Краткие жития святых, православные праздники и события

6/19 апреля

 

Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Сщмч. Иоанна пресвитера (1934); сщмч. Иакова пресвитера (1943); прп. Севастиана Карагандинского, исп. (1966).

Свт. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120 Персидских (344-347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

 

Святитель Евтихий Константинопольский Свт. Евтихий, архиеп. Константинопольский (582). Родился в семье благочестивой и богобоязненной. Родителями его были воин Александр и Синесия, дочь священника Исихия, ревностно служащего Богу в Августопольской церкви. Мудрость Божия часто еще до рождения Божиих угодников предсказывает их великое предназначение. Так было и в этом случае. Однажды Сисения, еще нося во чреве благословенный плод, увидала, как ее освещает неизреченный свет.

По рождении Евтихия Исихий окрестил его, а когда тот пришел в возраст, сам принялся за обучение его мудрости Божеской и человеческой. У пресвитера Исихия, кроме Евтихия, училось еще много других детей, его сверстников. Однажды, в свободное время, они затеяли игру, состоявшую в том, что каждый писал на стене то звание и положение, какого надеялся достигнуть в жизни. Внук Исихия написал «Евтихий патриарх», и этому никто не удивился, так как он своими дарованиями во много раз превосходил всех своих сверстников.

Когда Евтихию исполнилось двенадцать лет, родственники отправили его для дальнейшего образования в Константинополь, где он, тщательно изучив светскую науку, ясно понял, что сама по себе внешняя премудрость не есть, как пишет святой апостол Иаков, нисходящая свыше, но «земна, душевна, бесовска». Тогда как премудрость свыше чиста есть, мирна, кротка, благопокорлива, исполнена милости и плодов благих.

Уразумев это, Евтихий решил всю свою остальную жизнь отдать не грешному миру, но Богу, и для этого поступил в число иноков. Хиротонисованный на тридцатом году своей жизни во пресвитера, он и привел в исполнение свое благое намерение, удалившись в один из амасийских монастырей и облекшись здесь в иноческий чин. Амасия была резиденцией царей Понта. Вскоре Евтихий за свои выдающиеся достоинства и добродетели был поставлен архимандритом над всеми монастырями, входившими в пределы амасийской митрополии.

Это было время царствования Юстиана Великого, который в мае 553 года созвал в Константинополе Пятый Вселенский Собор, на котором должен был быть окончательно решен вопрос о Феодоре Монсуетском, блаженном Феодорите и Иве Едесском. Амасийский митрополит в это время как раз заболел и потому не мог сам отправиться на собор, а в качестве своего заместителя послал Евтихия. Перед самым отправлением в путь Евтихию было чудное видение. С небесной тверди простерся перст Божий. Он указал на находившуюся над монастырем гору, на которой возвышался храм святого мученика Фалалея. При этом Евтихий услышал обращенный к нему голос: «Там ты будешь епископом».

По прибытии Евтихия в Константинополь, восседавший тогда на патриаршем престоле престарелый Мина, когда увидел блаженного, сказал о нем своему клиру, что он будет после него патриархом. Вскоре Мина послал Евтихия с неким поручением к царю. А в это самое время у царя находились некоторые из еретиков. Евтихий вступил с ними в спор по вопросам веры и победил их. Это сразу выдвинуло его в глазах царя, который приблизил его к себе. И потому, когда в скором времени скончался патриарх Мина и некоторые стали домогаться патриаршего престола, царь решительно отверг все их искания, помышляя о блаженном Евтихии.

В 552 г. на сороковом году жизни святой Евтихий был возведен на константинопольский патриарший престол. В самом начале его управления церковью был открыт Пятый Вселенский Собор. На нем присутствовали римский папа Вигилий, александрийский патриарх Аполлинарий, антиохийский Домн. Председательствовал сам св. Евтихий. Благочестие святыми отцами собора было утверждено, еретики же и их злочестивые мудрования были преданы анафеме.

Несмотря на то, что император Юстиниан сам способствовал постановлению Евтихия в патриархи и вначале вполне покровительствовал ему и его православным сторонникам, однако, впоследствии, будучи незаметно обольщен еретиками, он склонился на сторону последних и под видом благочестия стал сеять ересь. Св. Евтихий сопротивлялся императору, указывая, что исповедуемое им учение принадлежит не православной церкви, а еретикам. После многих пререканий с обеих сторон император Юстиниан собрал из единомышленных с ним епископов беззаконное сборище и представил ему ложные обвинения на своего бывшего любимца. Явились и ложные свидетели. С помощью их ложных показаний удалось добиться того, что патриарх Евтихий, этот добрый пастырь, святой муж, строгий ревнитель православия, был (в 565 г.) осужден и низвержен, а на его место был избран некий лжепастырь Иоанн, по прозванию Схоластик. Святой Евтихий был затем отправлен в ссылку в Амасийскую область.

Здесь на месте своего прежнего служения церкви, в Амасийском монастыре, Евтихий пребывал в посте и молитве, по милости Божией творя много чудес, исцеляя людские немощи. К нему, как к доброму врачу, стекалось великое множество страждущих различными болезнями мужчин, женщин и детей, и никого он не отгонял от себя, принося за всех их пред Богом усердные молитвы.

В 577 году святитель был возвращен на константинопольский патриарший престол, когда умер император Юстиниан, а на царский престол вступил его племянник Иустин, как и предсказал ему ранее св. Евфимий по откровению Божию. Остальные дни жизни святейшего патриарха Евтихия были прожиты им в мире на пользу Христовой церкви и к великой радости всех православных. Четыре года и шесть месяцев занимал Евтихий патриарший престол после своего возвращения, и затем в Фомино воскресенье 582 года, имея семьдесят лет от роду, он мирно почил о Господе. Тело его с честью было погребено в апостольской церкви под ступенями алтаря, где находились мощи святых Андрея, Тимофея и Луки.

 

Сщмч. Иоанн (Бойков) пресвитер (1934): Новомуч. Священномученик Иоанн родился в 1891 году в семье священника Иакова Бойкова. Он был старшим братом священномученика Иакова Бойкова (о нем ниже). В 1915 году он окончил Тверскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в собор в городе Осташкове. В 1917 году умер отец священник, и родственники уговорили Ивана Яковлевича вернуться на родину в Бежецк, куда он приехал в 1918 году и устроился работать учителем. Но не по душе было религиозному молодому человеку преподавание в новой, враждебной православию школе. Он женился, оставил учительство и в 1921 году был рукоположен в сан священника ко храму села Залужанье Молоковского района Тверской области. Здесь он служил до 1929 года. В это время началась коллективизация, как почти везде, с закрытия храма. После этого жена Евфросиния Михайловна стала просить его, чтобы он не искал нового места священника и перестал служить; о том же просили и некоторые крестьяне, видя, что надвигается беда и не сегодня-завтра священник может быть арестован.

Отец Иоанн на это не соглашался, но на всякий случай, чтобы из-за его священства власти не преследовали семью, он разрешил жене развестись.

В 1929 году о. Иоанн получил место священника на погосте Белом Молоковского района, а 1 ноября 1930 года перешел служить в храм села Бошарова. Здесь жили монахини из многих закрытых монастырей, и церковная служба правилась по-монастырски.

Время от времени о. Иоанн приезжал в Залужанье навестить семью и повидаться с прихожанами, которые искренне любили глубоко верующего священника. Хотя он приезжал ночью, но все равно соседи часто докладывали уполномоченному ОГПУ об этом. Тот посылал милиционера, который, не желая арестовывать его, после формального визита уходил якобы не застав священника в доме.

ОГПУ все же решило арестовать священника, а вместе с ним и прихожан-крестьян. Формально их обвинили в том, что они являются противниками создания колхозов, организовав на этой почве целую группу, которую возглавил о. Иоанн Бойков. Виновным себя о. Иоанн не признал, так же как и арестованные вместе с ним крестьяне.

Через месяц, 20 апреля 1931 года, Тройка ОГПУ приговорила о. Иоанна к пяти годам исправительно-трудовых лагерей; вместе с ним были приговорены к различным срокам заключения и ссылки четверо крестьян.

После ареста священника у его жены Евфросинии отобрали дом в Залужанье и все, что в нем было, хотя дом был построен еще ее родителями. Без дома и средств остались дочери о. Иоанна, Нина и Вера, которым было тогда восемь лет и четыре года. Власти отобрали всю одежду, у детей забрали игрушки, оставив родным священника только то, что они успели надеть. Жена о. Иоанна с детьми поселилась в Бежецке в доме его матери. Поскольку Евфросиния Михайловна была лишена гражданских прав как жена священника, несмотря на то, что она была с мужем разведена, на работу ее никуда не принимали. И пришлось ей ходить по миру и побираться. После восстановления в правах ей все равно приходилось довольствоваться временными заработками, так как работодатели стремились избавиться от жены священника, пусть даже бывшей. От этих тягот у нее в 1937 году надолго отнялись ноги, врачи ей дали документ об инвалидности, после долгих хлопот она стала получать мизерную пенсию, и с Божией помощью они с детьми выжили.

Из писем о. Иоанна родные узнавали, что он болел туберкулезом, но поправился. Хотя и успокаивал о. Иоанн своих родных, но здоровье его было подорвано, туберкулез давал себя знать, и в сочетании с тяжелой работой это оказалось непереносимым. Последнее письмо от него было датировано 28 июля 1934 года и вскоре после этого о. Иоанн скончался.

Сщмч. Иаков (Бойков) пресвитер (1943): Новомуч. Священномученик Иаков родился в 1896 году в городе Бежецке в семье священника Иакова Бойкова. Он был младшим братом сщмч. Иоанна Бойкова. С детства любимым его занятием было чтение духовных книг, а любимой игрой – «игра в храм». Яков окончил духовное училище, поступил в Тверскую Духовную семинарию, а по окончании ее в 1915 году – в Московскую Духовную академию. В 1917 году после государственного переворота академия была закрыта; Яков в Сергиевом Посаде не имел родственников и из-за наступившего голода и разрухи вынужден был уехать в Бежецк к сестре. Гимназию в Бежецке переименовали в реальное училище, но состав преподавателей оставался прежним, и его взяли учителем. Яков Яковлевич проработал здесь два года, но был уволен, потому что был сыном священника и не скрывал своих взглядов – какой он видит окружающую жизнь. Преследования, увольнения и всякого рода гонения в верующем человеке только укрепляют веру. И хотя пришло время гонений, Яков Яковлевич решил стать пастырем и послужить своему народу. Незадолго перед принятием сана он женился на выпускнице епархиального училища, которая работала в советской школе учительницей. Став женой будущего священника, она потеряла свое и без того шаткое материальное благополучие.

В 1923 году Яков Яковлевич был рукоположен в сан священника ко храму святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье, где он прослужил до 1930 года, когда переехал в Бежецк. Но в Бежецке вакантных священнических мест не было, и о. Иаков уехал в село Кирилловское Максатихинского района, где прослужил два года. Затем открылась вакансия на место священника в селе Княжево недалеко от Бежецка, и о. Иаков стал служить там. В Княжеве он служил до 1938 года. Ему пришлось пережить непрекращающиеся гонения двадцатых – тридцатых годов. Там, где власти не арестовывали священника, они намеренно облагали его и его семью произвольными и заведомо непосильными налогами, вынуждая покинуть приход. Не смотря на это и  жалобы жены, о. Иаков продолжал свое пастырское служение.

В 1937-1938 годах были арестованы, за единичными исключениями, все священники области. 5 февраля 1938 года секретный сотрудник под кличкой Килограмм составил донесение в НКВД на о. Иакова, в котором излагал свои клеветнические измышления об якобы бывших со стороны священника нелицеприятных высказываниях по отношению к коммунистам, самому Сталину и выборам в Верховный Совет.

Через три дня после доноса был выписан ордер на арест священника. Перед арестом о. Иаков подолгу и усердно молился, чаще всего ночью. В час ночи с 8 на 9 февраля 1938 года за ним пришли сотрудники НКВД. Отец Иаков простился с женой и дочерью и в сопровождении конвоя покинул дом навсегда. На следующий день состоялся допрос, где наряду с прочим от него требовали признания своей вины в ведении контрреволюционной агитации против партии и советской власти. После того, как священник отверг все возводимые на него обвинения, были вызваны и допрошены «дежурные свидетели», в том числе и осведомители, которые «подтвердили» виновность священника.

Все следствие продолжалось два дня, и уже 10 февраля было составлено обвинительное заключение. 13 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был сослан в Ектеринбургскую область. В ссылке он занимался погрузкой вагонов, окаткой бревен, работами на лесопилке и прочее. Эта работа ему была не по силам, и он часто болел. При всем при этом уголовники украли у него одежду, белье и посуду. По состоянию здоровья его в 1939 году перевели «на легкий труд» - в лаптежную мастерскую, но и здесь существовали нормы, которые очень трудно было выполнить изнуренному больному человеку, а, значит, и получать полноценное пропитание. Но здесь, по крайней мере, не было уголовников, грубости, воровства и нецензурной брани.

Последнее письмо от отца Иакова к родным было датировано от 24 августа 1942 года. Положение в лагере во время войны становилось все тяжелее, заключенным запретили переписку, их почти не кормили, сил уже не доставало на то, чтобы выполнить норму, а таких заключенных совсем переставали кормить. Отец Иаков умер в лагере от голода 19 апреля 1943 года.

Севастиан Карагандинский Прп. Севастиан (Фомин) Карагандинский, исп. (1966): Новомуч. Блаженный старец схиархимандрит  Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 28.10/10.11.1884 г. в селе Космодемьянске Орловской губернии в бедной крестьянской семье. Пяти лет от роду он осиротел – в один год умерли от чахотки Матрена и Василий Фомины, родители трех братьев: Иллариона, Романа и Стефана.

Семнадцатилетний старший брат быстро стал хозяином, женился. Тихие, кроткие Илларион и Стефан мечтали о монашеской жизни. Еще когда семья Фоминых ходила в 1888 г. на богомолье в Оптину, сам прп. Амвросий благословил Романа на монашество. Да и четырехлетний Стефан на всю жизнь запомнил ласковый взгляд старца. В 1908 г. средний брат Роман принял постриг в Оптиной пустыни с именем Рафаил, а вслед за ним, утвердившись в своем желании иноческого жития, туда же отправился и Стефан.

3 января 1909 г. он был принят келейником к старцу Иосифу (Литовкину), ближайшему ученику великого старца иеросхимонаха Амвросия, и в келье самого батюшки Амвросия сподобился прожить все свои оптинские 17 лет. Находясь при старце Иосифе, Стефан обрел в нем великого духовного наставника.

Велика была скорбь Стефана при кончине старца Иосифа в 1911 г. Но Господь не оставил его без утешения: в келью эту перешел старец Нектарий (Тихонов), и Стефан остался при нем келейником. В 1912 г. Стефан был пострижен в рясофор, а в роковом 1917 г. – в мантию с именем Севастиан (в честь мч. Севастиана, память его 18/31.12). В 1923 г., за два месяца до закрытия монастыря, он был рукоположен в иеродиакона.

В марте 1923 г. был арестован и выслан за пределы губернии (в 50 верстах от Козельска) о. Нектарий. О. Севастиан, живя в Козельске, часто навещал о. Нектария. В 1927 г. епископом Калуги о. Севастиан был рукоположен в иеромонахи. После кончины старца Нектария (29. 04./12.05. 1928 г.) о. Севастиан, выполняя его предсмертное благословение, уехал служить на приход сначала в Козельск, а затем в Калугу. Позже он получил назначение в Ильинский храм г. Козлова (Мичуринск) Тамбовской обл. В Ильинском храме, настоятелем которого был протоиерей Владимир Нечаев, о. Севастиан прослужил с 1928 по 1933 гг.

В 1933 г. батюшка был арестован и приговорен к семи годам заключения в ИТЛ. Вначале он был направлен в Тамбовскую обл. на к семи годам заключения в ИТЛ. валку леса, что было ему не по силам, а через год переведен в Карагандинский лагерь пос. Долиновка. 

О своем пребывании в лагере о. Севастиан вспоминал, что там били, истязали, требовали одного: отрекись от Бога. За отказ от этого его направили в барак к уголовникам. По слабости здоровья батюшку поставили работать хлеборезом, затем сторожем складов в зоне лагеря. В ночные часы он никогда не позволял себе спать, неся молитвенный труд. В последние годы заключения батюшка был расконвоирован и жил в каптерке. Он возил воду для жителей ЦПО (Центральные Промышленные Огороды), которые давали ему продукты.

29 апреля 1939 г., накануне праздника Вознесения Господня, о. Севастиан получил освобождение и решил никуда не уезжать из Караганды. Заключенные и лагерное начальство полюбили его. Злобу и вражду батюшка побеждал любовью и верой. Многих в лагере о. Севастиан привел к вере в Бога, и, после его освобождения, к нему в пос. Большую Михайловку ездили потом его духовные дети.

После войны Караганда, этот голодный и страшный (землянки спецпереселенцев, хибарки и бараки в голой степи, шахты, рудники, лагерные зоны) город в Северном Казахстане, становится одним из тайных «святых мест» Советского Союза. Сюда в поселок к о. Севастиану стали съезжаться, оставляя родные места, как монашествующие, так и мирские, глубоко верующие люди. Так с течением времени в Караганде образовался не зарегистрированный ни в каких «органах» монастырь.

Долгое время батюшка служил в комнате по ночам. Несмотря на запрет, он безотказно ходил по требам – и никто ни разу не проговорился, даже дети. А в 1955 г. засияла над лагерной Карагандой голубая луковка Богородице-Рождественской церкви. 22 декабря 1957 г., в день праздника иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», архиепископом Петропавловским и Кустанайским Иосифом (Черновым) о. Севастиан был возведен в сан архимандрита, а в 1964 г., ко дню своего Ангела, был награжден архиерейским посохом.

Всех, кто знал батюшку, о. Севастиан поражал не только своей прозорливостью, даром искренней и действенной молитвы, но и необыкновенной внимательностью к каждому человеку. Батюшка часто помогал тем, кто вдали от него мысленно просил его молитв. Так, когда одна духовная сестра, в минуту смертельной опасности в пути,  мысленно вскричала: «Батюшка спаси, батюшка помоги», автомобиль тут же замедлил ход. А на другой день о. Севастиан сам ее спросил – не она ли его призывала на помощь таким образом.

Открыто батюшка никого не исцелял и не отчитывал, но по своей скромности и простоте он всем помогал своей тайной молитвой. О. Севастиан придавал большое значение почитанию святых икон, благословлял чаще прикладываться к ним, возжигать свечи. Много чудесного видели его чада, но главное чудо – в нечеловеческих условиях жизнь их становилась мирной, тихой, радостной.

В его маленькой комнатке при храме всегда было тихо и уютно. Он всегда заботился, чтобы приехавших к нему издалека накормили, приютили. Разговаривая с приезжими подолгу, рассказанное однажды, он запоминал до мелочей и навсегда.

В 1965 г. он стал заметно слабеть, а в ночь на Лазареву субботу Великого поста 1966 года своему духовнику о. Александру он сказал: «Меня уже ждут там». За три дня до смерти батюшка принял схиму. Чин пострижения совершил владыка Питирим (Нечаев), прилетевший из Москвы. На Радоницу о. Севастиан «похристосовался» со всеми умершими и на рассвете тихо отошел ко Господу. Отпевали схиархимандрита Севастиана соборно, во главе с епископом Питиримом, впоследствии митрополитом. Похоронили его на Михайловском кладбище. В настоящее время мощи св. Севастиана покоятся в кафедральном соборе Караганды.

Схиархимандрит Севастиан был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

 

Мефодий Моравский Свт. Мефодий, архиеп. Моравский (885). Братья Кирилл (Константин) и Мефодий (память их 11 мая), равноапостольные, учители Словенские, происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в г. Солуни (современные Салоники в Греции). Св. Мефодий был военачальником и позже принял монашеский постриг в одном из монастырей Малой Азии. В Крыму свв. Константин (память ему 14 февраля) и Мефодий обрели мощи св. Климента. Вскоре они были посланы в Моравию (на территории современной Чехии и Словакии) для проповеди там христианства. Труды свв. братьев вызвали сопротивление немецких епископов, не допускавших богослужения на «варварском» (славянском) языке. Защиту от них свв. братьям пришлось искать в Риме. В Риме 27 февраля 869 г. св. Константин скончался, приняв перед смертью постриг в великую схиму с именем Кирилл. Св. Мефодий был поставлен в архиепископа Моравии. Вернувшись туда, он был заключен немецкими епископами в тюрьму. Пробыв там два с половиной года, св. Мефодий был освобожден по приказанию папы Иоанна VIII. Много потрудившись, св. Мефодий скончался в апреле 885 г.

Мчч. Иеремий и Архилий иерей Римские (III). Эти Божие угодники по происхождению были римляне. Скончались после тяжким мучений за веру Христову.

Прп. Платонида Сирская (308). Преподобная Платонида в начале своей церковной жизни была диаконисой (служительницей церкви), а затем удалилась Низибийскую пустыню, где основала женский монастырь. Устав ее обители отличался строгостью: все свободное от молитвы время сестры проводили в трудах и монастырских послушаниях, особенно в рукоделии. Сама прп. Платонида была для сестер живым примером строгого монашеского подвига, кротости и любви к ближним. Достигнув глубокой старости, преподобная мирно скончалась в 308 году.

Мчч. 120 Персидские (344-347). Они были пленены царем Сапором в Греции и за твердость в вере сожжены на костре.

Прп. Григорий Византийский (начало XIV). Он был по происхождению византиец, подвизался на Афоне в лавре св. Афанасия. Представился мирно в 1308 г.

Свт. Аффоний, митр. Новгородский (1653). Жизнь святителя Аффония малоизвестна, на Новгородской кафедре он был предместником знаменитого Никона, впоследствии Патриарха. До назначения на эту кафедру св. подвижник был игуменом Борисоглебского Переяславского монастыря. 8 марта 1635 г. он был хиротонисан в сан митрополита Новгородского и Великолукского; 7 января 1649 г., по старости и по слабости зрения, отказался от управления епархией и жил на покое в Хутынском монастыре, где и представился 6 апреля 1652 г. Тело его погребено в Новгородском Софийском соборе, в Мартириевой паперти (см. 10 февраля – Собор новгородских святителей). Этот благочестивый святитель чтится за святого, и изображение его находится на стене собора.

Память ему отмечается также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых, 10 февраля и 4 октября вместе с Собором Новгородских святителей.

Мч. Павел Русский (1683). Св. Павел был русский пленник, уведенный в неволю в Константинополь крымскими татарами. Там его купил христианин и возвратил ему свободу. Павел женился на русской пленнице и остался в Константинополе. Но после перенесенных страданий с ним стали происходить припадки эпилепсии. Один такой припадок случился с ним на улице, и он в беспамятстве назвал себя мусульманином. Турки сочли его вероотступником, обвинили священников в совращении мусульман и посадили их всех в тюрьму.

На другой же день после того, как Павел трижды исповедал себя христианином, ему отрубили голову (6 апреля). А жену и священников христиане выкупили из тюрьмы за большие деньги.

Прп. Павел, первый игумен Студийский. Скончался мирно.

Мчч. 2 в Аскалоне. Они скончались мученически, после того, как были зарыты в землю по чресла.

Мч. Серапион.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz