Краткие жития святых, православные праздники и события

16/29 апреля

 

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304).

Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры,  Ирины и других (258).

Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.

 

Мученицы Агапия, Ирина, Хиония Мцц. Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские (304). Когда император Диоклетиан, преследовавший последователей Христа, находился в городе Аквилее, он получил весть о том, что все тюрьмы города переполнены христианами и последние, несмотря на все истязания, не отказываются от своей веры. Диоклетиан повелел истребить всех христиан и тем самым очистить тюрьмы.

Среди заключенных христиан был один старец, по имени Хрисогон, который поддерживал своих братьев по вере и приготовлял их к мученическому подвигу. Император, считая его весьма опасным врагом язычества, велел предать его на мучения и смерть. Вне города, в пустынном месте его обезглавили, а тело бросили на берегу моря, на съедение зверям и птицам.

Недалеко от места казни проживал христианский священник Зоил, и здесь же по соседству подвизались в благочестивой уединенной жизни три сестры: Агапия, Ирина и Хиония. Зоил, узнав о смерти Хрисогона, взял тело мученика и скрыл его у себя дома в деревянном гробе. На 30-й день после этого Хрисогон явился Зоилу во сне и сказал ему, что до истечения следующих девяти дней три живущие неподалеку от него девы Христовы будут взяты на мучение. Поэтому он должен сказать рабе Божией Анастасии, чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине. Зоил же будет скоро освобожден Господом от земных уз и упокоится со святыми.

Подобное же откровение было и св. Анастасии «Узорешительнице» (память ее 22 декабря). Узнав от Зоила, где находится жилище трех дев Христовых, она поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе, приготовляя их к предстоящему им подвигу.

Предсказание св. Хрисогона сбылось. Пресвитер Зоил скончался через десять дней. Недолго пришлось оставаться в ожидании и трем сестрам: они были схвачены язычниками и приведены к императору Диоклетиану. Тот, видя их молодость и красоту, решил, что их не трудно будет склонить к отречению от Христа, и сам стал убеждать сестер каждую в отдельности. Но все девы Христовы, просвещенные христианской верой, опровергли все богопротивные увещания и остались тверды в своей вере. Надеясь на будущую вечно блаженную жизнь, они не прельстились обещанными им земными благами. И как не велики были страдания их, они твердо перенесли их до конца, полагаясь во всем на волю Божию и всецело уповая на Его милость.

По приговору судьи Сисиния свв. Агапию и Хионию бросили в раскаленную печь, где они и предали души свои в руки Господа. Слуги св. Анастасии пришли ночью и взяли тела мучениц. Анастасия с честью положила их в новом гробе и тайно похоронила.

На другой день тот же верховный судья Сисиний сел на судилище и стал допрашивать св. Ирину. Когда увещания ни к чему не привели, и младшая сестра не принесла жертву идолу, Сисиний пригрозил, что по его приказу ее отведут в блудилище нагую, где она будет предана на поругание, пока не умрет. Но и эта угроза оказалась тщетной, тогда Сисиний велел привести ее в исполнение. Но когда св. Ирину вели воины, на дороге их догнали другие два воина (это были ангелы) и приказали им отвести св. деву за город на указанный ими холм. Те так и сделали. Судья же, узнав об этом, разъярился гневом и поехал к холму тому, но, подъехав, не мог взойти на него.

Тогда несколько воинов, по приказанию Сисиния, пронзили св. Ирину стрелами.

Та же св. Анастасия похоронила св. тело ее вместе с другими ее двумя сестрами.

 

Мученик Леонид Мч. Леонид и мцц. Хариесса, Ника,

Мученица Галина Коринфская Галина, Калиса (Калида), Нунехия, Василисса, Феодора и

Ирина Коринфская Ирина Коринфские (258). Св. Леонид происходил из Эллады; он и упомянутые мученицы пострадали за исповедание Христа в Коринфе. По приказанию игемона Венуста, после мук, они были утоплены в море с камнями на шее. Это произошло во время Пасхи.

Память их отмечается также 10 марта вместе с памятью мч. Кодрата и иже с ним.

Мч. Михаил Вурлиот (1772). Юноша Михаил, медник по ремеслу, дал нам пример искреннего и глубокого покаяния.

Св. Михаил родился около 1754 г. в Смирне в семье ремесленников. Мальчик рос набожным, но характер его был неустойчивым. Будучи 18-летним юношей, Михаил однажды встретился с неким мусульманином, который, воспользовавшись его неопытностью, убедил его принять магометанство и отречься от Христа. Это произошло в начале Великого поста. Пока еще юноша жил у своего совратителя, магометанина, прислуживая ему, и находился под его непосредственным влиянием, он не чувствовал всей бездны своего падения. Но вот наступил великий христианский праздник – Пасха Христова – и юноша Михаил, уступая влечению своего сердца, устремился в родной храм христианский. Там он увидел всеобщее ликование и услышал радостные возгласы: «Христос Воскресе!» Но здесь он почувствовал, что является уже для всех присутствующих чужим, так как переменил свой христианский крест на чалму Магомета. Он понял, что христиане уже не могут делиться с ним своей радостью, и ему здесь не место между славящими воскресшего Христа. В нем загорелось чувство раскаяния. Он не хотел уже быть чужим для окружающих, но стремился неудержимо слиться с ними в общем прославлении Бога.

На другой день утром Михаил пришел к судье и сказал: «Позволь мне отдать обратно свинец, который мне дали за мое золото, разреши мне отступиться от ложной веры и возвратить себе золото». Здесь же он в присутствии всех исповедал себя христианином. Смелость и открытое признание юноши поразили судью и присутствующих здесь турок. Но им хотелось, во что бы то ни стало, удержать юношу в своей вере. Они прибегли решительно ко всем средствам, чтобы только поколебать его твердость в исповедании Христа, но ни увещеваниями, ни угрозами, ни темничным заключением не достигли этого. Тогда они осудили его на смерть. Радостно и спокойно пошел Михаил на казнь, испрашивая у христиан на пути прощения. Ему отрубили мечем голову. Так своею мученической кончиной он искупил свое прежнее отступление.

Прп. Феодора Нижегородская (1378). Св. прп. Феодора, в миру Анастасия, родилась в 1331 г. в семье тверского боярина. С детства она хотела отречься от мира, но двенадцати лет родители выдали ее замуж за благочестивого  и добродетельного суздальского князя Андрея Константиновича. Детей у них не было. Прп. Феодора основала в Нижнем Новгороде в 1355 г. женский Зачатьевский монастырь. Овдовев через 13 лет, она освободила рабов, раздала все имущество церквам и бедным и постриглась в 1371 г. под именем Феодоры в Галичском монастыре от св. Дионисия, впоследствии архиепископа Суздальского (память его 26 июня).

Часто она не вкушала пищи в течение пяти дней, проводила ночи в молитве без сна, носила власяницу. Дневное пропитание она зарабатывала рукоделием и охотно переносила оскорбления для приобретения смирения. При ней число сестер обители возросло до 160, потому что все хотели пользоваться ее руководством. Скончалась прп. Феодора в 1378 году.

Свв. Павел и Тимофей.

 

Ильинская-Черниговская икона Божией Матери Ильинско-Черниговская икона Божией Матери (1658). Этот чудотворный образ Богоматери находился в Троицком Ильинском монастыре, на Болдинской горе недалеко от Чернигова. Икону написал в 1658 году монах Геннадий Константинович, живописец Дубенский, в мире носивший имя Григорий.

Она прославилась многими дивными чудесами. В 1662 году произошло знаменательное событие – в продолжение 8 дней, с 16 по 24 апреля, от Ильинской иконы Богоматери текли слезы. В том же году татары напали на Чернигов. Иноки монастыря, помолившись, укрылись в пещере св. Антония. В полночь татары ворвались в монастырь и разорили все, что нашли в нем. Невредимой осталась только чудотворная икона Богоматери. Всеблагая Заступница не допустила также войти татарам в пещеру, в которой скрывались иноки.

От Ильинско-Черниговской иконы происходили многочисленные исцеления и другие чудеса. Списки с чудотворного образа находятся во многих местах России, особо чтимый – в Смольном монастыре в Санкт-Петербурге.

Подлинная Ильинско-Черниговская икона Богородицы после закрытия обители долгие годы сохранялась у монахинь. В 1992 г. возродился (как женский) Успенский Елецкий монастырь, и чудотворный образ был передан ему и поставлен в храме во имя святых апостолов Петра и Павла. Там же сейчас пребывает чудотворная Елецкая-Черниговская икона Богоматери (празднование ей 5 февр.).

  Тамбовская (Уткинская) икона Божией Матери (1692). Появление чудотворной Тамбовской иконы Божией Матери местное устное предание относит к 1692 г. В 1686 г. настоятель Вяземского Предтеченского монастыря Питирим был рукоположен в сан епископа и назначен на Тамбовскую кафедру. С собой в Тамбов он привез несколько прославившихся впоследствии чудотворениями икон – список Девпетерувского образа (родительское благословение ему) и написанные им копии с икон Смоленской Одигитрии и Казанской Богоматери. В 1692 г. свт. Питирим Тамбовский (память его 28 июля) сделал список с Ильинско-Черниговской иконы Богоматери, добавив отдельные элементы образа Одигитрии. Эта икона явила многие чудеса и стала известна под именем Тамбовской.  Явлена ее чудотворная сила была в первой половине XIX века. К тому времени она находилась в кладовой церкви архидиакона Стефана, именуемой Уткинской (по имени строителя Уткина) среди ветхой утвари. Однажды одному тяжко болящему человеку во сне было видение, что он получит исцеление, если отыщет указанную икону и отслужит перед ней молебен. Разыскав образ и отслужив молебен, он немедленно выздоровел. В 1836 г. в честь Тамбовской иконы Богоматери был выстроен придел, где она стояла в иконостасе, по левую сторону царских врат, как местная. Празднование иконе было установлено указом Святейшего Синода в 1888 г. С этого времени в ее честь 16 (29) апреля совершался в Тамбове крестный ход, на который собирались богомольцы со всех окрестностей.

В 30-е годы в Тамбовской области не осталось ни одной действующей церкви. Во время Великой Отечественной войны первым возрожденным храмом епархии стал Покровский собор (в 1943-1993 гг. единственный храм в городе). В 1944-1946 гг. здесь служил вернувшийся из ссылки святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (память его 29 мая). При нем было восстановлено почитание Тамбовской иконы Божией Матери, для которой в нижнем храме устроили большой резной киот. В этом храме святыня пребывает и сейчас.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz