Краткие жития святых, православные праздники и события

18 апреля / 1 мая

 

Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820-850). Сщмч. Виссариона пресвитера (1918); прмц. Тамары (1942).

Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815-820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

 

Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита (820-850). Память его празднуется также 11 апреля (см. житие).

 

Сщмч. Виссарион (Селинин) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Виссарион (Виссарион Мефодиевич Селинин) окончил два класса Владимирской Духовной семинарии и с 1896 г. служил псаломщиком во Владимирской епархии. В 1899 г. Виссарион Мефодиевич был назначен псаломщиком в храм в селе Песчанское Павлодарского уезда Омской губернии, в 1902 г. – рукоположен во диакона к этой церкви, в 1905-м – переведен в храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в городе Павлодаре, а 1906 г. – рукоположен во священника ко храму в селе Ильинка. В 1910 г. о. Виссарион перешел в Туркестанскую епархию и служил в храме в селе Герасимовка Лепсинского уезда, с 1911-го – в селе Ивановском того же уезда. В 1916 г. о. Виссарион был назначен настоятелем храма Илии пророка в селе Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области и благочинным церквей Урджарского округа. Отец Виссарион был убит в 1918 г. пришедшими к власти безбожниками-большевиками в день празднования 1 мая, о чем извещена была паства епископом Вененским и Семиреченским Пименом (Белоликовым) (сщмч., память его 3 сент.).

 Прмц. Тамара (Сатси) (1942): Новомуч.

 

Виктор Никомидийский Мчч. Виктор, Зотик, Зинон,

Акиндин Никомидийский Акиндин и Севериан Никомидийские (303). Во время гонения на христиан, воздвигнутого нечестивым императором Диоклетианом, язычники схватили св. Георгия, военачальника и любимца императора, и подвергли его различным мукам. Многие язычники, видя твердость великомученика, уверовали во Христа. Язычники тотчас же схватили и отсекли им головы. Это было в Никомидии.

Память мчч. Зотика, Акиндина, Севериана и других отмечается также 22 августа.

Свт. Косма исп., еп. Халкидонский, и прп. Авксентий (815-820). Святитель и исповедник Христов Косма был уроженец города Константинополя. С раннего возраста он оставил суетный мир и принял монашество. Назначенный впоследствии епископом в город Халкидон, он ревностно охранял свою паству от ереси иконоборчества. Еретики неоднократно принуждали его не поклоняться иконам, но святитель тверд был в вере и подавал пример мужественного стояния за православие своей пастве. За свою твердость в православии он не только терпел мучения от гонителей-еретиков, но и перенес изгнание с темничным заточением. Вернувшись из заточения обратно в Халкидон, св. Косма продолжал испытывать всевозможные огорчения и среди них скончался в начале IX века.

Прп. Авксентий был сподвижником епископа Космы и вместе с ним переносил все скорби и изгнание.

Св. Василий (Ратишвили), Грузинский (XII).

Прп. Евфимий (1435) и правв. Антоний и Феликс (1418) Карельские. В 1410 г. прп. Евфимий, просветитель Карельский, воздвиг вблизи Белого моря Свято-Николаевский монастырь. Скончался он в 1435 г. В 1641 г. Евфимий Карельский был причислен к лику святых.

В этом монастыре были погребены двое молодых новгородских посадников – Антоний и Феликс, утонувшие в Белом море – при устье Северной Двины – при объезде своих поместий. Они были известны своим благочестием и особенно широкой благотворительностью. Могилы их почитаются местно. Когда монастырь был разорен норвежцами, мать их дала богатый вклад на восстановление его и соорудила над могилами сыновей своих церковь.

Мч. Иоанн Новый из Янины (1526). Жил он в городе Янине, в греческой области Эпире, был сыном благочестивых родителей, любил посещать храм Божий и читать священные книги. Занимаясь портняжным ремеслом, из заработанных денег одну часть он отдавал своим родителям, другую бедным, а третью расходовал на себя. По смерти родителей открыл мастерскую в Константинополе. В его время Константинополь находился в руках турок, и многие из христиан были совращены в магометанство. Некоторые из отступников склоняли и Иоанна к вероотступничеству, но он оставался тверд. Между тем, у него возникло желание пострадать за веру. И вот, когда однажды вероотступники-соседи начали убеждать его к отречению от веры, св. Иоанн сказал им: «Возможное ли дело, чтобы я отрекся от Христа, своего Создателя и Бога, и последовал Магомету, лжецу и врагу Христа? Я презираю как его самого, так и его веру». Тогда отступники, избив его, повели к судье. Решено было сжечь Иоанна, и он со светлым лицом вошел в пламя. Верующие собрали останки его мощей и перенесли в соборный храм, где они до сих пор и почивают.

Мч. Иоанн Кулика (1564). За состязание в вере с магометанами турки мучили и сожгли его на железной решетке (ченгели или чешеле), вроде нашей бороны, обращенной острыми зубцами кверху.

 

Икона Божией Матери Максимовская Максимовская икона Божией Матери (1299). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы была написана в 1299 г. по сонному видению митрополиту Максиму, от имени которого и произошло ее название. Святитель Максим (память его 6 дек.), родом грек, был возведен на Киевскую кафедру, но перенес митрополию из разоренного монголо-татарским нашествием Киева во Владимир.

На иконе Богоматерь изображена во весь рост, и пред Нею на коленях стоит митр. Максим и принимает из пречистых Ее рук омофор. На ней находится следующая надпись: «Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299) по видению Максима, митрополита Владимирского и всея России чудотворца, родом грека, по пришествии его из Киева во Владимир, когда он от путного шествия в келлии своей мало уснув, абие видит, аки яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Предвечнаго Младенца, глаголя: рабе Мой Максим, добре пришел еси семо посетити град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: прими сей омофор и паси во граде Моем словесные овцы; он же прием, возбудися от сна, и в келлии никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша на него той омофор, и прославися сие чудо по все Русской земле и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим». Омофор сей хранился в соборе, в золотом ковчеге, 112 лет, но при нашествии на Владимир татарского царевича Талыча, которое было в 1412 году, он с прочими соборными драгоценностями был скрыт в какое-то тайное, которое доселе останется неизвестным, место ключарем сего собора Патрикием. Ключарь замучен в соборе от татар, которые старались самыми жестокими муками заставить его открыть это место.

Чудотворный образ пребывал в г. Владимире-на-Клязьме над местом погребения митр. Максима в соборном кафедральном храме Успения Божией Матери. Сейчас икона находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz