Краткие жития святых, православные праздники и события

14/27 апреля

 

Свт. Мартина исп., папы Римского (655). Св. Александра исп., пресвитера (1941).

Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалиона (305-311). Мчч. 1000-и Персидских и Азата скопца (ок. 341).

Виленской иконы Божией Матери.

 

Святитель Мартин I Римский Свт. Мартин I исп., папа Римский (655). Святой Мартин, родившийся в тосканском городе Тодди и получивший блестящее по тому времени образование, отдался всецело изучению св. Писания и служению церкви. По смерти римского папы Феодора он единогласно был избран и возведен на папский престол в 649 г.

В это время на Востоке все более и более распространялась ересь монофелитов, признававших во Христе одну волю и одно хотение, и Мартин принужден был вести с ними энергичную борьбу за православную истину.

Констанс II, управлявший в это время империей, желал прекратить споры о двух волях в едином лице Иисуса Христа. По совету еретика монофелита Павла, константинопольского патриарха, он издал эдикт, или так называемый «типос», которым запрещал эти споры и приказывал всем содержать монофелитское учение относительно лица Иисуса Христа.

Этот «типос» был прислан и Мартину. Папа, получив от Констанса II повеление исповедовать еретический «символ веры» и даже утвердить этот «типос» собором, отказался исполнить незаконный указ императора.

Мартин обращался к константинопольскому патриарху Павлу с увещаниями оставить еретические заблуждения и с просьбою убедить царя сделать то же самое, но безуспешно. По совету бывшего в то время в Риме аввы хрисополитанского преподобного Максима папа в 649 г. созвал поместный собор для рассмотрения монофелитской ереси и «типоса». Этот собор, состоявший из 105 епископов, предал ересь анафеме и осудил императорский «типос». Этот же собор разослал всем православным христианам послание, которых утверждал их в правой вере, изъяснял всю пагубность ереси и повелевал остерегаться монофелитов.

Весть о поступках папы Мартина дошла до императора. Констанс II приказал схватить папу, что и было исполнено. Мартина ночью схватили и отправили на один из Цикладских островов, где его содержали целый год. В 654 г. его вызвали в Константинополь, продержали его там около 3-х месяцев в тесной и мрачной комнате пустынного дома и, наконец, судили, но не по делам церкви, а как государственного преступника. После суда папа более года томился в различных тюрьмах, пока не был отправлен в заточение в Херсонес, где его морили голодом и лишали всего необходимого. Здесь св. Мартин скончался в 655 году. Честное тело его было погребено во Влахенском храме.

В настоящее время мощи свт. Мартина находятся в Риме, в церкви св. Мартина Турского.

Память его празднуется также 15 декабря вместе с Собором Крымских святых.

 

 Св. Александр (Орлов) исп., пресвитер (1941): Новомуч. Священноисповедник Александр родился в 1878 г. в селе Макковеево (ныне поселок Сынтул) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Самыловской церковноприходской школы Василия Евдокимовича Орлова. Вскоре после рождения сына Василий Евдокимович был рукоположен во диакона к Покровскому храму в селе Макковеево. Окончив церковноприходскую школу и духовное училище, Александр с 1905 г. стал служить псаломщиком в Покровской церкви в родном селе. В 1919 г. он был рукоположен во диакона к этой церкви.

Диакон Александр часто посещал известную в тех краях подвижницу, жившую в деревне Анемнясево Касимовского уезда, блаженную Матрону (исп., память ее 16 июля); она и посоветовала ему рукополагаться во иерея к находящемуся в четырех километрах от Анемнясева храму.

В январе 1932 г. архиепископ Рязанский Иувеналий (Масловский) (сщмч., память его 11 окт.) рукоположил диакона Александра во священника ко храму великомученицы Параскевы в селе Шеянки Касимовского района. С этого времени он стал духовником блаженной, которой было тогда шестьдесят два года; о. Александр приходил к ней служить в большие праздники молебны, причащал ее раз в полтора месяца, иногда соборовал. Блаженная с большим почтением и любовью относилась к духовенству и монашествующим, как к людям, имеющим сугубое служение Богу, а о. Александра любила в особенности.

В 1934 г. о. Александр был переведен в Троицкий храм в село Гусь-Железный. Впоследствии, давая характеристику на священника, председатель сельсовета написал, что о. Александр совершал службы в храме, не испрашивая на них разрешения сельсовета, а также о произнесении им проповедей с «уклонением против советской власти».

В июне 1935 г. сотрудники НКВД Касимовского района начали дело против блаженной Матроны и ее почитателей, и в связи с этим 1 июля 1935 г. арестовали о. Александра. Он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и сразу же допрошен.

Следователь потребовал от священника, чтобы он рассказал все, что знает о блаженной Матроне. Отец Александр ответил, что блаженная Матрона пользуется большим авторитетом среди верующих и ее посещает множество людей из различных мест; сам он удивляется ее терпению, уму и мудрости тех советов, которые она дает посетителям.

Следователь потребовал от священника признать себя виновным в прославлении блаженной Матроны с контрреволюционными целями, а также в проведении среди верующих антисоветской агитации и распространении ложных слухов о войне и неизбежной гибели советской власти.

Отец Александр подтвердил факт прославления блаженной Матроны, так как почитает ее и живет по ее советам, во всем остальном из предъявленного следователем обвинения он виновным себя не признал.

В обвинительном заключении следователь написал, что священник, «являясь участником контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославлял “блаженную Матрешу” Белякову, организовывал к ней паломничество верующих и на ее квартире совершал тайные богослужения…».

2 августа 1935 г. Особое Совещание при НКВД приговорило священника Александра Орлова к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

За время его заключения его жена и дочь переехали в село Митино Касимовского района и стали помогать при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После своего освобождения в 1940 году о. Александр стал служить вторым священником в Скорбященском храме. Будучи с детства слабого здоровья, он еще более истощился здоровьем в лагере и уже жил и служил, перемогаясь; 27 апреля 1941 г. священник почил.

Отец Александр был похоронен у алтаря Покровского храма в селе Макковеево. Мощи священноисповедника Александра (Орлова) были обретены 21 августа 2001 г. и находятся ныне в Покровском храме поселка Сынтул.

 

Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские Мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские (1347). Свв. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, в язычестве называвшиеся Нежило, Кумец и Круглец, были бояре – придворные литовского князя Ольгерда Гедиминовича. В христианство они были обращены пресвитером Нестором. Свв. Антоний и Иоанн были братьями. Веру свою они обнаружили невольно – тем, что не исполняли языческих обрядов. Когда князь потребовал от них объяснений, они исповедовали себя христианами и были заключены в тюрьму. По малодушию своему Иоанн вскоре вернулся к язычеству. Братьев освободили и осыпали почестями. На младшего, Антония, не обращали внимания ради старшего, Иоанна. Но скоро Антоний навлек на себя гнев князя соблюдением постов и снова был заключен в тюрьму. Но положение Иоанна стало трудное: христиане отвернулись от него, язычники его презирали, брат не хотел ничего иметь с ним общего, пока он не исповедует Христа. Наконец, оставшись один раз наедине с князем, он исповедал себя христианином. Князь промолчал, но потом в присутствии других спросил, правда ли, что он христианин? Иоанн подтвердил свои слова. Князь пришел в ярость, приказал его бить, сам бил его и, наконец, приказал заключить его в темницу. Там с радостью и любовью он был принят братом своим Антонием. Иерей Нестор исповедал и причастил их Святых Таин. 14 апреля 1347 г. Антоний был повешен на древе, на котором вешали преступников. Перед смертью он предсказал брату, что и он скоро будет мучеником. Но язычники сначала сделали неудачную попытку соблазнить Иоанна, и 24 апреля Иоанн был повешен на том же дереве. Верующие с честью погребли их тела. 13 декабря того же года пострадал и юный их родственник Евстафий. Однажды, когда князь занимался государственными делами, а Евстафий по должности своей присутствовал, князь заметил, что у него волосы длиннее, чем принято было у язычников, и спросил, не христианин ли он. Евстафий отвечал утвердительно. Князь приказал ему есть мясо, а была пятница и Рождественский пост. Евстафий отказался. Раздраженный князь приказал бить его железными палками, лить ему в уста ледяную воду, а стояла лютая зима, и св. мученик посинел от холода. Истязания стали возрастать с невероятной жестокостью: ему перебили на ногах кости, содрали кожу с головы, отрезали нос и уши. Но святой мученик не только не издал ни одного стона, но еще ободрял и утешал христиан, с ужасом смотревших на его страдания. Наконец его еле живого повели к дубу, на котором были повешены свв. Антоний и Иоанн. Св. Евстафий шел к месту казни быстро и бодро, несмотря на перебитые ноги. Его также повесили на дубе, а святое тело его верующие погребли недалеко от свв. Антония и Иоанна. Замечательно, что после этого преступников перестали вешать на этом дереве, а через некоторое время христиане выпросили у князя это место, воздвигли на нем храм (впоследствии монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы) и положили в нем нетленные мощи свв. мучеников, а святой престол поставили на месте срубленного ими дуба. Впоследствии святые мощи мучеников Виленских были перенесены в соседний Свято-Духов монастырь, где они почивают в открытой раке.

Память их празднуется 14 апреля в день гибели первого из трех святых мучеников, 13 июля в день возвращения мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.

Мч. Ардалион (305-311). Св. Ардалион пострадал в царствование императора Максимиана Галерия. Он был мимическим актером и представлял в народных зрелищах различные действия людей, а также и страдания мучеников. Начав однажды играть роль мученика и изображать страдания христиан так, как они происходили в действительности, он вызвал у зрителей крики одобрения и похвалы своему искусству. Но Ардалион приказал им замолчать и подождать со своими одобрениями. Когда все смолкло, он признал себя действительным христианином. Он не отказался от своих убеждений, несмотря на похвалы своему искусству со стороны присутствовавшего на зрелище правителя; не испугали его и угрозы. Его казнили на раскаленной железной сковороде. Так, начав играть роль мученика для потехи толпы, он кончил нелицемерным исповеданием Христа.

Мч. Азат скопец (ок. 341). Был слугой персидского царя Сапора II. Он пострадал вместе со многими другими.

Мчч. 1000 Персидские (ок. 341). Пострадали вместе с мч. Азатом после св. Симеона (память его 17 апр.). Все они были убиты в дни страданий и Воскресения Христова.

Мч. Христофор Савваит (VIII). Убит в Палестине сарацинами.

Св. Валентин.

 

Виленская икона Божией Матери Виленская икона Божией Матери. Об этой чудотворной иконе Божией Матери сказано в описании за 15 февраля.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz