Краткие жития святых, православные праздники и события

21 апреля / 4 мая

 

Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Сосия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мчч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обретение мощей прп. Феодора Санаксарского (1999). Прав. Алексия Бортсурманского (1848). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918); св. Николая исп., пресвитера (1933); сщмч. Алексия пресвитера (1938).

Мчч. Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Свт. Максимиана, патриарха Константинопольского (434).

 

 Святитель Ианнуарий Беневентский Сщмч. Ианнуарий еп. и с ним мчч. Прокул, Сосий и Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион Путеольские (ок. 305). Св. Ианнуарий был епископом в Италии, в Кампанийской области. Во время гонения при Диоклетиане (284-305) и Максимиане Галерии (305-311) он был схвачен и приведен для допроса к правителю Кампании Тимофею. Тот ласками и угрозами принуждал еп. Ианнуария к поклонению идолам. Когда же все попытки правителя оказались тщетными, Тимофей приказал ввергнуть исповедника в раскаленную печь для сожжения, но св. Ианнуарий, по милости Божией, вышел из нее совершенно невредимым. Все удивлялись этому. Тимофей же, полагая, что христианский епископ остался жив лишь благодаря какой-то волшебной силе, его охранявшей, еще более разгневался и приказал растянуть св. Ианнуария на мучительном станке столь сильно, что члены тела исповедника отделились от своих суставов. В то же время мучители не переставали терзать различными острыми орудиями тело епископа до тех пор, пока не были обнажены во многих местах кости его.

В толпе, окружавшей место страдания св. Ианнуария, стояли диакон Фавст и чтец Дисидерий. Они с благоговением взирали на страдания своего епископа и то радовались, видя терпение мученика, то плакали, видя жестокость мучителей. Язычники догадались, что они христиане, схватили их обоих и, связав, повели вместе со св. Ианнуарием вслед за военачальником в город Путиолы. Там все трое были брошены в темницу. В темнице тогда были также заключены за исповедание Христа еще Прокул и Сосий, оба диаконы города Путиолы, а также Евтихий и Акутион миряне. Все они были осуждены на растерзание зверьми.

На следующий день св. Ианнуарий вместе со всеми упомянутыми мучениками был выведен на съедение зверям, но все они остались невредимыми, так как ни один из зверей не посмел, по воле Божией, броситься на святых мучеников. Это чудо настолько сильно повлияло на видевших его язычников, что из них до 5000 обратилось к истинному Богу. Но правитель, по-прежнему, оставался слеп и упорен в своих заблуждениях: он приказал отвести всех мучеников за город и там казнить мечем, что и было исполнено.

Жители различных городов взяли к себе святые останки мучеников и погребли их с честью. Тело св. Ианнуария взяли неаполитанцы, которые со страхом и трепетом перенесли его в свой город Неаполь и до сих пор благоговейно чтят его память.

Мученики Пергийские: Феодор, Сократ, Филиппия, Дионисий Мчч. Феодор, иже в Пергии, мать его Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий (138-161). В царствование римского императора Антонина (138-161) в Пергии Памфлийской набирались для военной службы красивые и здоровые юноши. В числе других был взят и св. Феодор. Когда военачальник Перги, Феодот, возложил на Феодора воинский знак, то юноша немедленно сбросил его с себя, сказав, что он не желает быть воином другого царя, кроме Христа, Царя, сотворившего небо и землю. Феодот, узнав, что юноша христианин, приказал ему отречься от Христа и принести жертву идолам. Но святой отказался принести жертву «нечистым бесам». Тогда, по приказанию военачальника, св. юноша был жестоко избит. После этого разложили костер, принесли огромную сковороду и растопили в ней большое количество смолы, серы и воска. Но вдруг на месте костра послышался оглушительный шум, земля расселась и, вышедшая из расселины вода, залила весь огонь и сковороду, так что юноша остался совершенно невредимым. Тогда к военачальнику привели жреца Диоскора, и тот спросил у него: что предпринимают христиане, когда без страха отправляются в огонь и остаются невредимыми. На это Диоскор ответил, что христиане не волшебники, но имя Христово столь сильно, что там, где произносят его с верою, уничтожается волшебство, и бесы трепещут. Военачальник, слыша такие неожиданные речи, заметил Даоскору, что он не имеет права больше называться жрецом, если так смотрит на презренную веру в Распятого. Диоскор подтвердил, что тоже уверовал в силу Христа. Тогда он был схвачен и также послан на раскаленную сковороду. Диоскор, припав к мученику Христову Феодору, просил молиться за него и, взойдя на сковороду, испустил дух свой, стяжав мученический венец.

После кончины Диоскора св. Феодор был отведен в темницу, но спустя некоторое время вновь был выведен из нее для новых мучений. Связав ему ноги, язычники привязали его к диким лошадям и стали их гнать по городу, пока они, наконец, не упали у городской стены и не разбились. Мученик же Феодор продолжал оставаться невредимым.

Двое воинов, которые привязывали св. Феодора, Сократ и Дионисий, стали рассказывать всем о мученике и о спасении его огненной колесницей, сошедшей с небес, как они это сами видели. При этом они восклицали: «Велик Бог христианский!» За такие слова эти два воина были посажены вместе со св. Феодором в темницу. Для всех троих военачальник приказал три дня накаливать печь, в которую их затем бросили, но и здесь силой Божией, они остались живы: печь ночью была охлаждена посланным свыше дождем.

Во время пребывания в печи св. Феодор вспомнил о своей матери Филиппии, которая уже три года назад была пленена иноплеменниками и отведена в Эфиопию, и стал молиться Господу, чтобы Он удостоил его увидеть ее. Филиппия, руководимая невидимою силою Божию, к утру была приведена к печи, где и увидела сына. Военачальник потребовал к себе мать Феодора и уговаривал ее, чтобы она склонила своего сына к принесению жертвы идолам. Но она отказалась, сказав, что еще до рождения Федора знала от Господа, что он будет распят мучителем.

Военачальник приказал немедленно распять св. Феодора, а свв. Филиппию, Сократа и Дионисия – усечь мечем.

Прп. Феодор Санаксарский Обретение мощей прп. Феодора Санаксарского (1999). Дядя прав. Феодора (Ушакова) Санаксарского, воина (память 23 июля и 2 октября). Святые мощи их почивают в Санаксарском монастыре. Прп. Феодор скончался в ночь на 19 февраля 1791 г. на 73-м году жизни. Восстановленный из запустения и благоустроенный отцом Феодором (во второй половине XVIII в.) Санаксарский монастырь просуществовал до 1920 г. После революции обитель закрыли. Третье рождение монастыря произошло в 1991 г. В 1999 г. были обретены честные мощи о. Феодора, и он был прославлен как местночтимый святой Мордовской епархии, а в 2004 г. на Архиерейском Соборе РПЦ принято решение об общецерковном почитании преподобного Феодора, старца Санаксарского.

Память его празднуется также 19 февраля (см. о нем там же) и 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых).

Прав. Алексий (Гнеушев) Бортсурманский (1848). Много лет тому назад в селе Бортсурманы Симбирской губернии (ныне Нижегородская область) жил праведный старец священник о. Алексий. Со всех сторон шло к нему множество народа. Далеко расходилась молва о его праведности и угодности Богу. Кто бы ни приходил к нему, всех он принимал с любовью. Для богатого, равно и убогого, всегда, во всякое время был открыты двери его дома. Шли к нему больные и страждущие, шли со всяким горем, несчастьем и нуждой, и никто не уходил без помощи, совета и утешения.

Вся жизнь его, поистине труженическая и святая, была посвящена Богу и ближним. Все время пребывал он в непрестанной молитве, незлобии и добрых делах. Молился не только днем, но и ночью, молился неустанно и непрерывно, не давая себе покоя телесного, до самой смерти. За праведность свою получил он от Бога великие дары: дар прозорливости и благодать исцеления. Преподобный Серафим, чудотворец Саровский, высоко ставил его молитвенный подвиг и почитал его за великого угодника и подвижника Божия.

Но о. Алексий не только не гордился всеобщим его почитанием и не возносился ни перед кем, а напротив ставил себя всегда ниже всех людей и почитал за самого большого грешника. Как многие древние праведники и угодники Божии, он до самой смерти неустанно скорбел о своей греховности и своем недостоинстве перед Богом.

Дожил о. Алексий до глубокой старости, и когда наступило время ему умирать, то народ сильно плакал по нему. Он всех утешал, просил не печалиться и говорил, что он не совсем уходит от народа, что кто его будет помнить, того и он не забудет. После его кончины эти слова стали понятны народу, когда на его могиле стали происходить чудеса и исцеления многочисленные исцеления.

Родился о. Алексий Гнеушев 13 мая 1762 года в семье священника. Отец отдал его учиться в духовную семинарию в Нижний Новгород, которую он окончил в двадцать два года. Преосвященный Нижегородский Дамаскин посвятил его во диаконы Успенской церкви села Бортсурманы, а через тринадцать лет преосвященный Нижегородский Павел посвятил его во священники к той же самой церкви. При ней он служил до глубокой старости, при ней и схоронен.

Первое время своего служения о. Алексий не отличался особенной строгостью жизни, но жизнь его круто изменилась после одного случая. Раз как-то ночью приехали его звать к умирающему в соседнюю деревню. Отец Алексий рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец он не выдержал и поехал к нему. Застал он его уже мертвым на лавке под образами, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило о. Алексия, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился. Вернулся он домой уже другим человеком. С этого дня он всего себя посвятил служению Богу и людям; с этого дня повел праведную, подвижническую и святую жизнь, которой не изменил до самой кончины.

Семейство о. Алексея состояло из жены Марии Борисовны, сына Льва и двух дочерей: Надежды и Татьяны. Позднее у него жили приемная дочь Матрона и родной брат его Александр, заштатный диакон.

За праведность свою, кроме даров исцеления и прозорливости, о. Алексий удостоился от Бога также многих чудесных видений и откровений. Во время тяжелой болезни его посетила Сама Царица Небесная с великомученицей Варварой и «сотворила его здрава» (из записи видения игуменьей Арзамасского монастыря Марией).

Сам о. Алексий также записывал свои видения и откровения, и в его записках говорится, как однажды ему явился Господь Иисус Христос в царской одежде и благословил его. Рядом со Христом стояли три девы в белых одеждах, то есть три добродетели: Вера, Надежда и Любовь; явилась с неба и Царица Небесная, и слышал он голос, который вещал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий».

Много и других чудных видений записано старцем.

За девять лет до своей кончины о. Алексий вышел за штат и, передав свое место о. Павлу Вигилянскому, женатому на его внучке, сам перешел в малую келью, построенную под одной крышей с домом. Удалив от себя всякие мирские хлопоты, о. Алексий предался молитвенному подвигу. В маленькой убогой келье его были только небольшая печь, жесткая постель, стол с несколькими стульями и аналой, поставленный пред образом с теплящейся лампадкой.

Сколько бы народу ни приходило к о. Алексию, в какое бы то ни был время, он всегда всех принимал. Ни слабость, ни болезнь не останавливали его. Все, кто только знал его, признавали его за великого угодника, молитвенника и целителя.

С 1 января 1849 года силы заметно стали покидать о. Алексея, он не в состоянии уже был совершать служб церковных и, по просьбе его, родные водили его в храм Божий. Несмотря на это, он почитал за великий грех отказывать приходящим к нему и через силу исполнял прошения каждого. К Великому Четвергу Страстной недели он так ослабел, что не в силах был приподняться сам. Пострадав, таким образом, до 21 апреля 1848 года, ежедневно приобщаясь Святых Таин, он окончил свою многотрудную жизнь к великому горю всех его знавших.

 

Сщмч. Иоанн (Пригоровский) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 4 января 1875 г. в семье пономаря Черниговской епархии Емельяна Пригоровского. В 1897 г. Иван окончил Черниговскую Духовную семинарию и был направлен служить псаломщиком в храм  в селе Мостовое Кубанской области. 28 февраля 1898 г. он был рукоположен во диакона ко храму пророка Божия Илии в станице Незамаевская Ейского отдела Кубанской области, а 19 мая того же года – во священника к церкви хутора Кугоейского той же области и назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы хутора. С 1898-го по 1903 год он заведовал открытой им вечерней школой для взрослых и учительствовал в ней.

6 июня 1903 г. о. Иоанн был переведен служить в храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в село Винодельное Ставропольской губернии и назначен законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения и церковноприходской школы.

В 1905 г. съездом духовенства 6-го благочиннического округа Ставропольской губернии он был избран депутатом на епархиальные и окружные съезды и эту должность исполнял до 1908 г.

В 1908 г. о. Иоанн стал служить в церкви во имя Сошествия Святого Духа в станице Шкуринская, и был назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы станицы и законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения.

17 августа 1916 г. о. Иоанн возвратился служить в храм пророка Божия Илии в станице Незамаевская, и 30 сентября того же года был назначен настоятелем этого храма.

После прихода безбожников к власти началась гражданская война, и станицы Кубанской области по нескольку раз стали переходить то к Белой, то к Красной армии.

В конце Страстной седмицы 1918 г. станица Незамаевская была захвачена большевиками. В Великую Субботу, 21 апреля (4 мая), в храм, где совершалось богослужение, ворвался отряд красноармейцев и о. Иоанн был арестован и выведен большевиками на площадь перед храмом. Убийцы с бранью набросились на священника. Отца Иоанна жестоко избили, изуродовали ему лицо и, окровавленного и едва живого, вытащили за околицу и здесь зверски убили, запретив жителям станицы его хоронить.

Св. Николай (Писаревский) исп., пресвитер (1933): Новомуч. Священноисповедник Николай родился в 1868 г. в селе Ягорба Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника Павла Писаревского. Окончив Рязанскую Духовную семинарию, он был рукоположен во священника ко храму в родном селе.

В конце двадцатых годов вместе с насильственной организацией в селе Ягорба колхоза власти повели беспощадную борьбу с православной верой и Церковью; в 1930 г. священник Николай Писаревский был арестован. Властям удалось запугать членов церковного совета и добиться, чтобы они большинством голосов приняли решение о закрытии храма, и храм был закрыт. Прихожане не согласились с этим решением, и староста собрал новый церковный совет и стал хлопотать об открытии храма и освобождении священника. Хлопоты увенчались успехом – о. Николай был освобожден и храм открыт.

В марте 1931 г. от священника потребовали уплаты налогов: личного – более 500 рублей, и с храма – 1300 рублей. Узнав, что власти увеличивают налоги, диакон, служивший с о. Николаем, выступил с публичным заявлением о снятии сана. Отец Николай пришел к нему в дом и увещевал не бояться служить: он, священник, чтобы там не случилось, будет служить. Увещание не возымело успеха; диакон и его супруга, прилагая грех ко греху, стали после этого распускать по селу слухи и доносить представителям власти, что священник средства получает, а диакону ничего не платит, заявляет, что он никого не боится, и называет представителей властей бандитами.

Отец Николай попросил прихожан помочь ему уплатить налоги, так как иначе храм будет закрыт. Власти, воспользовавшись предательством диакона, заявившего, что священник ругал советскую власть, и показаниями лжесвидетелей, утверждавших, будто о. Николай назвал Ленина плутом, арестовали священника.

2 апреля 1931 г., о. Николай писал из заключения, что находится в Пошехонье-Володарске в домзаке, что ему предъявлено обвинение в том же, что и ранее, то есть по статье 58–10. Взяли его за 2 часа до утрени в Вербное воскресенье.

Свидетелями обвинения против священника выступили два коммуниста, один из которых был председателем правления колхоза «Путь Ильича». Следователь допросил священника; о. Николай, отвечая на вопросы, сказал, что виновным себя в части антисоветской агитации против проведения мероприятий не признает, но подтверждает, что, когда его вызвали в сельсовет и потребовали уплаты 540 рублей налога, он сгоряча заявил председателю, что они хотят его ограбить.

10 мая 1931 г. тройка ОГПУ приговорила о. Николая к двум годам ссылки в Северный край. Священник Николай Писаревский скончался за месяц до окончания срока ссылки, 4 мая 1933 г., в городе Холмогоры Архангельской области.

Сщмч. Алексий (Протопопов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Алексий родился 15 марта 1880 г. в селе Ильинском Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Михайловича Протопопова. В 1896 г. Алексей окончил Перервинское духовное училище, в 1902-м – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в одну из церковноприходских школ Москвы.

В 1903 г. Алексей Николаевич был рукоположен во диакона к Богоявленскому храму в Москве; в 1907 г. переведен в Казанскую церковь в Сущеве, где прослужил до ее закрытия в 1930 г. и был переведен в храм преподобного Пимена Великого. После того как храм в 1934 г. был захвачен обновленцами, диакон Алексий стал служить в соборе в честь Рождества Божией Матери в городе Орехово-Зуево. В 1935 г. он был рукоположен во священника ко храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанском Павло-Посадского района, в котором и прошло все его недолгое пастырское служение до массовых гонений 1937 г.

20 ноября 1937 г. сотрудники НКВД допросили трех свидетелей: старосту, члена церковной двадцатки и одного из прихожан Казанского храма. Они показали, что их священник часто проповедует, стараясь как можно полнее раскрыть содержание и указать на значение того или иного праздника. Свидетели также показали, что священник неоднократно обращался к прихожанам с просьбой помочь материально храму и что во время проповеди жаловался на то, что стало мало ходить в храм православных, что раньше государство помогало Церкви, а сейчас, при советской власти, происходит все наоборот: церкви разрушаются, колокола снимаются, церковные ценности изымаются.

Отец Алексий был арестован 27 ноября 1937 г. и заключен в ногинскую турьму, где в течение нескольких дней его допрашивали разные следователи.

От священника требовали признать свою вину в антисоветской агитации, в восхвалении дореволюционного времени и во враждебном, в контрреволюционном духе, отзыве о существующем строе, в обвинении властей в гонении на религию и духовенство. Отец Алексий виновным себя в этом не признал.

После допросов о. Алексий был отправлен в Таганскую тюрьму в Москве. 3 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Алексий Протопопов скончался в заключении 4 мая 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Мчч. Исаакий, Аполлос и Кодрат (303). Все они были слугами императора Диоклетиана, известного гонителя христиан. Видя мужество, твердость и чудеса великомученика Георгия Победоносца (память его 23 апреля; 3, 10, 26 ноября), совершенные им во время самих страданий, они уверовали во Христа и стали дерзновенно обличать царя за его нечестие и жестокосердие. По повелению императора их заключили в темницу, а потом усекли мечем.

Святитель Максимиан (Максим) Константинопольский Свт. Максимиан, патриарх Константинопольский (434). Был родом из Рима, из богатой и благочестивой семьи. В царствовании Феодосия Младшего управлял церковью в патриаршем звании в течение двух с половиной лет.

На собственные средства он устраивал гробницы для погребения умерших, прославившихся святостью жизни.

Святой Максимиан был прост и любил жить вдали от мирской суеты. В Константинополе за чистую и добродетельную жизнь Патриарх Сисиний (426 - 427) поставил его во пресвитера. По низложении с Константинопольского престола еретика Нестория (428 - 431) инок-пресвитер был возведен на патриарший престол 25 октября 431 года, в правление святого царя Феодосия Младшего (408 - 450).

Скончался святой Патриарх Максимиан мирно, 12 апреля 434 года, в Великий четверг.

Прп. Иаков Стромынский (XIV). Игумен, ученик прп. Сергия Радонежского.

Прп. Александр Синайский.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz