Краткие жития святых, православные праздники и события

10/23 апреля

 

Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-250). Сщмч. Флегонта пресвитера (1938); мч. Димитрия (1942).

Мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидские (ок. 380). Сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского (1821).

 

Мчч. Терентий, Помпий, Африкан, Максим, Зинон, Александр, Феодор и иные 33 Петрийские (Африканские) (249-250). Римский император Декий, известный гонитель христиан, разослал во все области указ о том, чтобы власти принуждали христиан к идолослужению и вкушению идоложертвенного, а непокорных судили и казнили. Правитель Африки Фортунатиан, получив этот указ, созвал к себе народ и призвал всех принести жертвы богам, угрожая непокорным жестокими мучениями и злою смертью. Вид орудий, предназначенных для пыток, многих устрашил и заставил отречься от Христа. Но Фортунатиан встретил  непреклонное сопротивление от сорока христиан: Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33, имена которых не дошли до настоящего времени. Они решили умереть за Христа и не страшились убивающих тело, но душу убить не могущих.

По приказанию разгневанного правителя мучеников раздели и ввели в идольский храм для того, чтобы принудить их к жертвоприношению. Но, не достигнув желаемого, Фортунатиан приказал подвергнуть исповедников жестоким и разнообразным истязаниям, надеясь через это заставить их отречься от Христа и совершить идолослужение. Терентия, Помпия, Африкана и Максима он приказал заключить во внутреннее отделение темницы и крепко стеречь их, намереваясь на следующий день подвергнуть их пыткам. Блаженного же Зинона, Александра, Феодора и других, всего числом 36, велел привести в судилище близ идольского храма и начал их принуждать к жервоприношению богу Геркулесу, но опять встретил решительный отпор от них. Тогда правитель приказал бить их нещадно сучковатым хворостом и сухими жилами, но в ответ святые мученики только молились Господу. Ничего не добившись от них, разгневанный правитель приказал раскалить железные прутья и жечь плечи их, а раны поливать уксусом, смешанным с солью, и растирать суконными тряпками. Но и в этих страшных мучениях святые Христовы мученики нашли себе укрепление в молитве.

Исполненный ярости правитель, слыша молитву мучеников, повелел повесить их и строгать железными когтями, и полилась потоками кровь из ребер их, но Бог подавал святым крепость и силу, и они нимало не ослабевали. Наконец, правитель приказал отрубить головы мученикам. Верующие взяли тела усеченных мечем святых и погребли их.

Затем Фортунатиан приказал привести к себе святых Терентия, Помпия, Африкана и Максима и также стал принуждать их принести жертву богам, угрожая злою смертью в противном случае. Но святые отвечали, что мук они не боятся и возложили надежду свою на Христа. Тогда правитель приказал отвести святых мучеников опять в темницу, возложить на них тяжелые железные колоды, заковать их руки и ноги в железные цепи и в таком виде положить их на железные трезубцы, постланные на полу. Утром их снова стали принуждать поклониться идолам. Когда же те остались непреклонными, Фортунатиан велел повесить их на виселице и строгать железными когтями. Святые же молились Богу.

После пытки правитель велел снова ввергнуть мучеников в темницу и заключить вместе с ними ядовитых змей, среди которых они провели три дня и три ночи, но гады не повредили святым.

 Затем их казнили. Благоговейные христиане убрали святые тела их и с честью погребли недалеко от города.

Память их отмечается также 13 марта и 28 октября. 

 

Сщмч. Флегонт (Понгильский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Флегонт родился 28 марта 1871 г. в селе Каряево Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Понгильского. Окончив Ярославскую Духовную семинарию, Флегонт Николаевич стал учителем в церковноприходской школе в селе Смоленском, что в Красном Бору в Ярославском уезде. В 1895 г. он был рукоположен во священника ко храму в селе Васильевское в Юхти Угличского уезда, а через два года перемещен ко храму в селе Железный Борок Ярославского уезда.

В 1905 г. о. Флегонт был переведен служить в Никольский храм в Ярославле, и стал преподавать Закон Божий в нескольких учебных заведениях города. Во время Первой мировой войны он служил священником при  663-м перхотном полку и исполнял пастырские обязанности в военных лазаретах. Ревностное служение священника сделало его широко известным в Ярославле, и прихожане храма великомученика Димитрия Солунского стали просить архиепископа Ярославского Агафангела (Преображенского) (священноисп., память его 3 окт.) назначить его служить к ним в храм; владыка исполнил их просьбу, и с 1915 г. о. Флегонт стал служить в этом храме. В том же году он был награжден золотым наперсным крестом и, несколько лет спустя, возведен в сан протоиерея и назначен одним из благочинных города Ярославля.

Протоиерей Флегонт Понгильский был арестован 7 сентября 1929 г. в период, когда усилились гонения на Русскую Православную Церковь, и в Ярославской епархии было одновременно арестовано несколько десятков священнослужителей и мирян. Безбожники в то время пользовались любым поводом для уничтожения Церкви. Таким поводом в данном случае послужила переписка ярославского духовенства относительно декларации митрополита Сергия (Страгородского), а также действия назначенного митрополитом Сергием правящим архиереем в Ярославль архиепископа Павла (Борисовского), когда он демонстративно отслужил службу под Новый год в соответствии с новым гражданским календарем, что в Ярославской губернии было в то время не принято; верующие увидели в этом поступке выражение намерения идти по пути обновленцев в угождении безбожникам.

Как благочинный и известный своим ревностным служением пастырь, о. Флегонт издавна пользовался большим доверием Ярославских архиереев; когда был арестован и сослан епископ Тутаевский, викарий Ярославской епархии Вениамин (Воскресенский) (сщмч., память его 22 сент.), то именно через о. Флегонта он стал вести переписку с правящим архиереем Ярославской епархии Павлом (Борисовским).

Отца Флегонта обвиняли в антисоветской деятельности, заключавшейся в том, что он обсуждал со священниками вопросы церковной жизни и положение Церкви в безбожном государстве, открыто ставящим своей целью ее уничтожение. Будучи допрошенным, он сказал следователю, что в предъявленном ему обвинении виновным себя не признает.

3 января 1930 г. Коллегия ОГПУ вынесла приговор, касающийся тридцати трех обвиняемых – священнослужителей и мирян Ярославской и Ивановской епархий; протоиерей Флегонт был приговорен к трем годам ссылки в Северный край.

Отец Флегонт был освобожден 10 ноября 1932 г. Желая быть ближе к семье, проживавшей тогда в поселке Новогиреево под Москвой, он, имея ограничения, как бывший заключенный по политической статье, поселился на границе Московской области и Владимирской областей и устроился работать на железной дороге. В 1936 г. он работал весовщиком на станции Храпуново Ногинского района, но был уволен по требованию паспортного стола. Отец Флегонт поселился в поселке Петушки в одной квартире вместе с высланными за стокилометровую зону священниками и устроился работать сторожем на топливный склад при железной дороге.

В 1937 г. поднялось самое обширное и беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь, когда стали арестовываться не только священнослужители, которые тогда служили в храмах, но и те, кто, вернувшись из ссылок и лагерей, оставались без места. Протоиерей Флегонт был арестован 4 декабря 1937 г. и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста ему был устроен первый и последний допрос, в ходе которого ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности. Виновным себя в этом священник не признал.

Следствие было закончено на следующий день после ареста священника, и 9 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Протоиерей Флегонт Понгильский скончался 23 апреля 1938 г. в одном из лагерей Новосибирской области и был погребен в безвестной могиле.

 Мч. Димитрий (Вдовин) (1942): Новомуч. Мученик Димитрий родился 3 февраля 1883 г. в городе Коломне в семье возчика Михаила Вдовина. Окончил городское четырехклассное училище в Коломне. С 1904 по 1906 год Дмитрий Михайлович был на военной службе, где исполнял должность переписчика.

После возвращения в Коломну Дмитрий Михайлович устроился работать продавцом в магазине, принадлежавшем его брату. В 1910 г. он женился на Надежде Ивановне Архиповой, впоследствии у них родилось трое детей. В 1912 г. Дмитрий Михайлович открыл посудную лавку в Коломне и занялся торговлей. В 1918 г. он устроился работать по найму в Коломенскую артель кондитеров. С 1919 по 1920 год служил в Красной армии переписчиком в запасном батальоне Западного фронта, а после демобилизации работал служащим в Коломенском уездном отделе здравоохранения.

С 1924 по 1927 год Дмитрий Михайлович снова занимался торговлей, а с 1928 по 1932 год – кустарным промыслом, изготовлением крестьянских сит и решёт. До 1935 г. он трудился на различных коломенских предприятиях, а затем устроился на работу в Озерский райпромкомбинат.

Всецело преданный гонимой Церкви Христовой, Дмитрий Михайлович в тяжелое для всех верующих время проявил себя истинным христианином. С 1922 по 1929 год он был церковным старостой Коломенского Успенского кафедрального собора, а затем Троицкой церкви. Он очень любил богослужение и церковное пение и эту любовь старался передать своим детям.

Во время массовых арестов духовенства и верующих в 1937 г. власти приняли решение об аресте Дмитрия Михайловича Вдовина.

22 августа он был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. В тот же день начались допросы. На вопросы следователя он рассказал о себе, что является активистом церкви тихоновской ориентации, и состоял членом церковного совета. Обвинения в систематическом ведении среди населения контрреволюционной агитации и в принадлежности к церковно-монархической организации он категорически отверг.

28 августа следователь провел очную ставку между Дмитрием Михайловичем и священником Стефаном Можаевым, который на допросах оговорил себя, Дмитрия Михайловича Вдовина и многих священнослужителей. Во время очной ставки лжесвидетель повторил ранее данные показания о том, что якобы весной 1937 г. завербовал Вдовина в состав контрреволюционной организации. Эти показания Дмитрий Михайлович также категорически отверг.

Через некоторое время Дмитрия Михайловича перевели в Таганскую тюрьму в Москве, где он снова был допрошен. Ему опять предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности. Но виновным себя в этом он не признал.

Впоследствии, в 1957 г., органами внутренних дел было проведено расследование, которое вскрыло факты нарушения в 1937 г. сотрудниками Коломенского районного отделения НКВД законности. В частности, было установлено, что следователи арестовывали людей без всяких оснований, во время следствия заставляли подписывать выдуманные показания. К тем, кто отказывался это сделать, применяли непрерывные, так называемые «конвейерные», допросы, длившиеся несколько суток и сопровождавшиеся оскорблениями, угрозами, многочасовыми стояниями и побоями. Но и эти испытания не сломили Дмитрия Михайловича.

9 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила Дмитрия Михайловича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Наказание он был отправлен отбывать в Бамлаг на станцию Известковая, поселок Кульдур Бирского района.

В лагерь Дмитрий Михайлович прибыл с этапом 16 ноября 1937 г. и сначала работал на лесоповале. Затем он заболел флегмоною ног, вследствие чего в феврале 1938 г. был помещен на излечение в сангородок. В октябре 1938 г. комиссией врачей он был актирован как инвалид, с поражением левой ноги, вследствие флегмоны, и потерей общей трудоспособности. Лагерное начальство назначило его экономистом. Жена Дмитрия Михайловича Надежда Ивановна в феврале 1940 г. подала в НКВД жалобу с просьбой пересмотреть дело мужа, а в сентябре того же года жалобу подал и сам Дмитрий Михайлович. Но обе эти жалобы остались без последствий.

Дмитрий Михайлович Вдовин умер 23 апреля 1942 г. в Средне-Бельском исправительно-трудовом лагере от туберкулеза легких и погребен в безвестной могиле.

 

Пророчица Олдама (VII до Р.Х.). Пророчица Олда, или Олдама, происходила из колена Левина и была в замужестве. Она жила в первой половине VII века до Рождества Христова при царе иудейском Иосии. Иосия посылал к ней первосвященника Хелкию с начальниками иудейскими просить, чтобы пророчица молилась о помиловании царства  Иудейского, так как ему, согласно с предсказанием пророка Моисея, угрожали великие бедствия за идолопоклонство и безнравственную жизнь жителей его. Олда сказала, что все предсказанное Моисеем сбудется над иудеями за нечестие их.

Утешая же царя Иосию, «делавшего угодное в очах Господних и ходившего во всем путем Давида, отца своего, не уклонявшегося ни направо, ни налево», пророчица предсказала ему, что за его смирение пред Господом «Господь приложит его к отцам его и положен он будет в гробницу свою в мире, и не увидят глаза его всего того бедствия, которое Господь наведет на страну его» (4 Цар. XXII, 20). 

Мчч. Иаков пресвитер, Азадан и Авдикий диаконы, Персидские (ок. 380). Пострадали от меча в Персии за исповедание Христа от царя Сапора. Взяты были вместе с епископом Акепсимом (память его 3 нояб.).

Мчч. Квабтахевские, иже в Иверии (1386).

Мч. Дим Смирнский (1763). Св. Дим (Димос) родился в деревне Угун-Киепре Андрианопольской епархии. Рыбак по ремеслу, он работал у одного турка, державшего рыбную ловлю в Смирне, но отказался в виду тяжелых условий, предъявленных хозяином. Раздосадованный отказом, турок обвинил Дима в том, что он будто бы обещал принять исламизм. Дим отверг подобное нарекание и исповедал ту веру, в которой воспитали его благочестивые родители и православная церковь. После обычных принуждений к исламизму и пыток Дим был заключен в темницу в тяжких колодах, в которые для увеличения боли были забиты камни и другие, острые и твердые, предметы, а потом обезглавлен 10 апреля 1763 г. Христиане выкупили тело св. Дима и с честью похоронили его в храме св. Георгия. Впоследствии мощи св. Дима были перенесены в алтарь этого же храма.

Сщмч. Григорий V, патриарх Константинопольский (1821).

Мч. Авксентий.

Св. Максим.

Свв. Изкриан и Тифантиен.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz