Краткие жития святых, православные праздники и события

3/16 апреля

 

Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824).

Мц. Феодосии девы (307-308). Прп. Иллирика. Прмчч. Елпидифора, Дия, Вифония, Галика (III).

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет».

 

Преподобный Никита Мидикийский Прп. Никита исп., игумен обители Мидикийской (824). Сын благочестивых родителей, прп. Никита происходил из Кесарии Вифинской и получил по своему времени прекрасное книжное обучение. С юных лет, отдав себя на служение Богу, он отправился в Мидикийский монастырь и был там охотно принят игуменом прп. Никифором в число братии, с пострижением в иноческий чин. Подвигами поста, смирения и послушания прп. Никита вскоре превзошел всех иноков обители. Не прошло и семи лет, как он, по особой просьбе настоятеля, был посвящен в сан пресвитера святейшим Тарасием, патриархом Константинопольским. Тогда же прп. Никифор, в виду своей старческой немощи, передал прп. Никите и управление монастырем. Получив в свои руки управление обителью прп. Никита насаждал в братии любовь, поучал всех иноков смирению, утверждал немощных и малодушных, наставлял словом и примером своим на совершенное угождение Богу. Братия доказала свою любовь к прп. Никите тем, что после смерти прп. Никифора избрала его игуменом. С Божией помощью он до старости своей правил монастырем, постоянно заботясь о спасении вверенных ему душ, перед концом же своей жизни показал пример доблестного исповедничества, пострадав за почитание святых икон.

Когда прп. Никита, вместе с игуменами других лучших монастырей, был позван к императору Льву Армянину, тот стал убеждать их согласиться с постановлением нечестивого собора (в мае 815 г.), изрекшего проклятие на почитающих иконы. Прп. Никита не поддался этому увещеванию и отверг зловерие императора. Так же поступили и некоторые другие игумены. За это все они были заключены в темницу. Прп. Никита вскоре был сослан в городок Масалеон и много страдал там от зимнего холода и немилосердного приставника, но вскоре опять был возвращен в Константинополь и заточен в сырую тюрьму, где принужден был питаться сырым хлебом, и утолял свою жажду нечистою водою. Еретики-мучители, видя, что прп. Никита и другие игумены скорее умрут, чем отступят от православия, с лукавством сказали исповедникам: «Мы ничего от вас не потребуем, приобщитесь только один раз в церкви с патриархом Феодотом Св. Таин; потом можете идти каждый в свой монастырь, сохраняя свою веру и мудрование». Прочие игумены согласились и долго убеждали к тому же и Никиту. Преподобный склонился помимо воли своей к их увещеваниям и пошел с ними к лжепатриарху. Лицемерный почитатель икон лжепатриарх Феодот совершил литургию в домовой церкви и причастил служивших вместе с ними настоятелей, после чего те разошлись по своим монастырям. Но прп. Никита, сожалея о своем уклонении, через некоторое время стал ходить по Константинополю и безбоязненно учить, чтобы народ держался правых догматов, установленных святыми отцами седьмого вселенского собора. Император позвал к себе безбоязненного исповедника и велел ему удалиться в свой монастырь. Прп. Никита отказался выполнить его волю, выразил свою твердость в православном вероисповедании и раскаяние в том, что приобщился у лжепатриарха Феодота. За твердость своих убеждений прп. Никита сослан был в один монастырь на острове св. Гликерии и отдан еретичествующими властями под надзор лукавому, лютому и злонравному евнуху-еретику Анфиму, которому противозаконно были переданы права не только на самый остров, но и на все его святыни. Здесь на острове преподобный мучился шесть лет, пока не умер император Лев Армянин (820 г.).

Отпущенный после этого на свободу, святой мученик не вернулся в свою обитель, но, желая жить безмолвно, поселился в одном пустынном месте, недалеко к северу от Византии. Здесь прп. Никита вскоре представился ко Господу (3 апреля 824 г.). Тело его было вскоре перенесено в Мидикийскую обитель.

Мц. Феодосия дева Тирская, Кесарийская (Палестинская) (307). За веру Христову была подвергнута жестоким мучениям и брошена в море.

Память ее празднуется также 29 мая (см. о ней там же).

Прп. Нектарий Бежецкий, Тверской (ок. 1492). Основал в Тверской земле Введенский монастырь, обращенный в приходскую церковь, где святые мощи его почивают под спудом.

Память его празднуется 3 апреля в день представления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.

Прмчч. Елпидифор – усечен мечем, Дий – убиен камнем, Вифоний – утоплен в море, Галик  – съеден зверями (III).

Прп. Иллирик. Чудотворец, постился и подвизался на горе Марсионской.

Свт. Антиох. Патриарх.

Св. Марин. Чудотворец.

 

Икона Божией Матери ''Неувядаемый Цвет'' Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет». О чудотворной иконе «Неувядаемый цвет» не так много сведений. Свою историю она ведет с Афона, появление ее на Святой Горе относят к XVI-XVII векам. Богоматерь, изображенная на этой иконе, держит в руке цветок. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Богоматери. Издревле в молитвословиях встречается сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Но происхождение этой аллегории на афонском образе «Неувядаемый цвет» имеет свои особенности. По рассказам паломников, по склонам Святой Горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты (как белые лилии на картинах западноевропейских художников), и поэтому афонские монахи в воспоминание о непорочной чистоте Пресвятой Богородицы назвали этот неувядаемый цветок Богородичным и использовали в местной иконографии.

Известно два извода иконы «Неувядаемый цвет». Тип Одигитрии – Младенец Христос на левой руке Божией Матери, цветок держит либо Он Сам, либо Богоматерь. Другой извод – Богородица обращена к Младенцу, стоящему на престоле, в руке у нее процветший райскими цветами жезл. В основу этой композиции положены ветхозаветные прообразы Богородицы. Богоматерь и Младенец облачены в царские одежды («ризы преиспещренны, ризы позлащены»), храм – образ «палаты Царя всех», престол – знак близости  Девы к Престолу Божию, а сама Она есть «престол и чертог царствующего».

На Русь икона «Неувядаемый цвет» попадает в XVII-XVIII веках через паломников. Один из первых почитаемых списков появляется в московском Свято-Алексеевском монастыре, стоявшем на месте храма Христа Спасителя. Первое упоминание об этой иконе относится к 1757 г., но, скорее всего, она находилась в Алексеевском монастыре и раньше. Этот образ был древнейшим и наиболее чтимым среди прославленных в России икон этой иконографии. В настоящее время его местонахождение неизвестно. Чтился также список из Успенской церкви на Могильцах близ Пречистенских ворот. С таким названием иконы имелись в разных местах. Сейчас благодатный список с иконы «Неувядаемый цвет» можно найти в московском храме вмч. Екатерины на Всполье (на ул. Большая Ордынка).

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz