Краткие жития святых, православные праздники и события

22 апреля / 5 мая

 

Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиопольского (613). Сщмч. Евстафия пресвитера (1918); мч. Димитрия (1942).

Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1834). Апп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Прп. Виталия Александрийского (609-620). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941) (Серб.).

 

Преподобный Феодор Сикеот Прп. Феодор Сикеот, еп. Анастасиопольский (613). Св. Феодор родился в малоазийской области Галатии, в селении, называемом Сикея и расположенном в 12 стадиях от города Анастасиополя. Само зачатие св. Феодора знаменовало в нем будущего великого угодника Божия. Так матери его Марии было чудное видение: она увидела, как в ее утробу сошла большая яркая звезда.

Рожденного сына Мария нарекла Феодором, чтобы тем самым обозначить, что отрок дарован Самим Богом для блага мира. В то время знатные и состоятельные люди заранее записывали своих детей на военную службу. То же хотела сделать и Мария, когда отроку исполнилось 6 лет, но в сонном видении ей явился великомученик Георгий Победоносец, который сказал ей: «Не трудись напрасно ездить в Константинополь, чтобы отдать сына на службу царю земному: Царь Небесный себе требует твоего сына Феодора». Проснувшись, она решила, что ее сын должен скоро отойти ко Господу, и начала плакать и долго не могла утешиться. В Константинополь она не поехала и стала готовиться к ожидаемой ею кончине сына. Но напрасны были ее тревоги: мальчик возрастал и с летами становился все более здоровым и разумным. Восьми лет он был отдан в учение и в науках далеко превосходил прочих детей.

Когда Феодору было десять лет, в Сикее случилась эпидемия. Заболел и блаженный отрок Феодор. Полуживого его отнесли в церковь святого Иоанна Крестителя. Феодор был положен перед алтарем, как раз под куполом, где помещалось изображение лица Спасителя. И вот из купола, с лица Спасителя упали две капли росы на больного отрока, и он исцелился, встал и пошел домой здоровым, прославляя Бога.

В жизни Феодора около этого времени было нечто, что беспокоило его родных. Каждую ночь к нему приходил великомученик Георгий, будил его и посылал в церковь на утреннюю молитву. Скоро Мария заметила ночные исчезновения сына и, боясь, чтобы с ним не случилось что-нибудь дурного, стала умолять его прекратить это.

Но он продолжал уходить со св. Георгием в церковь. Мария сильно разгневалась и решила наказать сына. Она силой притащила Феодора за волосы домой и на следующее утро привязала его к постели. Но в ту же ночь св. вмч. Георгий явился в сонном видении Марии и пригрозил ей мечом, велев не препятствовать отроку приходить к нему. С тех пор она предоставила его жизнь воле Божией.

На двенадцатом году жизни св. Феодор решил посвятить себя служению Богу и начал деятельно готовиться к этому. Он непрестанно упражнялся в посте, молитве и чтении книг, беседе с Богом. Когда Феодору исполнилось четырнадцать лет от рождения, его решение оставить мир созрело окончательно, и он переселился из дома своей матери на гору, где стояла церковь св. Георгия. Мать и другие родственники не препятствовали этому решению, так как знали, что оно от Бога. В горе Феодор выкопал себе пещеру, в которой и стал ревностно подвизаться.

За благочестивую жизнь Бог даровал Феодору власть над духами нечистыми и дар исцеления всяких болезней в людях. Анастасиопольский епископ, непрестанно слыша о подвигах Феодора, и сам их созерцая, решился, наконец, побуждаемый внушением Святого Духа, благословить Феодора на церковные степени. Сначала он благословил его на низшие степени клира, а потом и в сан пресвитера, хотя Феодору в это время было только семнадцать лет. Блаженный Феодор после этого, продолжая жить при церкви св. вмч. Георгия, начал совершать бескровные жертвы, свято служа Богу и сияя благодатью Господней, обильно пребывающей в нем.

Скоро Феодору суждено было сделаться ловцом человеков. Многие из исцеленных им и обращенных на путь спасения людей покидали свои дома и поселялись около подвижника. Для них Феодор построил обитель, написал свой устав и по нему стал управлять их подвижническою жизнью. Новая обитель стала называться Сикеотской лаврой.

Когда скончался епископ Анастасиопольский, граждане и клирики города пришли к Феодору и долго просили его, чтобы он был их епископом. Феодор скорбел об оставляемой им Сикеотской лавре, однако, уступая всеобщему желанию, все-таки принял епископский сан. В сане епископа он потрудился 11 лет. Только после долгих и утомительных трудов Феодор решился, наконец, оставить свою паству и удалиться в свою обитель для продолжения прежних подвижнических трудов. Он снова начал пребывать в своей келье в безмолвии и проводить жизнь в постнических подвигах.

Господь прославил своего угодника не только даром чудотворений, но и прозорливости. После того, как монастырский храм великомученика Георгия уже не мог вмещать всей братии обители, Феодор построил новый, более вместительный, храм во имя архангела Михаила.

Прп. Феодора два раза вызывал константинопольский патриарх и принимал его с большой честью. Во второе свое посещение Константинополя, бывшее при императоре Фоке (602-610), прп. Феодор Сикеот предсказал близкую кончину патриарха и надвигающиеся на церковь и государство бедствия.

Прп. Феодор Сикеот, дожив до глубокой старости, скончался в третий год правления Ираклия, то есть в 613 г. Св. вмч. Георгий, никогда не оставлявший Феодора при жизни, явился ему перед смертью во сне и предсказал ему скорую кончину, вручая дорожный жезл и призывая его с собою в далекий путь.

Память его празднуется также 15 июня в день перенесения мощей.

 

Сщмч. Евстафий (Малаховский) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Евстафий родился 29 марта 1880 г. в семье священника Полоцкой епархии Владимира Малаховского. В 1897 г. Евстафий окончил Полоцкое духовное училище, в 1900 г. – три класса Витебской Духовной семинарии и был назначен учителем в Прудскую церковноприходскую школу Гродненской епархии.

Ревностный христианин, он решил послужить Церкви в сложных тогда условиях Туркестанской епархии, где русские переселенцы в ту пору почти не имели храмов и духовенства, и 15 декабря 1904 г. был назначен псаломщиком в ташкентскую военную церковь. В марте следующего года он был переведен в туркестанский кафедральный собор; 13 мая 1905 г. рукоположен во диакона, а на другой день – во священника к этому собору.

27 мая 1905 г. о. Евстафий был назначен священником Трехсвятительской церкви в село Карабулак. 1 сентября 1906 г. он был перемещен в Софийскую церковь города Верного, 5 сентября 1907 г. назначен настоятелем храма в селе Ивановском Лепсинского уезда, в 1909 г. – в Покровскую церковь города Верного, в 1910 г. – в храм поселка Каралинского Лепсинского уезда, в 1911 г. – в станицу Лепсинскую.

За время служения в Лепсинском уезде ему близко пришлось наблюдать жизнь русских переселенцев. 18 января 1913 г. о. Евстафий по его прошению был назначен разъездным священником 1-го Пишпекского округа, в 1914 г. – в село Теплоключинское Пржевальского округа и в том же году – настоятелем Покровского храма в село Покровское, в тридцати пяти верстах от Пржевальска на южном берегу озера Иссык-Куль.

В 1916 г. в Семиреченской области вспыхнуло восстание киргизов. Киргизы воспользовались тем, что Россия была втянута в Первую мировую войну, и оправдываясь тем, что государственная власть стала призывать их к тыловой службе, подняли восстание. Пренебрегая тем, что Россия в значительной степени улучшила за эти годы их положение, они предпочли в трудный для страны час жестокий грабеж и безграничный разгул страстей мирной, созидательной жизни. За время мятежа разграблено и сожжено было 23 русских селения. Сгорели со всем имуществом храмы в селениях Сазановке, Покровском, Алексеевском, Графа-Палене и Григорьевке, сгорело восемь молитвенных домов и семь церковноприходских школ. Убито было около двух тысяч человек: погибли хутора и все пасеки. Убиты помощник начальника уезда, сазоновский судья, пржевальский участковый врач и другие чиновники.

Во время этих событий о. Евстафий проводил богослужения, исповедовал и причащал прихожан, для защиты села от нападения киргизов он призвал народ к сооружению баррикад, которые оказались спасительным укрытием от озверевших грабителей. Когда стало ясно, что практически безоружные люди не смогут долго защищаться, была отслужена всенощная Успению Богоматери и в надежде на заступничество Царицы Небесной люди стали готовиться к исходу из села, чтобы найти спасение в городе Пржевальске. Было мало надежды, что большой обоз с беженцами сможет преодолеть этот путь незаметно. Но свершилось явное чудо. Когда на следующий день в Покровское пришли киргизы, то, не обнаружив осажденных, стали рвать на себе одежды и даже убили своих двадцать человек часовых.

В 1916 г. после уничтожения во время мятежа киргизов села Покровского о. Евстафий был назначен настоятелем церкви села Благовещенского Андижанского уезда; в этом же году он был переведен в село Егорьевское Черняевского уезда, а затем в Покровский храм в станицу Надеждинская (ныне город Есик Энбекши-Казахского района Алма-Атинской области) Верненского уезда. Священник Евстафий Малаховский был убит пришедшими к власти безбожниками-большевиками во время Пасхального крестного хода 22 апреля/5 мая 1918 г.

Мч. Димитрий (Власенков) (1942): Новомуч. Мученик Димитрий родился 15 мая 1880 г. в местечке Россасна Горецкого уезда Могилевской губернии (ныне село Россасно Дубровенского района Витебской области) в семье крестьянина Емельяна Власенкова, исполнявшего в селе должность волостного старейшины. Окончив церковноприходскую школу, Дмитрий занимался земледелием, как его отец и братья. В 1901 г. он был призван в армию и прослужил до 1905 г. в Финляндском лейб-гвардейском полку сначала рядовым, а в конце службы унтер офицером.

В свое время он женился на девице Дарье, и Господь даровал им большую семью. Воспитанный в вере и благочестии, он был усердным прихожанином церкви в родном селе, с детства пел на клиросе, был некоторое время псаломщиком, а во времена гонений в 1931 г. был избран в церковный совет, в котором состоял до 1934 г., когда храм был закрыт, а священник арестован. Дмитрий Емельянович вместе с прихожанами стали хлопотать о возвращении храма, но безуспешно. В 1934 г. власти арестовали его брата и приговорили к десяти годам заключения; из заключения он бежал, скрывался, но в 1937 г. снова был арестован.

С каждым годом жизнь становилась все тяжелее, и Дмитрий Емельянович договорился со своей женой разделиться: Дарья Гавриловна пошла работать в колхоз, а Дмитрий Емельянович, чтобы прокормить семью, занимался земледелием на своем участке.

Крестьяне, страдая от отсутствия богослужений, стали просить Дмитрия Емельяновича, чтобы хотя бы он, как человек, наученный церковному и бывший псаломщик, приходил к ним в дома почитать Псалтирь по покойнику. И он по приглашению прихожан стал ходить по домам читать Псалтирь по усопшим, а на Радоницу вместе с крестьянами ходил на кладбище, и в это время собиралось молящихся до двухсот человек. Были и хористы, которые под управлением Дмитрия Емельяновича пели панихиду.

Власти были недовольны тем, что, несмотря на закрытие храма и арест священника, церковная жизнь в селе не прекратилась, и, в конце концов, решили арестовать Дмитрия Емельяновича. Несколько свидетелей под угрозой, что сами будут привлечены к уголовной ответственности за участие в панихидах и поминках, согласились подписать протоколы с лжесвидетельствами о псаломщике, будто во время поминок он занимался антисоветской агитацией.

16 мая 1940 г. сотрудники НКВД арестовали Дмитрия Емельяновича и он был заключен в тюрьму в городе Орше и сразу же допрошен. Отвечая на вопросы следователей, а в последствии на обвинения в суде, Дмитрий Емельянович отрицал какую-либо антисоветскую агитацию со своей стороны во время проведения панихид. Показания лжесвидетелей он категорически отрицал и недоумевал о причинах, побудивших этих людей давать неправдивые показания.

Решением областного суда, состоявшегося 19 ноября 1940 г., Дмитрий Емельянович был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

 Дмитрий Емельянович был отправлен этапом из тюрьмы в городе Орша в Казахстан и 11 мая 1941 г. прибыл на станцию Карабас Карагандинского лагеря, откуда был распределен в 5-е Эспинское отделение Карлага. Здесь он тяжело заболел и 5 мая 1942 г. был помещен в лагерную больницу, где в тот же день и скончался. Дмитрий Емельянович Власенков был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага.

 

Апп. Нафанаил, Лука и Климент, папа Римский (I).

Апостол Варфоломей Св. ап. Нафанаил (он же Варфоломей) – из 12-ти апостолов. Когда апостол Филипп привел его к Иисусу Христу, то Христос сказал о нем окружающим: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства!» – «Почему Ты знаешь меня?» – с удивлением спросил тогда Нафанаил Господа. «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя», – сказал Господь. Что было там с Нафанаилом, неизвестно, вероятно, что-нибудь тайное и необыкновенное, так что он тотчас уверовал во Христа и воскликнул: «Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» (Ин. I, 47-50). Нафанаилу выпал жребий проповедовать вместе с Филиппом в восточных странах. После смерти Филиппа он проповедовал веру Христову в Индии и Армении. В Индии перевел не туземный язык Евангелие от Матфея. В Армении исцелил царскую дочь. Царь послал Нафанаилу за это множество подарков, но он отослал все подарки обратно царю, сказав: «Я ищу не вещей, а душ человеческих». Тогда крестился царь со всем семейством, множеством вельмож и народа. В городе Албане (ныне Баку) идольские жрецы возбудили народ, и он был распят язычниками на кресте вниз головой. С радостью перенося страдания за Христа Спасителя, апостол с креста поучал народ. Тогда мучители содрали с него кожу и отсекли голову. Мощи св. Нафанаила в Риме.

Апостол от 70-ти Лука Память св. ап. Луки празднуется 18 октября, сщмч. Климента – 25 ноября (там же приведены о них сведения).

Преподобный Виталий Александрийский Прп. Виталий Александрийский (609-620). Подвизался в монастыре св. Серида, в Палестине, близ города Газы. В старости при патриархе свт. Иоанне Милостивом (память ему 12 ноября) Виталий удалился в Александрию, где принял на себя необычный подвиг: записал в свой помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. С утра до вечера преподобный трудился, зарабатывая каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: «Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши». Затем Виталий запирался с блудницей в ее комнате, и пока она спала, старец всю ночь читал псалмы, а утром тихо уходил. Так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его подвига. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, а он покорно терпел насмешки и только просил не осуждать других.

Молитвы прп. Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с прп. Виталия они боялись – их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики донесли на него патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам. Мудрый святитель пристыдил клеветников.

А Виталий продолжал свой трудный подвиг, являясь перед людьми грешником, он приводил заблудших к покаянию. Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу-блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит имя Христа. Преподобный ответил ему: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик». Спустя некоторое время Виталий поселился в небольшой келье, в которой однажды ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке. Юноша начал бесноваться: в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал. Когда, через несколько часов, он пришел в себя, то побежал к келье преподобного, взывая: «Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя». У дверей кельи он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с Виталием. Затем юноша постучал в дверь, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный представился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу о всем, случившемся с нею.

Когда о смерти праведника узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали всю правду о нем. Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил его. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных прп. Виталием, святой патриарх торжественно перенес его останки через весь город и предал их погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

Сщмч. Платон, еп. Банялукский (1941) (Серб.).

Святой князь Всеволод Новгородский, Псковский Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1834). Мощи св. Всеволода были перенесены из Благовещенского зимнего собора в собор Троицкий летний. Память ему также отмечается: 11 февраля в день упокоения; 27 ноября – обретение мощей; 17 октября – перенесение мощей из летнего собора в зимний собор.

Мч. Неарх. Скончался после истязаний в огне; был другом св. мч. Полиевкта (память ему 9 января).

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz