Краткие жития святых, православные праздники и события

18 июня / 1 июля

 

Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула (70-79). Прмч. Никанора, сщмчч. Василия, Александра, Василия и Сергия пресвитеров (1938).

Прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV).

Иконы Божией Матери Боголюбской, в Боголюбове Владимирской обл. (1157). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровская (XIII) и Московская (1157). Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).

 

Мученики Леонтий, Ипатий и Феодул Мчч. Леонтий, Ипатий и Феодул Триполийские (70-79). В царствование Веспасиана (70-79) в Риме жил один сенатор по имени Адриан – человек жестокий, немилостивый и изобретательный на всякое зло. Он пошел к царю и просил его, чтобы он дал ему власть принуждать христиан к идолопоклонству с правом мучить и убивать их при нежелании поклоняться богам. Царь назначил Адриана игемоном в Финикийскую страну, наделив испрошенными полномочиями. Когда Адриан приближался к Финикии, ему стало известно, что в городе Триполе военачальник Леонтий разоряет отеческие законы – учит не поклоняться и не приносить жертвы древним богам. Адриан тотчас послал в Триполь трибуна Ипатия со спирою (рота или полк) воинов, поручив ему схватить Леонтия и держать под стражей до его прибытия.

Раб Христов Леонтий был родом из Греции. Высокого роста, сильный и мужественный, он отличался храбростью в сражениях, в которых одержал много побед; поэтому среди воинов Леонтий пользовался известностью и уважением. К тому же, от природы одаренный разумом, обладая развитым жизненным опытом и книжным учением, Леонтий был мужем совета и правления. Зная же, что существует Один только истинный Бог, Господь Иисус Христос, он всю свою жизнь отдал на служение Ему. Милостивый к нищим, он питал алчущих, одевал нагих, давал приют странным, словом украшал себя всеми добрыми делами, за что и был удостоен Господом победного венца.

Когда спира воинов приблизилась к Триполю, трибун Ипатий неожиданно заболел горячкой. Недуг усиливался с часу на час, угрожая смертельным исходом. На четвертый день болезни ему явился в видении ангел Господень и сказал: «Если хочешь быть здоров, то вместе с твоими воинами воззови трижды к небу – Боже Леонтия, помоги мне». Один из друзей трибуна, по имени Феодул, особенно сильно удивлялся видению и подробно расспрашивал больного, какой именно видом был явившийся юноша; трибун охотно удовлетворял его любознательность. И разгорелось сердце Феодула любовью к неведомому ему Богу Леонтия. Когда воины узнали от трибуна о бывшем ему видении, то сделали так, как сказал ангел. Тогда же трибун поднялся здоровым, как будто и не болел. Это чудо еще более удивило Феодула, и он пожелал отыскать Леонтия, для чего уговорил трибуна пойти с ним.

Леонтий вышел им навстречу и приветствовал их. Затем во время знакомства и беседы он открыл им, что является воином Иисуса Христа. Они же просили у него прощения и молитвы к Богу истинному, чтобы Он избавил их от идольского нечестия и лютого зверя Адриана, ибо они тоже хотят стать христианами. Они также рассказали Леонтию о том, как явился больному ангел и как недуг оставил трибуна вслед за признанием Бога Леонтия. Леонтий же возрадовался и начал молиться Богу, прося излить на них благодать Святого Духа и сделать их Своими непобедимыми воинами.

Затем Ипатий и Феодул приняли святое крещение чудесным образом, орошенные дождем из светлого облака, в то время как св. Леонтий призывал над крещаемыми имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа.

Когда весть о крещении Ипатия и Феодула дошла до некоторых граждан города, то среди них возникли раздор и смута: одни защищали Леонтия с остальными христианами, другие же хотели их умертвить, но, ожидая игемона, не решались что-либо предпринимать. Через два дня игемон появился  вблизи города и все узнал от вышедших ему навстречу граждан. Он тотчас же послал воинов взять Леонтия, трибуна Ипатия и Феодула, приказав заключить их в темницу и держать под стражей до суда.

Утром следующего дня игемон, сидя на судилищном месте, учинил допрос приведенным к нему узникам. Бесстрашное исповедание ими веры Христовой привело игемона в ярость. После побоев св. Леонтия снова увели в темницу, трибуна Ипатия, обнажив, повесили на дереве и строгали его тело железными когтями, Феодула простерли на земле и били без милосердия. Святые мужественно переносили все эти муки. Помня наставления св. Леонтия, они в ответ только молились Богу. Ничего не добившись от них, мучители усекли обоих мучеников мечом.

После этого св. Леонтий снова был приведен на судилище. Игемон сначала стал его убеждать принести жертву богам, чтобы избежать мук и получить почести. Но святой отверг эти предложения и исповедал свою верность Господу Иисусу Христу. В сильном гневе мучитель приказал четырем сильным слугам бить его нещадно. Затем его повесили на дереве и строгали его тело острыми железными орудиями. На ночь его сняли с дерева и бросили в темницу.

На следующий день мучители распростерли св. Леонтия, привязав к четырем колам, вбитым в землю. Затем воины долго и жестоко били его, пока в мучениях не предал он свою святую душу в руки Господа. Тело его, брошенное вне города, взяли христиане и предали честному погребению близ пристани Трипольской.

 

Прмч. Никанор (Морозкин) архимандрит (1938): Новомуч. Преподобномученик Никанор родился 13 марта 1870 г. в селе Выжелес Спасского района Рязанской губернии в семье крестьянина Михаила Морозкина и в крещении был наречен Никифором. Впоследствии его родители перебрались жить в село Студенки Изюминского уезда Харьковской губернии, где отец стал работать бондарем. В 1888 г. Никифор навсегда покинул родительский дом и поселился в Оренбурге, где сначала пел в храме на клиросе, а затем стал исполнять обязанности псаломщика.

В 1899 г. Никифор поступил в число братии Николо-Перервинского монастыря Московского уезда (ныне находится в черте города Москвы). 25 ноября 1903 г. он был пострижен в монашество с наречением ему имени Никанор, а 24 января 1904 г. – рукоположен в иеродиакона.

29 сентября 1909 г. настоятель Николо-Перервинского монастыря, ходатайствуя перед начальством о рукоположении иеродиакона Никанора во иеромонаха, писал, что, проживая в монастыре, тот «отличался всегда своим примерным поведением и усердием в исполнении возложенных на него обязанностей». 5 октября 1909 г. в храме Христа Спасителя в Москве епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) рукоположил его во иеромонаха.

27 февраля 1917 г. иеромонах Никанор был назначен духовником братии. 24 августа 1920 г. совет общины при часовне Иверской иконы Божией Матери в Москве просил Патриарха Тихона назначить иеромонаха Никанора заведующим часовней, как «достойного во всех отношениях и для занятия этой важной должности».

В 1921 г. Иверская часовня была ограблена, воры проникли внутрь через крышу и похитили украшения с икон и некоторые другие ценности. Члены церковного совета и иеромонах Никанор были обвинены в халатности и арестованы, и провели под следствием в тюрьме одиннадцать месяцев. Однако суд оправдал всех обвиняемых, и они были освобождены. Отец Никанор вернулся в Николо-Перервинского монастырь и был назначен его настоятелем. В 1923 г. он был возведен в сан игумена и 29 марта 1923 г. назначен членом Московского епархиального собрания, в том же году он был возведен в сан архимандрита.

Отец Никанор был арестован во время очередных гонений на Церковь – 2 февраля 1932 г. и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Отвечая на вопросы следователя, архимандрит Никанор сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как с моей стороны никакой антисоветской агитации не было. Я считаю себя обязанным исполнять среди крестьян требы, на которые меня приглашают, но в разговоры с крестьянами о политике никогда не вступал. Лично я относительно советской власти считаю, что со стороны ее в отношении Церкви гонения нет, но есть гонение на духовенство, которое невинно содержится в тюрьмах».

Следователь спросил о. Никанора, помогает ли он высланному архимандриту Николо-Перервинского монастыря, на что он ответил, что помощь тому действительно посылается регулярно один раз в месяц.

13 марта 1932 г. тройка ОГПУ приговорила о. Никанора к пяти годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату. 1 июля 1934 г. он был, как инвалид, освобожден и вернулся в Москву; но здесь ему жить не разрешили, и он поселился в селе Спас-Осташево Волоколамского района Московской области и стал служить здесь в Спасской церкви.

Архимандрит Никанор был арестован 26 марта 1938 г. и первое время содержался в Волоколамской тюрьме, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

29 апреля  следствие было закончено, и следователь еще раз спросил о. Никанора, признает ли он себя виновным в проведении контрреволюционной и антисоветской агитации, на что тот еще раз повторил, что виновным себя не признает. 14 июня 1938 г. тройка НКВД приговорила о. Никанора к расстрелу. Архимандрит Никанор (Морозкин) был расстрелян 1 июля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмчч. Василий (Крылов), Александр (Крутицкий), Василий (Смирнов) и Сергий (Кротков) пресвитеры (1938): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1899 году в селе Ассаурово Дмитровского уезда Московской губернии в семье  псаломщика Александра Крылова. В 1918 году Василий окончил Вифанскую Духовную семинарию и был мобилизован в Красную армию в резервный полк города Москвы.

В 1922 году он был демобилизован, вернулся домой и женился на дочери священника села Спас-Коркодино Клинского района Наталии. В том же году епископ Клинский Иннокентий (Летяев) рукоположил Василия Александровича во диакона к Преображенской церкви села Спас-Коркодино.

В 1925 году епископ Клинский Гавриил (Красновский) рукоположил диакона Василия во священника к той же церкви, где он прослужил до закрытия храма в 1930 году. После этого отец Василий устроился работать сторожем и счетоводом в совхозе «Динамо» Клинского района. Но поскольку он не скрывал, что он верующий человек и священник, руководство совхоза уволило его. В 1933 году епархиальный архиерей направил его служить в храм в селе Покровский погост Константиновского района. Через четыре года храм закрыли и отца Василия перевели в храм в село Сурмино Дмитриевского района, а через полгода, когда и здесь храм был закрыт, – в Покровскую церковь села Андреевского Дмитриевского района. Прихожане знали отца Василия как доброго, тихого и скромного человека.

13 апреля 1938 года власти арестовали священника и заключили в тюрьму в городе Дмитрове. На допросах отец Василий виновным себя не признал. 14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Крылов был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 Священномученик Александр родился в 1898 году в селе Салтыково Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергея Крутицкого, который умер, когда Александру исполнилось пятнадцать лет. Александр Сергеевич окончил Перервинское духовное училище и поступил псаломщиком на место почившего отца. В 1919 году Александр Сергеевич женился на уроженке села Образцово Щелковской волости Пелагее Петровне Цыгановой. Впоследствии у них родилось трое детей, два сына и дочь, и семье пришлось во всей полноте пережить тяжесть гонений.

В 1919 году Александр Сергеевич служил псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово. В 1929 году Александр Сергеевич был арестован по обвинению в срыве сельскохозяйственных заготовок, но судом был оправдан и освобожден. Несмотря на все усиливающиеся гонения, конца которым не было видно, Александр Сергеевич решил свою жизнь всецело посвятить служению Богу и Церкви и, подав правящему архиерею прошение, был рукоположен во диакона, а в 1933 году – во священника к Покровской церкви в селе Хомутово.

Прихожане любили священника за кроткий нрав и бескорыстие. В селе жили три вдовы, потерявшие мужей в Первую мировую войну. Священник всегда помогал им; прежде чем вспахать землю себе, пахал и засевал им.

Отца Александра арестовали в час ночи 3 марта 1938 года. Он был готов к аресту и воспринял готовящийся ему жребий спокойно. При обыске забрали не только книги, но и все вещи, которые с точки зрения сотрудников НКВД представляли материальную ценность. Дошло до того, что у жены священника Пелагии одну серьгу из уха вынули, а другую вырвали.

Сначала отца Александра отвезли в тюрьму в город Щелково, а затем – в Москву. 5 марта ему было предъявлено обвинение, что он, «будучи враждебно настроен, среди окружающих проводит контрреволюционную деятельность». Ознакомившись с обвинением, отец Александр отказался подписываться под текстом постановления, так как был с ним не согласен.

14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Александр Крутицкий был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 Священномученик Василий (Смирнов) родился 29 марта 1870 г. в селе Казанском Богородского уезда Московской губернии в семье священника Павла Смирнова. Его отец был впоследствии настоятелем Крестовоздвиженского храма села Алуфьево (ныне оно находится в черте Москвы).

Василий Павлович учительствовал и состоял членом Общества педагогов средних учебных заведений Москвы. В 1892 г. он вступил в духовное звание, – «по призванию», как писал в анкете. Долгое время служил псаломщиком в московском храме Святителя Николая в Заяицком и в 1910-х годах в Кремле был рукоположен во иерея к тому же храму. После 1921 г. он окончил Московскую Духовную семинарию.

В 1929 г. о. Василий стал настоятелем Николо-Заяицкого храма. После закрытия  Николо-Заяицкого храма в 1933 г. о. Василий служил в Москве в храме Григория Неокесарийского, также до его закрытия. Последнее место служения, с 1933 г. до ареста в 1938 г., – храм Знамения Пресвятой Богородицы села Знаменского Кунцевского района Московской области. Протоиерей Василий Смирнов был награжден митрой.

22 марта 1938 г. о. Василия арестовали по обвинению в антисоветской агитации, и он содержался в Таганской тюрьме. На основании показаний четырех свидетелей ему инкриминировался ряд высказываний антисоветского толка.

На допросах и очной ставке о. Василий виновным себя не признал.

Из материалов следственного дела видно, что о. Василий, помимо служения в храме, окормлял прихожан на дому. Свидетели показывали, что у него на квартире часто бывали верующие, с которыми он беседовал и для которых «устраивал религиозные обряды».

7 июня 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Смирнов был расстрелян 1 июля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергий стал жить у родственников. И хотя они были людьми материально состоятельными, воспоминания о годах детства, проведенных у них, остались у него как о времени тяжелом и безрадостном. Как сирота Сергей был отдан в Рязанскую Духовную семинарию для обучения на казенный счет. По окончании семинарии Сергей Михайлович был определен преподавателем Закона Божия в церковноприходской школе. Сочетавшись браком с девицей Марией, дочерью протоиерея Палладия Афанасьевича Орлова, служившего в городе Луховицы в Рязанской епархии, он был назначен на его место и рукоположен в сан священника в 1903 году.

Когда началась Первая мировая война, отец Сергий был направлен полковым священником в 139-й Моршанский полк, который воевал на Австрийском фронте; он прошел всю войну вместе с частью, занимавшей позиции на передовой. За безупречное пастырское служение во время военных действий отец Сергий был награжден орденом Анны 3-й степени, Георгиевским крестом и возведен в сан протоиерея. Отец Сергий прослужил полковым священником до большевицкого переворота в 1917 году, и лишь после того, как полк был расформирован, он уехал в Воронежскую губернию, где получил место настоятеля в храме села Валуйчики. Перед его отъездом с фронта епископ Кременецкий Дионисий (Валединский) предложил священнику не возвращаться в Россию, где в то время начинала бушевать революция, и поселиться в Западной Европе, но тот отказался.

В 1922 году протоиерей Сергий был назначен настоятелем Никольской церкви в селе Царево Пушкинского района Московской области, где прослужил до 1930 года. Это было тяжелое время для православных, но священник был непоколебим в своем пастырском служении, которое было в те времена исповедническим.

Прихожане любили пастыря за благочестие, за серьезное отношение к богослужению, которое и всех присутствующих в храме настраивало на сосредоточенную молитву. Ко всем, и к верующим, и к неверующим, отец Сергий относился ровно, с христианской любовью и приветливостью. По мере своих небольших возможностей он старался помочь всем нуждающимся, иногда отдавая свои последние деньги. Кто не имел средств, с тех отец Сергий денег за требы не брал.

Храм святителя Николая был одним из самых посещаемых в округе, здесь всегда было много молящихся, что и послужило причиной возникновения для отца Сергия неприятностей. Неподалеку в селе Нагорном служил священником Николай Веселовский; он, преследуя свои цели, часто бывал у гостеприимного отца Сергия, и, в конце концов, сумел выхлопотать себе назначение в этот храм на место отца Сергия.

В 1930 году отец Сергий был назначен в храм Покрова Божией Матери в село Покровское Московской епархии рядом с Царицыном, находящееся ныне в черте города Москвы. Оставаясь жить в своем доме в селе Царево, отец Сергий добирался до места служения долго с большими неудобствами.

В Покровском храме отец Сергий прослужил более семи лет. В конце 1937 года власти решили храм закрыть. 2 марта 1938 года, отслужив литургию, отец Сергий вышел из храма; на улице его ждал извозчик, который отвез священника в районное отделение НКВД, а затем в Таганскую тюрьму. В ходе следствия его обвиняли в выступлении вместе с офицерством против красных и в контрреволюционной деятельности. Священник не признал выдвинутых против него обвинений.

14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Кротков был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

Мч. Еферий (ок. 305). Усечен при Диоклетиане.

Прп. Леонтий, канонарх Печерский Прп. Леонтий, канонарх Печерский (XIV). Малолетний канонарх, разделял подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре, был вместе с юным канонархом Геронтием (память его 1 апр.) пострижен в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» - и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу.

Память его празднуется также 28.08. вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Леонтий прозорливый, Афонский (1605).

Прп. Леонтий пастырь.

Прп. Еразм.

 

Чудотворные иконы Божией Матери:

Богоматерь Боголюбская Боголюбская, в Боголюбове Владимирской обл. (1157). Один из древнейших  чудотворных образов Божией Матери в России. Находилась икона в Боголюбовом мужском монастыре Владимирской епархии. Она написана по приказанию кн. Андрея Боголюбского, который, переселяясь из Вышгорода в Ростов, взял с собою чудотворную икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой. Путешествие продолжалось беспрепятственно до того места, где ныне находится Боголюбов монастырь, неподалеку от Владимира, вниз по течению Клязьмы. Тут лошади, везшие икону, остановились и никак не шли дальше, лошадей переменили, но и новые не могли стронуться с места. Тогда князь удалился в свой шатер и долго молился наедине. К утру он заснул, и удостоился во сне чудесного видения: Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в правой руке и повелела икону, взятую из Вышгорода, поставить во Владимире, а на том месте, где ему было чудное явление, устроить храм во имя Рождества Богородицы и обитель для иноков. Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав лучшего иконописца, приказал ему изобразить Богородицу в том молитвенном виде, как Она явилась ему. Пресвятая Богородица изображена во весь рост, со свитком в правой руке, левая обращена в молитве к Спасителю; сам же князь Андрей изображен на коленях пред Нею, в молитвенном виде. Когда церковь была готова и освящена, князь внес в нее обе иконы – и принесенную из Вышгорода, известную теперь под именем Владимирской (память ее 21 мая), и вновь написанную, которую назвал иконою Божией Матери Боголюбивой; место же, где Богородица явилась ему, Боголюбским, и сам стал называться Боголюбивым, или Боголюбским. Близ новосозданной церкви и обители он основал город Боголюбов. В память чудесного явления Богородицы в 1157 году князь установил ежегодно совершать празднество 18 июня. В 1771 г., того же дня, было установлено в честь Боголюбской иконы новое празднество в память чудесного избавления Владимира и его окрестностей от морового поветрия с крестным ходом. В 1820 г. по усердию владимирских граждан Боголюбская икона была обложена серебряной вызолоченной ризой.

После закрытия монастыря икона принадлежала Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. В мае 1993 г. чудотворный образ был торжественно перенесен в Успенский собор возрожденного Княгинина монастыря во Владимире, где пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду иконостаса.

Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери:

Боголюбская (Зимаровская) (XIII). Находится в церкви села Зимарово Новодеревенского района Рязанской области. По древнему преданию эта икона стояла на воротах г. Пронска, а во время нашествия татар (в XIII в.) была расколота и брошена в кусты, где сама чудесно срослась, но одна половина ее так и осталась выше другой. Во 2-й половине XVIII в. она находилась у помещика села Зимарова Лопухина, жившего в Москве. Ввиду ветхости икону хранили в кладовой. Во время моровой язвы 1771 г. одному заболевшему москвичу в сонном видении было приказано совершить молебен перед образом в доме Лопухина. По просьбе болящего икону отыскали, и после молебна он исцелился. Перед кончиной владелец иконы завещал отправить ее на свою родину, в с. Зимарово Рязанской губернии. Там она прославилась исцелениями во время эпидемии моровой язвы, чумы и холеры. Список с нее, явивший чудеса и исцеления уже в советские времена, находится сейчас в Георгиевском храме села Городище Рыбновского Рязанской обл. (когда после революции местные комсомольцы, пытаясь снять ризу, попали по образу долотом, из иконы брызнула кровь; впоследствии от нее исцелилась парализованная женщина).

Боголюбская  (Московская) (1157). В Москве в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот пребывает этот чудотворный список, прежде находившийся на Соляной площади над Варваринскими воротами Китай-города. Ко дню празднования Боголюбской иконы перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в часовне. Ее «заместительница» (на время, пока святыня спускалась в часовню) находится сейчас в Воскресенском храме в Сокольниках.

Пюхтицкая икона Божией Матери, именуемая «У источника». Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz