Краткие жития святых, православные праздники и события

11/24 апреля

 

Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Мчч. Петра и Прохора (1918); сщмч. Николая пресвитера (1938).

Прп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана Римские (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX).

 

Святитель Антипа Пергамский Сщмч. Антипа, еп. Пергама Асийского (ок. 68). При императоре Димициане (81-96) открылось великое гонение на христиан. Во все области Римской империи были разосланы указы императора, требующие от христиан беспрекословного подчинения царской воле и поклонения идолам.

В то время на острове Патмосе находился в заточении апостол Иоанн Богослов. Господь повелел ему писать к семи ангелам, т.е. предстоятелям семи малоазиатских церквей, и укрепить сонмы гонимых исповедников Христа. При этом Господь упоминает и святителя Антипу, бывшего епископа Пергамской церкви: «И ангелу Пергамской церкви напиши: знаю твои дела, и что живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. II, 13). Из этих слов видно, что Антипа, поставленный во епископа Иоанном Богословом, в то время, когда всюду царило язычество, был предан смерти за веру свою.

Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, вел трудную и упорную борьбу с господствовавшим тогда языческим верованием. Не страшась угроз мучителей-язычников, он часто выходил в народ с проповедями о Христе и светом чистой и православной веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения. При Домициане он был схвачен за распространение запрещенного вероучения и представлен правителю города. Тот призвал Антипу покаяться и принять языческую веру, угрожая наказанием в противном случае. На это Антипа ответил, что он христианин и не желает подчиняться безумному указу царя, ибо их боги – не боги.

Язычники схватили святого мужа и повлекли в храм богини Артемиды. Там находился медный бык. Они раскалили его и бросили в него святого мученика. Велико было страдание Антипы, но он мужественно переносил его и молился. Затем, сотворив молитву обо всем мире, он предал Богу свою праведную душу, украшенную блистающим венцом мученичества. Мужи-христиане взяли святые мощи его и похоронили их в городе Пергаме.

 

Мчч. Петр (Жуков) и Прохор (Михайлов) (1918): Новомуч. 27 марта 1918 года к священнику села Гнездово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии явились комендант местной Никулинской волости, два вооруженных красногвардейца, письмоводитель, два члена волостного комитета и предъявили распоряжение председателя волостного совета Журавлева произвести опись церковного имущества. В присутствии причта и церковного старосты приступили к описи, в которую включили все вещи из серебра и меди и ризницу. Невзирая на бедность недавно построенного храма, они взяли из церкви все деньги: двадцать три рубля тринадцать копеек и две кассовые книжки на двести рублей.

На четвертый день после этого Журавлев был схвачен народной толпой и отправлен под конвоем в соседний Козловский комитет, но дорогою, при переходе через реку, он бросился в воду и утонул. Народ признал это явным наказанием Божиим за разорение церкви.

В апреле состоялся волостной сход, и прихожане села Гнездово стали упрекать красногвардейцев в том, что они незаконно захватывают церковное имущество. Особенно отличались своей ревностью к храму Петр Жуков и Прохор Михайлов. Красногвардейцы тут же на сходе арестовали около тридцати человек. В заключение их избили, а затем через некоторое время повели в уездный город Вышний Волочок. Дорогою арестованных жестоко били и, пока шли к городу, убили десять человек. Еще в волостном комитете Петра Жукова избили так, что вся голова его была в ранах, были переломаны пальцы; на седьмой версте мучители покончили со своей жертвой: разрезали скулы, вырезали язык и застрелили. Не меньше мучений принял и Прохор Михайлов, которого избивали два дня; дорогой ему нанесли восемь штыковых ран и застрелили уже на девятой версте, когда он потерял сознание и стал нечувствителен к пыткам.

Тела убиенных новых Тверских исповедников были торжественно погребены в их приходе. Архиепископ Тверской Серафим (Александров) благословил оповестить о случившемся по всей епархии и отслужить всенародные панихиды во всех городах и сельских церквах.

Сщмч. Николай (Гаварин) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Николай родился 23 декабря 1870 г. в городе Якобштадте  Курляндской губернии в семье священнослужителя Иоанна Гаварина. Николай окончил в 1893 г. Рижскую Духовную семинарию по первому разряду и один курс Духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно. Во время Первой мировой войны в 1915 г., в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и о. Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади.

Спустя десятилетие после революции, в 1930 г. советские власти стали выселять из Москвы тех, кого они считали социально чуждыми, а к ним в первую очередь принадлежало духовенство. Потеряв место жительства, о. Николай уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.

Храм в Немчиновке появился в 1918 г., когда община верующих попросила местного домовладельца Немчинова пожертвовать под храм свою летнюю дачу. Тот согласился с условием, что верующие сами ее отремонтируют.

В конце 1934 г. новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.

Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа на них не последовало. Все это время в храме, однако, продолжались богослужения.

20 сентября 1935 г. было отдано окончательное распоряжение о закрытии храма.

Весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова, священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона Елисея Штольдера (сщмч., память его 7 авг.), вынужден был перейти служить в Николаевский храм в селе Ромашково.

После выхода в 1937 г. секретной сталинской директивы о массовых репрессиях следователь Кунцевского отделения НКВД составил списки тех, кого он предполагал арестовать, а также списки «свидетелей», которые могут подписать лжесвидетельства.

В августе 1937 г. следователь вызвал одного из жителей Кунцево и предложил ему дать показания на священника Николая Гаврина. Свидетель был со священником не знаком и отказался от подлой роли, и тогда следователь пустился в длинные рассуждения о современном политическом положении и задачах коммунистической партии, которая одной из первых задач поставила посадить всех попов. Однако свидетель упорствовал и в последующие дни избегал встречи со следователем. Но дело кончилось тем, что следователь сам написал протокол допроса, который этот «свидетель» подписал не читая. Так же поставил свою подпись под протоколом другой «свидетель», обоими ими были подписаны и чистые бланки протоколов.

Для более эффективного ведения дел следователь привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, с которым они в течение короткого времени составили, таким образом, более сотни протоколов показаний лжесвидетелей.

На основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 г. священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

На вопросы следователя о. Николай, в частности, сказал: «Я был недоволен советской властью по вопросу ее отношения к религии и к нам, священнослужителям. Но в  контрреволюционной группе я не состоял».

15 сентября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Ухтпечлаг.

Новое расследование, проведенное в 1939 г. по инициативе родственников осужденных, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо. Однако в силу того, что перед безбожниками верующие люди, и тем более священнослужители, оставались все теми же врагами коммунистической власти, приговор относительно их отменен не был.

Священник Николай Гаварин скончался в Ухтпечлаге 24 апреля 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Мчч. Прокесс и Мартиниан Римские (ок. 67). Римляне и язычники, они были надзирателями в Мамертинской Римской темнице в то время, когда в нее были заключены апп. Петр и Павел за распространение христианской веры. Видя чудеса, совершенные апостолами в темнице, Прокесс и Мартиниан уверовали во Христа. Они крестились вместе с прочими, заключенными в темнице, которых было 47 человек. Свою преданность новой вере и ее благовестникам они выразили в том, что на свой страх выпустили апостолов из темницы. Апостол Петр после этого пошел из Рима, но Сам Господь явился ему на дороге. На вопрос Петра: «Камо грядеши, Господи?» Спаситель отвечал, что Он снова идет на распятие. Этот ответ заставил Петра вернуться в среду его терзаемой гонениями римской паствы. И воины снова схватили апостола. Между тем начальнику Павлину донесли, что Прокесс и Мартиниан приняли христианство. После тщетных увещаний оставить Христа Павлин подверг их истязаниям и, наконец, приказал обезглавить за стенами Рима на Аврелиевой дороге. Тела их с честью были погребены блаженной Люциллою. Ныне они покоятся в Ватиканском соборе ап. Петра в приделе их имени.

Прп. Фармуфий Египетский (IV). По происхождению он был египтянин, питал прп. Иоанна пустынника (память ему 29 марта), подвизавшегося в глубоком колодце. Скончался мирно.

Прп. Иоанн Солунский (Фессалоникийский), ученик прп. Григория Декаполита (IX). Прп. Иоанн родился в конце VIII века. В юношеском возрасте он стал учеником прп. Григория Декаполита (память 20 ноября) и принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре. Под руководством своего учителя святой Иоанн вместе со своим учителем отправился из Солуни в Константинополь. Несколько лет, невзирая на гонения, они безбоязненно защищали Православие, проповедуя иконопочитание. После многих трудов преподобный Григорий около 820 года скончался, а вскоре за ним отошел ко Господу и его верный ученик прп. Иоанн. Память его также 18 апреля.

 Прп. Иаков, игумен Железноборовский (1442). Родился во второй половине XIV в семье галицких крестьян Аносовых. После смерти родителей полагал начало иноческого жития в обители прп. Сергия Радонежского (память его 25 сентября). В 1392 г., желая большего уединения, с благословения прп. Сергия он удалился на пустынножительство в лес, называемый Железный Борок, потому что там были залежи железной руды, в Костромской области, на левом берегу реки Темзы (в 30 верстах от Галича). Более 20-ти лет жил в одиночестве и удостоился дара прозорливости. Постепенно к нему стали стекаться любители безмолвия, и он создал обитель во имя Иоанна Предтечи – с уставом прп. Сергия Радонежского, но настоятелем согласился быть лишь при конце своей жизни. В 1415 г. он предсказал рождение вел. князя Василия II Темного. В 1429 г. его обитель была разрушена татарами. Он восстановил ее и много заботился о населении, пострадавшем от набега. Прп. Иаков скончался 11 апреля 1442 г. и был погребен в церкви своего монастыря. В 1450 г. обитель прп. Иакова посетил вел. князь Василий Темный в благодарность за свою победу над князем Димитрием Шемякой. В 1613 г. святые мощи прп. Иакова были обретены нетленными. Уже в то время от них творилось много чудес, и в народе его почитали святым. На гробнице прп. Иакова лежали его каменный крест, власяница и вериги.

Память его празднуется также 5 мая в день обретения мощей, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 23 января вместе с Собором Костромских святых.

Прп. Иаков Брылеевский (XV). Прп. Иаков (из рода бояр Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его также 11 апр.) и трудником (послушником) Железноборовского Предтеченского монастыря. Он основал в последствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Претеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV веке и был погребен во Введенской церкви в пустыне.

Память его празднуется 11 апреля в день тезоименитства с прп. Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 января вместе с Собором Костромских святых.

Прпп. Евфимий (ок. 1465) и Харитон (1509) Сянжемские. Прп. Харитон – ученик и сподвижник прп. Евфимия Сянжемского (память его 20 января). После кончины прп. Евфимия прп. Харитон заменил его, по воле его, на настоятельском посту, на котором и пребыл до самой своей кончины. Святые мощи обоих преподобных покоятся в приходской Вознесенской церкви их упраздненного монастыря.

Память прп. Харитона празднуется 11 апреля в день его представления и 28 сентября в день тезоименитсва с прп. Харитоном Исповедником († ок. 350).

Преподобный Павел Препростый, Варсонофий еп. Тверской Гурий и Герман архиеп. Казанские, Прп. Евдокия Свт. Варсонофий, еп. Тверской (1576). Был помощником свт. Гурия, архиеп. Казанского (память их совместно 4 октября).

Святитель Варсонофий (в миру Иоанн) родился около 1495 г. в городе Серпухове. Был сыном серпуховского священника Василия. В молодости (в 1512 г.) он попал в плен к крымским татарам и провел у них 3 года, причем изучил их язык и грамоту. Отец выкупил его и юноша поехал в Москву, где в Спасо-Андрониковском монастыре был пострижен с именем Варсонофий. Митрополит Московский Макарий за строгую подвижническую жизнь назначил его игуменом Николо-Пешношской пустыни. В 1555 г. святой был направлен в Казань помощником архиепископа Гурия в сане архимандрита, к которому имел искреннюю любовь и послушание. Здесь он основал Спасо-Преображенский монастырь и служил братии образцом подвижнической жизни, прославился исцелениями, успешно обращал татар в православную веру. По кончине его открылось, что он носил вериги. Большую пользу принесло ему знание языка и быта татар, а также врачебного искусства. Татары посещали его толпами. Но особенно умел он врачевать душевные недуги силою благодати Святого Духа.

В 1567 г. он был рукоположен во епископа Тверского митрополитом Московским Филиппом. В Твери он продолжал подвижническую жизнь, преисполненную делами милосердия. В старости он вернулся на покой в свой Казанский монастырь и принял там схиму. Он крайне одряхлел, и ученики привозили его в церковь, но подвигов своих он не оставил.

Скончался он 11 апреля 1576 г., а 4 октября 1596 г., при митрополите Казанском Гермогене, святые мощи обоих святителей были обретены. Они почивали до наших дней в Благовещенском соборе.

Память его празднуется 11 апреля в день представления, 4 октября в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после 4 октября вместе с Собором Казанских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.

Мч. Тихон.

Св. Курдува.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz