Краткие жития святых, православные праздники и события

12/25 февраля

 

Иверской иконы Божией Матери (IX). Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (381). Свт. Московского Алексия, всея России, чудотворца (1378). Свт. Мелетия, архиеп. Харьковский (1840).

Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, патриарха Константинопольского (895). 

 

Икона Божией Матери Иверская Иверская икона Божией Матери (IX). Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Она находится в Иверском монастыре на Афоне с 999 г., куда чудесно прибыла по водам Мраморного моря, пущенная на воду из г. Никеи во времена гонений на иконы в IX в. В царствование Алексея Михайловича, при патриархе Никоне, в бытность его тогда еще архим. Новоспасского монастыря, по его желанию, в 1648 г. был привезен в Москву список с этой иконы, весьма сходный с подлинником. Этот образ прославился в Москве многими чудотворениями. Иверская икона очень чтится в Москве. Сказание об Иверской иконе следующее. В IX в. по Р.Х., в царствование греческого императора Феофила, свирепствовало жестокое гонение на св. иконы. Православные чтители иконы были предаваемы истязаниям, а сами иконы извергались из храмов и сжигались. По всем городам и селениям были разосланы тайные соглядатаи для того, чтобы отыскивать скрытые иконы со строгим повелением истреблять их. В то время жила недалеко он Никеи одна богатая, благочестивая и добродетельная вдова с юным сыном. У нее была чудотворная икона Божией Матери, к которой она имела особую веру и благоговение. Устроив близ своего дома церковь, она поставила в ней сию святую икону и часто изливала пред нею теплые молитвы. Царские соглядатаи увидели сию святыню и грозно сказали вдове: «Давай денег, или мы исполним сейчас царскую волю – замучим тебя». Вдова уверила их, что к завтрашнему дню подготовит требуемую ими сумму. Корыстолюбивые истязатели согласились подождать. Вдова, по уходе воинов, вместе с сыном ночью пошла в церковь, долго она молилась перед святою иконою, преклонив колена, воздевая руки к небу и орошая землю слезами, и потом с трепетом и благоговением отнесла образ на морской берег. Там она снова пала перед иконою и умиленно взывала к Царице Небесной: «Владычица мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ твой от потопления!». С сими словами она опустила икону в море и увидела чудную вещь: святая икона не упала ниц на воду, но стала прямо и в таком положении понеслась по волнам к западу. Утешенная сим видением, вдова поблагодарила Господа и Пречистую Матерь Его и, обернувшись к сыну своему, сказала: «Теперь исполнится наше надежда и желание, не тщетно будет наше благочестие к Богу и благоговение ко Пресвятой Богородице, теперь я готова за любовь к Ней умереть от рук мучителей, но не желаю твоей смерти. Я не могу удалиться от сюда, а тебя прошу и умоляю бежать». Сын послушался убеждений матери, простился с нею и немедленно отправился в Солунь; впоследствии же перешел оттуда в те пределы Афонской Горы, где была устроена Иверская обитель, сделался иноком и, проведши жизнь в подвигах благочестия, мирно представился ко Господу. Конечно, это переселение его на Афон устроилось по особому Божьему Промышлению, потому что от него и узнали тамошние пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью. Где и сколько времени скрывался этот чудотворный образ Приснодевы, знает только Всеведущий, славное и дивное творящий, Бог. Уже после кончины никейского пришельца иноки Иверской обители увидели на море пламенный столп, касавшейся своей вершиной неба. Объятые изумлением и ужасом, они не смогли сдвинуться с места и только восклицали: «Господи, помилуй!». Несколько дней и ночей кряду повторялось это видение; из всех окрестных монастырей собрались пустынножители и увидели, что огненный столп стоял над иконой Божией Матери; но чем ближе приближались они к ней, тем более икона удалялась. Иноки Иверского монастыря, по приглашению своего настоятеля, собрались в храме и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал их обители сие сокровище – св. икону Пречистой Его Матери, и Господь милостиво услышал их молитву. В то время в Иверской обители жил старец грузин Гавриил (память его 13 мая и 12 июля). Он отличался строгостью жизни и простотой нрава. Сему благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и в помощь; потом войди в море и ступай с верою по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю об этом видении, и наутро все монахи Иверской обители, в молебным пением, с кадилами и лампадами, выступили на морской берег; Гавриил вошел в море, чудодейственно прошел по водам, как по суше, и сподобился принять в свои объятия св. икону. Иноки с благоговейной радостью встретили ее на берегу, устроили там молитвенную храмину, в коей три дня и три ночи совершали молебствие перед иконой; потом внесли ее в соборную церковь и поставили в алтаре.

В следующий день, перед заутреней, монах, зажигающий лампады, вошедши в храм, не нашел в нем новоявленной иконы. После долговременного искания иноки обрели ее на стене, над монастырскими воротами, и отнесли на прежнее место, но в следующее утро снова нашли ее над воротами. Подобное перенесение образа и возвращение его обратно совершалось многократно. Наконец Пречистая опять явилась во сне Гавриилу и сказала: «Объяви братии, чтобы они больше не искушали Меня. Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницею не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые на горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар, и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!» Братия, услышав от Гавриила об этом видении, исполнилась несказанной радостью; построили небольшого объема во славу Пресвятой Богородицы храм при вратах обители и в нем поставили чудотворный Ее образ. С того времени и доныне пребывает она на этом месте, избранном Богоматерью, почему и называется иконою Пресвятой Богородицы Портаитиссы, т.е. Вратарницы, а от имени обители – иконою Иверскою.

Чудеса и исцеления, истекшие по молитвам иноков от Иверской иконы, неисчислимы. Она спасала монастырь от нашествия нечестивых врагов, вызвав бурю на море и потопив тем самым их корабли. Чудесным образом пополняла запасы муки и елея в монастыре. Через врата в монастырь под образом Богородицы никто не мог пройти, имея какую-либо душевную нечистоту.

Вид Богоматери на иконе строг, чем наводит невольный трепет на паломников. На ланите Богоматери и поныне виден знак кровавой раны: по преданию, эту рану нанес ей один из арабов-пиратов по имени Варвар. Удар святотатственной руки сопровождался чудесным истечением из раны крови, а для самого Варвара – побуждением к спасительному покаянию.

На Афоне чудотворному образу Иверской Божией Матери совершается торжественное празднование во второй день Светлой седмицы Пасхи, бывает крестный ход с этой святою иконою на берег, где она была принята с моря отшельником Гавриилом, и там совершается торжественная литургия.

Слава этой святыни распространилась далеко за пределы Афона. Слух о чудотворном образе через паломников разнесся и по России. Настоятель Новоспасского монастыря архим. Никон (будущий патриарх) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря, прибывшего в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать точный список с чудотворной Иверской иконы. Через год копия чудотворного образа в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 г. она была торжественно встречена жителями столицы. Благочестивый Государь Алексей Михайлович выстроил для святыни часовню у Воскресенских ворот, с упованием, что Божественная Вратарница будет покровом и ограждением столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви московская Иверская икона Божией Матери прославлена от Господа многими чудесами, запись которых велась в часовне. В обычае благочестивых москвичей было брать у нее благословение на всякое важное дело. Икону часто возили в дома болящих в, особо для этого устроенной, колеснице, а чтобы часовня не пустовала, в ней ставили другой образ, называемый «Заместительница» (Сейчас находится в Николо-Кузнецком храме). В 1929 г. Иверскую часовню закрыли, а в 1934 г. снесли вместе с Воскресенскими воротами, достоверных сведений о местонахождении иконы нет (некоторые считают, что именно она почитается в храме Воскресения Христова в Сокольниках; согласно последним данным, с ней может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи).

В 1996 г. Иверская часовня была восстановлена, и 25 октября в ней торжественно поставлена специально для того написанная на Афоне копия чудотворного образа. Чтимый список, принадлежащий царевне Софье, принявшей постриг в Новодевичьем монастыре, и теперь пребывает в этой обители. Любовью москвичей пользуется и Иверский образ из храма Ильи Обыденного. Уже в наши дни прославилась чудесами и исцелениями мироточивая Иверская икона из Монреаля, в 1982 г. привезенная с Афона православным испанцем Иосифом Муньосом Кортесом (в октябре 1997 г. хранитель иконы был убит, а чудотворный образ бесследно исчез).

Празднование иконе установлено также 13 (26) октября и во вторник Светлой Седмицы (как принято на Афоне).

Святитель Мелетий Антиохийский Свт. Мелетий, архиеп. Антиохийский (381). Св. Мелетий был уроженцем Митилены Армянской. Сначала он был избран во епископа Севастийского, но беспокойный дух граждан Севастийских заставил его оставить эту кафедру. По предложению антиохийцев, он занял кафедру их города и начал здесь деятельную борьбу с арианами.

Православные поддерживали своего архипастыря; ариане же изгнали Мелетия из церкви. Благодаря их проискам, император Констанций лишил Мелетия кафедры и сослал его в Армению; на его место был избран арианит Евзой. Впоследствии св. Мелетий, по указу Юлиана Отступника, вернулся в Антиохию, но и после этого он еще несколько раз был изгоняем арианами из Антиохии.

При императоре Феодосии Великом на Втором Вселенском Соборе 381 г. председательствующий на нем Мелетий тихо скончался. Присутствующий на соборе св. Григорий Нисский перед лицом всех собравшихся почтил память св. Мелетия похвальным словом. Мощи св. Мелетия из Константинополя были перенесены в Антиохию.

Святитель Алексий, Митрополит Московский и всея Руси, чудотворец Свт. Алексий, митр. Московский и всея России, чудотворец (1378). В миру Елевферий, происходил из семьи Черниговских бояр, переселившихся в Москву. Св. Алексий родился около 1294 г. в Москве. Уже в пятнадцать лет он принял монашеский постриг и поступил в Богоявленский монастырь, близ Кремля. Здесь он подружился с прп. Стефаном, старшим братом прп. Сергия Радонежского. С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. Митр. Московский Феогност прозрел в св. Алексии человека чистого сердца и, рукоположив его во епископа города Владимира-на-Клязьме, поручил ему заведовать судебными делами церкви. Это было великое и многотрудное послушание.

Когда преставился митрополит Феогност, вел. князь Московский Иоанн Иоаннович, по соборному постановлению избрал митрополитом св. Алексия и послал его на посвящение в Царьград к Святейшему Патриарху Филофею. Филофей поставил его митрополитом Киевским и всея России. В юные годы рано осиротевшего св. блгв. кн. Димитрия Донского свт. Алексий был заботливым наставником и воспитателем.

К одним подвигам прилагая другие, свт. Алексий стал духовным светильником для всех, и слава о нем распространилась как среди верующих христиан, так и среди мусульман. Он построил немало монастырей и церквей, но что особенно важно – ввел в монастырях общежительный устав. Преобразовал он и женские монастыри, поставив во главе их игумений, независимых от мужских обителей.

Свт. Алексий был инициатором строительства первых каменных стен Московского Кремля, потому и в духовном, и в земном смысле слова св. Алексий именуется Св. Церковью «граду своему великое утверждение». Святитель много сделал для благоустроения Святой Церкви и Русского государства. Мощи его почивают в кафедральном Богоявленском (Елоховском) соборе в Москве.

Память его отмечается также 20 мая в день обретения мощей и 5 октября вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев.

Свт. Мелетий, архиеп. Харьковский и Ахтырский (1840). Святитель Мелетий, в миру Михаил Иванович Леонтович, родился 6 ноября 1784 г. в селе Старые Санжары Полтавской губернии. После окончания Екатеринославской Духовной семинарии в 1808 г. он был направлен, как лучший воспитанник, в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Духовную академию, которую окончил со степенью магистра богословия с назначением остаться при академии в качестве адъюнкт-профессора греческого языка.

В 1817 г. будущий святитель был переведен в Киев на должность инспектора семинарии и преподавателя греческого языка и церковной истории. После открытия Киевской Духовной академии он был ее первым инспектором. 11 февраля 1820 г., накануне памяти святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского, Михаил Леонтович был пострижен в монашество, с наречением ему имени Мелетий, в соборном храме Киево-Печерского монастыря. В этом же месяце инок Мелетий был посвящен в иеромонаха. Его дальнейшее служение проходило в духовных школах Могилева, Пскова и снова Киева. В 1826 г. состоялось наречение Мелетия во епископа, хиротония происходила в Киево-Софийском соборе.

Святительский путь епископа Мелетия начался с викарного служения в Киевской епархии. С отеческим вниманием святитель относился к питомцам духовных школ, воспитывая их преданными Церкви Христовой; заботился о бедных, вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужения в тюремных церквах. Святитель Мелетий говорил: «Смирение – охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».

В 1828 г. святитель получил назначение на Пермскую кафедру, а в 1831 г. на Иркутскую (основана в 1727 г.) с возведением в сан архиепископа. Большое внимание он уделял просвещению малых народов России светом Евангелия, в годы его правления основаны церкви на Камчатке, на северо-востоке Иркутской епархии и вдоль р. Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Святитель объезжал свою обширную епархию, посетил побережье Охотского моря и Ледовитого океана. Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана, святитель общался с населением, исповедующим ламанизм, он кротко убеждал их оставить заблуждение и объяснял евангельские истины тунгусам, бурятам, камчадалам.

После ухудшения здоровья святителя перевели в 1835 г. на Слободско-Украинскую кафедру (в последствии Харьковская и Ахтырская). Здесь он много способствовал восстановлению монастырей, упраздненных при Екатерине II, и уделял внимание борьбе с расколом. Блаженная кончина святителя Мелетия последовала 29 февраля 1840 г. После причащения Святых Таин, со словами «Ныне отпущаеши…» святитель осенил себя крестным знаменем и отошел ко Господу. Погребен святитель в усыпальнице Крестовой церкви Покровского монастыря.

С первых дней кончины верующие люди уповали на предстательство святителя пред Господом и получали благодатную помощь. Особую надежду верующие жители Харькова возлагали на святителя в годы Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое освобождение города от врагов.

В 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I гробница с мощами святителя была перенесена в Благовещенский кафедральный собор. Со времени утверждения в 1977 г. Святейшим Патриархом Пименом и Святейшим Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святителя о благосостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества.

Память его празднуется сегодня 12 февраля в день тезоименитства со свт. Мелетием Антиохийским (†381), 29 февр. (28 февр. в невисокосный год) в день преставления и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых. 

 

Сщмч. Урван I, еп. Римский (230). Мученически скончался в Риме, где был епископом с 223 по 230 гг.

Прп. Мария Вифинская, именовавшаяся Марином, и отец ее Евгений (VI). Прп. Мария была дочерью одного вифинского христианина по имени Евгений. Потеряв жену, он решил посвятить свою жизнь служению Богу. С этой целью он поселился в обители, находившейся недалеко от Александрии, имение же свое и малолетнюю дочь он поручил попечению одного своего верного друга.

Однако мыль о ребенке не оставляла Евгения, как доброго отца. Настоятель обители, узнав о причине грусти Евгения, разрешил ему взять ребенка в монастырь, не зная, что это девочка. Отец, обрадованный этим разрешением, отправился на родину. Дочь заявила ему, что она чрезвычайно рада оставить суетный мир и жить со своим отцом. Но встал вопрос: как жить в монастыре девочке, когда женщинам было строго запрещено жить в одних стенах с монахами. Мария решила пожертвовать своими волосами, сняла украшения и облеклась в иноческие одежды. Раздав имение свое нищим, отец и дочь явились в монастырь, причем девушка приняла имя монаха Марина. В последующее время они вместе совершали подвиги благочестия. Умирая, отец взял с Марии слово, что она никогда не выдаст инокам тайны своего пола.

Но вот Марину встретило неожиданное искушение. По желанию настоятеля она отправилась к морской пристани, чтобы купить там для монастыря провизии. У хозяина гостиницы была дочь, которая согрешила с одним воином и должна была стать матерью. Прелюбодейка, однако, не созналась отцу в своей вине, а обвинила во всем инока Марина. Настоятель, узнав об этом, позвал к себе мнимого инока Марина и спросил его: «Ты ли согрешил с нею». Святая ответствовала: «Да, я согрешил с нею». Настоятель разгневался и велел иноку навсегда оставить монастырь. Мать девицы, родившей дитя, принесла его к Марии и отдала со словами: «Изволь кормить своего ребенка». Между тем Мария не уходила из монастыря: она осталась за его стенами, под открытым небом, и всех, кто шел в монастырь, слезно просила молиться о ее грешной душе. Так прошло 5 лет. Настоятель монастыря, наконец, сжалился над Марией и пустил ее в монастырь, но при этом поставил условие, чтобы она очищала все отхожие места, мыла власяницы братии и всем прислуживала. Святая охотно приняла это условие и покорно исполняла все то, что ей поручали.

Почила подвижница мирно 12 февраля. Когда братия стала обмывать тело, то с удивлением обнаружила, что оно принадлежит женщине. Увидев ее, настоятель ужаснулся и пал на землю, восклицая: «Заклинаю тебя Богом, не обвини меня пред Ним за то, что я утеснял тебя». В тот же самый день блудная женщина, мучимая угрызением совести и бесовскими наваждениями, покаялась перед ним в своем грехе. По молитвам братии бес оставил ее. Впоследствии мощи Марии были перенесены в Константинополь, где и покоились до 1113 года, когда были увезены в Венецию.

Свт. Антоний, патриарх Константинопольский (895). Святой Антоний (Кавлей) родился в Константинополе в первой половине IX века от благочестивых родителей. Еще с юных лет в нем была замечена наклонность к священному званию. Будучи 12-летним отроком, он по смерти матери поступил в монастырь, где и проводил весьма строгую жизнь. Против его собственного желания он с течением времени был поставлен в иеромонахи, а затем избран в настоятели обители. Будучи настоятелем, он особенно заботился о нищих и бедствующих, так что сам часто приходил в бедственное положение. Рассказывают, что ему явился однажды человек или, может быть, ангел в виде человека, подал узел с золотом и сказал: «Прими это на нужды тех, о которых ты заботишься». Затем быстро исчез… В 833 г. Антоний был поставлен патриархом Константинопольским. В этом высоком звании он сделал много добра для церкви. Мирно почил он в 895 г. Вскоре от мощей его совершилось много чудес. Жизнь Антония Кавлея и чудеса от его мощей описаны современником его философом и оратором Никифором.

Мч. Христ (1748). Св. мч. Христ (или Хрестос) был родом из Албании, а по профессии – садовник. Турки обвинили его в том, что он сначала изъявил желание стать мусульманином, а потом отказался от этого. Долго мучили Христа, пока, наконец, он не был обезглавлен. Это произошло в Царьграде 12 февраля 1748 г.

Прп. Вассиан Угличский (1509). Прп. Вассиан был учеником прп. Паисия Угличского (помять его 6 июня). Он родился в селе Рожалове, в Кесовской волости, г. Бежецкий Верх, и происходил из рода князей Шестихинских (родоначальник которого – св. блгв. князь Феодор Смоленский; память его 19 сент.). Прп. Вассиан пришел в Покровскую обитель, когда ему было33 года, и был пострижен прп. Паисием. Он проходил послушание без ропота и жил в великом воздержании. Пробыв в обители 20 лет, прп. Вассиан просил благословения на безмолвное житие. Учитель благословил его, сказав: «Иди, чадо, вожделенное Христом, с благим ярмом Господним и благоугождай Господу. Вскоре и сам составишь свой монастырь и соберешь иноческое стадо во славу имени Пресвятой Троицы».

В 1492 г. прп. Вассиан оставил обитель, некоторое время он пробыл в Николо-Улейминском монастыре, а потом пошел на глухое место в 30 верстах к югу от Углича и начал подвизаться в отшельничестве. На подаренной местными жителями земле он основал храм во имя Пресвятой Троицы, и вскоре к нему стали собираться желавшие иноческого пострига. До конца своих дней преподобный не прерывал своей связи со своим духовным учителем; прожив в Троицкой обители 17 лет, он представился 12 февраля 1509 г. Через три года некто Герасим получил при его гробе освобождение от нечистого духа, а Валериан – исцеление от расслабления.

В 1548 г. преподобный был прославлен обретением нетленных мощей.

Память его отмечается также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Мчч. Саторнил и Плутин.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz