знатного рода, он был человеком весьма известным. Однажды он, увидев, что народ совершает идолослужение, вошел в толпу идолослужителей и стал, как христианин, убеждать их оставить языческие заблуждения и обратиться к Богу истинному. По приказанию правителя области, его схватили и представили на суд. Здесь правитель расспрашивал его, кто он такой и кто его отец, но Крискент отвечал только одно, что он – христианин. Когда правитель стал убеждать его принести жертву идолам только для вида, предоставляя ему в душе оставаться почитателем христианского Бога, святой мученик с негодованием отверг это предложение и, исповедовал пред всеми Христа.

Его подвергли истязаниям, а затем, раскалив печь, бросили в нее. Так св. мученик Крискент смертью засвидетельствовал свою веру во Христа.

Мчч. Елевферий перс и Феодосий. Скончались от меча.

Мч. Зоил. Родом римлянин. Повешен после истязаний на дереве.

Св. Мартирий.

Св. Георгий.

Сделать бесплатный сайт с uCoz