Краткие жития святых, православные праздники и события

7/20 апреля

 

Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (IX). Сщмч. Аркадия пресвитера (1933); прмц. Евдокии (1939).

Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха (V).

 

Преподобный Георгий, митрополит Митиленский. Прп. Георгий исп., митр. Митиленский (IX). Прп. Георгий, с юных лет возлюбивший Христа, посвятил на служение Ему всю свою жизнь, рано принял монашество и вел строгую подвижническую жизнь, отличаясь достойным подражания смиренномудрием. Когда на престол вступил Лев Исаврянин (717-741 гг.), решившийся настоятельными мерами уничтожить иконопочитание, прп. Георгий выступил, как исповедник Христа, и перенес много притеснений и скорбей от еретиков-иконоборцев. Но со вступлением на константинопольский престол Ирины, управлявшей страной за малолетством своего сына Константина Порфирородного, положение изменилось, и прп. Георгий был поставлен в архиепископы города Мителена.

Этот угодник Божий был одним из епископов, защищавших православное учение также и во время царствования императора Льва Армянина, возобновившего иконоборчество. За неподчинение определению беззаконного собора (815 г.), постановившего уничтожать иконы, Лев Армянин сослал прп. Георгия, в это время достигшего уже глубокой старости, в Херсонес Таврический. Здесь, в изгнании, прп. Георгий и скончался.

 

 Сщмч. Аркадий (Добронравов) пресвитер (1933): Новомуч.

Прмц. Евдокия (Павлова) (1939): Новомуч. Преподобномученица Евдокия – Евдокия Павловна Павлова – родилась 1 августа 1876 года в городе Москве. Когда ей исполнилось 11 лет, ее вместе с сестрой Пелагией, которая была на два года младше, родители отдали на воспитание в Московский Страстной монастырь; впоследствии сестры были приняты в монастырь послушницами и подвизались в нем до его закрытия. После разорения обители некоторые монахини и послушницы сняли полуподвальное помещение на Тихвинской улице, привели его в порядок и поселились в нем, зарабатывая себе на жизнь рукоделием – шитьем одеял. Вместе с Евдокией жила ее сестра Пелагия, послушницы Вера Морозова (прмц., память ее 13 февр.), Мария Носова и София Селиверстова (прмц., память ее 15 февр.); все они, как и в монастыре, исполняли молитвенные правила, иногда приглашали для служения молебнов священников.

Послушницу Евдокию арестовали 25 октября 1937 г. и, заключив в Бутырскую тюрьму, в тот же день допросили. Следователь спросил послушницу, был ли кто из ее родственников арестован советской властью, и кому она оказывала помощь из находящихся в заключении. Послушница ответила, что посылала посылку в лагерь племяннику, а также находившемуся в узах священнику.

«Следствие располагает данными, – заявил ей следователь, – что вы среди окружающих вели антисоветские разговоры, дайте по этому поводу правдивые показания».

«Я никаких антисоветских разговоров не вела», – ответила послушница.

На этом допросы были закончены, и стали вызывать свидетелей. Сосед послушниц по дому показал, что он никаких антисоветских разговоров среди монашек не слышал. Следователь в этот момент что-то писал в протоколе допроса, а потом попросил свидетеля в нем расписаться. Свидетель поставил подпись, не читая протокола допроса, так как считал, что следователь объективно записал его показания, но на самом деле там было написано, что послушницы вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность.

Затем в качестве свидетельницы была вызвана соседка послушниц, работавшая надзирательницей в Бутырской тюрьме, которая дала нужные следователям, но ложные показания.

16 ноября 1937 г. один из следователей, начальник Свердловского районного отделения УГП НКВД по Московской области Белышев, ведший дело монахинь и послушниц, составляя обвинительное заключение, написал: «После ликвидации Страстного монастыря… группа монашек поселилась в одной квартире, в которой организовывали нелегальные моления. Будучи враждебно настроены к советской власти, среди окружающих вели систематическую контрреволюционную агитацию, в процессе которой распространяли клеветнические измышления о жизни трудящихся, всячески дискредитировали отдельные мероприятия партии и правительства».

19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила послушницу Евдокию к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 декабря 1937 г. она вместе с этапом прибыла в Мариинский распределитель Сиблага. Послушница Евдокия Павлова скончалась 20 апреля 1939 г. в исправительно-трудовом лагере НКВД в Новосибирской области и была погребена в безвестной могиле.

 

Мч. Каллиопий (304). Каллиопий происходил из Памфилийской Пергии и еще в раннем детстве лишился своего отца, знатного сенатора и патриция. Мать его, благочестивая Феоклия, обучая Каллиопия разным наукам, старалась, главным образом, внушить своему сыну страх Божий и научить его знанию мудрости Святого Писания.

Каллиопий и мать его жили в те языческие времена, когда всюду было распространено служение кумирам. Истина тогда была скрываема ложью, и большинство людей поклонялось и приносило жертвы скверным идолам, а христиане, почитающие истинного и единого Бога, преследовались государственными властями. Благоразумная христианка Феоклия полагала, что силы Каллиопия еще не соразмерны с мученическим подвигом, почему и решилась удалить его в более безопасное место. Снабдив его достаточным количеством денег и одеждою, она отправила его, вместе с верными слугами, на корабле в малоазиатскую провинцию Киликию.

Юноша прибыл в город Помпеополь Киликийский и здесь впервые увидел, как совершается языческое празднество. Удивленный невиданным дотоле зрелищем, он стал расспрашивать проходивших мимо него граждан города о причине такого всеобщего веселья. Когда ему сказали, что сегодня праздник в честь богов языческих и предложили присоединиться к участникам жертвоприношений, Каллиопий ответил, что он христианин и в посте проводит праздники в честь своего Бога.

Об этом ответе Каллиопия узнал военачальник Максим, устраивающий жертвы. Он приказал немедленно схватить юношу и привести на допрос. На суде Каллиопий твердо заявил, что он христианин. Не убеждаясь ни лестными обещаниями, ни угрозами со стороны правителя, юноша не только не принял участие в празднестве в честь богов, но и обличал язычников, находившихся в заблуждении.

Каллиопия после этого предали жестоким истязаниям. Но он твердо переносил мучения и только славил Бога. Зрелище страданий святого юноши было поразительно. Народ с ужасом и состраданием смотрел на мучения, удивляясь непостижимому терпению Каллиопия. Наконец военачальник, видя, что жестокие мучения не могут заставить юношу принести языческим богам жертву, приказал палачам сковать святого страдальца железными веригами и бросить его в глубокую темницу, где и оставил его без всякого попечения.

Весть о страданиях Каллиопия вскоре дошла до его матери. Блаженная Феоклия, так заботливо оберегавшая до сих пор своего единственного сына, теперь всецело покорилась тому, что произошло по воле Божией. Она одного только желала – увидеть еще раз в этой жизни своего сына. Отпустив своих рабов и рабынь на свободу, она раздала свое движимое имущество нищим, а недвижимое завещала церкви и, оставив свое отечество, отправилась в Киликию к страждущему за Христа сыну. Деньги, данные темничным сторожам, открыли ей вход в темницу, где томился в оковах, весь покрытый ранами, страдалец Каллиопий. Душа матери не смутилась при этом зрелище. Каллиопий и мать его всю ночь провели вместе в темнице, славословя Бога и взывая к Нему, дабы Он подкрепил до конца Своего раба в предстоящих муках.

С наступлением утра Каллиопия вывели из темницы и снова принуждали принести жертву богам. В ответ Каллиопий вновь отверг эти предложения и заявил, что желает пострадать подобно Учителю своему Иисусу Христу. Тогда военачальник приказал распять его, подобно Христу, на кресте.

Мать Каллиопия, когда увидела своего сына идущим на распятие, подошла к воинам и дала им пять золотых монет, прося их не распинать Каллиопия подобно Христу, но – вниз головой. Феоклия поступила так по своему смирению, ибо ей казалось недостойным, чтобы ее сын умер одинаковой со Христом смертью.

В Великий Четверг воины распяли Каллиопия вниз головой, а в Великий Пяток он предал дух свой в руки Божии. Когда мертвое тело святого мученика Каллиопия было снято с креста, мать, прославляя Христа, обняла за шею сына, припав к груди его, и здесь же предала Господу душу свою. Христиане взяли тела обоих и похоронили их в одной могиле, в почетном месте.

Священномученик Руфин Мчч. Руфин диакон, Акилина Младшая и с ними 200 воинов (ок. 310). Во времена гонителя христиан императора Максимиана св. Руфин был схвачен и в оковах заточен в темницу за открытое исповедание Христа. В ту же темницу была заключена и Акилина, знаменитая жена, помогавшая Руфину. Последний чудесами во время мучений обратил к вере Христовой Акилину и 200 воинов. Все они, после мучений, были усечены мечом.

Преподобный Даниил Переяславский Прп. Даниил Переяславский (1540). Архимандрит. В миру Димитрий, родился ок. 1460 г. в Переславле-Залесском. Он уже с детства любил посещать Божий храм и, выучившись грамоте, читал много духовных книг. Любовь к иноческой жизни побудила юношу в семнадцатилетнем возрасте тайно уйти в Рождества Богородицы Пафнутиев Боровский монастырь. Димитрия отдали под руководство старцу Левкию (память его 17 августа), который приучил его к иноческому послушанию, и вскоре молодой инок был пострижен с именем Даниил. Когда через десять лет умер настоятель Троицкого Переяславского монастыря, братия захотела видеть на его месте прп. Даниила, который, внемля их просьбам, вернулся в родной город. Преподобный был сначала просфорником, затем его рукоположили в священный сан и назначили духовником братии. Согласно заповеди Господней, св. Даниил любил принимать странников и бездомных. Если кто-нибудь из них умирал, то преподобный на своих плечах приносил его на братскую могилу для бедных, называвшуюся «Скудельницей, или Божиим Домом». После сорока лет иноческой жизни св. Даниил стал настоятелем Свято-Троицкого монастыря в сане архимандрита. Он был великим прозорливцем и чудотворцем и делал множество добрых дел до самой своей кончины. В 1652 г. его св. мощи были открыты и найдены нетленными.

Память его отмечается также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Прп. Серапион Синдонит, монах (V). Преподобный Серапион был родом из Египта и прославился добровольной нищетой и самоотвержением для пользы ближнего. Раздав все бедным, имел при себе только одно Евангелие и ветхую одежду. Увидев однажды раздетого бедняка, он отдал ему свою последнюю одежду, а сам остался раздетым, так что другие одели его; продал и Евангелие, чтобы помочь бедняку заплатить долги; отдал в рабство самого себя, чтобы освободить от этого другого.

Память его отмечается также 14 мая (см. о нем там подробнее).

Прп. Левкий. Жил он в XV в. Основал обитель на реке Рузе, в Волоколамском уезде, которая была названа по его имени Левкиевой. В XVIII столетии обитель была упразднена. Мощи святого почивают под спудом в бывшей монастырской, а в настоящее время приходской Успенской церкви.

Мчч. Прокопий и Петр.

 

Византийская икона Божией Матери. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 732 г. Перед этой иконой царь Петр I приносил благодарственные молитвы Господу после Полтавской битвы. Празднуется также 1 мая.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz