Краткие жития святых, православные праздники и события

29 апреля / 12 мая

 

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия, и Филимона (286-299). Прп. Мемнона чудотворца. Прп. Нектария Оптинского (1928).

Прп. Амфилохия Почаевского (1970). Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284-305). Свт. Василий Острожский (XVI) (Серб.). Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII-XVIII) (Груз.).

 

Девять мучеников Кизических Девять мчч. Кизических: Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий, и Филимон (286-299). К концу III в. г. Кизик (в Малой Азии) был преимущественно языческим. Это не могло не огорчать как немногих христиан города, так и тех последователей Спасителя, что попадали в Кизик. К их числу принадлежали и девять мучеников, среди которых были и воины, и крестьяне, и горожане, и духовные лица. Все они, независимо друг от друга оказавшись в Кизике, стали безбоязненно обличать нечестие язычников. Правитель города приказал бросить их в темницу и подвергнуть истязаниям. Но святые мученики были стойки и непреклонны. Тогда все девять были обезглавлены. Тела их были погребены за городом. При св. равноап. имп. Константине Великом, когда святая Вера восторжествовала в Римской империи, их нетленные мощи были перенесены в храм, построенный в их честь. От св. мощей девяти мучеников стали совершаться многие чудеса, особенно исцеления.

На Руси очень чтили и поныне чтут св. мучеников. Под Казанью в их честь был построен монастырь, а в Москве – церковь.

Прп. Мемнон чудотворец, Египетский. Прп. Мемнон с юности подвизался в Египетской пустыне. Тяжелыми постническими трудами он достигал победы духа над плотью. Став игуменом одного из египетских монастырей, преподобный мудро и осторожно руководил братией. Помогая им молитвой и советом, он не прекращал своих подвигов и в борьбе с искушениями. Непрестанной молитвой и трудом он получил дар прозорливости: по молитве святого в пустыне открылся источник воды, погибла саранча, губившая посевы; терпевшие кораблекрушение, молитвенно призвав преподобного Мемнона, спаслись. После смерти святого одно лишь призвание его имени прогоняло саранчу и разрушало любые козни духов злобы.

Прп. Нектарий Оптинский (1928). Преподобный оптинский старец Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов), родился в 1853 году в Ельце Орловской губернии в бедной рабочей семье.

В Оптину пустынь Николай пришел в 1873 году, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Принял Николая прп. старец Амвросий. О чем была их беседа, прп. Нектарий никогда не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном прп. Анатолия (Зерцалова) (память ему 25 янв.), а на совет ходил к прп. Амвросию.

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У прп. Нектария была келья, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или к духовнику и обратно.

Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

В 1912 г. оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен, и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал прп. Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев. Иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приемов смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а прп. Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп. старцу Амвросию, и сама келья говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», – говорил о себе старец.

После закрытия монастыря в 1923 г. прп. Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в с. Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 г.: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Скончался прп. Нектарий в глубокой старости и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 г., в день памяти митр. Московского Филиппа, состоялось обретение мощей прп. Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

Память его празднуется также 11 октября вместе с Собором Оптинских старцев.

 

Мчч. Диодор и Родопиан диакон Афродисийские (Карийские) (284-305). Пострадали при Диоклетиане в Афродисии Карийской за распространение веры среди язычников. Их побили камнями.

Святитель Василий Острожский, митроплит Захолмский и Герцеговинский Свт. Василий Острожский, митр. Захолмский и Скендерийский (XVI) (Серб.). Славянин по племени, он, вероятно, родился в Герцоговине, Поповской волости. Еще при жизни своих богатых родителей он удалился в Теребинскую обитель Успения Богоматери и там принял монашество. Впоследствии он был возведен в сан епископа Захолмья и Скендерии. Скончался мирно в XVI веке. Мощи его покоятся в г. Остроге в Черногории на границе с Герцоговиной.

Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII-XVIII) (Груз.).

Преподобный Амфилохий Почаевский Прп. Амфилохий Почаевский (1970). В украинском селе Малая Иловица 27 ноября 1894 г. у Варнавы и Анны Головатюков родился сын. При святом крещении мальчика назвали Иаковом.

В 1912 г. Иаков был призван в Царскую Армию, где исполнял обязанности фельдшера. Во время боевых действий помогал выносить раненых товарищей с поля боя; попал в плен, был отправлен немцами в Альпы, где три года работал у фермера. В 1919 г. Иакову удалось совершить побег.

В 1925 г. он был принят послушником в Почаевскую лавру. 8 июля 1932 г., по благословению митрополита Варшавского и всей Польши Дионисия, Иаков был пострижен в монашество с именем Иосиф.

21 сентября 1933 г. он был рукоположен епископом Антонием в иеродиакона, 27 сентября 1936 г. – в иеромонаха.

Исполняя различные работы и послушания в лавре, о. Иосиф лечил больных, особенно прославился как костоправ. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал по 500 человек.

Осенью 1962 г. о. Иосифа арестовали. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало все тело, и трескалась кожа. Духовные чада отца Иосифа писали письма, просили освобождения старца. Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили: может ли он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате.

Старец сказал, что через две недели вылечит всех больных, и попросил привезти ему Святое Евангелие, крест и облачение, чтобы он мог отслужить водосвятный молебен.

В ответ услышал: «Нет, вы без молебнов лечите».

«Это невозможно, – ответил кроткий старец. Когда солдат идет в бой, ему дают оружие… Наше оружие на невидимого врага – святой крест, Святое Евангелие и святая вода».

После долгих мучений о. Иосиф вернулся в родное село и поселился у своего племянника. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей.

По наущению властей старца избил его родственник. Умирающего, его отвезли в Почаевскую лавру, где в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Амфилохия Иппонийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел.

Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому и ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую: он находил время для каждого.

Подвижник отошел ко Господу 1 января 1971 г., а 23 апреля 2002 г. Почаевский старец-схиигумен Амфилохий был причислен к лику святых.

12 мая 2002 г. в Почаевской лавре, во время прославления святого в небе над лаврой появились созданные из облаков два креста.

Свт. Арсений Елассонский, архиеп. Суздальский (1627).

Память его празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

22 мчч.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz