Краткие жития святых, православные праздники и события

5/18 апреля

 

Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Мчч. Агафопода диакон, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Сщмч. Алексия пресвитера (1930); сщмч. Николая пресвитера (1931).

Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского (400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

 

Святитель Иов Патриарх Московский и всея Руси Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Память его празднуется 19 июня (см. житие) в день представления. Святитель Иов представился мирно и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. В 1652 г. (5 апреля), при патриархе Иосифе, нетленные и благоухающие мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иосафа. От мощей святителя происходили исцеления.

Мчч. Агафопод диакон,

Мученик Феодул Солунский Феодул чтец Солунские и иже с ними (ок. 303). Эти угодники Божии жили во время известного в истории церкви гонения Диоклетиана. Изданный этим императором приказ о том, чтобы власти принуждали христиан поклоняться делу рук человеческих – идолам, а не Единому Богу, Творцу всех, около 303 года был доставлен и в Фессалоникию. Для устрашения христиан в этом городе были выставлены на показ орудия мучений. Многие христиане бежали из города и скрывались, кто, где мог; другие мужественно отдавали себя на мучения, но были и такие, которые, из страха мучений, совершали с язычниками идольские жертвы.

Пример твердости в вере показали оставшиеся в городе престарелый диакон Агафопод и молодой, прекрасный собою чтец Феодул. День и ночь, молясь о сохранении церкви Божией, они без страха ожидали мучений. Языческие воины, узнав о святых, взяли их и заключили в темницу. Правитель города Фавстин воссел на своем судейском месте и приказал привести к себе на допрос исповедников Христовых. На все увещания и угрозы со стороны правителя они отвечали только непоколебимым исповеданием веры христианской. Ничего не добившись от них и опасаясь, что своими речами они могут соблазнить стоявший вокруг народ, правитель распорядился увести их назад в темницу.

В полночь святые, преклонив колена, вознесли проникновенную молитву к Богу. Многие узники были тронуты молитвой мучеников. В то же время народ, разломав темничные двери, вошел внутрь темницы и с умилением вслушивался в речи праведников. Узнав об этом, правитель снова позвал к себе исповедников, но мог только убедиться еще раз в их твердости и готовности на все ради Христа. Полагая, что этих двух исповедников опасно оставлять в живых долгое время, он приговорил их к смерти.

Скованные, Агафопод и Феодул покорно ожидали своей смерти. Ночью, в темнице, святые исповедники были утешены дивным видением. Им снилось, что они посреди бушующего моря на переполненном людьми корабле. И вот корабль стал тонуть, а бывшие на нем гибнуть, и только одни они, Агафопод и Феодул, были избавлены Кормчим от потопления; затем Он их одел в светлые одежды и привез к какой-то высокой горе, по которой они восходили до самого неба.

Утешенные таким чудным видением, предвещавшим им мученическую кончину и вечную радость, святые Агафопод и Феодул при наступлении дня пошли на последнее испытание. Со связанными назад руками и повешенными на шее тяжелыми камнями, святые мученики были брошены с корабля в море, но море тотчас же выбросило уже мертвые их тела без цепей и камней на берег, и родственники и знакомые с честью похоронили их.

 

Сщмч. Алексий (Кротенков) пресвитер (1930): Новомуч. Священномученик Алексий родился в 1878 г. в селе Неклюбка Верещагской волости Суражского уезда Черниговской губернии (ныне село Неглюбка Ветковского района Гомельской области, Беларусь) в семье белорусского крестьянина Петра Кротенкова. В 1902 г. Алексей окончил Приснянскую учительскую школу и, выдержав экзамен, поступил работать учителем в церковноприходскую школу в селе Неклюбка. По окончании Пастырских курсов в Москве Алексей Петрович 13 марта 1911 г. был рукоположен во священника к церкви в поселке Ушкевском Туринского уезда Тобольской губернии. В 1915 г. он был переведен в храм в село Нижне-Романовское Тобольского уезда, а в 1929 г. – в храм во имя святителя Николая в селе Ницинском Ирбитского округа Уральской области, где прослужил до дня своего ареста в 1930 г.

В 1925 г. церковь в селе была захвачена обновленцами, но, благодаря настойчивому неприятию их верующими села, храм снова перешел к православным. В состав прихода, кроме самого села, входило четыре деревни с общим числом верующих в 2160 человек. Хотя о. Алексию и недолго пришлось подвизаться в этом селе, но он обнаружил себя здесь ревностным пастырем и проповедником, заслужив этим любовь прихожан.

В конце 1929 г. безбожные власти в селе Ницинском приняли решение закрыть храм. После того, как все обязательные платежи были приходом уплачены, а один налог даже дважды, сельсовет потребовал уплаты дополнительного страхового платежа в сумме 524 рубля. Поскольку заплатить такую сумму для прихожан было непросто, о. Алексий послал старосту храма к благочинному, чтобы тот посоветовал, как поступить. Благочинный направил старосту в Ирбитский финансовый отдел, заметив, что в любом случае налог нужно будет платить, но надо справиться о порядке платежа в финансовом отделе. На заседании церковного совета староста рассказал о посещении благочинного и местных властей. Отец Алексий на это заметил, что если не удастся собрать требуемую сумму с помощью добровольных пожертвований, то и в этом случае храм все же не следует отдавать – лучше умереть за веру православную, но не отдавать святыни на поругание. Церковный совет постановил собрать сразу же после праздника Рождества Христова общее приходское собрание, на котором верующие должны будут решить, смогут ли они заплатить еще один налог.

8 января 1930 г. на собрание в храм пришли 527 человек; оно проходило в присутствии председателя сельсовета и местного милиционера. Узнав, что местные власти неожиданно потребовали уплаты третьей страховки в сумме уже не 524 рубля, а 1196 рублей, присутствующие стали возмущаться и потребовали поставить вопрос на голосование. Собрание единодушно проголосовало против такой уплаты. Сразу же после голосования председатель сельсовета и милиционер покинули церковь.

Был написан протокол собрания, и староста отправился с ним в сельсовет, где сразу же был арестован; о. Алексий и часть прихожан остались на ночь в храме.

Утром председатель сельсовета и милиционер, взяв с собой старосту, пришли в храм и объявили, что из-за неуплаты налога храм будет закрыт и опечатан до выяснения вопроса. После их ухода о. Алексий, выйдя на амвон, обратился к прихожанам с призывом защитить храм от безбожников и богохульников и предложил верующим, кто свободен, остаться в храме на ночь.

9 января о. Алексий, члены церковного совета и прихожане, всего около пятидесяти человек, остались ночевать в храме. Были заперты изнутри двери и выставлен наблюдательный пост на колокольне. Первую ночь никто из присутствующих не спал, служились молебны, и о. Алексий вел беседы с прихожанами.

На другой день о. Алексий и церковный совет командировали старосту храма в Ирбит к благочинному, чтобы поставить того в известность о происходящем, и к советским властям – узнать, не будет ли все же скидка с налога. Благочинный, выслушав старосту, посоветовал не оставаться в храме такому количеству прихожан, а только членам церковного совета. С этого времени в церкви стали дежурить круглосуточно. Однако безбожники уже приняли решение не допустить службы на праздник Крещения, когда будет большое стечение народа, и до этого арестовать священника. Это им удалось сделать 16 января, выманив священника из храма через его жену якобы для встречи с неким «советским начальником из округа», присланным для решения вопроса.

После ареста о. Алексий был заключен в ирбитскую тюрьму. Храм был закрыт, и начались аресты; всего по этому делу было арестовано 16 человек.

Будучи допрошен, о. Алексий признал только то, что действительно, учитывая желание и просьбы верующих, согласился оставаться на ночь в церкви, в сторожке, в остальных же пунктах – в ведении агитации и проповедей против советской власти, виновным себя он не признал.

25 марта 1930 г. было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось о том, что священник Кротенков Алексей Петрович являлся организатором и вдохновителем кулацкой группировки из бывших карателей и белогвардейцев, которые сгруппировались вокруг церковного совета ницинской церкви тихоновского течения для активной борьбы против советской власти  и проводимых ею мероприятий в деревне.

11 апреля 1930 г. тройка ОГПУ приговорила о. Алексия к расстрелу. Священник Алексий Кротенков был расстрелян 18 апреля 1930 г. и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Николай (Симо) пресвитер (1931): Новомуч. Священномученик Николай родился 6 декабря 1875 г. в городе Аренсбурге Эстляндской губернии в семье священника Адама Симо; в 1888 г. отец Адам был назначен в эстонский приход, открывшийся при Андреевском соборе в Кронштадте.

В 1887 г. Николай поступил в Рижское духовное училище, окончив которое в 1891 г. по первому разряду, продолжил образование в Рижской Духовной семинарии; в 1894 г. отец перевел его в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Окончив семинарию в 1897 г., Николай обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Павла Панова, и 23 ноября 1897 г. был рукоположен во священника к Андреевскому собору в Кронштадте на место отца, переведенного в это время служить в эстонский приход при гатчинском Павловском соборе.

Отцу Николаю служить разрешили только раз в неделю по воскресным дням, между  первой и второй литургией. Неблагоприятные обстоятельства, в которых оказался священник со своей эстонской паствой, привели его к мысли о необходимости постройки отдельной церкви для живших в Кронштадте православных эстонцев (около 800 человек).

В 1902 г. кронштадтский купец и благотворитель Николай Андреевич Туркин выкупил здание бывшей англиканской церкви для православного эстонского прихода. 1 декабря 1902 г. отец Иоанн Кронштадтский освятил здание как православный храм в честь Воздвижения Креста Господня.

Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, о. Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру о. Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора. Кроме богослужений, о. Николай преподавал Закон Божий в Кронштадтской школе при таможне, в эстонской церковноприходской школе, будучи одновременно ее руководителем, а также он был руководителем Кронштадтского отделения Александро-Невского Общества трезвости и членом комитета Кронштадтского попечительства о народной трезвости.

В 1910 г. скончалась супруга священника, и на его попечении осталось трое детей от трех до семи лет.

Отец Николай шел путем ревнителя православия, и его служение стало со временем вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских.

В 1917 г. скончался один из священников Андреевского собора, и возникла необходимость заместить вакантное место. В это время стало практиковаться, по примеру древности, назначение священников по избранию прихожан с последующим  подтверждением выбора епархиальным архиереем. Для избрания были предложены кандидатуры трех священников. В голосовании участвовало 385 прихожан, за кандидатуру о. Николая проголосовало 317 прихожан.

13 декабря 1917 г. митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) назначил о. Николая священником Андреевского собора. В 1919 г. он был возведен в сан протоиерея, а в 1923 г., в связи со смертью настоятеля, назначен настоятелем Андреевского собора.

Первый раз о. Николай был арестован в марте 1921 г. по подозрению в участии в Кронштадтском восстании, но через две недели освобожден, за невозможностью найти в его деятельности состава преступления.

При попытке захвата церковной власти обновленцами, протоиерей Николай показал себя активным противником этого движения.

Протоиерей Николай был арестован 13 октября 1930 г. По делу было привлечено 64 человека, почитателей о. Иоанна Кронштадтского и ревнителей монархии, с центром в Андреевском соборе, который, по мнению властей, стал центром контрреволюционной деятельности духовенства. Протоиерей Николай отказался давать какие-либо показания.

В то время, когда о. Николай уже находился под следствием, ОГПУ стало арестовывать тех, кто был не согласен с декларацией митрополита Сергия (Страгородского), кто усмотрел в ней недостойное Предстоятеля Церкви лицемерие; для простоты действий следствие объединило их во «всесоюзную контрреволюционную организацию “истинно православные”». Одно из таких следственных дел было создано Ленинградским ОГПУ. 14 февраля 1931 г. к этому делу были присоединены дела протоиерея Николая Симо и некоторых других священников и мирян Кронштадта.

В обвинительном заключении следователи написали: «Руководителями… центра являлись крайне монархические элементы, в прошлом ближайшие сподвижники самого Иоанна Кронштадтского, люди, которые путем открытой пропаганды вели бешеную антисоветскую агитацию с целью подрыва и свержения советской власти… Во главе этой организации стоял священник Андреевского собора Николай Симо, который при жизни Иоанна Кронштадтского вел монархическую погромную работу».

13 апреля 1931 г. Коллегия ОГПУ приговорила о. Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Симо был расстрелян 18 апреля 1931 г. и погребен в безвестной могиле.

 

Прп. Пуплий Египетский (IV). Он жил в царствование императора Юлиана Отступника, подвизался в Египте, в иноческом сане, и мирно скончался в IV веке. Вспоминается также в субботу Сырной недели.

Преподобный Феона Прпп. Феона, Симеон и Форвин (IV). Скончались мирно.

Мч. Клавдиан перс (IV). Мученически скончался в Месопотамии.

Прп. Марк Афинянин, Фракийский (400). Прп. Марк девяносто пять лет подвизался в пустынной местности на горе Фраческой в Ливии, называемой ныне Тукра. В течение этого времени он не видел не только человека, но даже зверя и птицы. Когда пришел к нему, по указанию в сновидении авва Серапион, ученик Иоанна и отшельник египетский, Марк с радостью принял этого человека, первым из людей посетившего его после столь продолжительного времени. Ему-то он и поведал о своем житие.

В первые тридцать лет пребывания в этой пустыни св. Марк испытывал великую нужду и скорбь от голода, холода и наготы, а более всего от дьявольского искушения. Но в последующие годы на него излилась благодать Божия, и естественная плоть его изменилась. Он удостоился увидеть как бы подобие царствия небесного и постиг духом блаженство праведников. Теперь же наступил предел его жития, и Бог послал ему авву Серапиона, чтобы тот предал его земле.

Родился прп. Марк в Афинах, где и изучал различные науки, в особенности тщательно философские. Вскоре после того, как он окончил учение, умерли его родители. Тогда, поразмыслив над жизнью, он сказал сам себе: «Как родители мои умерли, так и я умру. Не лучше ли добровольно отречься от мира раньше, чем придется уходить из него?» Поэтому он сразу же снял с себя одежду, встал на доску и отправился на ней плавать по морю. Долго его носили волны, пока, наконец, по Божественному Промышлению он не пристал к этой горе.

Во время рассказа на прп. Марка упал целый сноп солнечных лучей, и Серапион увидел, что тот оброс волосами наподобие зверя. Серапион ужаснулся, что сразу заметил святой подвижник и сказал ему, чтобы тот не ужасался, ибо взятая от земли плоть тленна.

Из рассказа Серапиона о жизни тогдашнего мира св. Марк с глубокой скорбью сказал, что горе этому миру, так как христиане в нем таковыми только по имени называются, на деле же не таковы.

С наступлением вечера преподобный предложил Серапиону разделить с ним трапезу. Тот недоумевал, откуда у него могла быть хотя бы скромная трапеза, так как в течение целого дня никого из людей не видел у него в пещере. Но каково было его изумление, когда, войдя в пещеру, он увидел два стоящих стола, на которых были положены два мягких и белых хлеба, сияющих наподобие снега. Были там также прекрасные овощи, две печеные рыбы, очищенные плоды маслины, финики, соль и полная кружка чистой студеной воды. По окончании трапезы прп. Марк сказал кому-то невидимому: «Брат, возьми все это отсюда!» И тотчас трапеза была снята невидимой рукой. В ответ на недоумение своего гостя святой сказал, что эти благодеяния Бог посылает рабам своим. В прежние дни ему Бог посылал по одному хлебу и одной рыбе, но теперь ради гостя Он удвоил трапезу. Так Господь Бог своими милостями не оставляет святого за первые его страдания. Но вот ныне оканчивается предел его жизни, и Бог послал Серапиона для того, чтобы тот похоронил его смиренное тело.

Когда Серапион услышал о близкой кончине преподобного, то, рыдая, стал умолять взять его с собою. Но на это св. Марк ответил, что тому нужно не плакать, а веселиться в день его веселья, а по смерти преподобного – возвратиться в свое место. При этом он сказал, что возвращение Серапиона будет не той дорогой, по которой он сюда пришел, а необычным путем.

В этот момент пещера наполнилась светом, который был светлее света солнца, вокруг почувствовалось благоухание ароматов. Св. Марк начал молитву к Господу и в ответ послышался с неба голос, призывающий его к Себе. После этого, взглянув на святого подвижника, Серапион увидел его душу уже освободившуюся от оков плоти, покрытой светлою одеждой ангелов и возносимой на небеса.

Серапион приготовил к погребению честное тело святого, со слезами духовной радости и молитвенными песнопениями положил его, по завету прп. Марка,  в указанной пещере и саму пещеру завалил камнем. Затем после продолжительной молитвы, в которой он восхвалял Бога и молил святого руководить им в обратном пути, он сошел с горы, чтобы по непроходимой и страшной пустыне вновь вернуться в свою обитель. И вот тут сбылись слова прп. Марка о том, что возвращение его совершится не по той дороге, по какой он пришел. По молитвам святого, Серапион был перенесен в свою обитель невидимо.

Воспоминание страшного трясения в Антиохии (526).

Преподобный Платон Студийский Прп. Платон, исп. Студийский (814). Прп. Платон родился в 735 году и еще в детстве лишился своих благочестивых родителей, Сергия и Евфимии. Однако в доме своих родственников, которые взяли его к себе, он получил хорошее воспитание, неразрывно связанное с усвоением добродетелей и истин христианских.

По достижении зрелого возраста Платон оставил дом своих родственников и удалился на гору Олимп, находящуюся в Мизии, на границе между Фригией и Вифинией, и принял там монашество в одном монастыре, называемом «в Символах». Подвизаясь здесь в строгом иночестве, прп. Платон много трудился над переписыванием книг и составлением сборников из писаний святых отцов. По смерти настоятеля монастыря Феоктиста Платон был избран игуменом (770 г.).

Узнав о подвигах Платона, которые с назначением его настоятелем обители еще более увеличились, бывший тогда константинопольским патриархом св. Тарасий (память его 25 февраля) предложил прп. Платону никомидийскую митрополию, но он отказался от этого высокого предложения и удалился, вместе с племянниками своими, Феодором Студитом (память его 11 ноября) и Иосифом, еп. Солунским (память его 26 января), в одно уединенное место – Сакудион, где и основал обитель (782 г.).

В 787 году прп. Платон присутствовал на седьмом вселенском соборе, осудившем нечестивое учение еретиков-иконоборцев и восстановившем почитание святых икон. Принимал преподобный участие и в обличении императора Константина VI, который нарушил церковные правила, женившись на своей родственнице Феодотии еще при жизни первой своей жены, насильно постриженной им в монашество. За это обличение император заключил преподобного в темницу. И только после смерти императора он освободился от заточения и поселился в Студийском Константинопольском монастыре, где в это время был игуменом Феодор Студит.

Снова прп. Платон подвергся преследованию и ссылке (в 807 г.) со стороны императора Никифора, который поступил вопреки церковным правилам, возвратив в церковь некоего пресвитера Иосифа, отлученного патриархом Тарасием за его беззаконный поступок. Только через 4 года вернулся Платон опять в Константинополь, но уже совсем больным; через три года он отошел ко Господу, на 79-м году своей жизни, в Лазарево воскресенье 814 года.

Преподобная Феодора Солунская  Прп. Феодора Солунская (892). Родилась от благочестивых родителей на острове Эгине. Достигнув совершеннолетнего возраста, она вступила в брак и имела дочь. Вследствие неприятельского нашествия молодые супруги вынуждены были переселиться в Солунь. Здесь прп. Феодора отдала свою дочь в монастырь, а после смерти мужа и сама приняла иночество в одной с дочерью обители, где и проводила строгую подвижническую жизнь. Укрепляемая благодатью Божию, она трудами послушания и смирения, постом и молитвою столь угодила Господу, что по смерти ее (в 879 г.) у ее гроба совершались чудеса. Из святых мощей преподобной истекало благовонное и целительное миро, которым верующие исцелялись от разных болезней.

Свт. Филипп I Московский, митрополит (1473). Святитель Филипп I был митрополитом Московским в 1464 – 1473 годах. Происхождение его неизвестно. С 1455 г. он упоминается как Суздальский епископ, а в 1464 г. Филипп был возведен в сан митрополита. В его деятельности важно подчеркнуть вмешательство в новгородско-псковские дела, когда он принял заметное участие в борьбе с усилившимся в Новгороде польско-литовским влиянием. В 1469 г. в ответ на хлопоты псковичей о церковной автономии Филипп приказал псковичам по-старому подчиняться новгородскому владыке, а не отдаваться под покровительство польского короля и не признавать над новгородской Церковью власти литовского митрополита Григория, который выхлопотал для себя у Константинопольского Патриарха Дионисия поставления в митрополиты не только Литвы, но и всея Руси, с отстранением Филиппа от митрополичьей кафедры. На освященном Соборе в присутствии великого князя святитель Филипп I провозгласил Патриарха Дионисия «чюжа и отреченна». В конце концов, Новгород остался верен Московской митрополии. А в 1471 г. свт. Филипп I ходатайствовал за новгородцев перед великим князем Иваном III, если они принесут повинную за заключение договора с польским королем.

Позже свт. Филипп I энергично отстаивал Восточную Церковь от попытки признания Флорентийской унии, о чем хлопотал папский легат Антоний, приехавший с Софьей Палеолог. Филипп грозил покинуть Москву в момент въезда в нее легата, если он не спрячет водруженный на высокое древко католический крест, чему легат вынужден был подчиниться. В Москве же святитель подготовил и организовал богословский диспут с кардиналом при помощи книжника Никиты Поповича, но кардинал отказался на диспуте от ответов, сославшись на то, что с ним нет необходимых ему книг.

В том же году свт. Филипп I приступил к перестройке Успенского кремлевского собора, отчасти на личные свои средства, накупил много холопов для строительных работ. Для той же цели на приходское духовенство и монастыри митрополичьей епархии был наложен довольно тяжелый экстренный сбор, а также были принимаемы добровольные пожертвования от бояр и купцов. Работы были поручены неопытным русским мастерам, и постройка продвигалась туго. К моменту смерти святителя здание было сложено до половины стен; вскоре после его смерти оно обрушилось, и постройка вновь была начата уже с помощью иностранных мастеров.

Свт. Филипп I скончался 5 апреля 1473 г.

До нас дошли написанные митрополитом церковно-правительственные грамоты в Новгород, в Псков и другие.

27 января 2001 г. свт. Филипп I был причислен к Собору Московских святых.

Мч. Георгий Новоэфесский (1801). Пострадал за исповедание Христа в Новом Ефесе; был усечен мечем.

Мчч. Ферм. Страдальчески скончался в огне.

Мцц. Кирия и Дула. Госпожа и рабыня, мученически скончались от меча.

Мцц. 5 дев, иже в Лесбосе.

Мч. Зинон. Скончался от копья, в огне и смоле.

Мц. Ипомона.

Св. Дидим Александрийский.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz