Краткие жития святых, православные праздники и события

27 апреля / 10 мая

 

Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня (107). Сщмчч. Павла и Иоанна пресвитеров, мчч. Петра, Николая, Авксентия, Сергия и мц. Анастасии  (1922); прмц. Марии (1938); сщмч. Иоанна пресвитера (1941).

Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). Прав. Евлогия, странноприимца (IV).

 

Симеон сродник Господень Ап. и сщмч. Симеон, еп. Иерусалимский, сродник Господень (107). Св. Симеон был сын Клеопы, брата Иосифа Обручника. Когда Иосиф возвратился с Марией и Богомладенцем из Египта, Клеопа женился на дочери Иосифа, Марии, и от этого брака родился св. Симеон. Симеон в зрелом возрасте видел чудеса Господа нашего Иисуса Христа и уверовал в Него. Он был сопричислен к сонму 70-ти апостолов, и после вознесения Христа на небо проповедовал Евангелие, переходя из одного города в другой. Когда же нечестивыми иудеями был убит первый Иерусалимский епископ св. Иаков, брат Господень, тогда собрались в Иерусалим оставшиеся еще в живых ученики Христа и сродники Его по плоти и вручили Симеону престол Иерусалимской церкви. Спустя много лет после этого, в царствование Траяна, возникло гонение со стороны римских правителей на последователей Христовых. Но более всего преследовались потомки из дома царя Давида. Два еретика донесли римскому правителю Аттику на Симеона, как на христианина и потомка Давидова. Св. Симеон, который в те времена был уже столетним старцем, по приказу Аттика, был схвачен и после мучений распят на кресте.

 

  Сщмчч. Павел (Светозаров) и Иоанн (Рождественский) пресвитеры, мчч. Петр (Языков), Николай (Малков), Авксентий (Калашников), Сергий (Мефодиев) и мц. Анастасия  (1922): Новомуч. Условия жизни народа в советской России стали сравнимы с диким язычеством Римской империи в первые века христианства. Точно также в охотных ко злу сердцах безбожных властителей начала XX века вынашивался коварный план уничтожения Православной Церкви. Этот план не зависел от условий действительности и даже от соображений выгоды, а зачастую лишь от самого зла, от ненависти к Церкви. И где тут было обороняться и защищаться от вооруженной рати идущих на храмы безбожников.

2 января 1922 года советская власть издала декрет об изъятии музейного имущества – разграблении культурного наследия, собранного народами России за тысячу лет. Большевики хотели бы уничтожить также сразу всю Православную Церковь, но это было бы уничтожением большей части населения тогдашней России. На это безбожники пока не решались, но двадцать три миллиона человек населения областей, охваченных голодом в 1922 году, фактически были выведены из борьбы и не могли встать на защиту Церкви, когда вооруженные отряды по единому сигналу выйдут грабить храмы и монастыри.

Еще в августе 1921 года Патриарх Тихон обратился с просьбой о помощи к Православным Патриархам, Римскому Папе, архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому, а также к православным людям России и всего мира. Тогда же по благословению Патриарха был основан Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим. В храмах и среди верующих начались сборы средств. 19 февраля 1922 года Патриарх обратился к православной пастве с воззванием.

Большевики хотели от Патриарха подобного воззвания и деятельного участия Церкви в сборе средств, но они никак не желали, чтобы Церковь встала во главе движения помощи голодающим и, как бывало в прошлом, призывала в жертвенности, милосердию и любви. 26 февраля власти издали декрет об изъятии «из церковных имуществ, переданных в пользование группам верующих…всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней…», в том числе всех освященных предметов. Декрет бесповоротно уничтожал добровольность пожертвований, а священство принудительно ставил в положение святотатцев. Патриарх Тихон выпустил послание, в котором, ввиду тяжких обстоятельств, допускал возможность пожертвования для борьбы с голодом церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления. В то же время не одобрялось изъятие из храмов и употребление для мирских целей священных предметов, так как это воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство.

Главой мероприятия по изъятию церковных ценностей стал Лев Троцкий. К началу марта была создана секретная комиссия, которой он был инициатором и сверхсекретным главой. Растолковывая свою позицию по отношению к Церкви и духовенству, Троцкий писал: «Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятии ценностей из церквей…». Но и после всех объяснений Троцкого и создания секретной комиссии дело двигалось плохо. Местные власти не знали, как практически приступить к нему. Никому не хотелось сталкиваться лицом к лицу с возмущенной толпой.

Тем не менее, Ленину поступали телеграммы, свидетельствующие, что изъятие церковных ценностей из храмов повсюду проходит более или менее гладко. Наконец 18 марта из Иваново-Вознесенска пришла подробная телеграмма иного содержания. В частности, в ней говорилось, что «в Шуе 15 марта в связи с изъятием церковных ценностей под влиянием попов монархистов возбужденной толпой было произведено нападение на милицию и взвод красноармейцев…»

Для Ленина это была счастливая находка. Не откладывая дела, на следующий же день он диктовал свое знаменитое письмо: «Мы должны…дать самое решительное и беспощадное сражение …духовенству…с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение…десятилетий… Чем больше… духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…»

Троцкий руководил не только самим изъятием музейных и церковных ценностей, но и был создателем монопольного синдиката по продаже ценностей за границей. Троцкий и Ленин спешили ограбить храмы, так как, по их мнению, «Наступление пролетарской революции в Европе, хотя бы в одной из больших стран, совершенно застопорит рынок ценностей: буржуазия их начнет вывозить и продавать, рабочие станут конфисковывать…»

Но ни священники Шуи и Палеха, ни прихожане, ни даже уездная комиссия по учету и сосредоточению ценностей А. Вицина (председатель) не знали об этих далеко идущих планах Ленина-Троцкого.

11 марта настоятель собора протоиерей Павел Светозаров получил официальное извещение от комиссии, что она приступит к работе 13 марта в одиннадцать часов утра и приглашает представителей прихода для участия в составлении описи церковных ценностей. На следующий день на общем собрании прихожан и членов комиссии отец Павел сказал, что он сам отдать имеющие богослужебное значение предметы не может, так как это святотатство и нарушение церковных канонов. Но при изъятии ценностей правительственной комиссией сопротивления оказывать он не намерен.

 

 Протоиерей Павел Михайлович Светозаров родился в 1866 году в семье диакона, служившего в храме села Картмазово Малиновской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. С детства хотел стать священником. Окончил Киевскую Духовную академию и поступил псаломщиком в храм села Картмазово. Имел намерение принять монашество, но настоятель Шуйского собора уговорил жениться на его дочери и принять настоятельство. Вскоре жена умерла, оставив его с маленькими детьми. До переворота 1917 года он преподавал Закон Божий в Шуйской гимназии, когда преподавание было запрещено, перенес уроки в собор.

Талантливый проповедник, о. Павел привлек к себе сердца верующих. Новая власть это отметила и искала повод его арестовать. В первый раз он был арестован в 1919 году по обвинению в неподчинении распоряжениям Совнаркома. В 1921 году он был арестован и содержался несколько месяцев в тюрьме по приказу ЧК в связи с Кронштадским восстанием как политически неблагонадежный. Несколько раз его арестовывали за проповеди. Для наблюдения за священником власти поселили в его доме осведомительницу Шевцову. Много раз она пыталась вступить с ним в разговор, чтобы найти против него обвинение, но безуспешно.

 

Подобные собрания прошли и в других храмах города.

В понедельник, 13 марта, великопостная служба закончилась в одиннадцать часов утра. Народу было немного, но к двенадцати часам люди стали прибывать, и когда явилась комиссия, храм был полон.

Петр Языков шел на фабрику. Путь проходил неподалеку от Воскресенского собора; он увидел, что у входа в собор собирается народ. Узнав, что придут представители советских властей и будут переписывать ценности, Петр Иванович вошел в храм; вскоре появилась комиссия.

Когда члены комиссии проходили мимо, Петр Иванович увидел, что Вицин, ее председатель пьян.

– Смотрите, эти люди вошли в церковь пьяными, – сказал он близ стоящим, – это оскорбление верующих. К тому же они вооружены. С оружием входить в алтарь нельзя.

Комиссия, однако, прошла в алтарь, где ее уже ждали представители церковной комиссии и настоятель собора о. Павел Светозаров.

Вицин потребовал очистить собор, но о. Павел сказал, что не имеет права выгонять из храма молящихся.

Некоторым казалось, что с властями еще можно договориться, надо только разумно и твердо держаться. Думал так и Петр Языков.

 

Петр Иванович Языков родился в 1881 году в городе Шуе Владимирской губернии. Воспитывался в благочестивой семье, с детства ходил в церковь и пел на клиросе. В юности обучился профессии литейщика и работал на Шуйской фабрике объединенной мануфактуры сначала рабочим, а затем заведующим литейной мастерской.

 

Переговоры затягивались, прихожане покидать Воскресенский храм не собирались, повода для ареста настоятеля и членов церковной комиссии не находилось, но и приступить к описи при народе боялись.

В тот же день вечером собралось экстренное заседание президиума уездного исполкома и постановили: «…восстановить чрезвычайные меры, связанные с военным положением…». Этим распоряжением определялось все дальнейшее. Теперь можно было провоцировать народ на сопротивление – и подавлять его силой оружия как контрреволюционный мятеж.

В среду 15 марта в намеченный день изъятия церковных ценностей на соборной площади с утра стал собираться народ, в основном женщины. Милиция не смогла разогнать народ, и было вызвано подкрепление – красноармейцы 146-го полка в полной боевой готовности, которые, рассыпавшись цепью, двинулись на толпу. Вскоре подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом по толпе.

Первым был убит прихожанин храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился неподалеку от дома о. Павла Светозарова и крикнул: «Православные, стойте за веру!» – и был тут же убит выстрелом в висок.

Второй была убита девица Анастасия. Этим утром по пути на фабрику она остановилась у собора, поднялась вместе с другими на его ступени – и там была застрелена. Были убиты Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев.

Только увидев падающих от выстрелов людей, народ потеснился и побежал.

В это время служба в храме подходила к концу. В храме собралось больше трехсот молящихся. Как еще можно было избежать дальнейшего столкновения? Разве что уйти самому настоятелю. В его отсутствие, может, не будут производить изъятия. И о. Павел пошел в свой дом на той же соборной площади в полусотне шагов от храма.

Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых положили на паперть, к ним никого не допускали. Священник Николай Широкогоров отслужил по просьбе прихожан молебны, а затем члены комиссии попросили прихожан разойтись. Трупы убитых были увезены, раненых доставили в больницу. Изъятия церковных ценностей в этот день не было.

Со стороны верующих пострадало двадцать два человека, из них четверо было убито. Из красноармейцев ни один не был убит или тяжело ранен.

Расследованием дела занялось Иваново-Вознесенское ГПУ. Из Москвы был отряжен в качестве следователя по особо важным делам Верхтриба ВЦИК Яковлев (одновременно он был членом Центральной комиссии по изъятию церковных ценностей, представляя в ней ЦК партии большевиков).

17 марта о. Павла Светозарова арестовали. Изъятие ценностей из Воскресенского собора происходило уже без него 23 марта.

Хотя следствие не установило существования «заговора священнослужителей, ставивших своей целью сопротивление изъятию церковных ценностей», распоряжением ВЦИК стали производиться массовые аресты. Обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей было предъявлено четырем священникам: Павлу Светозарову, Иоанну Рождественскому, Иоанну Лаврову, Александру Смельчакову (священники Иоанн Лавров, Александр Смельчаков были впоследствии освобождены, так как полностью признали за советской властью правоту изъятия церковных ценностей и заявили, что церковные каноны, оценивающие такие изъятия как святотатство им неизвестны), старосте Шуйского собора Александру Парамонову и двадцати мирянам. После окончания следствия к суду были привлечены девятнадцать человек.

 

Священник села Палех Иоанн Степанович Рождественский родился в 1872 году в селе Пармос Судогодского уезда Владимирской губернии. Был женат, но детей у них с матушкой не было, и все силы и время он отдавал прихожанам и храму. Двадцать пять лет ревностно служил о. Иоанн в Крестовоздвиженском храме, и прихожане любили его.

 

В воскресенье 19 марта о. Иоанн огласил послание Патриарха Тихона – по прямой обязанности и долгу.

По прошествии воскресенья в Шуйское ГПУ поступило донесение, что священник Иоанн Рождественский «в виде проповеди огласил воззвание Патриарха Тихона». 24 марта у о. Иоанна был произведен обыск и изъято послание Патриарха; на другой день он был арестован и обвинен в чтении послания.

Вызывались для допроса прихожане, иконописцы, бывшие в тот день на службе, – все говорили, что о. Иоанн увещевал не препятствовать изъятию ценностей. 2 апреля прихожане Крестовоздвиженского храма подали прошение властям об освобождении о. Иоанна, так как его арест – недоразумение: «политических тем священник Рождественский не касался за всю свою двадцатипятилетнюю деятельность» и последний раз призывал к спокойствию. Прихожане Крестовоздвиженского храма после этого, 17 и 18 марта, послали еще два прошения в Верховный Ревтрибунал со свидетельствами лояльности о. Иоанна к Советской власти и о его больших заслугах в делах на пользу родного прихода и всего Палехского района.

Судебному процессу придавалось большое пропагандистское значение. К этому времени обвиняемые были доставлены из Шуи в Иваново-Вознесенск. Судебные заседания проходили с 21 по 25 апреля. Судила Выездная Сессия Верховного Трибунала ВЦИК. Отец Павел виновным себя не признал. Он не препятствовал изъятию; для содействия правительственной комиссии и была избрана комиссия верующих.

Столь же независимо и твердо держался священник Иоанн Рождественский. Виновным себя не признал, подтвердил лишь то, что действительно читал послание Патриарха Тихона и сказал умиряющее слово.

Петр Иванович Языков виновным себя не признал, повторив показания, данные на следствии.

После окончания судебного следствия председатель Галкин стал настойчиво предлагать обвиняемым средство к освобождению – самооговор и сотрудничество с судом.

25 апреля был оглашен приговор, осуждающий обвиняемых к различным срокам заключения в тюрьму, а «граждан Языкова Петра Ивановича…священников Рождественского Ивана Степановича и Светозарова Павла Михайловича приговорить к высшей мере наказания – расстрелу…»

Было возбуждено ходатайство перед ВЦИК о помиловании осужденных к расстрелу.

Рассмотрев дело, ВЦИК принял решение о помиловании приговоренных к расстрелу. Калинин обратился за разрешением на помилование в Политбюро. 2 мая Сталин распорядился опросить членов Политбюро относительно предложения о помиловании. Ленин, Троцкий, Сталин и Молотов проголосовали за расстрел. 4 мая на заседании Политбюро смертный приговор был официально утвержден.

10 мая председатель Иваново-Вознесенского трибунала Павлов отправил срочную телеграмму председателю Верховного Трибунала Крыленко: «Приговор над Светозаровым, Языковым, Рождественским приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа утра».

Рассказывают, что перед расстрелом священники совершили отпевание по себе и по мирянине Петре, и держались мужественно. Последняя молитва о. Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал молитву священника. Всю жизнь дети прожили под благодатным Божиим покровом.

 (Блгв. вел. кн. Анна Кашинская и прмц. Мария).

Прмц. Мария (Носова) (1938): Новомуч. Преподобномученица Мария родилась в 1872 г. в селе Дубенька Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Павла Носова. В 1893 г. она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, в котором подвизалась до его закрытия, а затем вместе с другими насельницами монастыря, Евдокией (прмц., память ее 7 апр.) и Пелагией Павловыми, Софией Селиверстовой (прмц., память ее 15 февр.) и Верой Морозовой (прмц., память ее 13 февр.), поселились в подвальной квартире дома на Тихвинской улице. Некоторые послушницы шили одеяла, другие, как Мария, работали санитарками.

Мария была арестована 25 октября 1937 г., заключена в Бутырскую тюрьму и в тот же день допрошена.

Свое участие в ведении «разговоров, направленных против советской власти» она отрицала.

На этом следствие было закончено, и 19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила послушницу Марию к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 декабря 1937 г. она прибыла с этапом в Мариинский распределитель Сиблага.

Послушница Мария Носова скончалась 10 мая 1938 г. в Мариинском лагере в Кемеровской области и была погребена в безвестной могиле.

Сщмч. Иоанн (Спасский) пресвитер (1941): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 3 сентября 1873 года в селе Васильевском Ржевского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Николая Спасского. Первоначальное образование Иван получил в Осташковском духовном училище. В 1898 г. он окончил Тверскую Духовную семинарию и был назначен учителем в Трестенское и Ключевское народные училища. В 1900 г. он женился на Лидии Владимировне Исполатовской, учительнице Леушинской земской школы в Старицком уезде; в том же году он был рукоположен во священника. В 1915 г. о. Иоанн служил в Спасской церкви села Спасского Зубцовского уезда; здесь он прослужил до 1925 г., когда был переведен в храм родного села Васильевского и назначен благочинным. В 1930 г. о. Иоанн был направлен служить в Знаменскую церковь села Холмец Оленинского района.

В 1932 г. местные власти распорядились начать строительство клуба на месте сельского кладбища, неподалеку от храма. Верующие были возмущены этим решением, и о. Иоанн посоветовал им похлопотать перед начальством, чтобы не устраивали на костях предков места для увеселения потомков.

В 1934 г. в храм к о. Иоанну явились представители советской власти и заявили, что ими принято решение о ликвидации церковных колоколов. Священник попросил оставить для церкви хотя бы самый маленький, но его даже не захотели слушать, и в тот же день колокола были сброшены и разбиты. На прихожан это произвело столь удручающее впечатление, что один из местных жителей, предположив, что все это делается с согласия священника, набросился на него и едва не избил, и о. Иоанну стоило большого труда объяснить, что все случившееся и для него было неожиданностью.

В 1935 г. власти решили арестовать священника, чтобы закрыть храм и прекратить навсегда, как они думали, богослужение; безбожники-лжесвидетели заявили, что на Пасху священник сказал контрреволюционную проповедь, а во время раннего сева после Пасхи ходил по домам прихожан с молебнами и говорил, что Бог послал заморозки, чтобы не позволить  сеять хлеб на Пасху, а также призывал прихожан не разрешать строительство клуба вблизи храма.

Отец Иоанн был арестован 18 мая 1935 г. По дороге в тюрьму он был ограблен конвоирами: под предлогом, что в тюрьме у него все равно все отберут, те отняли у него наперсный крест и деньги.

На допросах священник отверг все обвинения и заявил, что его арест является фактом гонения на духовенство, которое власти считают ни во что, подонками общества, а он с этим не согласен.

После допросов священника и свидетелей были проведены очные ставки, но все показания свидетелей о. Иоанн категорически отверг. 26 июля 1935 г. следствие было закончено.

13 октября 1935 г. состоялось заседание Спецколлегии областного суда, на котором был вынесен приговор: о. Иоанна приговаривали к семи годам заключения. 21 декабря он был направлен в Свирские лагеря, расположенные вблизи станции Лодейное Поле Ленинградской области. Здесь священник пробыл около года и был переведен в Спасское отделение Карагандинского лагеря, куда прибыл 20 февраля 1937 г. В лагере он тяжело заболел и получил инвалидность, но это не освободило его от работы. 5 мая 1941 г. о. Иоанн был помещен в больницу. Священник Иоанн Спасский скончался в лагерной больнице 10 мая 1941 г. и был погребен на лагерном кладбище Спасского отделения Карлага.

 

Прав. Евлогий Фиваидский, странноприимец (IV). Скончался мирно.

Прп. Симеон Новый Столпник, Киликийский, и брат его Георгий (VI).

Прп. Иоанн Исповедник, игумен кафаров (832-839). Был игуменом обители, именуемой Кафары (чистых). Пострадал при императорах-иконоборцах Льве и Феофиле за иконопочитание и умер в изгнании.

Стефан игумен Печерский Прп. Стефан, игумен Печерский, еп. Владимиро-Волынский (1094). С юных лет находился на послушании в Киево-Печерском монастыре, где подвизался под духовным окормлением прп. Феодосия Печерского. По смерти своих довольно богатых родителей он роздал все имущество и принял монашеский постриг. Перед кончиной прп. Феодосия иноки просили его назначить игуменом Стефана, который был тогда доместиком – главным уставщиком на клиросе. Прп. Стефан стал достойным преемником своего учителя. Он завершил строительство обширного Печерского храма, возвел поблизости от него новые кельи, куда перевел всю братию, заботился о достойном содержании погребальных пещер и ежедневном служении там Божественной литургии. Его активная деятельность и строгие требования, направленные к укреплению духовной жизни обители, вызвали неудовольствие среди некоторых, и возникшая при этом смута привела к изгнанию св. Стефана из монастыря. Смиренно неся скорбь незаслуженно причиненных ему обид, подвижник организовал неподалеку Кловский Богородичный монастырь в благодарность за благодеяния Божией Матери к Печерской обители. Вскоре новый монастырь оказался заселен многочисленными иноками, жившими по уставу, учрежденному некогда св. Феодосием Печерским. В 1091 г. прп. Стефан был поставлен еп. Владимиро-Волынским, где и прослужил до своей блаженной кончины три года. Господь сподобил его еще раз послужить своему учителю. Как-то, приехав помолиться в Кловский монастырь, еп. Стефан увидел необыкновенный свет над Дальними пещерами. Узнав, таким образом, об обретении мощей прп. Феодосия, святитель принял участие в их  перенесении в соборный храм Киево-Печерской обители.

Память его празднуется также во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

 

Мчч. Поплион и Лоллион Новый. Первый скончался от секиры, второй представился в то время, когда его влачили по земле.

Св. Дадий.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz