Краткие жития святых, православные праздники и события

9/22 апреля

 

Мч. Евпсихия (362). Мч. Гавриила (1942).

Мчч. Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362-364). Прмч. Вадима архим. (376).

 

Мч. Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский) (362). Сын знатных родителей, Евпсихий родился и воспитался в Кесарии, в малоазийской провинции Каппадокии. Во время царствования нечестивого Юлиана Отступника Евпсихий вступил в законный брак.

Во время самого торжества брачного пира и приветствий многочисленных друзей, когда человек особенно сильно приковывается к земной жизни, подарившей ему так много счастья, в душе Евпсихия возгорелось то чувство, которое могущественнее наплыва самых живых человеческих чувств, – это живая пламенная любовь к истинному Богу Христу. Брачный пир был нарушен видом толпы язычников, шедших в капище для принесения жертвы идолу Тихи (идол счастья). При виде этих несчастных эллинов, так далеко отстоящих от истины, св. Евпсихий воспламенился ревностью по Господу и, оставив пиршество, пошел вместе с другими христианами в капище, сокрушил идолов и разрушил до основания самый идольский храм.

Эллины тотчас же донесли о случившемся императору Юлиану. Евпсихий знал, что его ожидает, и стал готовиться к мученическому подвигу. Он роздал все свое имущество бедным, простился со своею молодою женою, друзьями и земным счастьем и стал время проводить в посте и молитвах. Услышав о разорении идольского капища, Юлиан исполнился великой ярости. Не только христиане, но и весь город подвергся его наказанию. Он лишил город всех его прав и льгот, которыми тот пользовался, как столица области, отнял прежнее почетное имя «Кесария» и приказал называть его прежним именем «Маза». Жителей его император обложил чрезмерным налогом, многих отправил в ссылку, духовных лиц приказал записывать в военную службу и насильно отводить в полки и, наконец, потребовал, чтобы христиане на свои средства возобновили идольское капище.

Если так строго поступили со всем городом, то мукам, которым подвергся главный виновник разрушения храма – Евпсихий, не было предела. Юлиан приказал предать его мучениям и принудить к принесению жертвы идолам. Евпсихия стали держать в узах, часто выводили для истязаний и принуждали к идолослужению, обещая за это полную свободу, тело его вешали на виселице и строгали железными гребнями до внутренностей.

И много еще других невыносимых мук должен был вытерпеть Евпсихий. Но он мужественно переносил все. Когда же мучители увидели, что долгие и тяжкие истязания не могут поколебать веры святого мученика, они приговорили его к усечению мечем. Святой мученик скончался в 362 г. Христиане с честью похоронили его, а после смерти Юлиана воздвигли над местом погребения прекрасную церковь.

 

Мч. Гавриил (Фомин) (1942): Новомуч.

 

Мчч. Дисан еп., Мариав пресвитер, Авдиес и прочие 270 (362-364). Всех их взял в плен персидский царь Сапор II, когда завоевал у римлян город Бет-Забду (Бекедра при р. Тигре), и отправил на поселение внутрь Персии, к городу Сузе. Когда они прибыли туда и выбирали место для поселения, от них потребовали отречения от христианской веры. За несогласие отречься от веры Христовой и принять веру победителя они все были избиты в 362-364 гг.

Священномученик Вадим Персидский Прмч. Вадим архимандрит и 7 учеников его (376). Вадим происходил из города Вифлапата (в Персии), из богатого рода. Желая сделаться иноком, он раздал все свое имение неимущим, удалился за город и там основал монастырь. Углубленный в заботу о спасении своей души, Вадим не порвал связей и с миром внешним. Он заботился о спасении других и ревностно распространял христианство среди язычников. За свою деятельность он, по повелению персидского царя Сапора II-го, известного гонителя христиан, был схвачен и заключен в темницу вместе со своими семью учениками. Здесь он был подвергнут истязаниям, так как отказался вместе с другими христианами поклоняться солнцу и огню, и не оказал даже внешнего почитания этим созданиям Божиим, признаваемым персами за божества.

В числе заключенных в той же темнице, где томился Вадим, был и Нирсан, начальник города Арии в области Видгерми. Он был христианином и за не поклонение солнцу-богу был подвергнут темничному заключению. Сожалея о лишении благ, которыми он пользовался прежде, и, ужасаясь предстоящих мук, этот бывший вельможа поколебался в вере и отрекся от Христа. Но ему не пришлось воспользоваться земными благами, к которым он так ревностно стремился. Избегая мученичества и стремясь к земной славе, он впал в муки и получил бесчестие и испытал на себе, что изменивший Богу осужден на гибель.

Сапор согласился освободить Нирсана, но потребовал от него жестокого доказательства искренности его отречения. Царь сказал: «Если Нирсан согласится собственными руками убить Вадима, то будет освобожден от уз и получит все имущество Вадимово». Нирсан согласился. Но когда привели к нему в оковах архимандрита Вадима, он содрогнулся, так как в нем проснулась и заговорила совесть. «Нирсан! – сказал Вадим, – неужели ты настолько ожесточился, что не только отрекся от Христа, но и начинаешь убивать Его рабов? Несчастный! Какой ты дашь ответ на страшном суде вечному Богу? Я истинно желаю умереть за Христа моего, но мне хотелось бы принять смерть от твоих рук». Нирсан затрепетал и стоял весь охваченный каким-то неведомым страхом. Но он поборол в себе и это последнее и, взявшись за меч, ударил им по вые мученика. Руки убийцы дрожали, и он только после многих ударов мог отрубить голову Вадима.

Мужественно переносил Вадим многократные удары мечом. Неверные, присутствующие при его кончине, удивлялись его терпению и смеялись над убийцей, как над трусом.

Свобода и жизнь, купленные такою тяжелой ценой, превратились для Нирсана в беспрерывные терзания неумолимой совести. Он не перенес этих терзаний и в отчаянии покончил жизнь свою самоубийством.

 

Цесарская икона Божией Матери. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В России находились (в XIX веке) две иконы, именуемые Цесарскими. Одна из них пребывала в Спасопреображенской церкви местечка Усвяты, Витебской губернии. Она называется еще Боровской, так как была обретена  в XII веке в местности под названием Бор. Икона эта прославилась многочисленными чудесами, среди них особенно памятно избавление в 1859 году жителей местечка Усвята от холеры после того, как они дважды обошли его крестным ходом с этим образом Богоматери.

Другая Цесарская икона находилась в московском Благовещенском соборе, на горнем месте, в левом отделении алтаря. Явилась она в 792 году.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz