Краткие жития святых, православные праздники и события

22 февраля / 6 марта

 

Обретение мощей мчч. иже во Евгении (395-423). Сщмчч. Иосифа и Владимира пресвитеров, Иоанна диакона и мч. Иоанна (1918); сщмчч. Михаила, Иоанна, Виктора, Иоанна, прмц. Параскевы, мчч. Стефана и Николая, мцц. Елисаветы, Ирины, Варвары (1938); мч. Андрея (1941); прмч. Филарета (1942).

Мчч. Маврикия и с ним 70 воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Прп. Афанасия, исп. (821).

 

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении Обретение мощей мчч. иже во Евгении (395-423). Во время гонений на христиан останки святых мучеников обычно погребались верующими в потаенных местах. Таким образом, в Константинополе близ ворот и башни, называемых Евгениевыми, оказались погребенными множество тел святых мучеников, имена которых остались неизвестными.

Когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и перенесены в храм, а в память об этом установили особое празднование. При этом одному благочестивому клирику, Николая Каллиграфу, было в видении открыто, что среди этих мощей находятся останки святого апостола Андроника и святой Иунии, о которых апостол Павел упоминает в Послании к Римлянам.

 

Сщмчч. Иосиф (Смирнов) и Владимир (Ильинский) пресвитеры, Иоанн (Касторский) диакон и мч. Иоанн (Перебаскин) (1918): Новомуч. В город Солигалич Костромской губернии от партии большевиков был послан уроженец этого города Василий Вылузгин. Он прибыл на место 7 (20) октября 1917 г. из Петрограда. Провозгласив создание Военно-революционного комитета, он в ночь на 5 (18) декабря совершил в Солигаличе Военный переворот. Были захвачены все государственные учреждения и создан отряд Красной гвардии. 31 декабря Вылузгин был назначен главой советской власти в уезде.

23 января 1918 г. советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, которым открывались повсеместные гонения на Русскую Православную Церковь. В знак протеста против издания безбожного декрета по всей стране прошли крестные ходы. 11 (24) февраля крестные ходы прошли в Костроме и уездных городах губернии, и в частности в Солигаличе. В нем участвовали настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иосиф Смирнов, священник Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин.

12 (25) февраля в Богородице-Феодоровский монастырь, находившийся в двух верстах от Солигалича в селе Ратьково, отчего он и прозван был в народе Ратьковским, явились представители большевистского Совета. Они заявили, что на следующий день приедут и заберут хлеб, оставив по 15 фунтов на каждого здорового человека, при этом посоветовали всех больных и стариков отправить в богадельню. Взяв ключи от склада, визитеры удалились по срочному вызову в Солигалич, заявив, что прибудут на следующий день.

Настоятель монастырского храма священник Василий Ильинский в тот же день отправился в город на заседание Городской думы и просил членов Думы защитить обитель от предполагавшегося разграбления. Дума приняла решение поддержать просьбу священника и отправит делегацию в Совет.

На следующий день несколько сот верующих из Солигалича и окрестных селений собрались к монастырю для его защиты.

После литургии в монастыре священник солигаличского храма великомученицы Параскевы Пятницы Димитрий Потехин произнес проповедь, в которой коснулся происходящих событий. По окончании богослужения священник Василий Ильинский предложил всем, кто пожелает, собраться в трапезной храма, чтобы обсудить вопрос об угрозе реквизиции монастырского хлеба. Собранием было решено отправить делегацию в солигаличский гарнизон, чтобы просить солдат о поддержке.

Члены делегации обратились к начальнику солигаличского гарнизона Иванскому, прося его поддержать народ и приостановить реквизицию хлеба, а также содействовать разоружению красногвардейцев. Иванский распорядился собрать гарнизонный комитет, и тот в свою очередь принял решение поддержать население города и отправил трех своих делегатов, которые вместе с толпой народа, около шестисот человек, направились к зданию Совета.

Вернувшись с переговоров, делегаты заявили собравшимся, что советские представители согласны приостановить реквизицию хлеба в монастыре и возвращают монастырские ключи, но на требование разоружить Красную гвардию отвечают категорическим отказом. После этого перед зданием Совета начался митинг с выступлениями ораторов. К толпе вышел Вылузгин и потребовал, чтобы все разошлись, но никто не расходился и не хотел его слушать.

Увидев, какой оборот принимают события, Вылузгин скрылся в здании Совета, а затем, быстро вернувшись, закричал, что объявляет город на военном положении, и вслед за этим выстрелил в воздух. Толпа придвинулась к зданию, послышались угрозы; один из красногвардейцев, судя по одежде моряк, скомандовал: «Пли!» И из здания Совета была открыта беспорядочная стрельба из винтовок, в результате несколько человек были легко ранены и один, Павел Васильевич Орлов, убит. После этого члены Совета стали разбегаться, но их хватала толпа.

Люди окружили пытавшегося скрыться Вылузгина, начали бить его, кто-то выстрелил в него из револьвера и легко ранил в голову, после чего все начали расходиться, а Вылузгин был доставлен в местную аптеку, где ему была сделана перевязка. Все это время почти все храмы города звонили в набат. Вылузгина доставили в больницу, где, после того как врач вынул из раны пулю, к его палате была приставлена вооруженная стража. В полночь в палату к Вылузгину пришла группа вооруженных людей. Пришедшие обвинили председателя Совета в том, что он отказался слушать народ и разоружить Красную гвардию, а также в убийстве Орлова. После этого один из пришедших заколол его штыком.

В тот же вечер состоялось объединенное собрание общественных организаций и жителей города Солигалича. На собрании было принято решение о создании временного Совета из представителей населения города, чтобы затем в него включить и представителей волостей.

Городская дума послала телеграмму с описанием всех происшедших событий в Совет рабочих и солдатских депутатов города Буя.

Спустя неделю из Костромы в Солигалич прибыл карательный отряд из трехсот пятидесяти красногвардейцев, которых возглавлял чрезвычайный комиссар по борьбе с контрреволюцией Северного района и Западной Сибири Журба. Сразу же было арестовано 52 человека, а всего к следствию было привлечено 95 человек.

Следствие проходило стремительно. Никакого расследования обстоятельств происшедшего не было. Каратели сразу же отобрали тех, кто, с их точки зрения, подлежал немедленному расстрелу. Впоследствии не обнаружилось никаких документов следствия и допросов, а при обращении к Журбе вышестоящего начальства с вопросом, где документы, на основании которых были казнены жители Солигалича, тот ответил, что их смерть он берет на себя.

Когда каратели приехали в монастырь арестовывать монахинь и священника, то отец священника Василия Ильинского священник Владимир Ильинский, находившийся к тому времени на покое (ему было 85 лет), вышел вместо сына к карателям и был арестован.

22 февраля (7 марта) карателями среди других были расстреляны протоиерей Иосиф Смирнов, священник Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин.

Священномученик Иосиф (Иосиф Сергеевич Смирнов) родился в 1864 г. По окончании Костромской Духовной семинарии он был назначен учителем в Солигаличское духовное училище. В 1886 г. Иосиф Сергеевич был рукоположен во священника к собору Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе. Он состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковноприходских школ Солигаличского уезда. В 1905 г. о. Иосиф был назначен настоятелем собора. Он был депутатом Городской думы, депутатом Солигаличского уездного собрания и членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 г. о. Иосиф был возведен в сан протоиерея.

Священномученик Владимир (Владимир Иванович Ильинский) родился в 1833 г. Был рукоположен во священника и служил в храме в селе Солда Солигаличского уезда. В 1918 г. ему исполнилось 85 лет, он давно вышел за штат и жил на покое в Солигаличе.

Священномученик Иоанн родился в 1848 г. в селе Николо-Березовец Солигаличского уезда в семье диакона Алексея Касторского. По окончании Солигаличского духовного училища он служил сторожем и причетником в солигаличском соборе, а затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 г. Иван Алексеевич был рукоположен во диакона.

Мученик Иоанн родился в 1862 г. в семье диакона Павла Перебаскина, служившего в Костромской епархии. В 1880 г. Иван Павлович окончил Костромскую Духовную семинарию, в 1884-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был направлен помощником смотрителя Солигаличского духовного училища. Одновременно с исполнением обязанностей смотрителя Иван Павлович в разное время был в училище преподавателем церковного пения, русской истории – церковной и гражданской, географии и греческого языка. В 1915 г. была издана книга его сочинения «Правила поведения учеников Солигаличского духовного училища».

Расстрел производился ночью; во время пребывания в городе каратели навели своими действиями такой ужас на жителей, что при проезде отряда жители закрывали шторами окна. Всех казненных каратели беспорядочно свалили в яму, и когда жители обратились к ним, чтобы они выдали родственникам тела убитых, то им в просьбе было категорически отказано. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен в 1996 г.

Сщмч. Михаил (Горбунов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Михаил родился 2 сентября 1878 г. в деревне Селиверстово Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Петра Горбунова. Служил псаломщиком, а затем диаконом в храме в селе Ракоболь. В 1923  г. он был рукоположен во священника к Спасской церкви Пошехонского района. К 1935 г. почти все храмы в районе были властями закрыты, и о. Михаил поселился у своего брата в деревне Селиверстово. Зарабатывал он тем, что, ходя по деревням, занимался починкой часов и предметов домашнего обихода.

12 октября 1937 г. о. Михаил был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, хождении по деревням с целью антисоветской агитации и участии в повстанческой организации и в тот же день допрошен.

Свою вину в предъявленных ему обвинениях священник не признал.

15 октября тройка НКВД приговорила о. Михаила к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 23 октября священник вместе с ярославским этапом прибыл в Кулойлаг. Но недолго он пробыл в заключении. Священник Михаил Горбунов скончался 7 марта 1938 г. в Кулойском исправительно-трудовом лагере в Архангельской области и был погребен в безвестной могиле.

Сщмч. Иоанн (Парусников) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 2 июня 1869 г. в селе Захарово Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Парусникова. В 1890 г. он окончил Московскую Духовную семинарию и два года был учителем церковноприходской школы

2 марта 1892 г. он был рукоположен во священника. В 1920 г. возведен в сан протоиерея и в 1931 г. награжден митрой. 27 августа 1934 г. о. Иоанн был назначен в Успенский храм в селе Успенское Ногинского района Московской области. Храм этот ко времени назначения о. Иоанна уже претерпел поругание от безбожников.

Через некоторое время, в конце 1936 или в 1937 г., о. Иоанн был назначен служить в храм Рождества Божией Матери в селе Нестерово на реке Вырке Орехово-Зуевского района Московской области.

Летом 1937 г. во всей стране начались массовые аресты верующих, закрывались и разорялись храмы. 10 февраля 1038 г. протоиерей Иоанн Парусников был арестован и заключен в тюрьму в Орехово-Зуеве. Подходил к концу сорок шестой год служения о. Иоанна Церкви Христовой. Господу было угодно, чтобы свой многолетний пастырский труд о. Иоанн завершил мученической кончиной.

Готовясь арестовать священника, следователи 22 октября 1937 г. допросили двух лжесвидетелей, которые подписали требуемые от них протоколы. Имея на руках показания лжесвидетелей, власти, тем не менее, арестовали о. Иоанна только через несколько месяцев – 10 февраля 1938 г.

14 февраля он был единственный раз допрошен. Расспросив о происхождении и имущественном положении, следователь стал требовать от священника признания в проведении агитации среди колхозников в контрреволюционном духе, в выражении недовольства советской властью. Все эти обвинения о. Иоанн отверг.

17 февраля следствие было закончено, о. Иоанна перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 19 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу.

Протоиерей Иоанн Парусников был расстрелян 7 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Виктор (Моригеровский) иерей и мч. Ирина (Смирнова) мирянка (1938): Новомуч.

Священномученик Виктор родился 17 апреля 1872 года в селе Минеево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Моригеровского. Окончил в 1889 г. Заиконоспасское духовное училище, в 1896 году – Вифанскую Духовную семинарию и в 1901 году был рукоположен во священника к Никольской церкви села Черленково Волоколамского уезда Московской губернии. В XVI веке в этом селе был мужской монастырь, приписанный к Иосифо-Волоколамскому монастырю. Впоследствии он был превращен в приходскую церковь.

В 1931 году отец Виктор был арестован по обвинению в отказе от выполнения общегосударственных повинностей и приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Не согласившись с обвинением, он подал кассационную жалобу в суд и был оправдан. В 1933 году власти снова арестовали священника по обвинению в контрреволюционной агитации. Тройка ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки в Казахстан. В июне 1934 года отец Виктор вернулся домой и вновь стал служить в Никольском храме.

Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов власти стали собирать сведения о тех, кого предполагали арестовать. 22 января 1938 года следователь допросил Петра Павловича Розова, который служил священником в Никольской церкви, но в 1937 году оставил служение и поступил работать в контору «Союзплодовощ». Он привел следователю некоторые высказывания отца Виктора, где тот выражал недовольство притеснением советскими властями духовенства, частыми арестами священников «ни за что» и прочее.

11 февраля 1938 года была составлена справка на арест священника с приложением лжесвидетельств. 16 февраля 1938 года отец Виктор был арестован и заключен в Волоколамскую тюрьму. Виновным в предъявленных обвинениях он себя не признал.

Мученица Ирина родилась 16 апреля 1891 года в селе Рамешки Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьян Алексея и Матроны Петровых.

В справке, составленной на его ее арест, сотрудники НКВД написали: «Поддерживает тесную связь со священником Виктором Ивановичем Моригеровским. Они концентрируют вокруг себя верующих, организовывают сборы в помощь церкви и духовенству…» Здесь же были приведены примеры ее нелицеприятных высказываний в адрес гонителей Церкви – коммунистов.

На допросах она рассказала следователям о том, что с малолетства до 1912 года проживала с родителями, которые имели в то время дом с надворными постройками, разные сельскохозяйственные механизмы, землю в собственности, для уборки урожая нанимали рабочую силу. Имели лавку с мануфактурными и бакалейными товарами. Хозяйство родителей подверглось при советской власти раскулачиванию, они были лишены избирательных прав, а затем за невыполнение твердого задания отец был выслан на три года, по отбытии этого срока через три года отец скончался.

В 1912 году Ирина вышла замуж в деревню Сутоки за Николая Алексеевича Смирнова, с которым прожила полтора года. В хозяйстве у них также был дом с надворной постройкой, молотилка, две лошади, две коровы. В 1913 году муж выстроил лавку, в которой открыл бакалейную торговлю. Через четыре года он был арестован за убийство торговца-дегтярника и приговорен к пятнадцати годам каторги. Ирина осталась жить у свекра, в наследство от мужа ей досталась бакалейная лавка. Имея на иждивении двоих детей, она не смогла торговать, и торговала ее сестра. Впоследствии она построила дом, ригу и сарай, имела лошадь, корову, три-четыре овцы. С 1931 по 1936 год она состояла в колхозе, откуда ушла по болезни.

Ей было предъявлено обвинение в ведении контрреволюционной агитации против проводимых мероприятий советской власти на селе. В предъявленном обвинении виновной она себя не признала.

27 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила отца Виктора и Ирину Смирнову к расстрелу. Священник Виктор Моригеровский и староста храма Ирина Смирнова были расстреляны 7 марта 1938 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Иоанн (Орлов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 1 ноября 1881 г. в деревне Любучаны Подольского уезда Московской губернии в семье священника Ивана Орлова, служившего в кладбищенском Воскресенском храме города Подольска.

В 1897 г. Иван окончил Перервинское Духовное училище и поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1903 г. Был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Троицкое на Истре Московской области.

В конце 1930-х годов, когда безбожная власть приняла решение о повсеместном закрытии храмов и приступила к массовым арестам служителей церкви, местные безбожники в городе Истре решили закрыть Троицкий храм. Председатель сельсовета совершил продажу школьного помещения под дачу некоему профессору, а школу и учащихся решил разместить в маленькой деревянной Троицкой церкви. Община храма обратилась с жалобой на действия председателя сельсовета. Комиссия разобрала дело и обязала председателя сельсовета расторгнуть договор о продаже школы, поэтому церковь не была закрыта.

Летом 1937 г. сотрудники НКВД приступили к массовым арестам священнослужителей и верующих. 7 ноября 1937 г. был арестован священник Александр Машков, который вместе с отцом Иоанном служил в Троицком храме. Во время допросов он оговорил себя, а также отца Иоанна, диакона Петра Троицкого (сщмч., память его 15 июля) и старосту храма Михаила Строева (мч., память его 3 марта) в том, что они под его руководством организовали контрреволюционную группу для борьбы с советской властью.

Вместе с другими служащими Троицкого храма священник Иоанн Орлов был арестован 18 ноября 1937 г. В тот же день начались допросы.

Отца Иоанна обвинили в участии деятельности контрреволюционной группы. В предъявленном обвинении он себя виновным не признал.

После допросов в Истре священника Иоанна Орлова перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Священник Иоанн Орлов умер в Мариинском лагере НКВД близ города Новосибирска 7 марта 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

Сщмч. Сергий (Белокуров) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Сергий родился 24 сентября 1880 г. в городе Волоколамске Московской губернии в семье псаломщика Ивана Белокурова, служившего в городском Воскресенском соборе. В 1895 г. Сергей Иванович окончил Волоколамское Духовное училище, в 1902 г. – Вифанскую Духовную семинарию и поступил учителем в церковноприходскую школу при Иосифо-Волоколамском Успенском мужском монастыре. В 1904 г. умер отец Сергея Ивановича, который был к тому времени уже за штатом, и в этом же году Сергей Иванович был рукоположен в сан диакона и стал служить в Троицкой церкви в селе Раменском.

В 1919 г. диакон Сергий был рукоположен во священника к Троицкой церкви. Почти сразу же после рукоположения он был призван в Красную армию. Отец Сергий стал ходатайствовать об освобождении его от военной службы, ходатайство поддержали прихожане Троицкой церкви. Они мотивировали свою просьбу тем, что отец Сергий не только священник, но и хороший врач и уже многим в Раменской волости оказал врачебную помощь. При нехватке врачей, жители просят оставить им в качестве врача священника.

19 июля 1920 г. дело разбиралось в суде, и суд постановил удовлетворить ходатайство священника и жителей города и, согласно декрету об отделении Церкви от государства, «освободить священника Белокурова от военной службы с предоставлением ему просто деятельности по лечению граждан села Раменского».

17 февраля 1938 г. начальник Раменского отделения НКВД Элькснин допросил работавшую осведомительницей жительницу села Раменского Савлову, которая донесла о якобы бывшем у нее со священником разговоре, в ходе которого тот не лестно отозвался о политике советской власти, упомянув при этом имя Сталина.

22 февраля отец Сергий был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при Раменской милиции. Через три дня следователь допросил его, принуждая признать себя виновным в ведении антисоветских разговоров. Виновным себя священник не признал.

На этом следствие было закончено. 27 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Белокуров был расстрелян 7 марта 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Андрей (Ясенев) протоиерей (1938): Новомуч. Священномученик Андрей родился 12 августа 1868 г. в селе Ясенок Рязанской губернии в семье диакона Ивана Ясенева.

После окончания в 1889 г. Рязанской Духовной семинарии Андрей Ясенев был рукоположен во диакона. 22 апреля 1891 г. отец Андрей был рукоположен во священника к Владимирской семинарской церкви города Рязани.

С мая 1890 по 1913 год он исполнял послушание эконома Рязанской Духовной семинарии, а также – с 1897 г. – заведовал книжным складом Рязанского епархиального училищного совета.

В 1913 г. отец Андрей был назначен служить в Успенскую соборную церковь города Егорьевска и заведующим Вишневской церковноприходской школой и законоучителем Егорьевской церковноприходской школы, Первого женского и Второго мужского городских приходских училищ.

С 1914 г. отец Андрей стал заведующим миссионерской библиотекой. В Егорьевске он служил сначала в Успенском соборе, а затем в храме святителя Алексия, митрополита Московского, и исполнял обязанности благочинного.

За многолетнее служение Церкви Христовой протоиерей Андрей был награжден митрой и правом совершать литургию с открытыми царскими вратами до Херувимской песни.

В разгар гонений на Русскую Православную Церковь безбожные власти приняли решение арестовать отца Андрея. 18 января 1938 г. следователь НКВД вызвал на допрос соседа отца Андрея по дому. На вопрос следователя о том, что известно ему об антисоветской деятельности протоиерея Андрея Ясенева, тот рассказал, что во время их случайного разговора священник допускал высказывания антисоветского характера, а именно: на выборах в Верховный Совет коммунисты все равно выберут того, кого захотят; напрасно советская власть устраивает гонение на духовенство, озлобляя народ; некоторые рабочие не ходят в церковь только из боязни преследований, а вот сменится власть, все пойдут в церковь. Осведомитель также донес, как в квартиру к Ясеневу часто заходят попы и другие служители религиозного культа и другие лица. Иногда они засиживаются у него до поздней ночи.

Протоиерей Андрей Ясенев был арестован 23 января 1938 г. и заключен в тюрьму Егорьевского района. Следователь в ходе допроса священника требовал от него признания в активной антисоветской деятельности и создании контрреволюционной организации, пытаясь изобличить его известными следствию эпизодами из личной его жизни, трактуя их односторонне. Отец Андрей давал аргументированные ответы на все поставленные вопросы и вины своей в предъявленных обвинениях не признал.

27 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. К этому времени его уже перевели в Таганскую тюрьму в Москве.

Протоиерей Андрей Ясенев был расстрелян 7 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Прмч. Сергий (Букашкин) иеромонах (1938): Новомуч. Преподобномученик Сергий родился 23 января 1884 г. в селе Чертаново Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Букашкина и при крещении был наречен Иоанном.

До тринадцати лет Иван проживал в родительском доме, а потом был отдан ими в Чудов монастырь, что располагался в Московском Кремле. Здесь отрок выполнял клиросное певческое послушание.

Проучившись три класса в Духовной семинарии, послушник Иоанн сдал экзамен на звание учителя начального училища.

В 1914 г. он был пострижен в монашество и наречен Сергием. В 1916 г. из Чудова монастыря монаха Сергия перевели в Московский Покровский монастырь, где в том же году он был рукоположен во иеродиакона.

После закрытия монастыря иеродиакон Сергий в 1919 г. был назначен служить в Преображенскую церковь в селе Спас-Осташевское Волоколамского района Московской области. В 1930 г. его рукоположили во иеромонаха к тому же храму. В 1935 г. он был награжден наперсным крестом.

В феврале 1937 г. отец Сергий был назначен служить в храм во имя преподобного Александра Свирского в селе Ново-Александровка Шаховского района.

Летом 1937 г. безбожная власть начала очередное, на этот раз самое беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь.

Следователем НКВД в январе 1938 г. были вызваны на допрос лжесвидетели, которые подписали протоколы допросов, необходимые для ареста отца Сергия.

Один из лжесвидетелей на требование рассказать, что известно ему о контрреволюционной деятельности священника, ответил: «…Букашкин как в самом селе, так и в окружающих селениях группирует вокруг себя верующих и ведет среди них агитацию за веру в Бога, в то же время ведет контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и советской власти, проводимых на селе. Так, в декабре 1937 г. он около церкви… среди группы верующих говорил: “Жизнь для нас в условиях советской власти стала очень плохая, советская власть задушила нас налогами окончательно. Если вы, верующие, не поможете духовенству и храму сему, то из-за неуплаты налога церковь закроют”. После этого под руководством церковного старосты среди верующих был произведен сбор сельскохозяйственных продуктов и средств в помощь духовенству и церкви».

Иеромонах Сергий был арестован 17 февраля 1938 г. и на следующий день допрошен.

Его обвинили в ведении контрреволюционной агитации против существующего закона советского правительства, в публичном высказывании недовольства к существующему строю. Виновным себя в этих обвинениях отец Сергий не признал.

В тот же день следствие было закончено. После недолгого пребывания в Волоколамской тюрьме отец Сергий был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. 27 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила его к расстрелу.

Иеромонах Сергий (Букашкин) был расстрелян 7 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Прмч. Антипа (Кириллов) иеромонах (1938): Новомуч. Преподобномученик Антипа (в миру Антон Петрович Кириллов) родился 3 августа 1870 г. в селе Братки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Он окончил церковноприходскую школу и до двадцати семи лет жил с родными. Будучи с детства глубоко религиозно настроенным, он в 1898 г. поступил в число братии Афонского монастыря и подвизался в нем до 1912 г.; в этом году он был зачислен в братию Новоспасского монастыря в Москве. В мантию с именем Антипа он был пострижен или на Афоне, или в Новоспасском монастыре. После революции 1917 г. он выехал на родину в село Братки и здесь служил в храме псаломщиком.

В 1929 г. монах Антипа был рукоположен во иеромонаха ко храму в селе Козловка Борисоглебского района Тамбовской области. В 1931 г. отец Антипа переехал в Москву и был направлен священноначалием в храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в село Татаринцево Бронницкого района Московской области, здесь он прослужил до своего ареста.

За шесть лет служения иеромонаха Антипы в Татаринцево прихожане полюбили его за благочестивую жизнь, за то, что он всецело посвятил себя служению Господу и в этом всем был примером, за проповеди, за то, что всегда, в любое время к нему можно было прийти за советом. В 1937 г. отцу Антипе исполнилось шестьдесят семь лет, жизнь подходила к концу, никого из близких родственников не оставалось, и для души открывался просторный путь служения Богу и ближним. И уже приближалось время, когда пора было сказать «ныне отпущаеши». Последнюю службу отец Антипа отслужил на праздник Сретения Господня, 16 февраля 1938 г. власти арестовали его, и он был заключен в тюрьму в Коломне. Допрашивали его начальник районного отделения НКВД и начальник паспортного стола Бронницкого отделения милиции. Допросы начались почти сразу же после ареста и продолжались более суток.

Ему были предъявлены разнообразные, но голословные, обвинения, которые нацеливались на обличение его как антисоветского агитатора и контрреволюционера. Все они были решительно отвергнуты иеромонахом. На этом допросы были окончены.

Следователи допросили двух священников из сел Давыдово и Салты

Сделать бесплатный сайт с uCoz