Краткие жития святых, православные праздники и события

20 апреля / 3 мая

 

Прп. Феодора Трихины. Сщмч. Феодосия, еп. Коломенского (1937).

Прп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). Свт. Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). Свт. Николая Велимировича, еп. Охридского и Жичского (1956) (Серб.).

Кипрской иконы Божией Матери (392).

 

Преподобный Феодор Трихина  Прп. Феодор Трихина («власяничный») (IV-IX). Прп. Феодор был родом из Константинополя. Родители его обладали большими сокровищами, но он отказался от их богатств и соединенных с ними славы и почестей мирских и удалился в один пустынный монастырь, где и принял монашество. Здесь он целые ночи проводил в молитвенном бдении и борьбе со своей плотью. Эта борьба была настолько сильна и долговременна, что св. Феодор почти иссушил свою плоть. Ни в холод и мороз, ни в жару и дождь он не покрывал своей головы и носил одну лишь колючую власяную одежду. Поэтому он прозван «власяничником» или Трихиной (ύρίξ по-гречески означает волос). Время жизни прп. Феодора Трихины точно не известно. С достоверностью можно сказать только то, что он жил не ранее IV и не позднее IX века.

 

 Сщмч. Феодосий (Ганицкий), еп. Коломенский (1937): Новомуч. Священноисповедник Феодосий родился 30 июля 1860 г. в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии в семье священника Феодора Ганицкого и в крещении был наречен Иоанном. По окончании Киевской Духовной семинарии Иван Федорович был назначен преподавателем Закона Божия при Ак-Шенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии; он преподавал здесь с 20 февраля 1882 г. по 25 августа 1890 г., когда поступил бухгалтером в Казенную палату, где работал до 17 апреля 1899 г.

17 апреля 1899 г. в крестовой церкви таврического архиерейского дома Иван Федорович был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года он был рукоположен во иеродиакона и на следующий день – во иеромонаха и назначен настоятелем церкви при таврическом епархиальном свечном заводе.

5 мая 1900 г. иеромонах Феодосий был назначен экономом таврического архиерейского дома, 15 августа того же года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита; кроме того, 13 октября – благочинным второго благочиннического округа Таврической епархии и 7 ноября – временно благочинным всех мужских и женских монастырей Таврической епархии.

17 декабря 1900 г. иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена и 28 декабря назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. 6 мая 1902 г. он был награжден за усердную службу наперсным крестом.

11 августа 1903 г. игумен Феодосий был зачислен в братство Московского Покровского миссионерского монастыря. 10 апреля 1904 г. он был откомандирован в качестве настоятеля походной церкви отряда Общины Святой Евгении Красного Креста на театр военных действий во время Русско-японской войны. За проявленное в условиях боевых действий мужество и за усердную службу в войсках игумен Феодосий был награжден множеством наград. 10 ноября 1905 г. он возвратился в Московский Покровский монастырь.

12 июля 1906 г. он был переведен в Московский Кафедральный Чудов монастырь и назначен казначеем монастыря. С 25 мая 1907 г. по 25 июля того же года во время пребывания наместника обители в отпуске о. Феодосий временно исполнял обязанности наместника.

В начале марта 1909 г. игумен Феодосий был назначен наместником Московского Златоустовского монастыря и 25 марта возведен в сан архимандрита. 2 июня 1912 г. он был включен в состав строительного комитета по сооружению в Москве храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в память об отмене крепостного права. 14 декабря 1912 г. архимандрит Феодосий был назначен благочинным московских монастырей.

В 1914 г. началась Первая мировая война, и 13 августа архимандрит Феодосий был назначен председателем Военного Благотворительного монастырского комитета Московской епархии и членом Московского епархиального комитета попечения о больных и раненых воинах. 2 января 1916 г. за особо полезные труды по облегчению положения больных и раненых воинов архимандрит Феодосий был награжден золотым наперсным крестом с украшениями.

18 мая 1920 г. архимандрит Феодосий был хиротонисан во епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии. Владыка поселился в Коломне неподалеку от Успенского собора в доме соборного протоиерея Василия Пробатова. Почти сразу же после прибытия епископа в город сотрудники ЧК установили за ним внешнее наблюдение: присутствовали на всех его богослужениях в различных храмах города, а также участвовали в общегородских крестных ходах, слушая и записывая, что говорит народ.

27 июня 1921 г. сотрудники ЧК в присутствии диаконов изъяли из Петропавловского храма листки, по которым читалось об упокоении «наследника цесаревича, великого князя Николая Александровича, митрополита Филарета, схимонаха Иоанникия, Мартина, Иоанна и всех от губительной болезни скончавшихся, зде лежащих и повсюду православных христиан».

В тот же день следователь допросил обоих диаконов и епископа Феодосия относительно поминания имен наследника и князя Николая Александровича. После допроса с епископа была взята подписка о невыезде из города, и он был отпущен под поручительство протоиерея коломенского Успенского собора – хозяина дома, в котором жил.

5 июля 1921 г. епископ Феодосий был снова допрошен. На этот раз от него требовали подтвердить произнесение проповедей, в которых можно было усмотреть антисоветское содержание. Владыка констатировал, что все проповеди касались евангельских тем и доведены были следователям со стороны осведомителей с намеренными искажениями с целью показать, что он задевает существующую власть.

13 июля владыка был еще раз допрошен и, выслушав вопросы следователя, сказал: «Я в своих проповедях в церквях никогда политики не касался, а просто проповедую слово Божие, а вы, может быть, под этим подразумеваете агитацию против существующей власти».

В тот же день владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации, и он был заключен в коломенскую тюрьму.

1 августа сотрудники Московской ЧК постановили: считать преступление доказанным и направить дело в Революционный трибунал.

11 августа верующие Коломны отправили в ЧК прошение, в котором свидетельствовали об отсутствии в проповедях владыки политических тем и просили об его освобождении из-под стражи.

19 августа Революционный трибунал распорядился вернуть дело следователю для проверки следственного материала. Тенденциозность и безграмотность агентурных донесений выявилась со всей очевидностью. 4 октября 1921 г. Коллегия МЧК постановила прекратить дело и освободить епископа, и владыка вернулся к служению в Коломну.

Весной 1922 г. епископ Феодосий получил воззвание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей из храмов, и распоряжение раздать его духовенству для прочтения во всех храмах города. Епископ Феодосий, однако, не дал своего благословения на прочтение воззвания в храмах. Летом 1922 г. в квартире епископа в присутствии представителя ГПУ и обновленца был произведен обыск и найдено это воззвание. Тем же летом, после того как обновленцы сделали попытку захватить церковную власть, епископ Феодосий отправился к главе живоцерковников епископу Антонину (Грановскому) и заявил о своем неподчинении живоцерковникам. В своих проповедях во время богослужений владыка резко и настойчиво порицал обновленцев и, в конце концов, в декабре 1922 г. был вызван властями в Москву и арестован по делу Патриарха Тихона о сопротивлении изъятию церковных ценностей.

Весной 1923 г. следствие было закончено, и 23 апреля 1923 г. прокурор Московской губернии вынес постановление о направлении дела в Верховный суд для совместного рассмотрения дел Патриарха Тихона и епископа Феодосия.

Процесс по делу Патриарха Тихона, однако, не состоялся, и в 1924 г. власти издали распоряжение об амнистии всем, кто еще находился под следствием по делу об изъятии церковных ценностей. Владыка Феодосий был освобожден и вернулся в Коломну.

Будучи сам ревностным монахом и молитвенником, владыка употребил много усилий, чтобы восстановить монашескую жизнь в коломенских монастырях. В 1925 г. по благословению Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) он постриг коломенского священника Георгия Беляева в монашество с наречением ему имени Никон (прмч., память его 27 нояб.) и, возведя в сан архимандрита, назначил его наместником Богоявленского Старо-Голутвина монастыря.

Владыка образ жизни вел сугубо монашеский и молитвенный, мало интересуясь событиями политической жизни, но, зная, что власти следят за каждым его действием и словом, тщательно выверял текст своих проповедей.

Владыка любил богослужение, служил он во всех приходах Коломны, но больше всего любил служить в Старо-Голутвином монастыре.

После 1927 г. все более стала разгораться смута, вызванная декларацией заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), а также некоторой настойчивостью его в вопросе поминания советских властей, которые основным пунктом своей политической программы поставили Борьбу с Богом, с Христом и не скрывали своей цели – уничтожение Церкви.

Положение создавалось безвыходное; владыка подал прошение митрополиту Сергию и 25 сентября 1929 г. был уволен на покой, а через два месяца, 25 ноября, он был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. Вместе с владыкой было арестовано восемнадцать человек – большей частью монахов Старо-Голутвина монастыря, близких к епископу, единомышленных с ним священников, а также близких к нему мирян.

5 декабря 1929 г. епископу Феодосию было зачитано постановление о предъявлении обвинения в организации и объединении реакционно-монархического элемента и лиц, активно борющихся с советской властью и пр. Владыка отверг все обвинения как голословные и бездоказательные.

 12 декабря 1929 г. следователь допросил епископа, но все обвинения его в антисоветской деятельности владыка отвел, не согласившись с ними. 3 февраля 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила владыку к пяти годам ссылки в Северный край. 28 мая 1933 г. Коллегия ОГПУ постановила освободить владыку, разрешив ему свободное проживание. Епископу Феодосию было тогда семьдесят три года, он возвратился в Коломну, а затем поселился у верующих людей в селе Сушково Луховицкого района, неподалеку от храма в честь Казанской иконы Божией Матери, куда он ходил молиться до своей праведной кончины, последовавшей 3 мая 1937 г.

Епископ Феодосий был погребен за алтарем Казанского храма. Мощи священноисповедника Феодосия были обретены 16 мая 2006 г. и перенесены в Сергиевскую церковь Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря города Коломны.

 

Свтт. Ветран (ок. 378) и Феотим (ок. 412), епп. Малой Скифии. Епископ Ветран управлял скифской церковью (в равнине Добруджи) во времена царствования императора Валента, защитника арианской ереси. Однажды Валент, прибыв в город Томи (позже Кюстенджи), где была епископская кафедра Ветрана, и, придя в церковь, стал убеждать епископа вступить в общение с арианами. «Ветран, – пишет по этому поводу церковный историк Созомен, – мужественно и смело высказал государю мысли свои в пользу учения никейских отцов, оставил его и перешел в другую церковь, а за ним последовал и народ; а народу было почти весь город, – сошлись отчасти, чтобы видеть царя, а отчасти – в ожидании каких-либо новостей. Оставшись один со своею свитой, Валент был сильно раздражен, считая это за намеренное оскорбление. Он велел арестовать Ветрана и сослать в ссылку. Потом, однако, позволил ему возвратиться. Ибо, когда узнал, что скифы ропщут за изгнание своего епископа, то стал опасаться, как бы те не затеяли чего-нибудь. Он знал, что этот народ мужествен и по местному положению нужен для империи, потому что охранял его от пограничных варваров. Как передают сами скифы он (Ветран) был муж вообще добрый и отличался святостью жизни». Св. Ветран представился ко Господу, вероятно, в 377 г.

Св. Феотим, родом славянин, был епископом того же города Томи. На соборе 399 г., происходившем в присутствии Иоанна Златоуста, в числе других епископов был и «Феотим Скифии». Несколько позднее, именно в 402 г., Епифаний требовал от Иоанна Златоуста и других епископов, чтобы они осудили Оригена. Тогда «скифский епископ Феотим, – передает церковный историк, – даже явно порицал Епифания: неблагочестиво оскорблять, говорил он, давно скончавшегося, восставать против суда древних и отвергать одобренное ими. Он вынес одно из сочинений Оригена, прочитал его и, показав, что прочитанное полезно церквам, прибавил: те, которые осуждают эти книги, поносят и то, о чем здесь говорится».

Блаженный Иероним (память его 15 июня) знал св. Феотима, как епископа и как писателя. В одном из своих сочинений («De viribus iliustris») Иероним пишет: «Феотим, скифский епископ (города) Томи, издал в разговорах, по образцам древнего красноречия, краткие и прекрасные трактаты и, как слышу, пишет и другие сочинения».

Св. Феотим ревностно распространял свет евангельского учения среди окружавших его язычников. Он часто предпринимал путешествия к диким племенам гуннов и старался проповедью христианства смягчить грубые нравы этих язычников, приучая также их словом и собственным примером к кротости.

Св. Феотим представился ко Господу, вероятно, не позже 412 г.

Свт. Григорий, патриарх Антиохийский (593). Св. Григорий был сначала игуменом монастыря Фаран, находившегося между Синайской горой и Рашфом, и по воле императора вступил на патриарший престол города Антиохии в 573 г. В 140 главе книги Лимонар, принадлежавшей святейшему Софронию, патриарху иерусалимскому, о св. Григории сообщается следующее: «Говорили некоторые старцы о сем Григории, что он был милостив, не памятозлобен и сострадателен к согрешающим, имел многие и другие добродетели». Тот же святейший Софроний дает такое о нем свидетельство: «Такой муж, как патриарх антиохийский Григорий, достоин вспоминаться между святыми и преподобными: он и патриаршество принял не по своему желанию, и свято пожил во славу Христа, Господа нашего».

Скончался св. Григорий мирно.

Свт. Анастасий I Синаит, патриарх Антиохийский (599). На 35-м году царствования императора Юстиниана Великого (527-565) скончался антиохийский патриарх Домн Младший. На освободившийся патриарший престол вступил Анастасий Синаит (то есть с Синайской горы). Вступив на престол, он не замедлил проявить свою ревность к православию и начал бороться с еретиками. Но к еретикам сочувственно относился император Юстиниан. По их настоянию он низложил православного патриарха Константинопольского Евтихия (память его 6 апреля), чем произвел в Церкви большое смятение. Тогда взоры всех колеблющихся в вере обратились к Антиохии, а именно к патриарху Анастасию Синаиту, от которого все ожидали совета и указания. Борясь и ранее с ересью, теперь св. Анастасий выступил против еретиков уже и со своими пастырскими посланиями, которые он направлял во все сирийские области. Еретики хорошо понимали, что патриарх Антиохийский оплот православия и важнейший их враг. Поэтому они напрягали все свои усилия к тому, чтобы склонить его на свою сторону, но все было безуспешно. Тогда они прибегли к помощи императора, своего союзника. Юстиниан, узнав о деятельности св. Афанасия, разгневался на него, но не убрал его с кафедры, так как, почувствовав приближение смерти, раскаялся в своих заблуждениях.

Однако, несмотря на смерть своего могучего союзника – императора, еретики все же достигли своего. После смерти Юстиниана на престол вступил его племянник Иустин Младший (565-578). Перед ним-то и удалось еретикам обвинить патриарха Антиохийского в том, что он: во-первых, не бережет церковных денег и тратит их понапрасну, во-вторых – злословит царя. Несправедливые обвинения, возведенные на антиохийского патриарха, подействовали на императора, и св. Анастасий был удален с патриаршего престола.

В изгнании св. Анастасий пробыл 23 года и только после этого вторично занял антиохийский патриарший престол, при императоре Маврикии (582-602). После этого он управлял антиохийской церковью шесть лет и скончался в 14-й год царствования Маврикия.

Свт. Анастасий II Синайский, патриарх Антиохийский, священномученик (610). Этот угодник Божий был преемником св. Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского. Управлял он антиохийской церковью в продолжение восьми лет (с 602 по 610 гг.). В царствование императора Фоки, гонителя христиан, св. Анастасий был убит иудеями.

Прп. Анастасий, игумен Синайской горы (685). Прп. Анастасий в ранней молодости был воспитан в благочестии христианском. Вера во Христа, глубоко запав в душу дитяти, сказалась впоследствии в стремлении Анастасия посвятить себя всецело на служение Богу. И вот, достигнув совершенных лет, он покинул суетный мир и, удалившись в монастырь, принял монашество.

Прибыв однажды, уже в иноческом чине, на Синайскую гору для поклонения святым местам, прп. Анастасий, всегда жаждавший возможно высших подвигов добродетели и стремившийся подражать совершенным в добродетели мужам, невольно пленился здешнею высокой иноческой жизнью, которой руководил в то время прп. Иоанн Лествичник. Он остался здесь и с усердием предался подвижнической жизни и настолько преуспел в подвигах иноческого жития, что в последствии, когда скончались игумены Иоанн Лествичник и брат его Георгий, был избран в настоятели Синайской горы.

Прп. Анастасий не мало потрудился в обличении еретиков акефалов (безглавых). Он не только писал против них полемические сочинения, но состязался с ними словесно и обличал их. Его борьба не ограничивалась только одним местом, кроме Синайской горы он обходил также Сирию, Аравию и Египет, всюду поражая своим словом еретиков и утверждая церковь Христову.

Прп. Анастасий, достигнув глубокой старости, отошел ко Господу в царствование императора Ираклия.

Прпп. Афанасий (XIV) и сподвижник его Иоасаф Метеорские (1422-1423). Скончались мирно. Св. Афанасий, родившийся в 1310 году, был основателем обители Метеор.

Преподобный Александр Ошевенский Прп. Александр Ошевенский (1479). Игумен. Родился в 1427 году в шестидесяти верстах от Белоозера, вблизи озера Вожже (на севере вологодских земель) в благочестивой семье землевладельца Никифора Ошевена. Св. Александр, в миру носивший имя Алексий, не был единственным ребенком у своих родителей. После рождения его старших братьев и сестер несколько лет Господь не давал им младенца. Скорбя об этом, жена Никифора – Фотиния много молилась. И однажды во время молитвы в церкви Фотинии было видение, которым ей было предсказано о рождении Алексия. Воспитанный в благоговении и страхе Божием, Алексий с юных лет любил молиться. Когда ему исполнилось 18 лет, родители хотели его женить, но юноша предпочел уйти в Кириллов монастырь и принять монашество. Вскоре его родители переселились в Каргопольский край. Спустя много лет прп. Александр приехал навестить своих родителей, и Никифор уговорил его поселиться недалеко от них. Инок, тронутый просьбой родителей, получил разрешение игумена Кириллова монастыря. В знак благословения святому были даны две иконы – Богородицы «Одигитрии» и свт. Николая. Новгородским архиеп. Ионой преподобный был рукоположен в священники. Вскоре св. Александр заложил основание новой обители, воздвигнув крест на берегу р. Чупурги. Св. Александр обладал даром духовной рассудительности, и многие приходили к нему за наставлениями. Перед кончиной он дал наставления своим духовным чадам и с миром отошел ко Господу 20 апреля.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Мученик Гавриил Белостокский Мч. Младенец Гавриил Белостокский, Слуцкий (1690). Родился 20 марта 1684 г. Родители св. младенца были православные христиане деревни Зверки около Белостока. Когда ему было 6 лет, его лаской заманили к себе злодеи и зверски замучили, выпустив из него всю кровь. Тело его было выброшено в поле собакам. Но собаки охраняли его, и по их лаю, оно было найдено. Убийцей оказался еврей Шутко с сообщниками. Они были осуждены и наказаны по закону, а дело было занесено в судебные книги.

Св. мученик Гавриил был причислен к лику святых в 1820 г. Святые мощи его почивали в Свято-Троицком Слуцком монастыре, где почивала также св. праведная княжна София Слуцкая, местно чтимая (память ее 19 марта).

Память его празднуется также 9 мая в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых.

Святитель Николай, епископ Жичский Свт. Николай Велимирович, еп. Охридский и Жичский (1956) (Серб.). Святитель Николай, Богоносный отец наших дней, родился в день памяти святителя Наума Охридского в 1880 году. Его родители, крестьяне-фермеры, всегда прекращали работу для ежедневной молитвы и соблюдали церковный постовой и богослужебный крут. С младенчества вскормленный этим небесным хлебом, святитель Николай впоследствии стал «новым Златоустом», известным и любимым повсюду в Православном мире за свои проповеди, наставления и писания. Он стал монахом, затем иеромонахом, и впоследствии епископом Жичским в возрасте 39 лет. Во время Второй мировой войны принял страдания в концлагере в Дахау. После войны спас многие покинутые сербские монастыри от разрушения, посылая туда монахинь вместо замученных, заключенных или призванных на военную службу иноков. Он подвизался как архиерей и духовный наставник в Америке и скончался в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Кэнане, штат Пенсильвания. Его мощи были перенесены в 1991 году в его родную деревню Лелич, чтобы почивать близ мощей преподобного Иустина (Поповича).

Сербская Православная Церковь совершает память свт. Николая (Велимировича) дважды в год: 5 марта (день блаженной кончины его) и 20 апреля (день перенесения мощей его).

Мц. Феодора.

Св. Хрисипп, пресвитер Иерусалимский.

Св. Стахий.

 

Кипрская икона Божией Матери Кипрская икона Божией Матери (392). Кипрская икона Пресвятой Богородицы явилась в 392 г. на о. Кипр на месте погребения праведного Лазаря и была помещена в устроенном там же монастыре Ставруни. На этой иконе Богоматерь, сидящую на престоле с Предвечным Младенцем, окружают по сторонам два ангела с пальмовыми ветвями в руках, а на полях изображены священномученики Антипа и Фотиния. В IX веке для иконы был построен храм Панагии Ангелоктисты, что значит «церковь Богородицы, построенная ангелами». По преданию, строительство церкви начали неподалеку от того места, где она сейчас находится. На следующий день после закладки фундамента строители обнаружили, что он удивительным образом переместился на то место, где церковь стоит сейчас. Отсюда и пошло ее название.

Сначала икона была поставлена на воротах храма. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе, и в ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась ее мозаичная копия.

Известны чтимые списки с нее в Успенском соборе Москвы (у левого столба, в богато украшенном окладе), в Николо-Голутвинской церкви села Стромыни (Московской епархии) и  в Нижнем Новгороде в Иоанно-Предтеченской церкви.

Празднование иконе 20 апреля (3 мая) и в день Святого Духа, а также (в с. Стромынь) – 9 (22) июля и в 1-ю Неделю Великого поста.

Кипяжская икона Божией Матери (992). Место и время явления этой чудотворной иконы неизвестны.

Божия Матерь изображена на ней, сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом рука Его благословляет.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz