Краткие жития святых, православные праздники и события

23 апреля / 6 мая

 

Вмч. Георгия Победоносца (303). Сщмч. Иоанна пресвитера (1940).

Мц. царицы Александры (303). Мчч. Анатолия и Протолеона (303).

 

Георгий Победоносец Вмч. Георгий Победоносец (303). Великомученик, один из самых чтимых русских святых, покровитель Москвы и Русского государства. Не случайно своим покровителем его нарекли такие разные страны, как Россия, Англия и Грузия (официально последняя из них именуется Страной св. Георгия). Мы обычно ассоциируем его образ только как лик воителя, и притом – всегда победоносного. Конечно, таким он и был, но, прежде всего, – он был победоносный участник воинства Христова. Высоко отмеченный императором Диоклетианом как талантливый полководец, св. Георгий не прельстился этим и резко восстал против гонений на христиан, воздвигнутых императором-язычником. За это он был подвергнут жесточайшим мучениям: огромной тяжести камень клали на грудь, привязывали к колесу, под которым впивались в тело великомученика лезвия. Знамения небесные укрепляли великомученика в его страданиях за Христа Спасителя. Ими была потрясена и уверовала в Истинного Бога и сама императрица Александра, ставшая христианкой. Пытки святого великомученика продолжались. Тщетна была попытка императора соблазнить св. Георгия разделить с ним царскую власть. Тогда император Диоклетиан приговорил его к смертной казни – через усекновение главы. Так воин царя земного, св. Георгий, явил себя победоносным воином Царя Небесного, отчего и получил название «Победоносец». Мощи его, согласно его завещанию, положены в Палестине, в городе Лиде, на родине его матери.

Св. вмч. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем в пасть страшного змея. Недалеко от места погребения св. Георгия, близ горы Ливана, выходил из озера страшный змей, похищавший и пожиравший людей. Змея сочли за божество и начали отдавать ему, поочередно, каждое семейство, по одному из детей. Очередь дошла до единственной дочери самого царя. Ее уже привели и поставили у озера. Но лишь вышел из озера змей, как вдруг явился воинственный юноша на белом коне и поразил его в разверстую пасть. Это был св. вмч. Георгий. Тогда царь и весь народ обратился ко Христу.

Св. вмч. Георгий особенно чтится у славян и у русских. Во имя Георгия освящены многие храмы. Лик его изображается на русском государственном гербе.

Глава св. Георгия находится в Риме, в церкви его имени. Три пальца и часть плеча его хранятся в монастыре св. Екатерины на Синайской горе.

Память ему празднуется также 3, 10, 26 ноября.

 

Сщмч. Иоанн (Ансеров) пресвитер (1940): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 8 сентября 1873 г. в селе Чарус Касимовского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Успенской церкви Дмитрия Максимовича Ансерова и его супруги Елизаветы Акимовны. В 1887 г. Иван окончил по первому разряду Касимовское духовное училище, а в 1893-м – Рязанскую Духовную семинарию и был назначен учителем в Лубоносскую церковноприходскую школу. В 1894 г. Иван Дмитриевич был рукоположен во диакона к Успенской церкви в селе Чарус, 27 июля 1897 г. – во священника к Преображенскому собору в городе Спасске Рязанской губернии. В том же году о. Иоанн был назначен на должность законоучителя нижних чинов управления Спасского уездного воинского начальника и безвозмездного исполнителя для них треб. В 1898 г. он был назначен на должность законоучителя Спасского женского начального училища и избран казначеем Братства Всемилостивого Спаса при Преображенском соборе. В 1913 г. о. Иоанн был назначен преподавать Закон Божий в Спасскую женскую гимназию. Был возведен в сан протоиерея.

К Преображенскому собору в советское время была приписана небольшая деревянная Успенская церковь, которую называли Боровой из-за леса, в котором она находилась; при ней жили около десятка монахинь, присматривающих за храмом.

В конце двадцатых годов власти приступили к закрытию всех храмов в городе. В 1929 г. председатель городского совета предложил верующим передать Успенскую церковь под ссыпку зерна; для обсуждения этого вопроса был созван церковный совет, который предложил направить священника и старосту храма на переговоры с представителями властей. После этого домой к о. Иоанну пришел редактор местной газеты и, беседуя с ним на различные темы, между прочим, сказал, что и Преображенский собор непременно будет закрыт.

В феврале 1930 г. в собор явилась посланная властями комиссия, и стало ясно, что замышляется нечто серьезное. Отец Иоанн посоветовал общине направить своих представителей с ходатайством в Москву. После этого храм закрыт не был.

27 мая 1931 г. протоиерей Иоанн совершил в Успенской церкви литургию, которая, начавшись в семь часов, закончилась в половине девятого. Около трех часов дня загорелась колокольня, и пламя быстро перекинулось на храм. В результате колокольня и деревянный храм полностью сгорели, спасены были только иконы. Поскольку пожар начался внутри колокольни и на значительной высоте, то у многих возникла мысль о поджоге, и по городу поползли слухи, что храм подожгли безбожники, для того, чтобы обвинить в поджоге верующих.

Через три дня, 31 мая, протоиерей Иоанн Ансеров, староста храма и двенадцать монахинь были арестованы и заключены в тюрьму в городе Спасске; их обвинили в антисоветской деятельности и поджоге храма.

30 июня 1931 г. следствие над священником, старостой храма и монахинями было закончено.

9 августа 1931 г. тройка ОГПУ приговорила протоиерея Иоанна к пяти годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в глухое село в Чимкентскую область.

В конце 1934 г. протоиерей Иоанн вернулся из ссылки и вновь стал служить в Преображенском соборе, который оставался в это время последней действующей церковью в городе.

23 февраля 1935 г. Президиум Московского областного исполкома, в ведение которого входил тогда город Спасск, принял решение о закрытии Преображенского собора. Верующие, опротестовывая это решение, направили вышестоящим властям жалобу.

Однако, несмотря на жалобы верующих, Президиум ВЦИКа постановил собор закрыть. В ответ верующие направили новое ходатайство, но также безрезультатно. К этому времени уже половина здания собора использовалась властями в качества складских помещений для зерна и различных товаров Райпотребсоюза.

13 июля 1936 г. верующие снова отправили жалобу во ВЦИК. В жалобах указывалось, что в отправлении религиозных потребностей заинтересовано около 3000 верующих.

23 июля 1936 г. в ответ на запросы ВЦИКа председатель Городского совета отписал, что просьба трудящихся удовлетворена.

В разгар гонений на Русскую Православную Церковь сотрудники НКВД приступили к очередным арестам священников города Рязани и области. 5 февраля 1938 г. они арестовали священника Александра Светлова, служившего в одном из сел Рязанской области и с 1919 г. бывшего секретным осведомителем НКВД. Следователь заявил ему, что в целях пресечения враждебной деятельности других лиц арестованный должен дать соответствующие показания. Тот согласился и подписал протоколы с показаниями, написанные следователем. Здесь лжесвидетель записал под диктовку дополнительные показания, за что ему было обещано освобождение.

Основываясь на лжесвидетельствах такого рода, сотрудники НКВД 21 февраля 1938 г. арестовали протоиерея Иоанна Ансерова, заключили в тюрьму в городе Рязани и сразу же стали допрашивать.

Все обвинения в антисоветской деятельности священник отверг. На устроенной следователями очной ставке с лжесвидетелем Светловым о. Иоанн назвал его показания неправдоподобными, и признать свою вину в антисоветской деятельности отказался.

8 апреля 1938 г. следствие было закончено. 23 апреля Особое Совещание при НКВД приговорило протоиерея Иоанна к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 мая 1938 г. он с очередным этапом был доставлен в Карлаг. В тяжелых условиях заключения он быстро лишился здоровья, и его, как потерявшего трудоспособность на 90%, перевели в группу инвалидов. Протоиерей Иоанн Ансеров скончался в Карлаге на лагерной командировке Бурма 6 мая 1940 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Мученица царица Александра Мцц. царица Александра Римская, Никомидийская и ее дочь царица Валерия (303). Царица Александра была женой нечестивого императора Диоклетиана. Взирая на страдания вмч. Георгия Победоносца, она уверовала во Христа. Была замучена позже вместе с дочерью, мученицей царицей Валерией.

Мчч. Анатолий и Протолеон воины, Гликерий земледелец, Афанасий и Валерий (303). Память мучеников Анатолия и Протолеона отмечается в один день со святым великомучеником Георгием и царицей Александрой. Видя веру и мужество св. Георгия, эти воины уверовали во Христа и открыто заявили об этом. Их тут же обезглавили.

Блж. Георгий Шенкурский (XV). Жил в XV веке. О жизни, времени кончины и месте погребения его не сохранилось сведений. Называется он Шенкурским от города Шенкурска.

Мч. Георгий Птолемаидский (1752). Киприянин по происхождению, он был в услужении у турок и от них пострадал в Птолемаиде (Акре) по ложному доносу. За нежелание отречься от Христа и перейти в магометанство он был усечен мечом.

Мч. Лазарь Болгарский (1802). Пострадал от турок.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz