Краткие жития святых, православные праздники и события

17/30 апреля

 

Сщмч. Симеон, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазада (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Св. Михаила исп., пресвитера (1935); Сщмч. Феодора пресвитера (1942).

Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536).

 

Сщмч. Симеон, еп. Ктезифонский, Селевкийский (Персидский), и с ним мчч. Авделай и Анания пресвитеры, Хусдазад (Усфазан) евнух, Фусик, Азат, мц. Аскитрея и иные 1250 (344). В царствование Сапора II-го (310-381) в Персии христианство усилилось настолько, что стало вызывать опасения у жрецов древней персидской огнепоклоннической веры. Маги и волхвы увидели, что христианская вера укореняется в лучших провинциях по Тигру и Евфрату и грозит окончательно подавить национальную языческую религию. Они решили отстаивать свою веру и свое право на существование. Объединившись с евреями, всегдашними недоброжелателями христиан, они, с одной стороны, возбудили общественное мнение против христиан, а с другой – возбудили Сапора II-го принять против них меры. На первый раз Сапор ограничился лишь тем, что возложил на плечи христиан тяжелые подати, а для того, чтобы подати исправно поступали в казну, направил их собирать людей суровых, жестоких и неумолимых.

Положение христиан стало невыносимым. Со стороны Римского правительства, уже тогда христианского, не предвиделось заступничества, так как тогдашние императоры, сыновья Константина Великого, не отличались ни силой духа, ни мудростью правления. При таких обстоятельствах и выступил на защиту христианства епископ Селевкии-Ктезифона Симеон. Он решился особым письмом к царю Сапору II обратить его внимание на несправедливое отношение персов к христианам и побудить его отменить незаконные требования.

Сапор II, несправедливо решивший, что Симеон намерен поднять против него возмущение среди христиан и перейти на сторону Византии, в порыве негодования ответил епископу, что он разрушит все его замыслы и искоренит язву, истребив христиан от общества человеческого и изгладив их из памяти людской.

Между тем маги и евреи делали свое дело. Первые убедили Сапора в том, что Симеон совершенно не уважает персидских богов, а вторые усердно распространяли молву, будто этот епископ находится в тесной связи с христианским императором. Как под влиянием собственного гнева, так и вследствие посторонних внушений Сапор II издал указ о преследовании христианского духовенства, а Симеона, повелел немедленно же представить к царскому допросу.

Пользуясь этим распоряжением, язычники, руководимые магами, стали нападать на молитвенные дома христиан и разрушать их. Симона же схватили и в оковах повели к царю. Вместе с ним были схвачены два старца-священника Авделай и Анания. Епископ не устрашился гнева царя и даже не поклонился ему. Маги окружили Сапора и стали убеждать его, что епископ должен быть казнен, ибо он заговорщик и противится царской воле. Надеясь еще привлечь на свою сторону Симеона, царь стал побуждать его поклониться языческому богу солнца, но, не достигнув желаемого, приказал заключить его в тюрьму.

Когда епископа Симеона выводили из царских палат, его увидел евнух Усфазан и поклонился ему, как архиерею Божию. Но Симеон даже не взглянул на него, так как тот был самым близким царю человеком, воспитавшим его с детства. Раньше он был христианином, но из желания сохранить свое высокое положение при царском дворе оставил христианство. Теперь, при виде молча проходящего епископа, в нем пробудилось чувство раскаяния, и он, сняв с себя драгоценные одежды, облачился в простую и грубую одежду, в которой в трауре сел опять на свое место у дворца. Сапор, узнав о причине печали Усфазана, разгневался и стал грозить ему смертью. Но, когда Уфназан повторно объявил о своей верности христианству, царь велел отрубить ему голову.

Весть о страдании Усфазана дошла до Симеона и священников, заключенных в темнице вместе с другими христианами, и все они возрадовались и славили Бога, отвратившего евнуха от заблуждения, и молились, дабы Он укрепил и их на предстоящий подвиг.

Спустя некоторое время Симеон был выведен из темницы и представлен царю. При этом он снова отказался поклониться пред Сапором II. На этот раз царь назвал Симеона возмутителем христиан и потребовал от него прямого ответа: воспользуется ли он царским снисхождением, или будет упорствовать в своей вере и противиться царскому повелению, предпочитая славе смерть? Симеон заявил, что вражду царя он предпочитает его милостям. Сапор, чувствуя жестокость и несправедливость кровавого дела, которое он затеял, передал решение вопроса своим приспешникам, и те тотчас единогласно осудили Симеона на смертную казнь.

Одновременно с Симеоном были схвачены в различных местах и другие христиане. Среди них было 5 епископов, а число всех христиан, заключенных в темнице, достигало 100 человек. В назначенный день все осужденные вместе с Симоном были приведены на место казни. Здесь старейший из волхвов объявил им, что тот из них, кто поклонится вместе с царем солнцу, получит свободу. Однако никто не отозвался на его зов. Во время исполнения казни из стоящей толпы послышался призыв к твердости и мужеству со стороны начальника низших служителей во дворе Фусика, обращенный к мученикам. Его тотчас схватили и привели к царю. Перед Сапором он безбоязненно объявил, что давно является христианином. В ответ царь велел его умертвить особенно жестоким образом.

Сапор в тот же день издал указ о всеобщем преследовании христиан в Персии. В день мученической кончины Фусика была схвачена и после жестоких мучений казнена его дочь Аскитрея. Через год после смерти епископа Симеона был умерщвлен любимейший царский слуга, скопец Азат, а с ним 1000 других мучеников. Святая церковь исчисляет более 1250 мучеников, пострадавших за веру христианскую в Персии при царе Сапоре.  

Прп. Акакий, еп. Мелитинский (ок. 435). Прп. Акакий родился в городе Мелитине, в северной части Малой Армении. Благочестивые родители отдали отрока Акакия для образования епископу мелитинскому святому Отрию, который был в числе участников II-го Вселенского собора и обличал ересь Македония. Под его надзором св. Акакий и получил религиозное образование. После смерти Отрия он был посвящен в архиерейский сан, как вполне достойный преемник своего учителя. Проводя свою жизнь в постоянных подвигах, св. Акакий угодил Господу, за что и сподобился дара чудотворений. Он присутствовал на III Вселенском соборе, бывшем в городе Ефесе в 431 году, и боролся с ересью нечестивого Нестрия, хулителя Богородицы. Мудро управляя своей паствой, долгое время и усердно распространяя христианство среди окружавших его язычников, святой Акакий мирно скончался в своем родном городе Мелитине в 435 году.

Зосима и Савватий Соловецкие с житиями Прп. Зосима, игумен Соловецкий (1478). Он был основателем крупнейшего и славнейшего монастыря на Соловецком острове. Родился в новгородской земле, близ Онежского озера. Воспитанный в благочестии, он с юных лет решил посвятить себя Богу и молил Господа указать ему место для пустынного жительства и даровать опытного учителя. На побережье Белого моря Зосима встретился с прп. Германом (память его 30 июля), который поведал ему о необитаемом морском острове, где они с прп. Савватием (память ему 27 сентября) прожили несколько лет. Отшельники переправились на остров, построили келью и начали возделывать скудную северную землю, усердно соблюдая иноческие правила. Как-то Герман отправился на материк за необходимыми припасами и не смог вернуться из-за осенней непогоды. Зосима провел всю зиму на острове один. Много искушений претерпел он в борьбе с бесами и голодом. Весной вернулся прп. Герман, и подвижники устроили небольшой храм в честь Преображения Господня. Постепенно к ним стали прибывать новые иноки, и Зосима просил Новгородского архиепископа о присылке игумена и освящении вновь созданного монастыря. Но все настоятели, приходившие из Новгорода, не выдерживали жизни в суровых условиях, и тогда братия настояла, чтобы игуменом был прп. Зосима. Он послушно принял нелегкое бремя: ввел строгий общежительный устав, наладил хозяйственную жизнь, начал обширное строительство, укрепляя и стены обители, и дух иноков, перенес на Соловки мощи св. Савватия. После 26 лет игуменства и 42 лет жизни на острове прп. Зосима представился ко Господу и был положен в выкопанную им самим могилу за алтарем Преображенского собора.

Память его празднуется также 8 августа в день первого и второго перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

 

Св. Михаил (Новицкий) исп., пресвитер (1935): Новомуч. Священноисповедник Михаил родился 26 июля 1879 г. в Мозырском уезде Минской губернии в семье священника Константина и его супруги Стефаниды Новицких. В их семье было 13 детей и, когда о. Константин скончался, его супруге пришлось нелегко. Михаил в это время окончил гимназию, уехал в Санкт-Петербург и поступил учиться в Санкт-Петербургский историко-филологический институт. Без помощи из дома ему на первых порах пришлось во многом себя ограничивать. По окончании института он в 1914 г. женился на девице Зиновии, дочери священника Николая Корзуна, и был направлен преподавать латинский язык в Минскую мужскую гимназию. В 1914 г. началась Первая мировая война; Михаила Константиновича из-за близорукости освободили от воинской повинности, и вместе с семьей он был эвакуирован в город Омск, где продолжал работать преподавателем.

В 1920 г. Михаил Константинович вернулся в Минск и том же году был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в местечке Узда Минского уезда; вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. Прихожане полюбили ревностного и отзывчивого священника, всегда готового прийти на помощь. Они помогли его семье пережить голод 1930-1931 годов.

За время служения о. Михаила безбожники несколько раз предлагали ему отречься от сана и взамен сулили выгодную работу, но он эти предложения отверг; его стали вызывать в отделение милиции, третировать и унижать.

В 1933 г. безбожники захватили Петропавловский храм и устроили в нем склад зерна, разрешив священнику служить в церковной сторожке. В это время по слабости здоровья и от того, что пришлось пережить в связи с разорением храма, о. Михаил стал тяжело болеть.

В 1935 г. на Страстной седмице к алтарнику Петропавловского храма пришел некий человек иудейской наружности и попросил проводить его в сторожку к священнику, чтобы забрать у него церковные ценности. Отец Михаил ничего ему не дал. Тогда пришедший набросился на священника и, жестоко его избив, ушел.

В Великую Среду о. Михаил с трудом отслужил литургию Преждеосвященных Даров, чувствуя себя тяжело больным. Вечером он отслужил утреню с чтением двенадцати Евангелий: все Евангелия читал стоя, но в промежутках ему приходилось садиться. В Великую Пятницу священник с утра исповедовал, но, когда по обычаю должен быть вынос плащаницы, ему пришлось лечь в постель.

В Великую Субботу протоиерей Михаил отслужил литургию, затем освящал пасхи. Пасхальную утреню он отслужил с большим трудом, литургию уже служить не смог и отслужил обедницу и, лежа в постели, подавал возгласы. Народа на службу собралось так много, что сторожка не могла вместить всех пришедших, и были открыты окна, чтобы богослужение могли слышать оставшиеся снаружи. Великую вечерню и первый день Пасхи он служил, уже не вставая с постели; на второй день Пасхи он также отслужил обедницу, не имея возможности встать. В этот день он послал за священником в соседний приход, исповедовался и соборовался. На следующий день он с семи часов утра уже мог говорить только отдельные слова. Супруга о. Михаила и приехавший священник читали акафист Пресвятой Богородице и Евангелие. Протоиерей Михаил Новицкий скончался от перенесенных побоев на третий день Пасхи в третьем часу пополудни 30 апреля 1935 г. и был погребен на приходском кладбище в местечке Узда.

 Сщмч. Феодор (Недосекин) пресвитер (1942): Новомуч. Священномученик Феодор родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки Рославльского уезда Смоленской губернии в семье священника Георгия Недосекина. Окончил учительскую семинарию и в течение многих лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ.

В 1913 году Феодор Георгиевич женился на дочери протодиакона Иоанна Мухина, служившего в селе Спасском, Зинаиде. Она в 1905 году окончила епархиальное училище и работала учительницей в селе Новоселки. Впоследствии у Феодора Георгиевича и Зинаиды Ивановны родилось восемь детей – пять мальчиков и три девочки.

После революции 1917 года Федор Георгиевич в течение нескольких лет оставался учителем Новоселковской школы. В 1919 году председатель  сельсовета дал ему положительную характеристику, как полезному и энергичному работнику по народному образованию.

В 1921 году Федор Георгиевич был рукоположен в сан диакона, а в 1922 году епископ Гжатский, викарий Смоленской епархии, Феофан (Березкин), рукоположил его во священника к Введенскому храму в селе Семеновском Гжатского уезда. В конце двадцатых годов, когда усилились гонения на Русскую Православную Церковь, власти потребовали от отца Феодора уплаты большого налога. Когда он уплатил, налог удвоили, и его уже отец Феодор не смог заплатить. За это он был приговорен к заключению и отправлен на каторжные работы в Камскую исправительно-трудовую колонию №2.

После ареста отца Феодора все его имущество, включая дом, было отобрано; семья осталась без крова и поехала вслед за ним. Местные власти поселили семью священника в «красном уголке». Отец Феодор вскоре был оправдан судом, и вся семья вернулась в Семеновское, но дом их был занят, а храм закрыт.

Отец Феодор отправился в Патриархию, чтобы получить место в одном из храмов Московской епархии, и был направлен служить в храм Казанской иконы Божией Матери в село Иванисово Ногинского района, куда вместе с ним переехала и его супруга с детьми. Прихожане отремонтировали принадлежавшие церкви нежилые постройки, и здесь поселилась семья священника.

Прихожане сразу полюбили священника за истовое совершение богослужений, за проповеди и нестяжательность. У него не было никакой установленной платы за требы – кто мог, давал, сколько хотел, а для бедных отец Феодор совершал требы бесплатно. В его приход входили тогда села Иванисово, Афанасово, Бабеево, Степаново, Есино и начинающийся строиться город Электросталь, который возводился, в основном, силами заключенных. В 1932 году в концлагере, занимающимся строительством города, скончался священник – Георгий Николаевич Левицкий. Отпевание священника с разрешения лагерного начальства совершил о. Феодор.

В 1937 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились. 26 октября 1937 года был арестован и о. Феодор. После его ареста власти приказали сбросить колокола с храма. Видя это святотатство, многие верующие плакали.

На время следствия отец Феодор был заключен в тюрьму в городе Ногинске. Власти обвинили его в контрреволюционной и антисоветской деятельности. Священник эти обвинения отверг.

15 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника Феодора Недосекина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен в концлагерь неподалеку от станции Медвежья Гора, там он работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Работая на лесоповале, отец Феодор сломал ногу и был переведен на работу в бондарную мастерскую – делать бочки, ушаты и тому подобное. Здесь, несмотря на большие нормы, работать было полегче. С началом Великой Отечественной войны содержание заключенных в лагере резко ухудшилось, иногда их вообще не кормили. Отец Феодор был отправлен в Онежский лагерь Архангельской области. Невыносимо тяжелые условия заключения оказались для него непосильными. Священник Феодор Недосекин скончался 17(30) апреля 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

 

Мч. Адриан Коринфский (251). Был схвачен язычниками и брошен в темницу за исповедание Христа. В один из языческих праздников, когда народом приносилась жертва идолам, его вывели из темницы и стали принуждать принять участие в языческом торжестве, – подойти и воскурить на жертвеннике ладан. Адриан не только не согласился на это, но, смело подойдя к жертвеннику, разрушил его, сбросил лежавшие на нем жертвы и разбросал огонь. За этот решительный поступок он был избит толпою язычников и потом сожжен, вероятно, в Коринфе, во время гонения на христиан, поднятого Декием.

Свт. Агапит I, папа Римский (536). Святитель Агапит, папа Римский, был ревностным поборником Православия. Своей благочестивой жизнью он заслужил всеобщее уважение и был возведен на папский престол в 535 г.

По приказанию готского короля Теодориха Великого, управлявшего Италией, св. Агапит предпринял путешествие в Константинополь для мирных переговоров с императором Юстинианом, намеревавшимся совершить поход в Италию. По дороге святитель встретил хромого и немого человека. Он исцелил его от хромоты, а после причащения Святых Таин немой заговорил. В Константинополе святитель исцелил слепого нищего.

Во время пребывания в Константинополе св. Агапит участвовал в Поместном Соборе (536 г.), где ревностно отстаивал православное учение против еретика Севера, который учил, что Тело Иисуса Христа было подвержено тлению, подобно человеческому. На этом Соборе был низложен патриарх Анфим, незаконно возведенный на патриарший престол и не принимавший постановлений Халкидонского Вселенского Собора (451 г.). Вскоре после этого св. Агапит скончался и был погребен в Константинополе.

Прп. Ефрем Великий, Мацхверели, Грузинский (IX).

Александр Свирский Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Память его празднуется 30 августа (см. житие) в день представления. Святые мощи его были открыты 17 апреля 1641 года и почивали в открытой раке в Преображенской пустыне, откуда в день Пресвятой Троицы переносились в Свято-Троицкий монастырь и оттуда обратно.

Свт. Макарий, архиеп. Коринфский (1805).

Прпп. Патапий, Фома и иные с ними.

Прп. Симеон.

Св. Моисей.

Св. Вахаз.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz