Краткие жития святых, православные праздники и события

28 апреля / 11 мая

 

Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (ок. 286). Мц. Анны (1939).

Свт. Кирилла, еп. Туровского (ок. 1183). Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (63).

 

Апп. от 70-ти Иасон и Сосипатр, Керкира дева и иные, с ними пострадавшие (I). Св. Иасон, происходивший из города Тарса, и Сосипатр, родившийся в Ахаи, были учениками св. ап. Павла, которым и были поставлены во епископы: первый – в свой родной город Тарс, а второй – в Иконию. Проповедуя христианство в различных местах, они посетили, между прочим, остров Керкиры ( в Ионическом море, близ Греции) и основали здесь храм в честь св. Стефана, первого мученика христианского. Совершая в нем богослужения, они привлекали многих язычников и обращали их в христианство. Об этом узнал Киркилин, правитель острова, и заключил их в темницу. Там они обратили ко Христу 7 разбойников и темничного сторожа, а также дочь самого правителя. Все они приняли мученическую кончину (см. о них ниже). После смерти своей дочери правитель стал преследовать всех христиан. Они вынуждены были бежать на соседний островок и там скрываться. Керкилин, желая наказать их страшными мучениями, сам поплыл к этому островку, но, не добравшись до него, утонул в море. Св. апостолы Иасон и Сосипатр после смерти правителя были выпущены из темницы и беспрепятственно проповедовали евангельское учение. Но это продолжалось недолго: новый правитель, прибывший на остров, схватил св. апостолов и предал их мучениям. Св. Сосипатр мученически скончался, а Иасон силою своей проповеди и чудесами обратил самого правителя ко Христу. После этого св. Иасон проповедовал евангельское учение до самой смерти и утвердил на острове Керкире церковь Христову, в которой сам был первым епископом.

Дочь Керкилина, называвшаяся Керкирой, узнав о мучениях исповедников Христовых, объявила себя христианкой. Она была повешена мучителями на дереве и пронзена стрелами.

Мчч. Дада, Максим и Квинтилиан (ок. 286). В царствование Диоклетиана и Максимиана они были схвачены и представлены наместникам Тарквинию и Гавинию в город Доростол. Наместники сначала подвергли их тюремному заключению, а потом, после истязаний за исповедание Иисуса Христа, приказали отвести в деревню Озовию и там отрубить им головы.

 

Мц. Анна (Шашкина) (1939): Новомуч. Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 г. в деревне Пигаскино (ныне район Пегаскино в черте города Пошехонь) Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло-Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю архимандриту Никону (Чулкову), к которому за советом и молитвенной помощью обращались тогда многие ищущие спасения. Среди них было много женщин и девиц, и о. Никон впоследствии основал из них монашескую общину в селе Захарово, которая из-за начавшихся гонений на Церковь существовала сначала под видом сельскохозяйственной артели, а потом коммуны. После закрытия монастыря безбожниками верующие стали посещать монашескую общину, встречаясь здесь с архимандритом Никоном.

В середине 30-х годов из ссылок и заключения стали возвращаться священники, арестованные в 1929-31 годах, и начинали вновь служить в храмах. Между тем обновленцы, захватившие за это время при поддержке властей православные храмы, с трудом удерживали их, не имея паствы. И тогда они снова призвали советскую власть и НКВД к содействию в борьбе против Православной Церкви.

В конце 1936 г., еще до получения приказа о массовых арестах, сотрудники Ярославского НКВД приступили к арестам духовенства и верующих в области. 10 января 1937 г. Анну Васильевну Шашкину вызвали на допрос, и следователь спросил ее, правда ли, что она собирала подписи жителей, желавших принадлежать к тихоновской общине. Анна Васильевна объяснила, что в 1935 г. умер сын ее брата, и приходской их священник Петр Богородский (сщмч., память его 24 окт.) отказался участвовать в его погребении, указав, что жители этой деревни не принадлежат к православной общине, и пусть они сначала определятся: в православный ли они будут ходить храм или к обновленцам; тогда она взялась собрать подписи жителей – тех, кто считает себя православными.

В следующий раз следователь вызвал Анну Васильевну на допрос 20 февраля и стал укорять ее в запирательстве, тогда как известно, что она знакома со старостой храма Алексеем Евграфовичем Смирновым, который давал ей читать запрещенную книгу Сергея Нилуса «Протоколы сионских мудрецов». Следователь обвинил ее в распространении контрреволюционных провокационных слухов, исходящих из содержания книги «Протоколы сионских мудрецов», с целью срыва мероприятий советской власти по переписи. Это обвинение Анна Васильевна отвергла. На вопрос следователя о ее знакомстве с архимандритом Никоном она отвечать отказалась.

4 марта 1937 г. следователь снова вызвал ее и стал расспрашивать об архимандрите Тихоне, но Анна Васильевна вновь отказалась отвечать на эти вопросы. Тогда следователь объявил ей, что она арестована.

18 марта следователь вновь вызвал Анну Васильевну на допрос. На его вопросы оно отрицала какое-либо свое участие в антисоветской деятельности и отказывалась свидетельствовать против кого-либо из названых следователем священнослужителей и верующих мирян.

3 апреля состоялся последний допрос, во время которого следователь снова попытался узнать у Анны Васильевны, что она знает о месте, где находится архимандрит Никон, но ответа не получил.

15 августа 1937 г. Особое Совещание при НКВД приговорило Анну Васильевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с первым этапом в Северо-Восточные лагеря НКВД. Анна Васильевна Шашкина скончалась 11 мая 1940 г. в больнице отдельного лагерного пункта Мылга в одном из Северо-Восточных лагерей НКВД и была погребена в безвестной могиле.

 

Мчч. Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий, Маммий, Мурин, Зинон, Евсевий, Неон и Виталий (63). Свв. Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий были разбойниками и находились в темнице, куда бросили по приказу правителя Керкилина свв. апостолов Иасона и Сосипатра (см. о них выше). Свв. апостолы своей боговдохновенной проповедью обратили их и темничного сторожа ко Христу. Всех уверовавших во Христа правитель Керкилин приказал предать мукам. Темничному сторожу сначала отсекли левую руку, а потом обе ноги, но и после этого он не переставал славить и призывать Христа. Тогда ему отсекли и голову. Других же 7 новопросвещенных узников бросили в котел с разваренной смолой, серой и воском, где они скончались, получив, как и страж темничный, мученические венцы от Господа.

Свв. мчч. Зинон, Евсевий, Неон и Виталий также были обращены к вере Христовой свв. апп. Иасоном и Сосипатром, за что после истязаний были сожжены на том же острове Керкире.

Свт. Кирилл, епископ Туровский Свт. Кирилл, еп. Туровский (ок. 1183). Епископ, духовный писатель, которого современники называли «Златоустом, паче всех воссиявших на Руси». Свт. Кирилл родился в 30-х годах XII в. в Турове на реке Припяти в семье богатых родителей. В зрелом возрасте Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он прилежно изучал божественные книги и был начитан в них, предавался аскезе, стал затворником, «столпником». По просьбе князя и народа в 1169 г. он стал епископом в г. Турове. Св. Кирилл активно участвовал в политической и идеологической борьбе своего времени, возможно, в теологических спорах. В «Сказании» (XIII в.) сообщается, что он обличал лжеучение Феодора, поставленного епископом кн. Андреем Боголюбским без санкции Киевского митрополита. Толкование притчи о Слепце и Хромце («Притча о душе и теле») является обличительным памфлетом против ростовского еп. Феодора. Кроме того, св. Кириллу принадлежат «слова» на церковные праздники, каноны, молитвы, похвалы святым. В своих произведениях он опирался на византийские образцы знаменитых проповедников Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Симеона Логофета, Епифания Кипрского и др., в его «словах» ораторское красноречие Древней Руси достигло расцвета. Кириллу Туровскому приписываются многочисленные произведения, из которых бесспорно ему принадлежат уже упомянутая «Повесть о душе и теле», «Повесть о белоризце и о мнишестве», «Сказание о черноризском чине». Наиболее известны его «слова», написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла. Его творения, поражающие своей духовной красотой, показывают блестящее знание святителем греческого языка и святоотеческой литературы. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны в других славянских странах. До нас дошли его двадцать четыре молитвы, покаянный канон и двенадцать проповедей, посвященных монашеской жизни и главнейшим праздникам.

 

За год до своей кончины он вернулся на покой в свою обитель и окончил там свою жизнь в строгих иноческих подвигах.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых.

Прп. Авксивий.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz