Краткие жития святых, православные праздники и события

15/28 апреля

 

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Сщмч. Александра пресвитера (1930).

Мцц. Василиссы и Анастасии Римских (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кодрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

 

Апп. от 70-ти Аристарх, Пуд и Трофим (ок. 67).

Аристарх апостол от 70-ти Св. Аристарх (память его также 27 сентября) был обращен ко Христу апостолом Павлом и занимал епископскую кафедру в сирийском городе Апамее. В книге Деяний Апостольских святого Писания, между прочим, повествуется о том, что в городе Ефесе подняли против ап. Павла возмущение ремесленники, приготовлявшие серебряные изображения богини Артемиды. От продажи этих изделий язычникам ремесленники получали немалую прибыль. Но они возмутились, когда под влиянием проповедей апостола Павла, говорившего, что «делаемые руками человеческими не суть боги», язычники поняли свои заблуждения и перестали покупать серебряных идолов. Ремесленники, «схватив македонян Гаия и Аристарха, единодушно устремились на зрелище…» (Деян. XIX, 29). Очевидно, Аристарх был спутником апостола Павла. В послании к Филимону о нем говорится, как о сотруднике Павла: «Приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» (23 стих). Из послания ап. Павла к Колоссянам видно, что Аристарх был заключен вместе с ним в темницу. В этом послании апостол говорит: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною…» (IV, 10).

Св. Пуд упоминается во втором послании св. Павла к Тимофею: «Приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия» (IV, 21). Он был членом Римского сената и принимал в своем доме апостолов Петра и Павла. Кроме того, в доме Пуда собирались для молитвы и другие верующие христиане, так что его дом превратился в церковь.

Трофим апостол от 70-ти Св. Трофим родился в Ефесе и был обращен ко Христу ап. Павлом. Из книги Деяний Апостольских видно, что он был спутником апостола Павла в проповеди последнего среди язычников (XX, 4 и XXI, 29); во втором послании к Тимофею ап. Павел пишет: «Трофима же я оставил больного в Милете».

 

Все воспоминаемые ныне три апостола скончались в Риме около 65-го года. По приказанию императора Нерона, они вместе с ап. Павлом были усечены мечем.

 

 Сщмч. Александр (Гневушев) пресвитер (1930): Новомуч. Священномученик Александр родился 23 сентября 1889 г. в селе Русская Цильна Симбирского уезда Симбирской губернии в семье священника Федора Васильевича и его супруги Клавдии Николаевны Гневушевых. В 1912 г. Александр окончил Симбирскую Духовную семинарию и в 1913 г. был определен псаломщиком ко храму в селе Русская Цильна.

9 марта 1914 г. он был рукоположен во священника ко храму в честь Рождества Христова в селе Алейкино Симбирского уезда и назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы в селе и земской школы в соседней деревне. В 1921 г. о. Александр был направлен служить в Михаило-Архангельский храм в село Комаровка, в 1923 г. – в село Шумовка Симбирского уезда, а в 1925 г. – в село Бряндино Мелекесского района.

В 1929 г. по всей России началось закрытие властями церквей и снятие колоколов. В январе 1930 г. местные власти и активисты-безбожники начали кампанию по снятию с храма колоколов и в селе Бряндино. Намереваясь во время кампании добиться закрытия храма, власти потребовали от священника уплаты налогов. Поскольку о. Александр заплатить не смог, ему было предъявлено обвинение в неуплате налогов, и 9 января 1930 г. к нему в дом явился член сельсовета с понятыми для описи имущества.

13 января о. Александр отслужил всенощную и сказал проповедь, которая властями впоследствии была истолкована как антисоветская. Наутро, отслужив литургию, священник вышел с крестом на амвон и обратился к прихожанам со словом; он сказал, что, может быть, это последние службы, так как на днях церковь могут отобрать для колхозных нужд; он призвал прихожан поусердней молиться, чтобы Господь избавил от нападок безбожников. Прихожане заплакали; видя их переживания, прослезился и священник и, положив крест на аналой, ушел в алтарь, а хор в это время запел кондак, который поется в дни Великого поста: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…».

15 января состоялось общее собрание жителей села, на котором обсуждался вопрос о снятии колоколов; всего присутствовало около трехсот человек. Собравшиеся, кроме группы активистов-безбожников, были настроены категорически против уничтожения колоколов. Несколько дней верующие дежурили у храма, но власти больше не предпринимали попыток его захватить.

В начале февраля о. Александр поехал навестить родственников в Симбирске, в это время сотрудники ОГПУ арестовали некоторых участников защиты храма. 15 февраля было составлено обвинительное заключение, в котором следователи писали о «усиленной антисоветской агитации среди верующих против проводимых мероприятий» со стороны священника Гневушева.

По возвращении из Симбирска домой, о. Александр 22 февраля был сразу же допрошен и на следующий день арестован. На вопрос, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении, он ответил, что не признает.

28 февраля священник был снова допрошен. Сотрудники обвиняли его в контрреволюционной проповеди и в том, что он специально заставил петь на клиросе кондак великопостного богослужения, что вызвало плач среди прихожан

15 апреля 1930 г. тройка при ПП ОГПУ приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Гневушев был расстрелян 28 апреля 1930 г., о чем был составлен соответствующий акт: «Труп расстрелянного Гневушева зарыт на кладбищах за городом Ульяновском, близ Стрижева оврага, на надлежащей глубине».

 

Мцц. Василисса и Анастасия Римские (ок. 68). Свв. Василисса и Анастасия были по происхождению благородными римлянками. Услышав проповедь апп. Петра и Павла о распятом Христе, они приняли христианскую веру и посвятили себя на служение Господу, погребая тела святых мучеников. О них было донесено императору Нерону. За погребение замученных в Риме исповедников Христа Василисса и Анастасия, по приказанию императора, были схвачены и посажены в темницу, а после истязаний обезглавлены.

Мощи святых мучениц покоятся в Риме, в храме Божией Матери Умиротворительницы.

Мчч. Месукевийские – Сухий и дружина его: Андрей, Анастасий, Талале (Фалалей), Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кодрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор, Зосима (100-130) (Груз.). Св. мч. Сухий и 16 его сподвижников были знатными вельможами при дворе албанского правителя (Албания – древнее государство на территории современного Азербайджана). Сопровождая дочь правителя, супругу армянского царя Артаксара (88-123), Сухий оказался в древней столице Армении Арташате. Там проповедовал грек-христианин Хризос, просвещенный апостолом Фаддеем. Сухий и его друзья приняли эту проповедь и решили посвятить свою жизнь служению Богу. Вместе с Хризосом они удалились в Месопотамию и там, в водах Евфрата, приняли крещение. После мученической кончины блаженного Хризоса Сухий и 16 бывших вельмож поселились в местности Сукакети.

Новый правитель Албании Датианос, узнав, что бывшие сановники живут в молитвенном уединении, просил их вернуться ко двору и обратиться к прежней вере. Посланные отыскали Сухия и передали повеление Датианоса, но тот отверг постыдное предложение. Тогда воины правителя схватили Сухия и его сподвижников и, распяв на земле, сожгли. После сожжения их останки разрубили и бросили на горе Сукакети, отчего мученики и получили название Сукакетских, или Месукевийских.

Мч. Феодор пресвитер (117-138). Скончался мученически.

Мч. Савва Готфский (372). Готфы – народ германского племени, живший первоначально по течению р. Вислы, а потом – по берегам р. Дуная. Христианство начало распространяться среди них в начале IV века. Гонение, воздвигнутое при Афанарихе на христиан, показало, что в это время среди готфов было уже много ревностных последователей новой религии, готовых пострадать за Христа. Одним из таких был и святой мученик Савва.

 В послании Готфской церкви, отправленном вместе с нетленным телом св. Саввы к церкви Каппадокийской, говорится, что «он был православен, благоговеен, во всяком праведном деле послушлив, кроток, прост в слове, но не в разуме; со всеми говоря смело за истину, заграждал уста идолослужителям; был готов на всякое доброе дело; пел в церкви, заботился о храме Божием, презирал богатство, молился и постился усердно, был чужд тщеславия, побуждал всех к богоугодному житию, соблюдал «веру, действующую любовью» (Гал. V, 6), и никогда не боялся свободно говорить о Господе, за что не раз терпел мучения от неверных». Во времена гонений на христиан он открыто исповедал себя христианином, за что его схватили и привели к князю. Тот, узнав, что у св. Саввы нет никакого имущества, с презрением велел отпустить его, так как, по его мнению, от такого бедняка нельзя ожидать ни пользы, ни вреда.

В 372 г. среди готфов свирепствовало самое жестокое гонение на христиан. Св. Савва вместе с христианами торжественно праздновал святые дни Пасхи. На третью ночь праздника неожиданно напал на селение один из нечестивых начальников, по имени Афарид сын князя Ротеста, и схватил св. Савву вместе со священником. Его воины-язычники связали Савву и поволокли по дороге до самого города, нанося ему бесчисленные удары палками и бичами.

После того, как св. Савва отказался вкусить идоложертвенное мясо, Афарид повелел предать его смерти. Идя на казнь, св. Савва только славил Бога и молился. Воины утопили мученика в реке, но через некоторое время они вынули из воды его тело и оставили его на берегу без погребения на съедение птицам и хищным зверям. Один благочестивый христианин взял тело мученика и принес его в Каппадокию вместе с выше упомянутым посланием.

Блгв. вел. кн. Мстислав I (в Крещении Феодор) Киевский (1132). Св. вел. князь Мстислав Великий был вторым и любимым сыном вел. князя Владимира Мономаха, преемником его на великом княжении и наиболее близким ему по духу. Он был крупным полководцем и государственным деятелем. Родился он 1 июня 1076 г. Когда ему было всего 12 лет, его дед, вел. кн. Киевский Всеволод, отправил внука княжить в Новгород. В 1088-1093 и 1095-1117 гг. князь Мстислав владел Новгородом Великим. Новгородцы полюбили юного князя. Каменный храм Благовещения, устроенный им в Городище близ Новгорода – памятник его благочестия. Именно для этого храма было написано знаменитое «Мстиславово Евангелие», оклад которого был сделан в Константинополе. В 1093-1095 гг. он являлся держателем Ростовской и Смоленской земель; в 1117-1125 гг. – в Белгороде Киевском и, по-видимому, был соправителем отца в Киеве. В 1125 г. вел. князь Владимир Мономах скончался, назначив своим преемником князя Мстислава. Черниговские князья – сыновья и братья умершего к тому времени князя Олега Святославича – приняли это мирно. А вел. князь Мстислав I, прозванный Великим, все время своего правления (1125-1132 гг.) твердой рукой ограждал Русь от враждебных ей соседей.

Мстислав воевал с половцами, чудью, Литвой, русскими князьями-мятежниками и одержал много крупных побед. Особенно выдающимся был его поход в Полоцкую землю в 1127 г., в котором приняли участие многие подвластные Киеву князья.

Мстислав заложил Новгород «больше первого», а в нем построил церкви Богородицы и Свт. Николая. В подвластной ему Ладоге была сооружена каменная крепость. В Киеве он построил церкви Свт. Феодора и Богородицы Пирогощи, а также основал Феодоровский монастырь. Многие ученые считали, что он являлся последним редактором «Повести временных лет».

Древний автор отмечал, что Мстислав «был великий правосудец, в воинстве храбр и добропорядочен, всем соседям его был страшен, к подданным милостив. Во время его все русские князи жили в совершенной тишине и не смели один другого обидеть».

Подданные вел. кн. Мстислава верили в великую силу его молитв. В древнем Прологе говорится о нем: «Он был неудержимо милостив ко всякому, серебра и золота в руки не принимал и заранее узнал день представления своего». По его приказанию к этому дню на его глазах был приготовлен гроб его. Скончался он на Пасхальной неделе – 15 апреля 1132 г. и был погребен в созданном им Феодоровском монастыре.

Свт. Леонид, еп. Афинский. Скончался мирно.

Мч. Севастиан.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz