Краткие жития святых, православные праздники и события

25 апреля / 8 мая

 

Апостола и евангелиста Марка (63). Сщмч. Сергия протоиерея (1938).

Прп. Сильвестра Обнорского (1379). Прп. Василия Поляномерульский (1767) (Румын.).

Цареградской иконы Божией Матери (1071).

 

Марк ЕвангелистАпостол и евангелист Марк (63). Св. Марк был родом еврей, происходил из колена Левина, от племени священнического. Мать его Мария жила в Иерусалиме. Св. евангелист Марк назывался по-еврейски Иоанном, латинское же имя Марк он присоединил к своему первоначальному еврейскому имени уже впоследствии, когда отправился для проповеди евангельского учения в чужую страну, в Рим. Предание церкви и некоторые древние писатели (Ориген, Епифаний Кипрский и др.) свидетельствуют, что св. Марк принадлежал к числу 70-ти апостолов и, следовательно, был очевидцем некоторых событий из жизни Христа Спасителя. В повествовании самого евангелиста Марка о предании Господа в Гефсиманском саду говорится о некоем юноше, который один следовал за Христом, обернувшись полотном по нагому телу, тогда как все другие ученики в страхе разбежались. Когда воины пытались схватить юношу, то он вырвался из их рук и убежал нагой, оставив плащ в их руках. Очевидно, юноша этот был внезапно разбужен ночью шумом в вертограде Гефсиманском и на этот шум вышел из дому. Предание и говорит, что этим юношей был сам евангелист Марк и что сад, где произошло взятие Христа, принадлежал семье, в которой он родился.

Так как в доме матери Марка после вознесения Христова стали собираться для молитвы верующие во Христа, во главе с апостолами, то св. Марк имел полную возможность сблизиться с ближайшими учениками Господа. В особенно близком общений Марк был с апостолом Петром. Он даже называл Марка своим сыном (1 Петр. V, 13), конечно, в духовном смысле этого слова. Кроме того, Марк был племянником апостола Варнавы (Колос. IV, 10), и, через дядю, сблизился с ап. Павлом. Благодаря всему этому Марк сделался ближайшим сотрудником свв. первоверховных апостолов Петра и Павла.

К 44 или 45 году христианство в Иерусалиме значительно упрочилось. Иудеи, разжигаемые ненавистью к христианам, напали на их дома и разграбили все их имущество. Антиохийские христиане, услышав об этом, тот час сделали сбор между собою и поручили Павлу и Варнаве отнести пособие голодающим иерусалимским христианам. Варнава и Павел исполнили это поручение и, когда возвращались в Антиохию, то привели с собою из Иерусалима и Марка. С этого времени Марк сделался сотрудником Варнавы и Павла по благовестию Христовой веры и участвовал в первом их апостольском путешествии для проповеди Евангелия. Но в Перги, малоазиатском городе, он отстал от Варнавы и Павла и вернулся в Иерусалим.

Из Иерусалима Марк, вместе с апостолом Петром, предпринял путешествие в Рим. Римляне уже знали о христианстве, потому что некоторые из них вместе с иудеями, жившими в Риме, были в Иерусалиме во время сошествия Святого Духа на апостолов и слышали проповедь ап. Петра о Христе-Спасителе. Своими чудесами и проповедью ап. Петр, при содействии Марка, основал и утвердил церковь Христову в Риме, обратив ко Христу не только живших там многих иудеев, но и язычников.

Римские христиане не удовольствовались устной проповедью апостолов и пожелали иметь письменное свидетельство преподанного им ап. Петром учения о Христе. Они приступили к Марку и просили оставить им писание, которое содержало бы все то, что он вместе с Петром преподал им. Св. Марк, исполняя благочестивое желание римских христиан, написал для них Евангелие, излагая в нем все, что он знал и слышал о жизни Иисуса Христа на земле. Все написанное св. Марк отдал ап. Петру, который своим свидетельством утвердил истинность его и одобрил Евангелие св. Марка для чтения в церквах.

Из Рима св. Марк был послан ап. Петром для проповеди Евангелия в город Аквилею, находившегося на северном берегу Адриатического моря. Устроив в Аквилее церковь, св. Марк отправился для проповеди Евангелия в Египет, где уже с давних пор жило много иудеев. В главном городе Египта – Александрии – св. Марк основал церковь, в которой был первым епископом. Он просвещал светом Христовой веры не только александрийских язычников и иудеев, но посетил и многие внутренние страны Африки, проповедуя о Христе в Ливии, Марморике, Киренаике и в Пентаполе. Под влиянием его проповедей падали языческие кумирни, ниспровергались и уничтожались идолы, и люди очищались от греховного ига, просвещаясь светом христианского учения и принимая святое крещение.

Св. евангелист Марк был не только первым епископом Александрийской церкви, но и ее первым мучеником. О страданиях и мученической смерти св. Марка блаженный Симеон Метафраст повествует так. Св. Марк во время своего пребывания в пентаполийском городе Киринии, где он подвизался в благовестии Христова учения и устроении Христовой церкви, получил повеление от Св. Духа идти оттуда для проповеди Евангелия в Александрию. Со всем усердием поспешил апостол Марк исполнить это повеление. После прощальной трапезы с киринийскими христианами, напутствованный их благословением, он отплыл в Александрию. На второй день он достиг места своего назначения и, выйдя на берег, пришел в место, называемое Мендион. Здесь он остановился у одного сапожника Анании, которого сначала исцелил от раны именем Христовым, а потом, своею проповедью привлек его и его семейство к вере во Христа и ко крещению во имя Господне. Вместе с ними крестилось и великое множество людей той местности. Число верующих стало быстро умножаться. Начальники города, услыхав, что какой-то галилеянин, пришедший к ним, хулит их богов и возбраняет приносить жертвы идолам, сильно встревожились и собрались для совещания о том, как захватить св. Марка. Святой Марк, узнав об этом, поспешил поставить для христиан епископом Ананию, трех пресвитеров, семь диаконов и одиннадцать клириков для церковной службы и удалился из Александрии в Пентаполь. Пробыв здесь два года, утвердив церковь и поставив епископов, пресвитеров и клириков, св. Марк возвратился снова в Александрию. За время его отсутствия верующие умножились в числе и укрепились в вере Христовой. В Александрии был даже построен к этому времени христианский храм. Эллинские градоначальники, услышав о пребывании св. Марка в Александрии и о том, что он творит великие чудеса: больных исцеляет, глухим возвращает слух, слепым подает прозрение, – воспылали на него ненавистью и завистью и задумали убить его.

24 апреля, в день Светлого Христова Воскресенья, с которым на этот раз совпал языческий праздник в честь Сераписа, язычники, наконец, нашли удобный случай схватить св. Марка. Они толпой внезапно напали на церковь, где св. евангелист совершал божественную службу, схватили св. Марка, обвязали его веревками и повлекли по улицам и предместьям города. Земля, по которой влекли святого, была усыпана острыми камнями, так что тело его покрылось ранами и кровь, обильно истекавшая из них, обагряла землю. Наконец истерзанного апостола язычники ввергли в темницу. В полночь мученику явился ангел Господень и укрепил его на подвиг мученичества, известив его о предстоящем ему блаженстве на небе; затем и Сам Господь Иисус Христос утешил его Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа язычников вывела апостола из темницы и повлекла снова по улицам города. От таких  терзаний св. Марк вскоре скончался с именем Господа на устах.

Побуждаемые злобой, язычники не удовольствовались этим и решили сжечь тело св. мученика. Уже разведен был огонь для этого, как вдруг внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли нечестивую толпу. При этом огонь был погашен дождем. Христиане с благоговением взяли тело святого и погребли его в каменном гробе на месте своих богослужебных собраний. Это было в царствование императора Нерона, около 68 года по Р.Х.

В 310 г. в Александрии над мощами св. Марка была построена церковь. Когда же ересь монофизитов и владычество магометан ослабили христианство в Александрии, мощи св. Марка были перенесены (в 828 г.) в Венецию, где они почивают и до сих пор в храме, посвященном его памяти.

 

Сщмч. Сергий (Рохлецов) протоиерей (1938): Новомуч. Священномученик Сергий родился в 1876 году в семье священника Дмитрия Рохлецова, служившего в одном  из соборов Великого Устюга. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника к церкви великомученицы Параскевы Пятницы, в которой он прослужил всю жизнь. До революции отец Сергий преподавал Закон Божий в церковноприходской школе деревни Чижково. Пятницкий храм находился в тридцати километрах от Великого Устюга и неподалеку от пустыннической кельи известного в этих местах подвижника Максима Югова.

За духовную настроенность и ревностное служение старец Максим выбрал отца Сергия своим духовником – у него исповедовался до самой смерти, ему поручил совершить отпевание. Но и для отца Сергия было духовно полезно соседство с подвижником, ему въяве приходилось видеть людей, получивших у старца духовное исцеление. 

Храм великомученицы Параскевы стоял в отдалении от жилья, посреди поля, приход составляли несколько малонаселенных деревень. Отец Сергий служил каждый день, ему помогали псаломщица и алтарница. За многолетнюю беспорочную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.

Протоиерей Сергий был арестован 4 декабря 1937 года и заключен в тюрьму в Великом Устюге. Будучи допрошен, священник виновным в «проведении активной контрреволюционной деятельности» себя не признал.

10 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Рохлецов скончался в тюрьме в Великом Устюге 8 мая 1938 года, и был погребен на городском кладбище в общей могиле.

 

Свт. Македоний II, патриарх Константинопольский (516). Св. подвижник Македоний, бывший сначала пресвитером, а потом сосудохранителем в Константинополе, в 496-м году, после кончины св. Евфимия, был возведен на патриарший престол Константинопольской церкви. В 511 году он был изгнан императором Анастасием в Пафлагонию за противодействие ереси Евтихия и там представился ко Господу в 516 году. Тело св. Македония погребено в Константинополе, в церкви св. Калинника.

Преподобный Сильвестр Обнорский Прп. Сильвестр Обнорский (1379). Однажды один охотник, заблудившись в глухом Обнорском лесу, наткнулся на уединенную хижину. К нему вышел пустынник, одетый в рубище, весьма смущенный появлением человека в таком диком месте, где он надеялся никогда никого не видеть.

Охотник признался ему, что он не раз видел над этим местом то солнечный луч, то облачный столп. Тогда и отшельник открыл ему, что он ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.), который и благословил его на пустынножительство. Имя же его – Сильвестр. Долго он питался кореньями и древесной корой и совершенно обессилел без хлеба. Но однажды ему явился некий чудный муж, коснулся его, и с тех пор он голода больше не чувствует.

Охотник привез ему запас хлеба и муки, а народ, узнав, что в лесу спасается отшельник, стал обращаться к нему за советом. Стали приходить к нему и ревнители иноческого жития.

Тогда прп. Сильвестр отправился в Москву и привез от митрополита Алексия антиминс и благословение соорудить храм и обитель. Так основалась Воскресенская пустынь прп. Сильвестра, просуществовавшая более 400 лет. Как игумен прп. Сильвестр являл братии постоянный пример молитвенного подвига и неустанного труда.

Пользуясь всяким досугом, преподобный уходил в лесную глушь для уединенной молитвы, столь привычной и желанной его сердцу. Место это еще при его жизни получило название «заповедной рощи», и местные жители из поколения в поколение передавали наказ святого старца не рубить в ней деревья.  В 1645 г. строитель обители иеромонах Иов пренебрег этой заповедью и вздумал рубить рощу. За это он был наказан слепотой, от которой исцелился при гробе прп. Сильвестра. Скончался святой 25 апреля 1379 года, увещевая братию покориться воле Божией и соблюдать Его заповеди.

Правильная запись чудес его стала вестись с 1645 г., и было записано 23 чуда. В этом году ослеп иеромонах Иов, приказавший рубить рощу прп. Сильвестра, но после покаяния у раки чудотворца он прозрел. До наших дней сохранялась часть леса, в котором он подвизался, и вырытый им колодец.

Прп. Василий Поляномерульский (1767) (Румын.).

Мч. Ника и других прпп. 8 отцов пустынников. Скончались от меча.

 

 Цареградская икона Божией Матери (1071). О чудотворной Цареградской иконе Пресвятой Богородицы сведений практически не имеется. В литературных источниках упоминается о двух особо почитаемых иконах и трех местночтимых. Первая особо почитаемая икона Божией Матери Цареградская, по преданию, написанная св. евангелистом Лукой, была явлена 25 апреля 1701 г. Вторая Цареградская икона, датируемая также 1701 г., находилась в соборной церкви города Старая Руса Новгородской губернии. По преданию, ее оставили в церкви два греческих монаха, прибывших из Константинополя. Она выбита на грифельной доске и имеет небольшой размер. Относится к иконографическому типу Одигитрия. Из трех местночтимых первая находилась в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке (относится к типу Панагия Декса), вторая пребывала в селе Нижегорове Ярославской губернии, третья – в Спасо-Елеазаровском Великопустынском монастыре Псковской епархии. Основатель псковского пустынножительства прп. Евфросин (память его 15 мая), будучи в Константинополе, получил из рук византийского патриарха этот список Цареградской иконы Божией Матери как благословение на основание Елеазаровского монастыря. Там, где произошла встреча братии со святой иконой, забил источник (он до сих пор на этом же месте), и первоначальное название монастыря было Сретенский – в память о встрече Цареградского образа. Позже он стал Спасо-Елеазаровским в честь прп. Евфросина. Когда шведы разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и его главную святыню – Цареградскую икону. Река Толба тогда была полноводной, и когда шведы пытались выйти в устье, чтобы попасть в Псковское озеро, корабли их затонули, а вместе с ними осталась на дне и украденная чудотворная икона. Когда после безбожных лет запустения началось восстановление Спасо-Елеазаровского монастыря (как женского), первой иконой, которую принесли в обитель, была Цареградская. Ее передал сестрам отец Николай (Гурьянов) с острова Залит (Талабск). Этот образ, когда-то написанный в Елеазаровском монастыре, долгие годы пребывал в алтаре храма, где служил о. Николай.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz