Краткие жития святых, православные праздники и события

19 июня / 2 июля

 

Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1607). Свт. Иоанна Максимовича, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского (1966).

Прп. Варлаама Важского, Шенкурского (1462). Мч. Зосимы (II). Прп. Паисия Великого (V). Прп. Иоанна отшельника (VI). Прп. Паисия Хилендарского (XVIII) (Болг.).

 

Иуда апостол Апостол Иуда, брат Господень (ок. 80). Св. апостол Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей, Варсава), из числа 12-ти ап., был сыном Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, от умершей первой его жены, а также братом апостола Иакова (память его 23 окт.). Сам Иуда почитал себя недостойным называться братом Господним,  а называл себя братом Иакова (Иак. I, 1). Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Иисусу, рожденному Пресвятой Девой Марией от Духа Святого. Но три сына, в том числе и Иуда не хотели этого, и только четвертый, св. Иаков, принял Его в часть свою. Впоследствии Иуда раскаялся и глубоко уверовал. Он проповедовал Евангелие в Персии и Армении, где за веру Христову был схвачен, его жестоко мучили и, распяв на кресте, пронзили стрелами. В «Соборном Послании» своем, кратком, но содержательном, он говорит о страшном суде и о вечных мучениях грешников.

Святитель Иов Патриарх Московский и всея Руси Свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея России (1607). В миру Иоанн, родился во 2-й четверти XVI века в городе Старице, Тверского края, в семье благочестивых горожан. Еще отроком Иоанн знал многие библейские тексты наизусть и стремился к монашеству, но отец настаивал на его женитьбе. Иоанн попросился на исповедь к своему духовнику в Старицкий Успенский монастырь, где сразу же принял постриг с именем Иов. Пятнадцать лет провел он в обители, став, в конце концов, ее настоятелем. В 1571 году св. Иова переводят в Москву настоятелем сначала Симонова, а потом Новоспасского монастыря. Через десять лет св. Иов уже становится епископом Коломенским, а затем Ростовским. В 1587 году Собор епископов возводит его на кафедру митрополитов Московских и всея Руси, а 26 января 1589 года свт. Иов избирается первым Патриархом Московским и всея Руси. Вся деятельность Патриарха Иова была направлена на укрепление Православия и духовной мощи Русской Церкви. При свт. Иове были открыты новые обители и построено множество храмов. Особенно важным было печатание богослужебных книг, и при нем были впервые изданы Триоди Постная и Цветная, Минея общая и другие. В годы Смутного времени свт. Иов обращался с патриотическими воззваниями к русским полкам и воеводам, смело обличал разрушителей государства и Лжедимитрия. Однажды, во время литургии, сторонники Лжедимитрия вывели святителя на Лобное место и избили. Затем отвезли в заточение в Старицкий Успенский монастырь. Там и провел последние свои годы, тяжело болея и полностью ослепнув. После свержения Лжедимитрия, свт. Иов благословил на первосвятительский престол митрополита Казанского Ермогена. Святитель мирно преставился 19 июня 1607 г. и был погребен в Успенском соборе Старицкого монастыря. В 1652 году, при Патриархе Иосифе (см. 5 апр.), мощи святителя были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они и пребывают ныне.

Иоанн Сан-Францизский Свт. Иоанн Максимович, архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский (1966). 2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.

Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Отец Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство - через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и не возможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.

В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.

Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного - будь он католик, протестант, православный или кто другой - потому что, когда он молился Бог был милостив.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь».

Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого.

Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.

Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.

 

Мч. Зосима Аполлониадский, Кононейский (II). Св. Зосима жил во Фракии во времена царствования гонителя христиан императора Траяна (89-117). Он горел желанием стать христианином и, узнав о начавшемся преследовании христиан, оставил воинскую службу, принял крещение и всей душой отдался молитве и доброделанию.

Правитель Антиохии Домициан, услышав о присоединении воина Зосимы к христианам, предал его жестоким мучениям; но благодать Божия сохраняла мученика, и он легко переносил тяжелейшие испытания. Его заключили в темницу, но ангел Господень укреплял силы страдальца. После долгих мучительных истязаний святой Зосима был обезглавлен и с молитвой предал свою душу Богу.

Прп. Зинон Скитский, чудотворец (IV). Ученик прп. Сильвана Скитского.

Паисий Великий Прп. Паисий Великий (V). Родился в Египте в первой половине IV века, был седьмым, последним, ребенком в благочестивой христианской семье. После смерти отца Паисий – по повелению ангела – был отдан матерью в церковь. Достигнув совершеннолетия, он удалился в Нитрийскую пустыню (в Египте) к знаменитому подвижнику – прп. Памве (память его 18 июля), под духовным руководством которого принял иночество и проходил монашеские послушания. Прп. Паисий придерживался строгого поста, вкушая пищу только два раза в неделю. Излюбленным чтением подвижника была книга прор. Иеремии. Св. пророк часто являлся Паисию и раскрывал ему содержание пророчеств. После смерти своего наставника, св. Памвы, прп. Паисий, следуя воле Господней, возвещенной ему ангелом, удалился в западную часть пустыни. Пребывая в безмолвии и глубокой молитве, он был однажды вознесен духом в прекрасные райские обители, преисполненные неизреченного света. Здесь прп. Паисий был удостоен причащения невещественных Божественных Таин и воспринял после этого дар редкого постничества: он мог оставаться без пищи долгое время. К преподобному стали приходить иноки и миряне, ищущие духовного наставления. Многие из них оставались жить в пустыне. Главным заветом прп. Паисия было полное послушание духовному отцу. Видя, что его безмолвие постоянно нарушается, он тайно ушел вглубь пустыни, где все ночи проводил в непрестанной молитве. Наивысшей добродетелью св. Паисий считал ту, которая совершается в тайне. Прп. Паисий, за свой духовный подвиг прозванный Великим, дожил до глубокой старости и мирно преставился в первой трети V века.

Прп. Иоанн отшельник, Палестинский (VI). В пещере недалеко от Иерусалима св. Иоанн проводил дни в посте и молитве. Из всего имущества преподобный имел только образ Пресвятой Богородицы, перед которым всегда горела лампада. Даже когда старец надолго уходил из пещеры для поклонения святым местам, лампада не гасла; возвращаясь через месяц или даже через шесть, святой всегда находил лампаду горящей и наполненной маслом. Благодатного подвижника почитали даже дикие звери.

Прп. Иоанн отшельник преставился ко Господу в глубокой старости и был причислен Церковью к лику святых.

Прп. Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский (1462). В миру – боярин и воевода Василий Степанович Своеземцев, принадлежал к древнему новгородскому боярскому роду. От отца и деда унаследовал он обширные земли на р. Ваге, в нынешней Архангельской области. Жили там бродячие языческие племена. Чтобы обратить их в христианство и сделать оседлыми, преподобный основал на р. Пинеге одноименный город, но управлял им не сам прп. Варлаам, а другие – доверенные ему лица. Не раз приходилось ездить ему послом к вел. кн. Василию II Темному, не раз приходилось ему водить войска против воинственных диких языческих племен. В преклонном возрасте преподобный удалился в основанный им на р. Ваге, вблизи города Шенкурска, Иоанно-Богословский монастырь, принял там постриг с именем Варлаам и последние годы жизни провел в суровых иноческих подвигах. Скончался св. Варлаам в 1452 году, а в 1552 году было записано первое чудо, совершившееся на его могиле. К лику святых он был причислен в 1630 году. Святые мощи его почивают под спудом в церкви его упраздненного монастыря.

Прп. Паисий Хилендарский, Болгарский (XVIII) (Болг.). Преподобный Паисий родился в городе Банско около 1722 г., его мирское имя неизвестно. Паисий был иеромонахом и проигуменом Хилендарского монастыря на Афоне. Пребывание в Хилендаре сербского историка Раича (1758 г.) и его историографические труды побудили прп. Паисия написать патриотическую книгу по истории болгарского народа. В течение двух лет он собирал материалы на Афоне и в Болгарии, с той же целью много путешествовал, изучал архивы и библиотеки. Источниками его труда стали сочинения известных в то время историков, греческие легенды, немногочисленные болгарские документы и жития святых. После этой предварительной работы Паисий начал писать свою книгу в Хилендаре, а закончил ее в Зографском монастыре, куда вынужден был удалиться и где нашел новые материалы. В 1762 г. его книга «История славяно-болгарская о народе, о царях и святых болгарских и о всех деяниях болгарских» была завершена.

Труд Паисия – это краткий обзор истории болгарского народа и государства, написанный человеком, горячо любящим свою родину и свой язык. Вдохновенно повествовал Паисий о героическом прошлом болгарского народа, о расцвете его культуры в эпоху Первого Болгарского царства. Мрачными красками рисовал он картину турецкого завоевания Балканского полуострова. С позиции патриота он выдвигал идею восстановления Болгарского государства, возлагая надежду на освобождение на славяно-православный мир, прежде всего, на Россию. Задачу духовного освобождения Паисий предполагал решить путем распространения образования и духовного просвещения в болгарских землях. Книга получила широкую известность, ее читали в школах и с амвонов церквей, она распространялась в рукописном виде по всей болгарской земле и послужила источником для патриотического воспитания нескольких поколений болгарского народа, многих деятелей болгарского национального возрождения.

О дальнейшей жизни прп. Паисия известно лишь то, что он путешествовал по Болгарии и давал переписывать свою книгу. Святой скончался (по предварительно установленным данным) в 1798 г. Место его преставления неизвестно.

Святой был прославлен Болгарской Православной Церковью 26 июня 1964 г. и внесен в Месяцеслов Русской Православной Церкви определением Священного Синода от 22 февраля 1965 г.

Сщмч. Асинкрит и дружина его.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz