Краткие жития святых, православные праздники и события

24 апреля / 7 мая

 

Мчч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272). Мч. Сергия (1938).

Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мчч. Пасикрата и Валентина Доростольских (228). Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Прп. Фомы юродивого (546-560). Прп. Елисаветы чудотворицы (V). Сщмч. Бранко пресвитера (1941) (Серб.).

Молченской иконы Божией Матери (1405).

 

Савва Стратилат Мчч. Савва Стратилат, Римский, и с ним 70 воинов (272). Св. Савва по происхождению был готф (готфы – народ германского племени). В царствование императора Авлериана (270-275) он проживал в Риме, имея звание стратилата, то есть военачальника. Когда на церковь Христову поднялось гонение, и темницы наполнились христианами, Савва, как истинный христианин, стал посещать страдальцев за имя Христово и оказывать им помощь из своего достатка, укрепляя их в то же время к терпеливому перенесению страданий.

Такая христианская деятельность Саввы вскоре стала известна язычникам, и они донесли императору, что стратилат Савва – христианин.

Савва, приведенный для допроса к императору, открыто исповедал Христа. Сняв и бросив на землю свой воинский пояс, он выразил твердую готовность на всевозможные мучения за имя Христово. По повелению мучителя его повесили и стали жестоко бичевать. Кроме того, его палили огнем и даже бросали в котел с кипящей водой, но мученик терпеливо переносил эти ужасные страдания и оставался непоколебим в своей вере. 70 воинов, стоящих здесь и видевших подвиги Саввы, его примером были привлечены ко Христу и уверовали в Него. По приказу Аврелиана, все они тот час же были усечены мечем. Св. Савву же заключили на ночь в темницу, а на другой день снова привели на допрос. Несмотря на все ласки, угрозы и жестокие мучения, которыми пытались склонить его поклонению идолам, он и на этот раз остался твердым и был, наконец, утоплен в реке.

 

Мч. Сергий (Архангельский) псаломщик (1938): Новомуч. Мученик Сергий родился  4 сентября 1898 г. в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского. В 1910 г. Сергей окончил сельскую школу, а в 1915 г. – Перервинское Духовное училище. В 1916 г. он поступил в Московскую Духовную семинарию, но окончить ее он уже не успел, так как произошла безбожная революция и все духовные учебные заведения были большевиками закрыты. В 1919 году Сергей Васильевич был призван в Красную армию и исполнял обязанности экспедитора. С 1922 г. и до дня ареста он служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы в селе Саурово-Уползы Павлово-Посадского района.

Сергей Васильевич был арестован 27 ноября 1937 г. и заключен в тюрьму в городе Ногинске. Основываясь на, якобы, имеющихся в распоряжении следствия материалах, следователь потребовал от него признания о систематическом ведении антисоветской агитации, направленной против проводимых партией и правительством мероприятий, за крах советской власти. Также в том, что при этом он, якобы, говорил, что «скоро придут Деникин, Колчак, сметут советскую власть, и мы тогда повесим всех коммунистов».

Сергей Васильевич категорически отказался признать эти обвинения.

Тогда следователь потребовал от него признания в ведении разговоров о том, что советская власть задушила налогами, – вы не имеете ни скота, ни земли, а налоги давай плати. Свои высказывания по этому поводу, а также об арестах священнослужителей, подследственный подтвердил.

На этом допросы были закончены, а 29 ноября и все следствие было завершено. 3 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Псаломщик Сергий Архангельский умер в заключении 7 мая 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Мчч. Пасикрат и Валентин Доростольские (228). Происходили из мизийского города Доростола и были воинами при игемоне мизийском Авсолане. Вся страна та была населена идолопоклонниками, которые гнали немногочисленных мизийских христиан, заставляя их приносить жертвы идолам. Большинство гонимых, боясь мучений, покидали страну. Но иначе поступили свв.

Мученик Пасикрат Доростольский Пасикрат и

Мученик Валентин Валентин: они безбоязненно славили единого истинного Бога и открыто говорили язычникам, что они христиане. Их схватили, привели в судилище и стали принуждать возжечь курение пред идолами. Пасикрат подошел к идолу Апполона, плюнул на него и сказал: «Только такой чести достоин этот бог-идол!» Тот час его заковали в железные цепи и бросили в темницу. Туда же заключили и Валентина.

Спустя некоторое время они вторично были приведены к игемону для суда. Сюда же пришел брат Пасикрата – Папиан, бывший христианином по убеждениям, но из страха пред смертью принесший жертву идолам. К такому же поступку он стал побуждать и Пасикрата, но тот решительно отверг предложение брата и укорял его в отступничестве от Христа. Свв. Пасикрат и Валентин выразили перед игемоном свою готовность претерпеть муки за Христа. Игемон, убедившись в непреклонности воли святых, осудил обоих на смерть через усекновение мечом. Когда мучители вели святых за город на место казни, мать св. Пасикрата дорогой убеждала сына безбоязненно встретить смерть, ибо она опасалась, как бы ее юный сын не упал духом пред смертью. Оба мученика мужественно приняли смерть от меча за имя Христово. Св. Пасикрату было в то время 22 года, а св. Валентину – 30 лет.

Мчч. Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных Никомидийские (303). Все эти мученики уверовали во Христа, видя мужество и терпение св. вмч. Георгия Победоносца, по примеру которого они приняли смерть через усекновение мечом в Никомидии.

Прп. Фома Сирийский, Христа ради юродивый (546-560). Св. Фома подвизался иноком в одном кесарийском монастыре и нес послушание по сбору на нужды своего монастыря. Его часто посылали для сборов в Антиохию Сирийскую, недалеко от которой было село, принадлежавшее монастырю. Приходя в Антиохию по делам монастыря, старец Фома юродствовал. Однажды он долго и настойчиво просил милостыни для своего монастыря у строителя одной церкви, некоего Анастасия. Тот в несправедливом гневе ударил блаженного по щеке и этим поступком вызвал негодование у всех присутствующих. Блаженный же Фома пророчески сказал окружающим: «С этого времени ни мне от Анастасия уже ничего не придется принять, ни Анастасий не сможет подать что-либо мне». Действительно, Анастасий через день после этого события умер. Блаженный также умер вскоре после этого. Возвращаясь из города в свой монастырь, он дорогой занемог и, остановившись в больнице в пригороде Дафнии, при церкви св. Евфимия, отошел ко Господу. При патриархе Домне (546-560), при котором скончался св. Фома юродивый, совершилось и перенесение честных мощей его из Дафни в Антиохию.

Преподобная Елисавета Константинопольская Прп. Елисавета Константинопольская, чудотворица, игумения (V). Прп. Елисавета с юных лет была посвящена на служение Богу и отдана в константинопольскую обитель чистых дев. В этой обители она по достижении зрелого возраста дала обет девства, который и выполняла с особенной ревностью, проводя жизнь в строгом посте и в постоянных молитвах. Зимою и летом она носила одну и ту же одежду – грубую, жесткую власяницу. Тело ее зимой мерзло и коченело, дух же ее горел пламенною любовью ко Господу.

За свою святую жизнь прп. Елисавета была поставлена в последствии игуменью над сестрами константинопольского монастыря, устроенного императором Иустином в честь бессребреников Космы и Дамиана. В этом высоком звании св. Елисавета приложила все свои силы к спасению душ подчиненных ей инокинь. Хорошо зная женское сердце, она особенно внушала сестрам остерегаться лукавства и злоязычия, как грехов, очень частых между женщинами.

Наставляя других на путь истины, св. Елисавета и сама усердно предавалась иноческим подвигам, побуждая к святой жизни своих сестер собственным примером. Подвижничество святой не ослабевало до гроба. В продолжение многих лет она питалась только овощами, не вкушая даже хлеба. Масла же и вина она не вкушала никогда за всю свою жизнь. Иногда она усиливала свой пост до такой степени, что вовсе не принимала пищу в течение 40 дней. Смирение ее было так глубоко, что она, подобно евангельскому мытарю, три года не возводила своих телесных очей на небо, созерцая лишь своими духовными очами Живущего на небесах Господа Бога.

Еще при жизни Господь прославил св. Елисавету даром чудотворений. Так однажды по ее молитве погиб свирепый змей; в другой раз преподобная исцелила женщину, долгое время страдавшую кровотечением. Также и на гробнице ее многие получали исцеления от болезней.

Прп. Савва Печерский (XIII). Мощи прп. Саввы почивают открыто в Ближних Антониевых пещерах. Подвизался он в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря не позднее середины XIII в. В рукописных святцах, в «Книге о святых» и в каноне службы преподобным отцам Киево-Печерским он называется чудотворцем. Так же он назван и в службе Печерским преподобным (в песне 6-й, стихе 5-м). Житие св. Саввы в Патерике не описано.

Память его празднуется также 24 апреля в день тезоименитства со св. мучеником Саввой Стратилатом, 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Алексий, затворник Печерский (XIII). Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Мч. Лука, швец Митиленский, Одринский, Афонский (1564). Юноша по возрасту св. Лука занимался портняжным ремеслом. За свое целомудрие и неприятие ислама он подвергся истязаниям от турок: они содрали с его тела кожу, бросили его в море, а потом едва живого окончательно замучили.

Мч. Николай Магнезийский (1776). Пострадал от турок в Магнезии.

Св. Иннокентий (IV). Был пресвитером. Служил при дворе царя Константина Великого; потом отрекся от мира и оставил брачную жизнь, которую вел до тех пор. За свою святую жизнь он удостоился дара чудотворений и мирно скончался в IV веке.

Сщмч. Бранко пресвитер (1941) (Серб.).

Мчч. Халкидонские. Св. Хрониктий.

 

 Молченская икона Божией Матери (1405).  Первоначально Молченская икона находилась в пещере в Чудной горе близ Молченского болота около г. Путивля Курской губернии. Туда древнюю икону принесли монахи, бежавшие из разоренного татарами Киева. Образ Богородицы, окруженный сиянием, был явлен 18 сентября 1405 г. жителю Путивля на дереве. Он также услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Позже здесь действительно был построен Молченский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, или, как его называют в народе, Софрониева пустынь. Уже в начале XVI века в Путивле находилось подворье Рождественской Молченской обители. В 1593-1598 гг. это подворье превращается в самостоятельный Путивльский Молченский монастырь. В Смутное время Софрониева пустынь была разрушена, и ее братия перешла в большой Молченский монастырь в Путивле, сюда перенесли и явленный чудотворный образ (в 1605 г.). Из донесения игумена Мануила Святейшему Синоду, сохранившегося в краеведческом музее Путивля, известно, что первообраз погиб при пожаре.

В 1635 г. сумским атаманом Лукианом Константиновым список с иконы был перенесен в возрожденную Софрониеву пустынь, где прославился чудотворениями. Чтимая чудотворная икона стояла над царскими вратами, откуда, при пении акафиста, торжественно спускалась на шнурах для благоговейного чествования.

В 1925 г. монастырь был закрыт, разрушен, а икона пропала. В 1995 г., после восстановления Софрониевого и Молченского (как женский) монастырей, вернулся и чудотворный образ, который был скрыт монахами в киоте под Владимирским образом Богоматери и хранился сначала в доме старосты храма, а затем у одного путивльского священника. Ныне Молченская икона Божией Матери пребывает в женском Молченско-Печерском Рождества Богородицы монастыре в г. Путивле (сейчас Сумская область, Украина). Празднование этой иконе также 18 сентября / 1 октября.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz