Краткие жития святых, православные праздники и события

12/25 апреля

 

Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Прмч. Сергия (1938).

Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Прп. Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550).

Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Прп. Анфусы девы (801). Прп. Афанасии игумении (860)

Муромская (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.

 

Три cвятителя: Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый и Василий Исповедник Прп. Василий исп., еп. Парийский (после 754). В древнем малоазиатском городе Парии, когда в нем утвердилось христианское учение, была учреждена епископская кафедра, подчиненная Кизическому митрополиту. В числе епископов, управлявших этой епархией, был и св. Василий, избранный на кафедру за свою добродетельную и богоугодную жизнь. В царствование Льва Армянина, когда церковь волновалась иконоборческой ересью, и почитатели святых икон подвергались преследованиям, св. Василий явился истинным исповедником православного учения. Он порвал все сношения с еретиками и отказался, несмотря на принуждения, подписать письменное постановление об уничтожении икон. Изгнанный иконоборцами из города за свою деятельность, направленную на защиту православия, св. Василий принужден был переселиться с одного места на другое, проводя жизнь, полную всяких лишений и бедствий. Охраняя чистоту веры, он не признавал нечестивые еретические соборы и не вступал с ними в сношения. По смерти Льва Армянина св. Василий был возвращен на епископскую кафедру и мирно скончался (после 754 г.).

 

Прмч. Сергий (Крестников) (1938): Новомуч. Преподобномученик Сергий родился 1 июля 1893 г. в городе Москве в семье рабочего Александра Крестникова. В 1905 г., когда Сергию исполнилось 12 лет, он был принят в хор Московского Покровского монастыря и десять лет участвовал в его деятельности.

С 1915 по 1918 год Сергий нес певческое послушание в различных московских храмах. В 1918 г. он был принят в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1922 г. Лавра безбожными властями была закрыта, поэтому послушник Сергий перешел служить певчим в Пятницкую церковь, расположенную в непосредственной близости от стен древней русской обители.

В 1928 г. в связи с закрытием Пятницкой церкви послушник Сергий перешел в храм Всех Святых, что на Кукуевском кладбище в Сергиевом Посаде, где был погребен преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев) (память его 19 сент.).

Кроме певческого послушник Сергий нес еще послушание сторожа, а впоследствии был избран председателем церковного совета храма Всех Святых.

Как и многие из братии, послушник Сергий продолжал поддерживать духовную связь с последним перед закрытием наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым) (сщмч., память его 27 нояб.). Вместе с духовенством храма Всех Святых архимандритом Маврикием (Полетаевым) (сщмч., память его 21 сент.) и игуменом Максимилианом (Марченко) (сщмч., память его 14 окт.), а также со старостой храма Василием Кондратьевым (сщмч., память его 21 сент.) послушник Сергий был арестован 21 октября 1935 г. Загорским районным отделением НКВД и заключен в Бутырскую тюрьму.

На первом допросе следователь расспрашивал о знакомых, с которыми послушник Сергий поддерживает связь. Он также обвинил его в ведении антисоветской агитации, распространении провокационных слухов о войне и о скорой гибели советской власти. Послушник Сергий эти обвинения отверг, но подтвердил, что в отношении религиозных вопросов высказывался отрицательно о борьбе советской власти с религией, закрытии церквей, гонении на духовенство.

На вопрос следователя, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении, послушник Сергий ответил: «Я настроен антисоветски, потому что советская власть организовала гонение на религию, высылает ни за что верующих и духовенство, без согласия верующих закрывает церкви.

Следователем для дачи свидетельских показаний были вызваны пятеро священников, по требованию следователей НКВД оговоривших арестованных, а вместе с ними и послушника Сергия (Крестникова), подписав лжесвидетельства против них.

8 января 1936 г. тройка НКВД приговорила послушника Сергия (Крестникова) к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. В феврале этапом послушник Сергий был направлен в город Чибью в распоряжение начальника управления Ухпечлага НКВД.

В лагере послушник Сергий выполнял обязанности дневального. С лета 1937 г. безбожные власти начали повсеместные аресты духовенства и верующих. Коснулись они и тех из них, кто отбывал различные сроки наказания в лагерях или ссылке. 21 января 1938 г. послушник Сергий был арестован и обвинен в том, что «отбывая наказание в Ухпечлаге НКВД,  вошел в контрреволюционную деятельность, направленную на дискредитацию проводимой политики партии и советского правительства».

После ареста послушник Сергий был заключен в следственный изолятор в городе Чибью. В день ареста состоялся допрос. Виновным в предъявленном обвинении он себя не признал.

15 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила послушника Сергия к расстрелу. 25 апреля послушник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Сергий (Крестников) был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле. 

 

Сщмч. Зинон, еп. Веронийский (ок. 260). Зинон был родом грек и происходил из Сирии. Он предпринял путешествие по различным городам Востока с целью получить христианское образование. Изучив также и греко-римскую литературу, Зинон прибыл в Италию и остановился в городе Вероне. Местные жители, зная его добродетельную жизнь, избрали его своим епископом. Это произошло в 362 г. [Так в первоисточниках].

Ужасные гонения на христиан со стороны язычников к этому времени уже прекратились. Но, хотя религия христианская была признана религией государственной и одержала окончательную победу над язычеством, все же последнее продолжало еще существовать. Зинон, видя вокруг себя множество язычников, деятельно занялся просвещением их светом евангельского учения. Кроме того, ему пришлось вести борьбу и с арианами, учившими, что Сын Божий не равен Богу Отцу и есть Его творение. Когда же управление империей перешло в руки Констанция (353-361) и Валента (364-378), покровительствующих еретикам арианам, тогда Зинон показал себя твердым исповедником православной истины и не отступил от нее, несмотря на воздвигнутые гонения.

За свои подвиги на пользу церкви св. Зинон был удостоен дара чудотворений. Кончина его последовала около 380 г. [Так в первоисточниках].

Св. Зинон оставил после себя не мало письменных произведений, в которых касался предметов, необходимых для христианина. Некоторые из его произведений направлены против ариан, например «О Божестве Сына Божиего».

Исаак Сирин Прп. Исаак Сирин, в Сполете Италийском (550). Повествование о жизни Исаака Сирина оставил нам св. Григорий Двоеслов, папа Римский. В своем сочинении: «Собеседования о жизни и чудесах италийских отцов», в частности, в диалоге с диаконом Петром, Григорий представляет нам жизнь прп. Исаака в таком виде.

Прп. Исаак родился в Сирии. Придя оттуда в Италию, в город Сполето, он, прежде всего, вошел в церковь и здесь просил пономарей, чтобы они разрешили ему остаться в церкви для молитвы так долго, как это ему понадобится. Получив требуемое разрешение, Исаак провел в молитве двое с половиною суток. Увидев это, один из пономарей, отличавшийся гордостью, с бранными словами стал выгонять св. Исаака из храма, называя его лицемером, желающим приобрести известность среди жителей Сполето, и даже дошел до того, что ударил преподобного по щеке. Но тотчас же за это был наказан: по попущению Божию на него напал нечистый дух и, причиняя невыносимые боли, поверг его к ногам преподобного с криком: «Исаак меня изгонит!» Так стало известно имя преподобного. Исаак наклонился над пономарем, и тотчас нечистый дух оставил его. Быстро разнеслась весть о случившемся по всему городу, и все жители его, как бедные, так и богатые, поспешили к храму и стали звать Исаака в дома свои. Но Исаак, удалившись за город, остановился в пустынном месте, где устроил себе маленькую келью. К нему приходило множество народу, и, видя святую и добродетельную жизнь Исаака, многие настолько воспламенялись любовью к вечной жизни, что оставались здесь же служить Богу под руководством преподобного. Так мало-помалу образовался здесь, на горе Монте-Люко, монастырь. Ученики Исаака вместе с молитвенными подвигами соединяли и телесные труды, возделывая землю своими руками. Однажды они просили Исаака принимать ради нужд монастырских приносимые доброхотные дары, но учитель, старавшийся приучить учеников своих к нестяжательности  и любви к труду, строго запрещал пользоваться плодами чужих трудов.

Прп. Исаак еще при своей жизни был одарен духом пророческим и стал известен всей стране своим даром чудотворений. Однажды он велел братии оставить все земледельческие орудия в монастырском огороде. На другой день утром, когда иноки монастыря встали и совершили утренние молитвословия, преподобный сказал им, чтобы они приготовили значительное количество пищи, достаточной для стольких работников, сколько было оставлено в огороде заступов. Затем св. Исаак повел братию в огород, и иноки там, действительно, увидели столько работников, сколько было заступов. Эти работники были воры и проникли в огород с целью грабежа, но потом оставили свое дурное намерение и стали работать, вскопав с первого часа ночи всю невозделанную в огороде землю. Преподобный накормил и отпустил их с назиданием перестать, впредь, промышлять воровством, а пользоваться открыто плодами огородных растений.

Было много и других подобных случаев, когда св. Исаак возбуждал в преступниках сознание греха. Поражая их умы своею прозорливостью и трогая их сердца своею добротою и милосердным снисхождением, он возбуждал в них чувство раскаяния и искреннее желание исправиться.

Скончался св. Исаак около 550 года. После него осталась книга «подвижнических слов» с весьма полезными наставлениями для иноков.

Прмчч. Мина, Давид и Иоанн Палестинские (после 636). Их убили стрелами сарацины в Палестине после 636 года.

Прп. Анфуса Омонийская, дева, игумения (801). Она была дочерью византийского императора Константина Копронима и получила свое имя в честь преподобной игуменьи Анфусы (Анфисы, память ее 27 июля), предсказавшей ее судьбу. С юности она стремилась к иночеству, все личное имущество употребляла на помощь нищим и сиротам, и отказывалась как от замужества, так и от участия в управлении империей.

Царевна носила под царскими одеждами власяницу, употребляла скудную пищу и пила только воду. После смерти императора она раздала все имущество нищим и церквам, и приняла постриг в константинопольском монастыре святой Евфимии. Святая Анфуса основала в Константинополе женский Омонийский монастырь со строгим уставом, а затем стала его игуменьей. Являя пример удивительного смирения, Анфуса Омонийская сама убирала церковь, носила воду, прислуживала во время трапезы.

Прожив 52 года, смиренная и кроткая подвижница представилась ко Господу в 801 году.

Прп. Афанасия Эгинская, игумения (860) и св. Матфей пресвитер. Прп. Афанасия родилась на Эгине, одном из островов Эгейского моря. Богатые и благочестивые родители ее, Никита и Мария, дали ей хорошее образование. Еще в семилетнем возрасте она выучилась чтению Псалтири и стала прилежно заниматься чтением Священного Писания. С юности она не находила утешения в  удовольствиях земной жизни, потому что душа ее стремилась служить Богу. Возненавидев суету мира, она решила удалиться в монастырь. Но родители, вопреки ее стремлениям, выдали ее замуж за одного военного человека, но на 17-й день ее брачной жизни на остров напали арабы, и муж ее, по неисповедимому промыслу Божию, в схватке был убит. Но и на этот раз она не успела еще исполнить своего задушевного желания: вышел приказ императора Михаила, предписывающий выдавать замуж за его воинов дев и молодых вдов. Афанасия вторично вышла замуж.  После нескольких лет замужества она убедила своего мужа отречься от мира с его соблазнами, и он удалился в монастырь.

Сделавшись свободною, Афанасия посвятила всю оставшуюся жизнь исключительно на служение Богу. Продав земли, составляющие ее наследство, она значительную часть вырученных денег раздала нищим, а дом свой превратила в дом молитвы. Через три или четыре года после этого здесь образовалась монашеская община под ее руководством. После четырехлетнего управления сестрами Афанасия решилась перебраться с ними в более уединенное место. Так прп. Афанасия, по неисповедимому промыслу Божию, стала настоятельницей женского монастыря, находящегося на горе в пустынном месте, которое ей указал один старец по имени Матфей. Но и это пустынное место не оставалось неизвестным для посторонних. Со всех концов острова стали стекаться к ней больные; вера их оправдывалась, и они получали исцеления.

Имевшая большое смирение и кротость, прп. Афанасия, молясь Богу, часто взирала на небо и, однажды, исполнялась ужаса и удивления, потому что увидела светлое облако, испускавшее лучи солнечные, а среди облака – благолепного мужа, светящегося красотой. Удивляясь, она спрашивала себя: «Какая добродетель сделала его таким светлым и благолепным?» И так размышляя, она услышала голос: «Его так украсило смирение и кротость, и ты просветишься также».

Умирая, она заповедала сестрам поминать ее в общественных молитвах до сорокового дня и поставлять трапезу для нищих. Однако сестры исполняли ее завет только до девяти дней.

Тогда преподобная явилась им с двумя ангелами и напомнила о нарушении заповеди, сказав: «Ведайте, сестры, что совершаемые сорок дней церковные молитвы и подаваемая милостыня за души умерших умилостивляют Бога и низводят на грешных благодать отпущения грехов; и самим поминающим приносят пользу!..» Сказав это, преподобная воткнула в землю свой настоятельский жезл и стала невидимой. На утро сестры нашли этот жезл расцветшим и прославили Бога, Сотворившего чудо в подтверждение истинности слов преподобной.

Прп. Матфей, указавший прп. Афанасии место для монастыря, был иереем и великим подвижником. Каждую ночь он прочитывал всю Псалтырь, соединяя с чтением и усердную молитву. Он беспрерывно боролся со своею плотью и, когда наставала необходимость подкрепиться сном, он спал самое короткое время, и притом не лежа, а сидя. Одеждой его была только колючая власяница. Почил св. Матфей в IX веке.

Перенесение честного пояса Пресвятой Богородицы из Зилы в Константинополь (942).

Свт. Сергий II, патриарх Константинопольский (1019). Он был приемником св. Сисиния II-го (память его 11 окт.) и поставлен в патриархи в 999 году из игуменов монастыря Мануила. Обличал папу в отступлении от древних апостольских преданий. Скончался мирно.

Прп. Акакий Новый, Кавсокаливит (1730). Родился в селении Галицы; принял пострижение в обители св. Дионисия Олимпийского и подвизался на Афоне. Он многих напутствовал на мученический подвиг за исповедание веры Христовой. Представился мирно.

Память его празднуется также во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.

Мчч. Дим и Протион. Скончались от меча после истязаний.

Мч. Геронтий.

Мч. Кистион.

 

Икона Божией Матери Муромская Муромская икона Божией Матери (XII). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы была принесена из Киева в Муром св. князем Константином Муромским (память его 21 мая) в начале XII века. Константин долго старался убедить язычников в Муроме принять христианскую веру, но они не только не изъявляли на то согласия, а даже в ярости составили заговор и хотели убить его. Когда блгв. князь узнал об этом, то усердно помолился Богу и вышел к ним с иконою Богоматери. Язычники были поражены ужасом и тотчас переменили мысли, и сами стали просить крещения. В конце XIII века в Муроме был епископом св. Василий Рязанский (память его 3 июля). Народ, ослепленный клеветами, заподозрил его в порочной жизни и хотел умертвить. Святитель просил отсрочить его смерть до утра, и всю ночь до самого утра молился он в храме св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Затем, совершив литургию, пошел в храм Благовещения и там перед иконой Богоматери, принесенной из Киева, отслужил молебен. Затем он взял св. икону, пошел из церкви на р. Оку и, сняв с себя мантию, распростер ее по воде и чудесно стал на мантию с иконою. Сильный ветер понес его против течения. К девятому часу дня он доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили кнн. Феодор и Константин. Тут князья, все духовенство и народ вышли с крестным ходом навстречу дивному пловцу. С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме и учредилась в Рязани, где и осталась чудотворная икона, которую назвали еще «Молением св. Василия». Через три года свт. Василий избрал для жительства новую Рязань, как место, более защищенное от монголов, и там утвердил в 1291 г. свою кафедру; туда же перенес и икону Муромскую. Впоследствии святая икона была помещена над гробницей святителя Василия в рязанском кафедральном Христорождественском соборе. Празднование ей было установлено указом Синода 12 (26) апреля 1810 г. по прошению жителей Мурома.

В 1929 г. Христорождественский собор, где пребывала Муромская икона, был отдан для нужд окружного архива. Чудотворная икона Божией Матери бесследно исчезла.

Белыничская икона Божией Матери Белыничская икона Божией Матери (XIII). В 1240 г., когда хан Батый захватил Киев, несколько монахов, спасая свои жизни, взяли с собою старинную икону Пресвятой Богородицы византийского письма и по Днепру и Друти приплыли к большой горе, где основали храм во имя св. пророка Илии. Во время одной из служб в этой церкви произошло чудо: от образа Царицы Небесной воссиял свет и разошлись лучи, так что ночью стало светло, как днем. На этом чудесные явления не закончились, икона стала известной, и вскоре вокруг монастыря стали селиться люди. Селение получило название Белыничи, что значит «Белые ночи», а икона стала Белыничской. После заключении унии (1596 г.) образ перешел к католикам и пребывал в костеле Белыничского католического монастыря, основанного в 1622-1624 гг. литовским гетманом Львом Сапегой на берегу реки Друти. Икона почиталась как католиками, так и православными.

В 1832 г. после польского восстания монастырь, где находилась икона, был закрыт, костел действовал как приходской храм, а в 1879 г. костел вместе с чудотворной иконой был передан православным с восстановлением монастыря. В последующее время икона находилась в местечке Белыничи, Могилевской губернии, в церкви мужского Николаевского монастыря.

После революции Белынический монастырь был закрыт и разрушен до основания, икона пропала. В 1990 г. верующим с. Белыничи было передано здание под храм. Ко времени освящения был обретен чтимый список Белыничской иконы Богоматери и поставлен в оборудованной церкви. 12(25) апреля 1991 г. архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим в сослужении духовенства епархии, при многочисленном стечении молящихся, освятил престол и храм в честь Белыничской иконы Богоматери и совершил в нем первую Божественную литургию.

Списки Белыничской иконы есть во всех храмах Могилевской епархии и даже за ее пределами, во всей Белоруссии благоговейно почитают этот образ Владычицы.  Все, притекающие к ней с верой и надеждой на помощь и заступничество Царицы Небесной, по вере своей получают исцеления от болезней и утешение в скорбях.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz