Краткие жития святых, православные праздники и события

1/14 апреля

 

Прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Сщмч. Сергия пресвитера (1938).

Мч. Аврамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прав. Ахаза.

 

Прп. Мария Египетская Прп. Мария Египетская (522). Родилась в Египте, двенадцати лет ушла из дома в Александрию, где предалась безудержному разврату. Смысл жизни виделся ей в утолении страстей, а сила похоти была столь велика, что она даже не брала деньги за блуд, предпочитая жить в нищете и зарабатывать на пропитание пряжей. Так прошло 17 лет. Как-то раз она решила отправиться в Иерусалим с группой паломников, но не для того, чтобы поклониться святыням, а чтобы больше душ уловить в свои сети. Во время праздника Воздвижения Креста Господня любопытство повлекло ее в храм, но неведомая сила не позволила ей переступить порог церкви. Устрашенная, она обратилась с молитвой к Пресвятой Богородице, вымолила Ее помощь и удалилась в иорданскую пустыню – плакать о грехах своих. Семнадцать лет замаливала она свои непотребства, искушаемая воспоминаниями, мысленными соблазнами и нападениями злых духов. Три хлеба, чудесно питавшие ее все эти годы, кончились, одежда истлела, но сила Божия не оставила кающуюся грешницу. Полное уединение, молитва, пост, слезы, смиренное терпение невзгод и бедствий превратили ее в праведницу. Сорок восемь лет подвизалась она в пустыне. И вот по откровению свыше ее встретил прп. Зосима (память его 4 апр.). При первой же встрече она назвала его по имени и указала на его священный сан, что могло быть только по откровению свыше. Но еще больше изумился св. Зосима, когда во время совместной молитвы он увидел, что женщина стояла уже не на земле, а отделившись от нее более, чем на локоть, в воздухе! Затем она поведала ему о своей жизни. При этом рассказчица приводила на память выдержки из Священного Писания, которое она не могла, будучи неграмотной и одинокой, самостоятельно прочитать, но «голос Божий, раздававшийся в ее сердце, был единым ее наставителем». Закончив свое исповедание, пустынница просила старца, чтобы он на следующий год, в Великий Четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, когда Господь причащал Своих учеников. Св. Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец увидел, что она идет, и, подойдя к реке, благословила его и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары». Причастившись, святая подвижница просила еще раз прийти к ней в пустыню. Зосима явился через год и нашел ее уже умершей. Подле тела ее на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Это было 1 апреля  522 г.

Память св. Марии, кроме 1 апреля, чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого поста, когда в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Мощи св. Марии частями находятся в разных городах Европы.

Преподобный Евфимий Суздальский Прп. Евфимий, архим. Суздальский, чудотворец (1404). Родился в 1316 году в семье благочестивых и зажиточных суздальских горожан. Он получил обычное в то время для всех детей церковное образование, но молитвенностью, самоуглубленностью и сдержанностью он выделялся среди всех детей. Юноша зачитывался сказаниями о святых угодниках Божиих и молил Бога послать ему наставника на пути исполнения евангельских заповедей. И молитва его была услышана. С молодых лет принял он постриг в Вознесенском-Печерском монастыре от самого основателя и игумена обители – прп. Дионисия (память его 26 июня) – впоследствии архиеп. Суздальского. Юный инок не щадил своих сил – днем он покорно исполнял возлагаемые на его послушания, творя непрестанную молитву, ночью же удалялся в пещеру, где молился со слезами, иногда не смыкая глаз. Когда ему было 36 лет (в 1352 г.) суздальско-нижегородский князь Борис Константинович решил построить в Суздале мужской монастырь, и прп. Дионисий избрал на это дело прп. Евфимия, лучшего своего ученика. С горькими слезами простился прп. Евфимий со своим старцем. По дороге он основал монастырь около г. Гороховца.

В Суздале его с любовью и радостью встретил князь Борис и архиепископ Иоанн (память его 15 октября). Немедленно для будущей обители было избрано место, на котором прп. Евфимий и основал общежительный монастырь во имя Преображения Господня, известный до наших дней под именем Спасо-Евфимиевского. Очень скоро прп. Евфимий руководил 300 иноками. В монастыре был введен строго общежительный устав, предусматривающий общее для всех монахов имущество. Этим прп. Евфимий следовал примеру прп. Сергия Радонежского (память его 25 сентября), с которым был очень дружен. Обитель прп. Евфимия была расположена около большого города, на распутье среди проезжих дорог. Обездоленные, нищие, бездомные, вдовы, сироты, изгнанные, обиженные толпами ходили тогда по Руси, и врата ее были широко открыты для всех них.

 Когда св. Евфимий преставился, то был погребен в им же приготовленном гробе. Мощи преподобного были обретены в 1507 г. при копании рва для нового соборного храма. При жизни своей он был чудотворец – исцеления от его святых мощей не прекращались и по его кончине.

Память его празднуется также 4 июля в день обретения мощей, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых, и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия.

Прп. Варсонофий Оптинский Прп. Варсонофий Оптинский (1913). В миру Павел Андреевич Плиханков (5/ 18.07.1845 – 1/14.04.1913). Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет – большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера, чин полковника. Прямая возможность к стяжанию всех земных благ. И – отказ от всего.

10 февраля 1892 г. Павел Андреевич был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к прп. Анатолию, а затем к прп. Иосифу.

В 1903 г. прп. Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни.

Вскоре начинается Русско-японская война, и прп. Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. По окончании войны прп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 г. он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится по всей России. Ушли в вечные обители св. прав. Иоанн Кронштадтский (память его 20 декабря), прп. старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и еще более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже «воздвигалось напастей бурею», люди утопали в его волнах.

Как в спасительную гавань стремились они в благословенный Оптинский скит к прп. Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное. Это давало ему возможность воздвигать падших, направлять заблудших с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им таинства исповеди.

Оптину пустынь за все время своей монашеской жизни прп. Варсонофий покидал лишь несколько раз – только по послушанию. В 1910 г., также «за послушание» ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому…Молил врачей, родных, ничего не помогло…Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которой сковал его сатана».

Старец Варсонофий был духовником великого русского духовного писателя С.А. Нилуса и благословил его обнародовать Сионские протоколы, содержащие программу иудеев и масонов по борьбе с христианской цивилизацией. Впоследствии, незадолго перед кончиной, старец просил передать Нилусу, что он «вместе с ним пострадал за одно и то же» (т.е. противостояние иудаизму и масонству).

Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника, но к его словам не прислушались.

Меньше года прожил старец после удаления из Оптиной. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и, какой бы то ни было, пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте». Причащался старец ежедневно.

Похоронен был прп. отец Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем прп. Анатолием «Старшим». 

 

 Сщмч. Сергий (Заварин) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Сергий родился 10 сентября 1885 г. в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника Константина Заварина. По окончании Ярославской Духовной семинарии Сергей Константинович был рукоположен во священника и служил в селе Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в село Вознесенское. За безупречную службу о. Сергий был возведен в сан протоиерея.

В 1927 г. священник, служивший в храме в селе Троица-Закулжье Любимского района Ярославской области, проявил малодушие и публично отрекся от сана, и о. Сергий был назначен служить на его место. Власти сразу же стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать: в 1927 г. суд присудил его к выплате штрафа, обвинив в потраве овса, в 1930 г. – к штрафу за недопоставку молока государству; в 1931 г. власти предложили о. Сергию уплатить культсбор на сумму 735 рублей, но священник отказался платить за неимением денег – в тот же день представители властей произвели в его доме опись имущества. Отец Сергий вынужден был пойти по домам прихожан просить о помощи и в результате собрал и уплатил 400 рублей.

После приезда о. Сергия в село Троица-Закулжье сотрудники ОГПУ стали собирать о нем сведения, в которых надеялись найти предлог для ареста. В 1932 г. они писали о священнике, что он, как личность антисоветская, «по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви…».

Один из осведомителей также доносил 3 марта 1932 г. в ОГПУ, что по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью о. Сергий высказывался, что «Коллективизация Церкви не касается…, Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования, согласно слов Христа: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее”…».

Во второй половине тридцатых годов о. Сергия все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в церкви, – в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоирей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение.

В 1937 г. председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение о, по его мнению, подозрительной работе «группы церковников, возглавляемой попом Завариным», которая также «занимается агитацией против колхозного строительства».

28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об о. Сергии.

Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 г. во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру». И о. Сергий поклонился прихожанам, благословил их и был выведен сотрудниками НКВД из храма. Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его, также арестованными, сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и их на некоторое время приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.

Виновным себя в антиколхозной агитации священник не признал.

Следствие было закончено за один день, и 5 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Заварин скончался в заключении 14 апреля 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Мчч. Геронтий и Василид (III). Пострадали от меча за веру и исповедание Иисуса Христа.

Прп. Макарий, игумен Пеликитской обители (ок. 830). Он родился в Константинополе и там, в одной из школ, чрезвычайно внимательно и подробно изучил св. Писание. Лишившись в отрочестве родителей, он вскоре поступил в Пеликитскую обитель и впоследствии сделался ее настоятелем. При Льве Армянине и Михаиле Травлоле, когда церковь раздиралась иконоборческой ересью, прп. Макарий претерпел страдания за почитание святых икон и подвергся изгнанию на остров Афусию (близ Константинополя), где и скончался в 829 году.

Память его празднуется также 18 августа.

Прп. Евлогий Салосский, Грузинский (XII-XIII).

Мученик Авраамий Болгарский Мч. Аврамий Болгарский, Владимирский чудотворец (1229). Святой мученик Авраамий был родом из приволжских болгар и занимался торговлей. За исповедание им христианства его сограждане магометане подвергли его тяжким пыткам в его родном городе Великие Болгары и, наконец, отрубили ему голову. Русские купцы привезли его нетленные мощи в Россию, в город Владимир, где они и почивали в Княгинином Успенском женском монастыре, основанном вел. княгиней Марией (1237; см. 4 февр. – житие блгв. кн. Георгия Всеволодовича). На гробнице его лежали вериги, которые он носил под одеждой, свидетельствующие о его высокой аскетической настроенности.

Память его празднуется также в день торжественного второго перенесения мощей во Владимире (переходящее празднование в Неделю по Пасхе), 6 марта в день первого перенесения мощей из Великого Болгара во Владимир, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

Прп. Иоанн Шавтеля, Грузинский (XIII).

Геронтий Кононарх Печерский Прп. Геронтий, канонарх Печерский (XIV). Малолетний канонарх, разделял подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре. Был пострижен в мантию. Перед смертью прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» – и скончался.

Память его празднуется также 28.08. вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прав. Ахаз. Скончался в мире.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz