Краткие жития святых, православные праздники и события

28 февраля / 12 марта

 

Прп. Василий, исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Сщмч. Сергия пресвитера (1932).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450).      

 

29 февраля / 13 марта

 

Прп. Кассиана Римлянина (435). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V). Прмч. Феоктириста (VIII).

Девпетерувской иконы Божией Матери (1392).

 

Преподобный Василий Декаполит, исповедник Прп. Василий Декаполит, исповедник, спостник прп. Прокопия Декаполита (ок. 750). Он жил в царствование Льва Исаврянина, воздвигшего гонения на св. иконы. Оставив мир с его соблазнами, Василий поступил в монастырь, где проводил время в подвигах молитвы и поста. Когда воздвигнута была иконоборческая ересь, прп. Василий восстал против нее вместе с св. Прокопием Декаполитом (память 27 февр.), своим другом и сопостником. Его заключили в темницу, где он томился очень долгое время – до смерти нечестивого царя (741), когда, наконец, был выпущен на свободу. После этого прочее время своей жизни прп. Василий провел в иноческих подвигах, обращая многих к вере православной. После нескольких лет богоугодной жизни он скончался (в начале IX в.).

Арсений (Мацеевич), Митрополит Ростовский и Ярославский Сщмч. Арсений, митр. Ростовский (1772). Священномученик Арсений (Мацеевич) родился в 1697 г. (по другим данным в 1696 г.). Он был сыном священника из Владимиро-Волынской епархии, Тогда еще подвластной Польше. Он учился во Львовской школе и Киевской Духовной академии, в 1733 г. был уже монахом. В монашестве и священстве провел всю жизнь в Великороссии. В 1734–1737 гг. о. Арсений участвовал в Камчатской экспедиции.  В 1740 г. он был назначен митрополитом Тобольским, а в 1742 г. перемещен на Ростовскую кафедру с назначением членом Св. Синода. Митрополит  Арсений был противником церковной реформы Петра I. Несмотря на близость ко двору, святитель оставался ревностным защитником Православной Церкви, ее прав и имущества и не останавливался перед обличением даже императорских особ, если они действовали незаконно. Еще в 1740 г. он отказался присягать регентше Анне Леопольдовне, потому что она оставалась протестанткой; отказался принять существовавшую формулу присяги для членов Синода как противную Церкви, выступал за упразднение самой синодальной формы управления Церковью и делает вывод о необходимости восстановления Патриаршества. Еще более обострились его отношения с властью в конце царствования Елисаветы, затем при Петре III и Екатерине II, которая предала его суду Синода. За попытку противодействовать секуляризации церковного имущества он в 1763 г. был лишен сана митрополита и священства, а в 1767 г. расстрижен и под именем Андрея Враля помещен в Ревельский каземат, где, терпя тяжкие лишения, голод и холод, принял 28 февраля 1772 г. мученическую кончину за Христа и Его Церковь. Во время суда над ним откровенно укорял своих собратий и прозорливо предрек их судьбу. Еще при своей жизни святитель был почитаем народом Божиим как мученик за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность.

Священномученик Арсений был канонизирован деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

 

Сщмч. Сергий (Увицкий) пресвитер (1932): Новомуч.

 

Священномученик Нестор Пергийский Сщмч. Нестор, еп. Пергийский, Магиддийский (250). Отличался особенно кротостью. За исповедание христианской веры взят на мученье князем Иринархом во время молитвы, в царствование нечестивого Декия (249 - 251). О предстоящем ему страдании он был извещен особым откровением - видением агнца, уготованного к закланию. Правитель города Магиддиса отправил его на суд в Пергию. На пути туда святой Нестор укрепился духом - он слышал Глас с неба, после чего произошло землетрясение. В Пергии после страшных истязаний священномученик был распят на кресте.

Прп. Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин (435) (память переносится с 29 февраля). Происходил он из Рима. Родители его, принадлежащие к высшему сословию, отличались благочестивой жизнью. В благочестии они старались воспитать и сына своего Кассиана. С ранней юности своей проявлял он любовь к наукам и изучению книг св. Писания. Отличаясь ясностью ума и трудолюбием, Кассиан сначала постарался изучить светские науки – философию и астрономию. После этого он обратился к изучению св. Писания, которое через некоторое время он так прекрасно знал, что его считали в этом отношении одним из выдающихся людей своего времени. Благочестивые познания соединялись у Кассиана с другими его высокими добродетелями: так соблюдал девство, душевную чистоту и благонравие. Чем далее жил прп. Кассиан, тем более и более охватывала его жажда всецело отдаться служению Господу. И вот Кассиан оставил свое отечество и отправился в Вифлеем, где и постригся в одной из обителей.

Подвизаясь здесь, Кассиан сошелся с одним иноком, по имени Герман. Живя в одной келье, они горячо привязались друг к другу. Глядя на дружбу молодых людей, на их благочестие и смирение, вся братия искренне любила их.

В Вифлеемском монастыре прп. Кассиан с Германом пробыли около двух лет, приучая себя к тяжелой, требующей поста жизни и к другим подвигам. Эти подвиги возбудили в них желание новых, высших подвигов, и они ушли в пустынное место, чтобы там проводить безмолвную жизнь. Затем, желая получить от святых пустынножителей необходимые в иноческой жизни наставления, молодые подвижники отправились в путешествие и обошли все монастыри Египта, Фиваиды, Азии, Понта, Каппадокии и Нитрийской горы.

Суровую и тяжелую жизнь проводили Кассиан и Герман во время этого путешествия, продолжавшегося семь лет. Прежде всего, они не имели постоянного жилища, ибо переходили с одного места на другое. Одежда их была весьма ветхая, ходили они босиком, спали на рогоже, все необходимое для жизни они доставали с большим трудом, так, например, воду им приходилось иногда носить за три тысячи шагов.

Путешествуя, Кассиан и Герман прибыли в Константинополь, чтобы послушать св. Иоанна Златоуста. Здесь Кассиан был поставлен во диакона. Впоследствии он перешел в город Массилию (теперешний Марсель Южной Франции), принял здесь сан пресвитера и основал два общежительных монастыря – мужской и женский. Таким образом, прп. Кассиан первый ввел в Галлии иноческую общежительную жизнь.

Кончина его относится к 435 году, мощи его почивают в г. Марселе.

Прп. Иоанн, нареченный Варсонофием, еп. Дамасский, Нитрийский (V) (память переносится с 29 февраля). Св. Иоанн был родом из Палестины. Восемнадцати лет он принял крещение и поступил в иноки одной из палестинских обителей. За свою высокую подвижническую жизнь он был поставлен дамасским архиепископом и в этом сане много потрудился для спасения вверенного ему стада Христова. Написав много душеполезных книг св. Иоанн мирно скончался во второй половине V века.

Преподобная Марина Прпп. Марина (Марана) иКира прп.Кира Берийские (Македонские) (ок. 450). По свидетельству блаженного Феодорита, еп. Киррского, эти прпп. жены, происходили из сирийского города Берии. Родители их были богаты и знатны. Но они пренебрегли знатностью своего происхождения, ибо рано познали суету наслаждений земных и неизъяснимую прелесть вечных благ, к которым и устремились, отстранившись от мира. Достигнув совершенного возраста, Марина и Кира удалились из отечественного города Берии и, избрав вне его небольшое место, обложили его со всех сторон землею и камнями, оставив только небольшое отверстие для подачи им небольшого количества пищи.

Так под открытым небом и стали они здесь подвизаться. В качестве подвига они избрали для себя самое трудное – молчание, которое прерывали лишь через каждые 50 дней, и то на одни только сутки. Из пищи подвижницы принимали только хлеб и воду. Вслед за ними на место их подвигов пришли прежние их служанки, которые пожелали приобщиться к подвижнической жизни своих госпож. Все они были помещены в отдельном небольшом домике близ ограды, за которой подвизались Марина и Кира. Они стали наблюдать за вновь прибывшими подвижницами, возбуждая их к подвигам молитвы и поста, руководить ими на трудном подвижническом пути, оставаясь для них высшими образцами добродетели.

Эти две подвижницы, не довольствуясь отречением от мира и его соблазнов, подвигами молчания и не стяжательства, изобрели для себя новые тяготы: обременили себя веригами. Они были так тяжелы, что Кира, слабая телом, не могла выпрямиться, и всегда была согнута до земли. Блаженный Феодорит, которого эти подвижницы только одного впускали в свое жилище из уважения к его сану, видя их тяжелые вериги, убеждал их не обременять себя сверх меры. Пока он беседовал с подвижницами, они, действительно, соглашались с ним и снимали с себя вериги, но едва он уходил, как они опять возлагали их на себя.

Так подвизались Марина и Кира в своем уединении 40 лет, восходя от силы в силу. Насколько велики их были подвиги, показывает то, что в течение 3-х лет они принимали пищу только через промежуток в 40 дней, а нарушали свое уединение всего лишь два раза в течение всего времени своих подвигов. В первый раз они допустили это для того, чтобы совершить путешествие в Иерусалим на поклонение живоносному гробу Господню. Во время этого путешествия Марина и Кира не принимали никакой пищи до тех пор, пока не прибыли в Иерусалим и не поклонились святым местам. Возвращаясь назад, они прошли расстояние, заключавшее в себе 20 стадий, также ничего не вкушая. Такой же подвиг совершили они и тогда, когда предприняли путешествие, чтобы поклониться гробу победоносной первомученице Фекле (в Исаврии).

Сщмч. Протерий, патриарх Александрийский (457), и с ним 6 мчч. Египетских. Сщмч. Протерий был патриархом Александрийским после нечестивого Диоскора, зараженного монофизитской ересью. Во время патриаршества Диоскора, распространявшего ересь, Протерий пребывал в сане пресвитера. Его все знали, как человека, отличающегося благочестивым настроением и исполненного боговдохновенного разума. Как человек богопросвещенный, он понимал нечестие той ереси, которой держался Диоскор, и сильно противостоял еретикам. Желая склонить Протерия на свою сторону, Диоскор старался относиться к нему возможно ласковее и даже почтил его саном протопресвитера, но все было безуспешно: св. Протерий был по-прежнему непоколебим и продолжал обличать еретиков. Наконец нечестивая ересь монофизитов (иначе ересь Евтихия) была осуждена на IV Вселенском Соборе (Халкиндонском, 451 г.). Диоскор, как приверженец этой ереси, был низвергнут со своего сана; на его место, по желанию православных архиереев, клириков и народа, был избран и поставлен в патриархи Александрийские св. Протерий, как человек, наиболее достойный этого сана.

Ему предстояла тяжелая работа по искоренению монофизитской ереси из александрийской паствы, среди которой она весьма укоренилась. Приверженцы Диоскора были недовольны возведением Протерия в патриархи и стали вести против него интриги и козни в народе. Поэтому, когда Протерий, вступив в управление александрийской кафедрой, стал исповедовать православное учение о двух естествах (божественном и человеческом) в Иисусе Христе, утвержденное отцами церкви на Халкиндонском соборе, то против него в народе, по наущению приверженцев Диоскора, вспыхнул мятеж. В самом духовенстве Александрии произошел полный раскол. Некоторые из пресвитеров и клириков не захотели иметь общения с православными и перестали повиноваться своему законному патриарху, и вообще одни признавали ново поставленного патриарха и держались православия, другие же проклинали исповедание веры, принятое на Халкиндонском соборе, и требовали возвращения на патриарший престол Диоскора. Волнения в народе достигли такой степени, что для усмирения возмутителей прибыл из Фиваиды консул с сильным отрядом воинов. Толпа встретила воинов камнями и оскорблениями. Видя многочисленность и озлобленность толпы, воины затворились в языческом храме Сераписа. Толпа сожгла храм и всех бывших в нем воинов. Царствующий в то время благочестивый император Маркиан, узнав о таком злодеянии александрийцев, сильно разгневался и послал в Александрию еще большие военные силы. Мятеж был усмирен. По приказанию Маркиана, у александрийцев, в наказание, были отняты народные бани и другие угодья; свобода их была ограничена, бывшие у них народные представления закрыты. Граждане, скорбя по поводу царского гнева, просили Протерия, чтобы он отправился к царю и ходатайствовал за опальный город. Кроткий Протерий забыл обиды, нанесенные ему мятежниками, и отправился в Константинополь к Маркиану. Император милостиво выслушал его ходатайство за мятежный город и исполнил все его просьбы. Вернувшись в Александрию, св. Протерий некоторое время мирно управлял своею паствой. Но вот скончался покровитель православия благочестивый император Маркиан. Еретики опять задумали восстание. Возмущая простой народ, они постарались вооружить против Протерия и египетских монахов, прибегнув к обману. В темную, безлунную ночь один из еретиков, одевшись в темную одежду, обходил жилища иноков под видом ангела, наставляя их против св. Протерия и постановлений Халкиндонского собора.

Все иноки приняли эти слова за повеление Божие и, собравшись вместе, отправились в Александрию. При этом еретики продолжали прельщать народ, иногда даже подкупами. Случилось так, что в это время консула императорского не было в Александрии. Мятежники воспользовались этим и двинулись всей толпой к храму. Находившиеся среди них отлученные за ересь два епископа и клирики посвятили лидера еретиков Тимофея Елура в епископы и нарекли его патриархом александрийским.

Видя такое бесстыдное попрание закона Божия и повеления царского, св. Протерий ночью ушел из города. На пути он лег отдохнуть. Ему было сонное видение; явился пророк Исаия и сказал: «Возвратись во град, там я буду ждать тебя». Размыслив о сем видении, св. Протерий уразумел, что ему предстоит мученическая кончина. Возвратившись в город, он вошел в церковную крестильницу. Мятежники, тщетно разыскивавшие его повсюду всю ночь, узнав, где он находится, ворвались в крестильницу и убили его и находившихся с ним 6 человек. При этом бесчеловечные мучители истерзали все тело святителя железными палками. Не удовольствовавшись убиением, мучители, привязав к ногам мученика веревки, повлекли тело его на середину города, нанося при этом удары ему различными орудиями; затем разложили большой костер и сожгли на нем тело мученика, а прах его развеяли по ветру. По приказанию самозваного патриарха Тимофея Елура, был сожжен даже архиерейский престол, на котором восседал св. Протерий.

Но скоро Тимофей Елур получил за свои деяния достойное возмездие. Когда он начал смещать с кафедр некоторых православных епископов, замещая их своими сторонниками, то православные восстали против беззаконий, чинимых им, и обратились с жалобой к тогдашнему императору Льву Великому. Сильно скорбел император о произошедшем убийстве св. Протерия. В Александрию были посланы войска, которые достойно наказали мятежников. Самого Тимофея Елура лишили сана, отлучили от церкви и послали на заточение в Гангры, где был некогда в заточении и учитель его Диоскор. Патриархом Александрийским был избран Тимофей, по прозванию Салофакиол, человек, отличавшийся мудростью, твердою верой и добродетельной жизнью, за что он и пользовался у всех любовью и уважением. Под его мудрым управлением наступил в александрийской церкви мир и спокойствие.

Святой праведный Николай, Христа ради юродивый, Псковский Блж. Николай Салос, Христа ради юродивый, Псковский (1576). Была зима 1570 г. Разгромив Новгород, царь Иоанн Грозный с тем же намерением подступил к Пскову. В субботу на 1-й седмице Великого поста (см. 20 февр. – житие прмч. Корнилия) царь остановился на ночлег в 5 верстах от города. Странная борьба происходила в душе его: предсмертные слова прп. Арсения (память его 8 мая): «Я буду неотступен от тебя во Пскове» - звучали в ушах его. «Теперь во Пскове все трепещут, - говорил он приближенным, - но напрасно: я не сотворю им зла». Действительно, в городе происходило смятение, вести об участи Новгорода уже достигли до него, и жители не знали, что им делать: бежать всем в леса? Сопротивляться? В то же время между местным архиепископом, воеводой – князем Юрием Токмаковым – и Христа ради юродивым Николаем Салосом происходило совещание. По совету юродивого решено было устроить торжественную встречу. И когда царь, окруженный опричниками, вступил в город, он увидел, что перед каждым домом поставлены столы с хлебом и солью, а рядом со столами – на коленях граждане с женами и детьми.

Злоба опять закипела в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. В это время на палочке, как дитя, подъехал к нему юродивый. «Иванушка, Иванушка, – покушай хлеба и соли, а не человеческой крови». Царь велел схватить его, но юродивый скрылся. Царь вошел в Троицкий собор, и там начался молебен. После молебна блаженный опять подошел к нему и пригласил в свою келью: он жил под соборной колокольней. Царь, который успел уже немного успокоиться, согласился.

В чисто убранной келье на лавке была разостлана скатерть, а на ней лежал кусок сырого мяса. «Покушай, Иванушка», – ласково сказал блаженный. «Я христианин, – сказал царь, – мяса постом не ем!» – «Ты делаешь хуже, – строго возразил ему блаженный, – ты питаешься плотью и кровью человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!» Злоба опять закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. «Оставь нас, прохожий человек, – строгим голосом сказал тогда блаженный, – ступай скорее от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. И в это самое время поспешно входит опричник и докладывает, что любимый царский конь пал. Тогда только царь опомнился – он поспешно вышел из кельи, приказал немедленно прекратить грабеж и выступать из города. Однако же награбленную добычу отвезли в Москву. Когда же 28 февраля 1576 г. блаженный Николай скончался, то благодарные граждане погребли его в Троицком соборе, где хоронили только князей и архипастырей.

Когда же в 1581 г. во время осады Пскова блаженного Николая увидели молящимся пред Пресвятою Богородицею с прочими угодниками Российскими и местными Псковскими, то, согласно этому видению, была написана икона Пресвятой Богородицы с предстоящими вышеупомянутыми угодниками (см. 20 февр. – житие прмч. Корнилия), среди которых был изображен и блаженный Николай.

Празднование этой иконы было установлено 1 октября, и с того же времени стала праздноваться и память св. блаженного Николая. Запись чудес его, существовавшая еще в XVIII в., утрачена неизвестно когда.[«Салос» в переводе с греческого – «блаженный, юродивый».]

Память его празднуется 28 февраля в день представления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Мц. Кир-Анна (мудрейшая) (1751). Она родилась в Ависсоке, принадлежащем к Фессалоникийской епархии. Родители ее, люди благочестивые, воспитали ее в благочестивой жизни и в православной вере. К несчастью для нее, она имела сколь прекрасные душевные качества, столь же прекрасную наружность. И вот на нее обратил внимание один янычар, сборщик податей. Кир-Анна, конечно, отвергла его ласкательства и попытки сблизиться с нею. Это не остановило пылкого янычара. Он прибег к решительной мере: увез ее насильно из родительского дома. Так как, однако, она продолжала отвергать его, то он представил ее судье с жалобой, что она дала согласие быть его женой, но потом отказывается сделать это, равно как отказывается исполнить и другое данное ему обещание: принять мусульманскую веру. Родители Кир-Анны пытались освободить свою дочь, но все попытки их были безуспешны. Между тем, янычар и судья предпринимали всевозможные меры к тому, чтобы склонить молодую девушку к любодеянию и нарушению православной веры. Когда ласковые уговоры и увещания не подействовали, они заключили ее в тюрьму, где начали истязать так жестоко, что она часто падала замертво. Это совершалось днем. Ночью же узницу начинал мучить тюремный пристав: он вешал ее с закованными в цепи руками, бил, чем попало, и часто оставлял ее висеть на холоде, а в это время стояла уже зима…

Зверство турок обличали даже их единомышленники, заключенные в темницу, и евреи, попавшие сюда же. Они осыпали упреками тюремного пристава, мучившего неповинную девушку, и иногда, несмотря на его гнев, даже решались облегчить ее мучения. Издевательства над Кир-Анной продолжались целую неделю. Наконец, случилось так, что разъяренный тюремный пристав, бросившись на Кир-Анну, ударил ее огромным концом переломленного шеста. После этого Кир-Анна вскоре, в страшных мучениях скончалась. Тело мученицы было взято благочестивыми христианами и погребено за городом, где обыкновенно погребали всех христиан.

Прмч. Феоктирист (Феоктирикт), игумен Пеликитский (VIII) (память переносится с 29 февраля). Он был иноком Медикийской пустыни (в Вифинии) и известен, как духовный писатель. Ему принадлежит канон Богоматери: «Многими одержим напастьми». При Константине Копрониме (VIII в.) он был соучастником страданий св. Стефана Нового, тогда ему были обожжены смолой нос и руки. Скончался он в 826 г.

Свт. Мелетий, архиеп. Харьковский и Ахтырский (1840) (память переносится с 29 февраля). Память его празднуется также 12 февраля (жизнеописание его приведено в этот день)  в день тезоименитства со свт. Мелетием Антиохийским (†381), 29 февр. (28 февр. в не високосный год) в день преставления и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых.

Апп. Симон Киринейский, Нимфа и Еввул. О них упоминает ап. Павел в послании к Колоссянам: «Приветствуйте Нимфана и домашнюю церковь его…».

Мч. Аврикий. Скончался от меча.

Св. Киприан Кипрский (свт. Маркелл, еп. Апамеи Кипрской).

Св. Евагрий.

Св. Нифонт.

 

Память 29 февраля:

Мч. Варвар.

Мц. Мелания.

Прп. Лев Каппадокийский. Подвизался в царствование императора Тиверия.

Мчч. Аверкий и Вениамин.

Прп. Паисий пустынник.

 

 

Девпетерувская (1392) и Девпетерувская-Тамбовская (1833) иконы Божией Матери (память переносится с 29 февраля). Чудотворная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1392 г. Подлинный список с нее находился в с. Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда. На иконе изображена Божия Матерь со стоящим младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Его покоится правая рука Богоматери.

После закрытия и разграбления храма в 1937 г. икона исчезла. Не сохранились и исторические сведения, связанные с этим образом Богородицы. Первые службы в разрушенном до руин храме с. Батюшково начались в 1997 г.

В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима (память его 28 июля), находился другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед нею Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу. Особенно она прославилась в 1833 г., вследствие одного чудесного события.

Одна женщина, муж которой, по ложному обвинению, был заключен в тюрьму, увидела во сне неизвестного ей старца, который приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить перед нею молебен. Он показал ей также и саму икону. Женщина отыскала эту икону и просила отслужить перед нею молебен. Вскоре после этого ее муж был оправдан и выпущен из тюрьмы.

Милостью Божией этот чудотворный келейный (владыки Питирима) образ Пресвятой Богородицы сохранился и сейчас снова пребывает в Тамбовском Спасо-Преображенском соборе. В большие праздники при службе архиерейским чином он выносится для поклонения верующим. А на аналое слева от мощей свт. Питирима находится список Девпетерувской иконы Божией Матери конца XIX – начала XX века.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz