18 апреля / 1 мая
Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820-850). Сщмч. Виссариона пресвитера (1918); прмц. Тамары (1942).
Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815-820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526).
Максимовской иконы Божией Матери (1299).
Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита (820-850). Память его празднуется также 11 апреля (см. житие).
Сщмч. Виссарион (Селинин) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Виссарион (Виссарион Мефодиевич Селинин) окончил два класса Владимирской Духовной семинарии и с 1896 г. служил псаломщиком во Владимирской епархии. В 1899 г. Виссарион Мефодиевич был назначен псаломщиком в храм в селе Песчанское Павлодарского уезда Омской губернии, в 1902 г. – рукоположен во диакона к этой церкви, в 1905-м – переведен в храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в городе Павлодаре, а 1906 г. – рукоположен во священника ко храму в селе Ильинка. В 1910 г. о. Виссарион перешел в Туркестанскую епархию и служил в храме в селе Герасимовка Лепсинского уезда, с 1911-го – в селе Ивановском того же уезда. В 1916 г. о. Виссарион был назначен настоятелем храма Илии пророка в селе Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области и благочинным церквей Урджарского округа. Отец Виссарион был убит в 1918 г. пришедшими к власти безбожниками-большевиками в день празднования 1 мая, о чем извещена была паства епископом Вененским и Семиреченским Пименом (Белоликовым) (сщмч., память его 3 сент.).
Прмц. Тамара (Сатси) (1942): Новомуч.
Мчч. Виктор, Зотик, Зинон,
Акиндин и Севериан Никомидийские (303). Во время гонения на христиан, воздвигнутого нечестивым императором Диоклетианом, язычники схватили св. Георгия, военачальника и любимца императора, и подвергли его различным мукам. Многие язычники, видя твердость великомученика, уверовали во Христа. Язычники тотчас же схватили и отсекли им головы. Это было в Никомидии.
Память мчч. Зотика, Акиндина, Севериана и других отмечается также 22 августа.
Свт. Косма исп., еп. Халкидонский, и прп. Авксентий (815-820). Святитель и исповедник Христов Косма был уроженец города Константинополя. С раннего возраста он оставил суетный мир и принял монашество. Назначенный впоследствии епископом в город Халкидон, он ревностно охранял свою паству от ереси иконоборчества. Еретики неоднократно принуждали его не поклоняться иконам, но святитель тверд был в вере и подавал пример мужественного стояния за православие своей пастве. За свою твердость в православии он не только терпел мучения от гонителей-еретиков, но и перенес изгнание с темничным заточением. Вернувшись из заточения обратно в Халкидон, св. Косма продолжал испытывать всевозможные огорчения и среди них скончался в начале IX века.
Прп. Авксентий был сподвижником епископа Космы и вместе с ним переносил все скорби и изгнание.
Св. Василий (Ратишвили), Грузинский (XII).
Прп. Евфимий (1435) и правв. Антоний и Феликс (1418) Карельские. В 1410 г. прп. Евфимий, просветитель Карельский, воздвиг вблизи Белого моря Свято-Николаевский монастырь. Скончался он в 1435 г. В 1641 г. Евфимий Карельский был причислен к лику святых.
В этом монастыре были погребены двое молодых новгородских посадников – Антоний и Феликс, утонувшие в Белом море – при устье Северной Двины – при объезде своих поместий. Они были известны своим благочестием и особенно широкой благотворительностью. Могилы их почитаются местно. Когда монастырь был разорен норвежцами, мать их дала богатый вклад на восстановление его и соорудила над могилами сыновей своих церковь.
Мч. Иоанн Новый из Янины (1526). Жил он в городе Янине, в греческой области Эпире, был сыном благочестивых родителей, любил посещать храм Божий и читать священные книги. Занимаясь портняжным ремеслом, из заработанных денег одну часть он отдавал своим родителям, другую бедным, а третью расходовал на себя. По смерти родителей открыл мастерскую в Константинополе. В его время Константинополь находился в руках турок, и многие из христиан были совращены в магометанство. Некоторые из отступников склоняли и Иоанна к вероотступничеству, но он оставался тверд. Между тем, у него возникло желание пострадать за веру. И вот, когда однажды вероотступники-соседи начали убеждать его к отречению от веры, св. Иоанн сказал им: «Возможное ли дело, чтобы я отрекся от Христа, своего Создателя и Бога, и последовал Магомету, лжецу и врагу Христа? Я презираю как его самого, так и его веру». Тогда отступники, избив его, повели к судье. Решено было сжечь Иоанна, и он со светлым лицом вошел в пламя. Верующие собрали останки его мощей и перенесли в соборный храм, где они до сих пор и почивают.
Мч. Иоанн Кулика (1564). За состязание в вере с магометанами турки мучили и сожгли его на железной решетке (ченгели или чешеле), вроде нашей бороны, обращенной острыми зубцами кверху.
Максимовская икона Божией Матери (1299). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы была написана в 1299 г. по сонному видению митрополиту Максиму, от имени которого и произошло ее название. Святитель Максим (память его 6 дек.), родом грек, был возведен на Киевскую кафедру, но перенес митрополию из разоренного монголо-татарским нашествием Киева во Владимир.
На иконе Богоматерь изображена во весь рост, и пред Нею на коленях стоит митр. Максим и принимает из пречистых Ее рук омофор. На ней находится следующая надпись: «Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299) по видению Максима, митрополита Владимирского и всея России чудотворца, родом грека, по пришествии его из Киева во Владимир, когда он от путного шествия в келлии своей мало уснув, абие видит, аки яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Предвечнаго Младенца, глаголя: рабе Мой Максим, добре пришел еси семо посетити град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: прими сей омофор и паси во граде Моем словесные овцы; он же прием, возбудися от сна, и в келлии никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша на него той омофор, и прославися сие чудо по все Русской земле и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим». Омофор сей хранился в соборе, в золотом ковчеге, 112 лет, но при нашествии на Владимир татарского царевича Талыча, которое было в 1412 году, он с прочими соборными драгоценностями был скрыт в какое-то тайное, которое доселе останется неизвестным, место ключарем сего собора Патрикием. Ключарь замучен в соборе от татар, которые старались самыми жестокими муками заставить его открыть это место.
Чудотворный образ пребывал в г. Владимире-на-Клязьме над местом погребения митр. Максима в соборном кафедральном храме Успения Божией Матери. Сейчас икона находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.