Краткие жития святых, православные праздники и события

22 июня / 5 июля

 

Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского (380). Сщмч. Геннадия пресвитера (1918); сщмчч. Феодора и Гавриила диаконов (1938).

Мчч. Зинона и Зины (304). Мчч. Галактиона и Иулиании. Свт. Григория, митр. Валашского (1834) (Румын.).

 

Святитель Евсевий Самосатский Сщмч. Евсевий, еп. Самосатский (380). Св. Евсевий был епископом города Самосаты (в сирийской провинции Коммагены), находившимся под управлением антиохийского патриарха. Он был мужем правоверным, благочестивым, исполненным ревности по Боге, постоянным и непоколебимым в православном исповедании. Это было время, когда ересь Ария сильно смущала Церковь Божию.

По смерти великого царя Константина (306-337) в восточной половине царства его вступил на престол сын его Констанций (337-361). Будучи арианином, он во всем помогал своим единомышленникам. Поэтому в его царствование православным пришлось испытать большое гонение и стеснение от ариан, от которых и святой Евсевий перенес не малые страдания за свою ревность в православной вере.

Ревность св. Евсевия о Церкви Христовой стала известна всем после того, как по его инициативе был избран на патриарший престол епископ севастийский, в Армении, Мелетий (память его 12 февр.), твердо исповедавший Православную веру, о чем ариане не знали и потому не препятствовали его избранию. Через тридцать дней его патриаршества его вероисповедание стало известным всем, и по настоянию ариан св. Мелетий был осужден царем в заточение и затем отослан в ссылку.

Св. Евсевий Самосатский, видя какое волнение произвели еретики в антиохийской церкви, никому ничего не сказав, отправился в свой город. Вскоре ариане вспомнили, что у Евсевия находится на хранении приговор об избрании на патриаршество Мелетия, подписанный епископами. Они попросили царя изъять у Евсевия этот приговор. Царь послал к нему гонца, но св. Евсевий отказался отдать документ до тех пор, пока не соберутся все епископы на новый собор.

Через несколько лет умер царь Констанций, и на престол вступил Юлиан Отступник (361-363). В его царствование Церковь Христова испытала еще большее зло, чем при Констанции. К арианской ереси присоединилось также гонение христиан от идолопоклонников. Сам царь явно отрекся от Христа и начал открыто приносить жертвы идолам. Эти гонения привели к тому, что многие православные церкви остались без своих служителей, святительские престолы – без архиереев. Было до того тяжело, что если бы Господь не прекратил жизнь и царствование Юлиана, то едва ли осталась бы в целости какая-либо церковь со своими служителями.

В такое лютое время св. Евсевий, утаив свой святительский сан, оделся в воинские одежды и в таком виде стал обходить Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Где он находил церковь без служителей, там поставлял иереев, диаконов и прочих клириков. Епископами он ставил только тех, которые отвергали ересь Ария и мудрствовали православно.

После позорной смерти Юлиана, стал царствовать благочестивый и христолюбивый царь Иовиан (363-364), при котором св. Мелетий вновь был возвращен на свой престол. В это время св. Евсевий и прочие православные архиереи стали с дерзновением, не боясь язычников, управлять своею паствой. По совету св. Евсевия, Патриарх Мелетий собрал поместный собор в Антиохии, на котором было 27 епископов, среди которых первым был св. Евсевий. На этом поместном Антиохийском соборе святые отцы повелели всем исповедовать и православно содержать единосущность Сына со Отцом, а также и то вероучение, которое было утверждено на первом Вселенском Соборе.

По смерти недолго царствовавшего благочестивого царя Иовиана вступил на престол Валент (364-378), и еретики снова подняли головы. Прежде всего, они совратили царя на арианство через жену его арианку Домнику. Православная Церковь вновь стала терпеть притеснения, и епископы ее подверглись изгнанию. Св. Мелетий был изгнан в Армению, св. Евсевий – осужден в заточение во Фракию. Первым узнав об этом повелении правителя, св. тайно, чтобы не возбуждать народ, с верным слугой отплыл на лодке в город Зевгму.

Самосатяне, узнав, что епископ покинул их, предались великому плачу, но, выяснив, где он, многие из них отправились вслед за ним и настигли его в Зевгме. Но вернуть назад его они не смогли ни мольбами, ни уговорами, поскольку, по слову апостола – «…противящийся власти, Божию повелению противится…» (Римл. XIII, 1-2). Св. Евсевий помолился обо всех них, благословил и отправился в путь во Фракию. Когда он достиг Истры, дошел слух, что во Фракию вторглись готы и сильно ее опустошают. Поэтому св. Евсевий остался в Истре и пробыл там до самой смерти царя Валента.

На место Евсевия в Самосаты был назначен арианами единоверный им епископ Евномий. Но православный народ избегал его и в соборную церковь на его службы не ходил. Наконец, Евномий убедился, что не может привлечь к себе народ самосатский, оставил епископию и удалился из города. Тогда ариане поставили вместо него епископа Лукия, явного врага Христовых овец, но граждане города и ему не оказывали почести, и он жил в общении только с пришедшими с ним. Лукий стал гневаться и многих православных священников отправил в ссылку.

После страшной кончины злого царя Валента западной частью Римской империи стал управлять благоверный царь Грациан (375-383). Он тотчас освободил всех архиереев и других священных лиц, изгнанных за православную веру, и повелел возвратить им прежние престолы. Вместе с Евсевием в Самосаты возвратились и все изгнанные арианином Лукием священники. Для православных это было великой радостью. По возвращении на прежнее место св. Евсевий стал заботиться о церковном благоустроении. Однажды он отправился в арианский город Долихины, где хотел очистить церковь от ереси и посадить на престол вновь избранного православного архиерея. Когда св. Евсевий вошел в этот город, одна женщина, арианка, бросила на него с крыши горшок и рассекла ему голову. От этой язвы св. Евсевий разболелся и преставился ко Господу. Умирая, он заклинал всех, с ним бывших, чтобы они из мести не причинили зла этой женщине.

 

Сщмч. Геннадий (Здоровцев) пресвитер (1918): Новомуч.

Сщмч. Феодор (Смирнов) диакон (1938): Новомуч. Священномученик Феодор родился 5 апреля 1890 г. в селе Раменье Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Владимира Смирнова. В 1913 г. Федор окончил три курса Вифанской Духовной семинарии. Он женился на дочери священника Василия Ивановича Орлова Анне, брат которой, священник Сергий Орлов, впоследствии мученически пострадал от безбожных гонений (память его 8 дек.). 5 апреля 1913 г. Федор был определен диаконом к Воскресенской церкви села Раменье и вскоре после этого рукоположен; до 1917 г. он был законоучителем в Михалевской и Воскресенской земских школах.

16 ноября 1917 г. диакон Феодор был переведен в Духосошественский храм на Лазаревском кладбище в Москве. 28 октября 1920 г. он был награжден двойным орарем. В 1932 г. храм на Лазаревском кладбище был властями закрыт, и диакона Феодора перевели в храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, где он прослужил до своего ареста. Много лет спустя, сын диакона Феодора с большой любовью вспоминал об отце, которому он был много обязан приобщением к дому Божьему. Несмотря на то, что воцерковление и своих детей было в то время небезопасным даже и для священнослужителей, о. Феодор в семь лет ввел его в алтарь, где он продолжал прислуживать и тогда, когда отец был арестован. Он вспоминал, что, благодаря именно отцу, он пронес через всю тогдашнюю тяжелую жизнь радость познания Божией истины и очищающей душу благодати.

Диакон Феодор был арестован 10 декабря 1937 г. и заключен в Таганскую тюрьму. 15 декабря следователь допросил его. На вопросы следователя о. Феодор ответил, что отношение его к советской власти лояльное, «контрреволюционную деятельность, направленную на срыв выборной кампании в Верховный Совет» он не проводил.

В качестве штатного свидетеля был вызван настоятель храма, где служил диакон Феодор, священник Аркадий Янковский, который дополнил своими показаниями следственный материал.

20 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила диакона Феодора к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в город Лесозаводск Приморского края в 19-е отделение Бамлага, где встретился с голодом, непосильным каторжным трудом и нечеловеческими условиями содержания. Но мучителям и того было мало – в феврале 1938 г. против духовенства и верующих, собранных в 145-й колонне концлагеря, было начато новое дело. Диакон Феодор только и успел послать из лагеря родным в Москву одно письмо и получить от них посылку, после чего всякая связь с ним прервалась. На допросах он виновным себя не признал.

31 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила 31-го заключенного лагеря к расстрелу и среди них диакона Феодора, но о приговоре им не сообщили. Еще три месяца приговоренные к смерти продолжали работать. Диакон Феодор Смирнов был расстрелян 5 июля 1938 г. и погребен в общей безвестной могиле.

Сщмч. Гавриил (Архангельский) диакон (1938): Новомуч. Священномученик Гавриил родился в 1885 г. в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Архангельского. В 1906 г. по увольнении из 4-го класса Волоколамского Духовного училища он был назначен псаломщиком к Петропавловскому храму, что при реке Клязьме в селе Петропавловское Богородского уезда, в 1909 г. – переведен псаломщиком к Михаило-Архангельскому храму в селе Архангельском Волоколамского уезда, в 1911 г. – к Петропавловскому храму при Мариинской больнице в Москве. С 1907 г. он был учителем пения в Старо-Псарьковской церковноприходской школе в Богородском уезде, с 1910 г. – в Михаило-Архангельской церковноприходской школе. 28 сентября 1915 г. он был рукоположен во диакона к Петропавловской церкви при Мариинской больнице в Москве. С 1934 г. диакон Гавриил стал служить в Преображенском храме на Преображенской площади. Здесь его и застали гонения конца 1930-х годов.

11 декабря 1937 г. были арестованы некоторые члены причтов Преображенского и Богоявленского, что в Елохове, храмов и среди них диакон Гавриил Архангельский и заключены в Таганскую тюрьму. На следующий день диакон Гавриил был допрошен. Обвинения в проводимой им «контрреволюционной пропаганде и распространении провокационных слухов о гонении на религию и духовенство в СССР, о предстоящей войне фашистских стран с СССР и поражении последнего в этой войне» он отверг.

16 декабря следователи допросили диакона Михаила Тозулакова, привлекавшегося ими в качестве дежурного свидетеля во всех тех случаях, когда у них не было достаточных данных, чтобы оформить обвинение. О диаконе Гаврииле он показал: «Архангельский враждебно настроен против советской власти. Проводил работу по привлечению верующих к церкви, во время закрытия церкви на Красной Пресне подстрекал верующих к массовым выступлениям и сбору подписей под протестом против закрытия церкви».

20 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила диакона Гавриила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 5 февраля 1938 г. он с этапом заключенных прибыл в город Лесозаводск, в 19-е отделение Бамлага НКВД.

Почти сразу же после прибытия в лагерь против него и духовенства, находившегося в лагере и собранного в 145-й колонне, было начато новое дело. В начале марта 1938 г. осведомители донесли в оперчасть НКВД, что собравшиеся в лагере священники поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники. 12 марта в качестве обвиняемого был допрошен один из священников Московской епархии, протоиерей Хайрюзов, признавший себя виновным в том, что участвовал в контрреволюционных разговорах, которые велись среди заключенных. Аналогичное признание сделал и священник из Москвы Иоанн Соколов. Всего по делу привлекли 31-го человека, из них четверо признали себя виновными, остальные виновными себя не признали, среди них и диакон Гавриил Архангельский. 31 марта тройка НКВД на основании показаний свидетелей и некоторых обвиняемых приговорила их всех к расстрелу. Однако они не были сразу убиты, продолжали ходить на общие работы, иные же страдальчески скончались до исполнения приговора, как священник Алексий Протопопов (память его 21 апр.).

5 июля 1938 г. все арестованные, кто дожил до этого последнего для них дня на земле, были расстреляны и среди них – диакон Гавриил Архангельский.

 

Мчч. Зинон и Зина (304). Святой мученик Зинон происходил из Филадельфии аравийской, носившей в древности название Емана. Зина был слугой его и горел желанием принять страдания за веру во Христа. При игемоне Максимиане, управлявшем областью в царствование императора Максимиана, св. Зинон раздал все свое имущество бедным, а рабов отпустил на свободу. Услышав о том, какую великую честь игемон оказывает идолам, он пришел к нему вместе со своим слугой, так как этого пожелал сам Зина. Убедившись в идолопоклонстве игемона, св. Зинон обличил его. Тогда игемон немедленно же повелел бить святого ремнями из воловьей кожи. Во время этого Зинон ударил локтем в стену идольского храма и этим разрушил и уничтожил его. За это его сначала повесили и без милосердия стали строгать тело его, причем раны натирали уксусом и солью, а потом четырьмя клиньями забили в колодку ноги его. На место мучения Зинона пришел слуга его Зина, ему также забили в колодку ноги. Когда же оба мученика, приведенные к игемону на допрос, отказались отречься от Христа, то их подвергли жестокому избиению, Зинону при этом обожгли грудь раскаленным железом. После этого святых повесили на дерево, к ногам их привязали тяжелые камни и огнем сожгли им мышцы, а затем бросили в яму с огнем и стали лить в огонь масло. Потом отсекли им мечом головы.

Святитель Григорий , митрополит Валашский Свт. Григорий, митр. Валашский (1834) (Румын.).

Прп. Василий, игумен Паталарский.

Мчч. Галактион, Иулиания и сын ее Сатурнин. За веру Христову св. мч. Галактион был потоплен в море, свв. мчч. Иулиания и сын ее Сатурнин – сожжены.

Мч. Помпиан.

 

  

 

 

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz