Краткие жития святых, православные праздники и события

6/19 февраля

 

Прп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921); сщмч. Василия пресвитера (1930); сщмч. Александра пресвитера (1938).

Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мч. Иулиана (312). Мц. Фавсты и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мцц. Марфы, Марии и брата их Ликариона отрока.

 

Прп. Вукол, еп. Смирнский (ок. 100). С самой юности он отличался незлобием и целомудрием. Ученик святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, он был им поставлен во епископа Смирнской Церкви (Малая Азия).

Благодатью Божией прп. Вукол обратил ко Христу и крестил множество язычников и как опытный мудрый наставник защищал свою паству от тьмы ересей. Почил мирно около 100 – 105 г. Свою паству он передал св. Поликарпу (память его 23 февр.), знаменитому мужу апостольскому, который также был учеником святого апостола Иоанна Богослова. У гроба святителя Вукола выросло миртовое дерево, которое исцеляло больных.

 

Сщмч. Димитрий (Рождественский) пресвитер и мч. Анатолий (Рождественский) (1921): Новомуч. Священномученик Димитрий (Дмитрий Михайлович Рождественский) родился  в 1868 г. Он был рукоположен во священника и служил в городе Верном в Семиреченской области, был законоучителем в Верненской учительской семинарии. Его сын Анатолий родился в 1891 г. Священник Димитрий и его сын Анатолий были расстреляны безбожниками-большевиками в городе Верном 19 февраля 1921 г.

 Сщмч. Василий (Надеждин) пресвитер (1930). Василий Федорович Надеждин (1895-1930), был сыном служащего Удельного ведомства, воспитанником Московской Духовной Академии.  Сразу после рукоположения во священники, с 1920 г. он исполнял настоятельское служение в удивительной по красоте и гармоничности деревянной шатровой церкви, которую в народе именовали «Соломенной Сторожкой». Эта церковь была построена во время 1-й мировой войны по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля и была освящена в честь святителя и чудотворца Николая. Возле нее когда-то существовала будка с соломенной крышей, послужившая причиной наименования среди москвичей здешней трамвайной остановки и самой церкви.

Настоятель храма, о. Василий, был из себя типично русским красавцем – среднего роста, с русыми волнистыми волосами, узкой бородой и добрыми голубыми глазами, смотрящими сквозь стекла очков.

Когда после революции было запрещено преподавание в школах Закона Божиего и в Петровско-Разумовской Академии закрыли храм, группа профессоров и преподавателей обратилась к о. Василию с просьбой заняться религиозно-нравственным воспитанием детей.

Отец Василий живо откликнулся на эту просьбу. Он создал чудесный молодежный хор, но при этом учил девушек и юношей церковной службе, разбирал основные вопросы вероучения, ходил с ними и на концерты классической музыки, читал и обсуждал литературные произведения. Для маленьких детей в доме о. Василия обязательно проводились запрещенные тогда рождественские елки, утренники.

О. Василий был прекрасным проповедником. Никогда не шлифуя своих проповедей, он говорил живо и убежденно, часто выступая против безверия.

Однако тучи сгущались. Проповеди пришлось сократить. Затем милиция запретила ему появляться в дом, на Ивановской улице, где он жил со своей семьей. Он снял чулан на Лихоборских буграх, куда к нему изредка поздней ночью, чтобы никто не видел, ездила его жена Елена Сергеевна. В одну из страшных слякотных ночей в октябре 1929 г. его арестовали. На воле осталась беременная жена и четверо детей.

Вскоре пришло известие, что о. Василий находится в Кеми и болен сыпным тифом. В санчасти ему сделали укол и занесли инфекцию – началась гангрена. Тогда Елене Сергеевне разрешили приехать на свидание с ним. Жена сумела сделать так, что он причастился Святых Таин, 19 февраля о. Василий скончался. Он был похоронен на кладбище в Кеми.

Как только известие о кончине батюшки дошло до Москвы, оно быстро распространилось среди прихожан, и в церковь стал прибывать народ. В напряженной тишине прозвучали надгробные слова, произнесенные близким другом о. Василия, которому он завещал принять свою паству, о. Владимира (Амбрацумова), также принявшего в скором времени мученический венец (память его 14/27.09).

Священномученики иерей о. Василий Надеждин и протоиерей о. Владимир Амбрацумов прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16.08.2000 г.

 Сщмч. Александр (Телемаков) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Александр родился 6 декабря 1870 г. в городе Сызрани Симбирской губернии в семье чиновника Николая Телемакова, служившего в государственном казначействе. В 1890 г. Александр окончил Симбирскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в симбирский кафедральный собор. 8 сентября 1893 г. Александр Николаевич был рукоположен во священника ко храму в селе Мариуполь Карсунского уезда Симбирской губернии. В 1908 г. он был назначен служить в храм в селе Чумакино Карсунского уезда, где прослужил до ареста. Став священником, он преподавал Закон Божий в церковноприходских школах и школе грамоты. В 1908 г. о. Александр был назначен благочинным 6-го округа Карсунского уезда, переименованного при советской власти в Инзенский район. В 1914 г. он был награжден наперсным крестом.

Зимой 1932 г. в Средневолжском крае на территории бывшей Симбирской губернии было начато дело «об организации реакционных ячеек из числа церковных активистов тихоновского толка в селах Инзенского и Чамзинского районов Средневолжского края». Вместе с другими 25 февраля 1932 г. был арестован и заключен в тюрьму в городе Сызрани и о. Александр Телемаков.

Всех арестованных обвинили в том, что они «проводили нелегальные сборища для читки поучений черносотенного характера, книг Сергея Нилуса, а также староцерковно-монархических книг (Библии, житий святых, Иоанна Златоустого и т.д.), используя для этой цели религиозные предрассудки крестьянских масс и проработки прочитанного в духе его преломления к настоящему времени».

7 апреля 1932 г. тройка ОГПУ приговорила о. Александра к пяти годам заключения в концлагерь, которое той же тройкой было заменено на пять лет ссылки в Северный край, и о. Александр был отправлен в Архангельскую область.

Когда о. Александр вернулся из ссылки в село Чумакино, то, хотя храм был закрыт, жители не оставляли надежды возобновить в нем богослужения. Возвращение священника вселило в них надежду добиться открытия храма. В это время была принята новая конституция, в которой было заявлено о лояльном отношении государства к Церкви, и в связи с этим было отменено поражение в гражданских правах священников.

Прихожане обратились за разрешением на открытие храма к председателю сельсовета. Тот дал согласие, но с условием, что они выплатят финансовую задолженность за все годы, что храм был закрыт. Этой задолженности набралось 1132 рубля, и председатель был уверен, что обнищавшее население не сумеет собрать нужную сумму. У крестьян таких денег действительно не было, и они стали собирать сельскохозяйственные продукты, которые специально уполномоченные от них люди продавали, и так постепенно набрали всю сумму. На праздник Крещения Господня, 19 января 1937 г., было совершено первое богослужение, и в течение месяца службы совершались по воскресным дням. И тогда председатель сельсовета распорядился закрыть храм, запретив верующим собираться вместе для решения приходских вопросов. Но и после закрытия храма священник продолжал крестить и совершать по необходимости требы в домах прихожан, а дома служил.

4 марта прихожане обратились с заявлением об открытии храма в райисполком, но ответа на это заявление не получили.

26 мая 1937 г. члены церковного совета обратились с заявлением к заведующему приемом жалоб отдела по религиозным культам, в котором они, изложив историю всех притеснений со стороны председателя сельсовета, написали, что в их селе, согласно последней переписи, проживает 1178 душ обоего пола, а число неверующих среди них всего 30 человек. Но и это письмо осталось без ответа.

24 декабря 1937 г. о. Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Ульяновске. Следователь спросил священника, занимался ли он без разрешения сельсовета богослужениями в церкви, а после ее закрытия совершал ли религиозные обряды нелегально у себя дома. Отец Александр ответил, что, действительно, служил без регистрации в районном совете, но согласие на эти службы было дано сельсоветом; а что касается службы дома, то он служил для себя. Следователь предъявил священнику обвинение в ведении им контрреволюционной агитации против конституции и в выступлениях против выборов в Верховный Совет. Отец Александр виновным себя в этом не признал.

Через день следствие было закончено, и 29 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу. Священник Александр Телемаков был расстрелян 19 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле.

 

Дорофея мц. Мцц. Дорофея дева, жены Христина, Каллиста и мч. Феофил Кесарийские (Каппадокийские) (288-300). Святая мученица Дорофея за веру Христову была обезглавлена. Свв. Христина и Каллиста сначала из боязни мучений отреклись от Христа, но потом были уговорены св. Дорофей и опять обратились к Нему, за что и были сожжены в смоляной бочке. Св. Феофил – ученый язычник – был обращен ко Христу св. Дорофею и после мучений обезглавлен.

Мученики Евиласий, Фавста и Максим Мц. Фавста дева и мчч. Евиласий и Максим Кизические (305-311). Мученица Фавста, дочь богатых и благочестивых родителей, живших в Кизике, была воспитана в благочестии и в ранних летах осталась сиротой. Когда царь Максимиан узнал о ее благочестивой жизни, то послал жреца Евиласия склонить ее к отречению от Христа. Видя непреклонность св. Фавсты, Евиласий приказал положить ее в деревянный ящик и, заколотив крышку наглухо, перепиливать ящик пилой. Но ящик не поддавался пиле, так что переменили несколько пил. Тогда Евласий приказал жечь ящик, но и огонь не действовал. После этого Евласий сам принял христианскую веру. Узнав об обращении Евласия, царь послал своего приближенного Максима расследовать дело его обращения. Максим подверг мучениям обоих – Фавсту и Евласия: в тела их вбивали гвозди, бросали их в котел с серой и смолой, но это нисколько не повредило мученикам и так повлияло на него, что он и сам пожелал стать мучеником Христовым. Он бросился к Фасте и Евиласию в котел. Тут послышался голос с неба: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. XI, 28), – и святые мученики скончались.

Мученик Иулиан Эмесский Мч. Иулиан Эмесский (Емисский) (312). Был искусным врачом, происходил из финикийцев. Исцеляя телесные болезни, он исцелял многих и духовно, то есть обращал ко Христу. Когда узнал он, что епископ Силуан, диакон Лука и чтец Мокий (память их 29 янв.) осуждены на съедение зверям за веру Христову, то явился к ним и убеждал не бояться мученической смерти, но был схвачен сам и заключен в тесное ущелье. Здесь вбили ему в голову и тело несколько гвоздей, отчего он и скончался. Это было в царствование Максимиана.

Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (VI). Св. Варсонофий происходил из Египта. Это был великий подвижник. Необыкновенность его подвига состояла в том, что он удалился в пустыню вместе с одним из своих духовных друзей, св. Иоанном, и затворился в келье. Св. Иоанн за свою прозорливость был прозван «Пророком». 18 лет прожили они вместе в келье, а после смерти своего друга Варсонофий предался совершенному безмолвию, нарушая его только для блага церкви. Скончался он в 563 г.

Фотий Константинопольский Свт. Фотий, патриарх Константинопольский (891). Св. Фотий был с юных лет воспитан своими родителями в истинах святой веры и благочестия. Он отличался также высокими познаниями во всех светских науках. Он был слава своего века. Однако, хотя его высокая развитость и благочестие давали ему право и полную возможность занять одну из высших должностей, он не стремился к ним: его более привлекало к себе простое смиренное иночество. Вот поэтому, когда ему предложили занять патриарший престол, он решительно отказался от этой великой чести. Несмотря на это, его практически насильно заставили сделать это. Патриарх Фотий ревностно принялся за устроение дел церкви. Между прочим, на его долю выпало счастье содействовать распространению христианства среди славян, еще не просвещенных в то время светом веры Христовой. Так, по случаю крещения болгарского князя Бориса, он послал в Болгарию архиепископа и священников для христианского просвещения болгар. Далее Фотий послал в Моравию свв. братьев Кирилла и Мефодия для распространения там христианской веры, о чем просил его и греческого императора моравский князь Ростислав.

В то время как Фотий подвизался в распространении христианства, папа Римский Николай начал борьбу с греческой церковью: он изгнал из Болгарии греческих священников и послал туда своих, латинских, которые начали вводить там свои обряды и обычаи. Фотий, конечно, не мог спокойно смотреть на такое своеволие Римского папы, попиравшего православие. Он созвал собор, на котором требования папы Николая I были отвергнуты и нововведения римской церкви были осуждены.

Вскоре, однако, обстоятельства изменились. Византийский император Василий Македонянин, по наущению папы, заключил Фотия в монастырь под стражу. Созванный затем в 869 г. для осуждения Фотия собор подчинился влиянию папы, признав его главенство, и осудил Фотия. Последний был заточен в ссылку, где и находился 7 лет. Терпеливо переносил поборник православия свое заточение; он сознавал, что его осудили несправедливо.

Справедливость, в конце концов, восторжествовала. Император освободил Фотия из ссылки и даже поручил ему воспитание своих детей. После же смерти патриарха Игнатия, поставленного на патриарший престол после низложения Фотия, последний (Фотий) опять занял свою кафедру. Собор 879 года признал его законным патриархом. Папа Римский вынужден был примириться с этим.

Фотий и теперь не делал папе никаких уступок. Латинские священники вынуждены были удалиться из Болгарии, и там утвердилось православное богослужение. Видя безуспешность своих попыток, папа предал Фотия анафеме. Преемники папы также следовали примеру своего предшественника.

Своими происками они достигли того, что Фотий опять был удален с кафедры и умер в изгнании (886 г.). После него осталось много его сочинений. Они ставят его в один ряд с великими писателями всех веков.

Прп. Арсений Икалтойский, Грузинский (1127).

Мученики Марфа, Мария и Ликарион отрок Мцц. девы Марфа, Мария и брат их Ликарион отрок Азийские. Святые Марфа и Мария, родные сестры жили в Асии (Малая Азия) и горели желанием принять страдания за Христа.

Однажды мимо их дома проходил военачальник-язычник. Сестры вышли к нему и громко объявили, что они христианки. После этого Марфа, Мария и брат их Ликарион были схвачены и распяты на крестах. При казни присутствовала и их мать, которая укрепляла детей в страдании за Господа. Наконец, святых сестер пронзили копьями, а святой отрок Ликарион был усечен мечом. 

Мчч. Фавст епископ, Василий и Силуан – скончались от меча.

Св. Севастиан.

 

Елецкая-Харьковская икона Божией Матери (XVII). Этот список с Елецкой-Черниговской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы (память 5 февраля) находился в харьковском Успенском соборе с 1687 года, куда ее отдал находящийся при смерти окольничий князь Даниил Баратинский после возвращения из похода в Крым.

Этот образ Божией Матери также прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая-Черниговская».

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz