Краткие жития святых, православные праздники и события

6/19 июня

 

Прп. Виссариона, чудотворца Египетский (IV-V). Прп. Илариона Нового (845). Прп. Рафаила исп. (1957).

Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Прмцц. девы Архелаи, Феклы и Сосаны (293).

Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387 г.).

 

Прп. Виссарион, чудотворец Египетский (IV-V). Был рожден и воспитан в Египте. С юности он возлюбил Бога, и свет благодати Божией воссиял в сердце его. Он соблюдал себя в чистоте от всякой греховной скверны.

Св. Виссарион предпринял путешествие к святым местам в Иерусалиме. Здесь видел он прп. Герасима (память его 4 марта), проводившего подвижническую жизнь на Иордане. Видел он также и многих других подвижников, впоследствии просиявших своими добродетелями. От них св. Виссарион получил много пользы для своей души.

Возвратившись в отечество, Виссарион приобрел себе духовного отца в лице Исидора Пелусиотского (память его 4 февр.). От него он учился добродетели и поощрялся к строгой жизни. Наконец, раздав нищим и монастырям оставшееся после родителей имущество свое, Виссарион отрекся от мира и принял пострижение в иночество.

Удалившись в одно пустынное место, Виссарион принял на себя обет безмолвия. Изнуряя себя многочисленными трудами и умерщвляя свою плоть постническими подвигами, он, будучи во плоти, уподоблялся бесплотным. Пост его был беспримерным: иногда всю неделю ничего не вкушал, а иногда оставался без пищи и питья в продолжение 40 дней. Однажды, встав на одном открытом месте посреди терния и воздев к небу руки и очи, обратив туда же и ум свой, он 40 дней и ночей пробыл на молитве, стоя неподвижно. При этом он не двинулся с места, ничего не вкусил, ничего не сказал никому, не вздремнул, не впал в изнеможение от естественной слабости, ни о чем земном не подумал умом, но весь, подобно бесплотным, устремил духовные очи свои к Богу.

За это и сподобился святой от Бога великой благодати – дара чудотворения. Так прп. Виссарион молитвой и крестным знаменем усладил горечь морской воды, дабы напоить изнемогавшего от жажды своего ученика. Подобно Иисусу Навину прп. Виссарион молитвою к Богу задержал заход солнца, когда им с учеником нужно было успеть посетить одного старца. Как и пророк Божий Илия, он, во время засухи, сводил с неба на землю обильный дождь. Он, как и пророк Елисей, мог переходить реки поверх воды, словно по сухому пути. Словом своим он изгнал лютого беса из одного одержимого тем человека.

Его ученики сообщают о нем, что он в продолжение 40 лет не ложился на постель, дабы отдохнуть; он позволял себе уснуть лишь на короткое время, причем предавался сну или стоя или сидя. Жизнь сего святого отца была подобна жизни птицы небесной, ибо никогда он ничего земного не приобретал, не имел своей кельи, или какого-либо пристанища. Он скитался по пустыне, ходил по горам и лесам, нисколько не заботился он о телесных нуждах своих: ни о пище, ни об одежде; на теле его было самое бедное одеяние, едва прикрывавшее наготу его. Слезы постоянно исходили из очей его, частые вздохи слышались из глубины сердца его.

Достигнув глубокой старости, он представился в вечную жизнь.

Преподобный Иларион Новый Прп. Иларион Новый, из обители Далматской (845). Блаженный Иларион был сыном Петра каппадокиянина, прислуживавшего при трапезе царской, и матери Федосии – людей благочестивых и богобоязненных. В юности он хорошо был обучен Священному Писанию. Когда ему исполнилось 20 лет, он, по евангельскому слову, оставил отца и мать, дом и богатство и сделался монахом в обители Исихиевой близ Византии. Потом он пришел в обитель Далматскую, принял здесь великий ангельский образ и сделался учеником святого Григория Декаполита (память его 20 ноября). Св. Иларион подвизался в послушании, молчании и великом смирении. Он трудился в монастырском саду десять лет, прочитывая историю добродетельного и богоугодного жития соименного себе прп. Илариона Великого (память его 21 окт.), и старался, насколько возможно, уподобляться ему иноческими подвигами. Поэтому он и был назван Иларионом Новым. Очистив и просветив свою душу, как солнце, он получил от Бога власть над нечистыми духами, так что мог изгонять их.

Игумен обители той сделал его против желания священником, когда уже св. Григорий Декаполит ушел отсюда в другие места. Спустя несколько лет, когда игумен скончался, прп. Иларион, узнав, что братия хочет сделать его игуменом, решил удалиться отсюда. С этой целью он тайно от всех ночью вышел из обители и ушел в Византию, в надежде отыскать здесь своего учителя св. Григория, но тот отплыл в Рим и, возвратившись оттуда, поселился на горе Олимпийской. Иларион же пришел в один монастырь в Византии. Монахи Далматской обители, узнав об этом, начали просить святейшего Патриарха Никифора (806-815) поставить им игуменом Илариона. Патриарх сообщил об этом императору, и затем вместе, призвав Илариона, увещевали его принять игуменство. Не смея противиться царской и патриаршей воле, Иларион принял власть игумена и с усердием пас вверенных ему словесных овец в продолжение восьми лет. Потом царство принял звероподобный мучитель Лев Армянин (813-820), который начал смущать Церковь иконоборческой ересью, принуждая многих к своему еретическому мудрствованию. Тех же, кто не повиновался ему, он или подвергал мучениям, или изгонял в далекие страны. По его приказанию прп. Иларион был приведен из обители к царю, который принуждал его принять еретическое учение. Добрый воин Христов не только не повиновался еретику-императору, но даже дерзновенно обличил его, назвав безбожником и новым преступником, и тем возбудил против себя лютый гнев царя. Много ран и различных мучений причинил блаженному зловещий царь, а потом заключил его в темницу. Монахи же, где игуменствовал преподобный пошли к царю и молили его отпустить своего отца, обещая повиноваться воле царя. Царь обрадовался их обещанию и возвратил им игумена.

Святой прожил в обители один год, но царь, посчитав себя обманутым монахами, послал воинов в обитель, наказал их, а преподобного вновь заключил в темницу и затем послал его в Фанееву обитель, где его заключили в самой тесной темнице. Здесь святой томился шесть месяцев, принимая всякие неприятности и досаждения от жестокого игумена той обители. Потом по царскому повелению он был приведен в Константинополь: здесь его снова разными льстивыми увещаниями склоняли к принятию ереси иконоборческой. Но, так как святой не слушался еретиков, то царь послал его в другую обитель, называемую Кикловеевой. Здесь пробыл он два года и шесть месяцев, томясь в тесной темнице и испытывая разные мучения. Отсюда святой снова был приведен к царю и после сильного избиения заточен в город Протильский.

Злонравный царь, погубив многих, и сам погиб люто, будучи иссечен мечами своих же воином в том самом месте, где впервые поругал святую Христову икону.

Михаил Травл (820-829), принявший царство после него, приказал освободить от уз и заточения всех правоверных. Прп. Иларион, вместе с прочими узниками, был освобожден из темницы, но он не пошел в свою обитель, так как не прекратилась еще иконоборческая ересь, и архиерейские престолы занимали еретики лжеучители и лжепастыри. Он пребывал у одной верной и благочестивой женщины, которая в своем имении дала ему уединенное место, устроила келью с садом и снабжала его всем потребным.

В это время возвратился из заточения и отошел ко Господу прп. Феодор Студит (память его 11 ноября), также перенесший за правоверие много страданий от еретиков. Его святую душу, возносимую ангелами к небу, видел прп. Иларион.

У той женщины пробыл преподобный свыше семи лет. Когда же после Михаила Травла вступил на царство сын его Феофил (829-842), то он собрал всех исповедников и снова начал принуждать их, по примеру прежних злонравных царей, к иконоборству, не повиновавшихся же ему жестоко мучил. В это время был взят и приведен к царю и прп. Иларион. Он не покорился царскому повелению и обличил его, как законопреступника, попирающего истинные догматы веры. За это святой получил сто семьдесят ударов по спине и заточен был на остров Афусию. Здесь он жил не в темнице и не в оковах, а в тесной келье, до самой смерти Феофила. Когда же царь умер, царица Феодора (память ее 11 февр.) собрала всех исповедников в столичный город, восстановила православную веру и повелела внести в храмы святые иконы. Тогда был отпущен на свободу и прп. Иларион. Он снова принял игуменство в своей Далматской обители и прославился чудесами. Прожив здесь три года, он отошел ко Господу в лике св. исповедников.

 

 Прп. Рафаил (Шейченко) исп. (1957): Новомуч. Преподобноисповедник Рафаил родился в 1891 г. в слободе Великая Михайловка Новооскольского уезда Курской губернии (ныне село Великомихайловка Новооскольского района Белгородской области) в семье малороссийского крестьянина Ивана Шейченко, занимавшегося сапожным ремеслом и переплетным делом, и в крещении был наречен Родионом. В 1906 г. Родион окончил церковноприходскую школу и поступил в земское училище, в котором проучился три года, и затем работал, как и отец, сапожником. В 1913 г. он был призван в армию и здесь окончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу; ему было присвоено звание унтер-офицера, и он был отправлен в 6-й уланский Волынский полк, где прослужил до демобилизации в 1918 г. Вернувшись с фронта на родину, Родион попрощался со всеми своими домашними и отправился в Оптину пустынь, где уже не один раз бывал до того паломником и трудником.

26 августа 1918 г. Родион был принят в число послушников Оптиной пустыни. В монастыре он нес послушания ветеринарного фельдшера и клиросное.

В 1918 г. начались гонения на Русскую Православную Церковь, и Оптина пустынь была закрыта. Советская власть преобразовала монастырь в племенное хозяйство, но при этом братия осталась на месте, и ей не запретили совершать уставное монастырское богослужение. В племенном хозяйстве Родион продолжал трудиться в качестве ветеринарного фельдшера. В 1923 г. безбожники окончательно закрыли обитель, и братии пришлось покинуть монастырские стены. Монахи поселились в городе Козельске на частных квартирах. Послушник Родион стал зарабатывать на жизнь сапожным ремеслом.

В 1928 г. оптинский иеромонах Макарий (Чичикин) по благословению епископа Малоярославецкого, викария Калужской епархии, Стефана (Виноградова), постриг послушника Родиона в мантию и нарек ему имя Рафаил в честь архистратига Божия Рафаила, целителя человеческих недугов. В том же году епископ Масальский, викарий Калужской епархии, Герман (Вейнберг) рукоположил его во иеродиакона и возвел в сан архидиакона; десять месяцев о. Рафаил пробыл при епископе в качестве келейника и архидиакона на архиерейских службах. В 1929 г. епископ Герман был назначен на самостоятельную кафедру; ему понравился ревностный оптинский монах, и он стал уговаривать его отправиться с ним в Алма-Ату, но душа о. Рафаила уже крепко была связана с Оптиной, и он отказался, вернулся в Козельск и поступил служить в Георгиевскую церковь. Служение среди наступивших гонений не было безмятежным – и в феврале 1930 г. он был принудительно мобилизован на лесозаготовки.

В 1930 г. усилились гонения на Русскую Православную Церковь, и ОГПУ приняло решение арестовать группу оптинских монахов. Кроме обвинения в антисоветской агитации, монахов обвинили в подстрекательстве крестьян к восстанию при беспорядках, случившихся в Козельске на Духов день 9 июня 1930 г.

18 августа 1930 г., накануне праздника Преображения Господня, было арестовано сорок монахов и мирян и среди них архидиакон Рафаил. Так было положено начало несения им креста Христова в узах. Отец Рафаил был допрошен сразу же после ареста, – все вопросы сотрудника ОГПУ касались исключительно его биографических данных как оптинского монаха.

2 сентября его снова вызвали на допрос; отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Виновным себя не признаю… Ни в какой контрреволюционной группе не состоял и работы, направленной против советской власти не вел…».

В октябре 1930 г. следствие было закончено и составлено обвинительное заключение, в котором сотрудники ОГПУ в полном несоответствии с действительностью написали: «В августе 1930 года Сухиническим… ОГПУ в городе Козельске… было выявлено наличие монашеско-монархической контрреволюционной группы, охватывающей своим влиянием, как население города, так и смежных деревень.

Было известно, что контрреволюционная группа ставит перед собой задачи непосредственной борьбы с советской властью и реставрацию монархического строя…»

27 ноября 1930 г. тройка ОГПУ приговорила архидиакона Рафаила к десяти годам заключения, и он был отправлен в Вишерский исправительно-трудовой лагерь, располагавшийся в поселке Виажиха Уральской области (ныне город Красновишерск Пермской области). В 1934 г. архидиакон Рафаил был переведен в исправительно-трудовой лагерь в город Дмитров Московской области; здесь он работал ветеринарным фельдшером при животноводческой ферме совхоза «Ермолино». Ферма занималась свиноводством; жил о. Рафаил в одном из пустых загонов для свиней и от великого недостатка в пище питался тем, что давалось свиньям.

Находясь в лагере, о. Рафаил не скрывал своей веры, ему во время свидания передали Евангелие, молитвослов, икону, а поскольку жил он в свинарнике отдельно, то мог беспрепятственно молиться, приглашая иногда к себе некоторых из заключенных собратий. Он был в дружеских отношениях со многими своими соузниками, к нему довольно часто приезжали монахини Шамординского монастыря и знакомые из Козельска.

Из лагеря о. Рафаил писал знакомым; некоторые письма не доходили до адресатов – они забирались оперуполномоченным НКВД, который, в конце концов, счел, что оптинский монах ведет слишком активную религиозную жизнь, и принялся собирать материал для его ареста.

Среди текстов, которые были поставлены впоследствии о. Рафаилу в вину, были и стихи известной помощницы многим, в узах находящимся, Татьяны Гримблит (мц., память ее 10 сент.), с которой о. Рафаил был одно время в Вишерском лагере.

21 июня 1936 г. оперуполномоченный Дмитрлага НКВД направил рапорт начальнику 3-го отделения, в котором писал: «Доношу, что зека Шейченко… на протяжении продолжительного времени ведет контрреволюционную агитацию. Прошу Вашего распоряжения о привлечении его к уголовной ответственности…»

В тот же день у о. Рафаила был произведен обыск и отрывки из писем и стихи, найденные у него, были представлены как вещественные доказательства преступления против государства. На вопрос следователя он ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и по существу дела показываю, что я никогда нигде не вел контрреволюционной агитации».

13 сентября 1936 г. состоялось закрытое заседание Московского областного суда по делам Дмитлага НКВД, суд в приговоре записал: «Виновным себя подсудимый не признал, но преступление доказано как материалами дела, так и свидетельскими показаниями, а потому суд… приговорил… к лишению свободы сроком на шесть… лет, с поражением в правах на пять лет и направлением для дальнейшего отбывания в отдаленные северные лагеря».

Архидиакон Рафаил был отправлен сначала в город Мурманск, а через четыре года переведен в Усольлаг в городе Соликамске Пермской области.

18 ноября 1943 г. о. Рафаил был освобожден из заключения, но ему не разрешили жить в Козельске, и он поселился в городе Кирсанове Тамбовской области у верующей старушки. Здесь он прожил около полугода, когда хорошо знавшие его люди стали настойчиво приглашать его в Козельск, и он переехал туда в апреле 1944 г.

1 октября 1944 г. митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) в Успенской, что в Гончарах, церкви в Москве рукоположил архидиакона Рафаила во иеромонаха и назначил, согласно просьбе двадцатки, настоятелем Благовещенской церкви в городе Козельске. С этого времени началась его многотрудная пастырская деятельность.

Церковная жизнь в то время в Козельске, как и везде в России, была в большом утеснении. Храм Благовещения, как и многие другие, был сильно поврежден, и о. Рафаил, тратя много сил на его восстановление, стал служить в наскоро отремонтированном пределе. К 1949 г. храм усилиями о. Рафаила и прихожан был почти восстановлен.

Пастырь добрый, о. Рафаил, помогал многим нуждающимся. В Козельск из ссылок и лагерей стали в то время возвращаться шамординские монахини; претерпев узы, многие из них стали немощны, и о. Рафаил старался их жизнь обустроить. Дверь его кельи была открыта для всех, для каждого находилось утешительное слово, а в случае необходимости и материальная помощь. Верующие, ища духовной поддержки и совета, стали обращаться к нему как к духовнику, со многими у него завязались близкие духовные отношения.

В апреле 1948 г. в Благовещенский храм в Козельске был назначен священником Сергей Георгиевич Шумилин. Его деятельность была непосредственно связана с деятельностью архиепископа Смоленского Василия (Ратмирова), старого сотрудника советской власти. Присутствие в храме Сергея Георгиевича навевало на некоторых ужас, так как они связывали его личность со страшной аббревиатурой «МГБ».

26 октября 1948 г. Министерство государственной безопасности и Генеральная прокуратура приняли директиву об аресте возвратившихся из заключения священнослужителей, если те продолжали вести активную церковную деятельность. С этого времени установилась особенно тщательная слежка за о. Рафаилом, его стали часто вызывать в местное отделение МГБ. Агентом был его сослуживец по храму, и посему вся деятельность о. Рафаила освещалась перед МГБ подробнейшим образом.

9 июля 1949 г. о. Рафаил был вызван к уполномоченному по делам Русской Православной Церкви в Калугу, где был арестован и заключен в калужскую тюрьму; в доме священника, в Козельске, в тот же день был произведен обыск. После ареста о. Рафаила Сергей Георгиевич Шумилин был назначен настоятелем Благовещенской церкви.

Допросы о. Рафаила начались сразу же после ареста.

12 сентября было составлено обвинительное заключение. Отца Рафаила обвинили в том, что он, «будучи враждебно настроен к существующему в СССР общественному и государственному строю, с церковного амвона… и в беседах… проводил антисоветскую агитацию…»

12 ноября 1949 г. Особое Совещание приговорило о. Рафаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь; 26 ноября ему было выписано направление в Вятлаг. Начался новый этап жизни исповедника в узах – страданий в устроенном людьми аду, но и укрепления надежды на достижение упования вечного. Этот период жизни стал периодом тяжелого физического и духовного труда для больного и измученного годами заключений подвижника. Но как раз именно в этих тяжелых обстояниях, скорбях и искушениях душа становилась, как небесная птица, свободна.

Все хлопоты верующих об освобождении о. Рафаила остались бесплодными. Он был освобожден только в 1955 г., после того, как началось массовое освобождение из лагерей по неправосудным приговорам. 5 октября 1955 г. епископ Калужский Онисифор (Пономарев) назначил иеромонаха Рафаила вторым священником в Благовещенскую церковь в Козельске, где настоятелем оставался Сергий Шумилин. Труднее испытание сложно было сыскать: от предателя – под начало предателя, от иуды – снова за один стол с иудой; только подлинное евангельское незлобие, благочестие и верность Христу могли сохранить в мире душу, оградив ее Божественной благодатью.

Вернулся из заключения о. Рафаил физически еще более слабым и больным, но еще более горящий духом, нежели раньше. Перенесенные им в лагере страдания приблизили его ко Господу, сделав его сосудом Духа Святого, так что главное, что чувствовал человек, сколько-нибудь способный к восприятию духовного, когда соприкасался с ним, – это была великая христианская любовь подвижника ко всем, незаметная внешне в своем христианском смирении.

Иеромонах Рафаил старался служить в Благовещенском храме как можно чаще и никому не отказывал в исполнении треб, хотя это было порой для него физически крайне утомительно; он безотказно принимал страждущих, духовно изголодавшихся в обезбоженном мире людей, которые стали съезжаться к нему со всей страны.

Весна 1957 г. выдалась холодная и затяжная. Хотя о. Рафаил чувствовал себя физически нездоровым, он нудил себя часто служить и принимать всех приходящих. В Троицкую родительскую субботу, 8 июня, он дотемна пробыл на кладбище: люди просили его отслужить еще и еще одну панихиду, всем хотелось, чтобы именно этот смиренный подвижник помолился за их умерших сродников. Вечером, когда о. Рафаил вернулся домой, стало ясно, что он болен воспалением легких. Через три дня с о. Рафаилом произошел инсульт – у него парализовало правую сторону тела, и отнялась речь. Весть об этом разнеслась мгновенно – и все близкие бросились с ним прощаться.

Состояние здоровья о. Рафаила быстро ухудшалось. Пришедший настоятель Сергий Шумилин причастил и особоровал его, и 19 июня 1957 г. о. Рафаил скончался.

Иеромонах Рафаил был погребен на старом кладбище в городе Козельске. Но подвиг исповедника и пастыря не укрылся от Церкви – его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 22 июня 2005 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были обретены мощи преподобноисповедника Рафаила, которые ныне находятся в Преображенском храме Оптиной пустыни.

 

Прмцц. девы Архелая, Фекла и Сосана Салернские (293). Они были украшены честным и божественным даром – чистым девством, стали невестами Христа и вошли в небесный чертог своего Жениха.

Блаженная Архелая жила в близи города Рима, в небольшом и неизвестном монастыре, какой мог быть в те тяжелые для христиан времена идолопоклонства.

Когда нечестивым царем Диоклетианом (284-305) было воздвигнуто в Риме великое гонение на христиан, св. девица Архелая, спасаясь с двумя сестрами и сподвижницами своими, Феклой и Сусанной, от преследования мучителей, оставила Рим и бежала в Кампанию. Они надели мужские одежды, чтобы их никто не узнал. Поселились святые девственницы невдалеке от города Нола в глухом и пустом месте, дни и ночи проводя в усердных молитвах к Богу, упражняясь в разных богоугодных делах и врачуя болезни страждущих, так как за чистую и святую жизнь они сподобились благодати чудесного исцеления болезней. Мало-помалу к ним стали собираться окрестные люди то за исцелением, то за духовным наставлением, так как они врачевали не только тела, но и души, и многих от языческого нечестия обратили к вере Христовой. Слава о них распространилась по всей стране.

Дошла весть о святых девственницах и до начальника кампанийского, именем Леонтий. Он приказал взять их и привести к нему в город Салерну, где тогда судили и мучили христиан. Святые девы были взяты и приведены к нему на допрос. Поняли они, что Господь Иисус Христос – их бессмертный и нетленный Жених – призывает их к венцу мученичества. Они без страха явились к мучителю и свободным голосом поведали ему всю истину о себе. Игемон Леонтий, взирая на них и видя, что блаженная дева Архелая старше прочих летами, более дерзновенна в разговоре, обратился к ней с обвинениями в дерзновенной проповеди запрещенного вероисповедания, в прельщении людей волшебством, покрываясь мужскими одеждами.

На это святая девица отвечала, что она попирает силу и власть дьявола силой Христовой, а людей она учила благому – познанию единого истинного Бога, сотворившего небо, землю, море и все, что в них. Исцеления же всем болящим подаются именем Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия.

Игемон сказал, что всякий, кто не повинуется царскому приказанию, будет предан лютой смерти. Святая на это отвечала, что они имеют Царя – Господа Иисуса Христа, ради Которого презрели мир и все, что в нем, Его приказанию повинуются и ждут от Него милосердия.

Игемон, разгневавшись, приказал отдать святую на съедение голодным львам, но звери сделались кроткими, как овцы. Она же молилась Богу, чтобы Он дал ей силы победить игемона. Тот же, увидев, что святая осталась невредимой, исполнился еще большей ярости и приказал воинам убить зверей, а святую мученицу вместе с подругами ее, связав, заключить в темницу. Но в темнице святым мученицам явился Ангел Господень, осветивший их неописуемым светом и сказал: «Не бойтесь, девицы Христовы! Молитвы ваши дошли к Богу и вам уже приготовлены венцы на небе».

Утром игемон стал сначала лестными посулами, а потом и угрозами, склонять св. мученицу Архелаю к отречению от Христа, но ничего не добившись, повелел обнажить святую, строгать ее чистое девическое тело железными орудиями и бить жестоко, раны же приказал поливать горячим маслом и смолой. Но, видя, что, несмотря на эти жестокие муки, святая мученица остается живой и невредимой, приказал возложить на нее огромный камень, чтобы она была раздавлена им. Но ангел Божий передвинул этот камень так, что, вместо святой, камень раздавил слуг мучителя.

Народ, видя это, взывал: «Велик Бог христианский, Которого сия девица исповедует!» Но игемон назвал ее волшебницей и велел всех трех мучениц вывести за город и умертвить мечом. Так три преподобномученицы, святые чистые девы, совершили свой подвиг и вошли в чертог небесный.

Свтт. Герасим, Питирим и Иона Великопермские (Свтт. Герасим, Питирим и Иона).

Свт. Иона, еп. Великопермский (1470). Память его празднуется также 29 сентября совместно со святителями Герасимом и Питиримом Великопермскими (см. о них там же).

Следующим после свт. Питирима епископом Пермским был святитель Иона. Наступили мирные времена: вогуличи окончательно смирились перед Великим Новгородом, а Москва покорила враждебную зырянам Вятку. Свт. Иона просветил святым Крещением и Великую Пермь на Каме, причем крестился и князь ее – с именем Михаил. Ближайшими сотрудниками свт. Ионы были иноки созданных еще свт. Стефаном монастырей. Наступило мирное созидание епархии: открывались приходы, освящались храмы, был основан один миссионерский монастырь. Кроме того, свт. Иона немало потрудился для общих церковных нужд Русской Церкви.

Скончался он в 1471 г. Все три святителя земли Пермской покоятся вместе в Пермском соборе.

Паисий Угличский Прп. Паисий Угличский (1504). Память его празднуется также 8 января (см. о нем там же) и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Прп. Иона Климецкий, Олонецкий (1534). Прп. Иона Климецкий, в миру Иоанн Иоанновича Климентов, был сыном богатого новгородского купца. Раз он вез по Онежскому озеру в Новгород груз соли для продажи и был застигнут бурей. Тогда он дал обет стать иноком, если он и его спутники спасутся. Не успел он произнести эти слова, как судно его было выброшено на пустынный остров. Там он нашел в можжевеловом кусте икону Пресвятой Троицы и услышал голос, повелевавший ему основать в этом месте обитель и собрать братию. Через некоторое время он после пострижения в монашество (1490) исполнил волю Божию и в 1520 г. основал здесь Свято-Николаевский монастырь. А остров, прежде называвшийся Кижским, стал называться Климецким. От священного сана и настоятельства прп. Иона отказался и всю последующую жизнь провел смиренным рядовым иноком. Он скончался в 1534 г., 6 июня. Святые мощи его почивали под спудом в одной из монастырских церквей.

Прп. Аттала чудотворец.

Прп. Фот.

Прп. Георгий.

Мч. Геласий.

 

Икона Божией Матери Пименовская Пименовская икона Божией Матери (принесена в Москву в 1387 г.). В первом летописном упоминании об иконе во 2-й половине XVI в. сказано, что она была принесена митрополитом Московским Пименом из Константинополя. По имени митрополита икона и получила свое название. Это могло произойти в 1381 или 1386 году. Пимен был в Константинополе  в 1380-1381 гг., затем в 1385-1386 гг., во время третьей поездки в 1389 г. он умер в Халкидоне. Как следует из текста Книги Степенной, в течение многих лет она находилась в Успенском соборе Московского Кремля. От образа совершалось множество чудес, в частности истечение благовонного мира, при помазании которым многие болящие получали исцеления. После пожара 1547 г. икону перенесли в придворную церковь Благовещения и поставили на престол; тогда же на оборотной стороне иконы написали Благовещение. С 1918 г. образ хранился в Государственном Историческом музее, в 1930 г. был передан в Третьяковскую галерею, где находится и сейчас.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz