Краткие жития святых, православные праздники и события

24 февраля / 8 марта

 

Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерский, в ближних Пещерах (ок. 1160).

 

Первое обретение главы Иоанна Предтечи Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Св. Иоанн Креститель был умерщвлен, как известно, Иродом по желанию его жены Иродиады и дочери Соломии. Когда Иродиада получила на блюде голову св. Иоанна, то, по преданию, она пронзила язык святого, обличавший ее так часто, иглою и самую главу не позволила предать погребению вместе с телом. Она боялась, что, если погребут тело св. Иоанна Крестителя вместе с главой, то сей праведник восстанет из мертвых и начнет снова обличать ее. Ученики Иоанна тайно взяли тело его и ночью погребли в Севастии, самарийском городе. Главу же Иоанна Крестителя Иродиада скрыла в отдельном месте своего дворца, которое никому не было известно. Знала о нем только жена Хузы, Иродова приставника, по имени Иоанна, о которой упоминает св. евангелист Лука (VIII, 3). Скорбя о поругании над главою Иоанна Крестителя, она решила взять ее из потаенного места и с честью предать погребению. Так она и поступила, причем местом погребения честной главы она избрала одно из поместий Ирода на горе Елеонской.

Спустя уже много времени после этого некий богатый человек, по имени Иннокентий, обратившись ко Христу, прибыл в Иерусалим и купил тот участок земли на горе Елеонской, где была скрыта благочестивою Иоанной глава Иоанна Крестителя. На этом участке он построил себе келью и стал вести подвижническую жизнь. И вот ему пришла мысль построить небольшую каменную церковь. Для храмового фундамента нужно было выкопать ров. И вот, копая ров, Иннокентий обрел в земле глиняный сосуд и в нем главу Иоанна Предтечи, которую он узнал по различным благодатным знамениям, бывшим от нее, и по особому откровению свыше. Благоговейно хранил он ее, как величайшую святыню, до самой своей кончины. Это обретение было первое.

Перед смертью Иннокентий с тревогой заметил, что неверие и безбожие распространяется по всей стране той,  и боялся, что по его кончине св. глава могла подвергнуться поруганию от неверующих в Иисуса Христа. Поэтому он скрыл ее в землю на том месте, где обрел. Церковь, построенная им, в последствии пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землей. Поэтому никто долгое время не знал, где находится глава Иоанна Крестителя.

Но вот наступило торжество христианской веры. На престоле был св. равноапостольный Константин Великий, мать которого св. Елена стала возобновлять и очищать все иерусалимские святыни. С этого именно времени среди христиан всего мира возникло обыкновение ходить в Палестину для поклонения святым местам.

С этой же целью прибыли в Иерусалим некие два инока. И вот одному из них было сонное видение: явился сам Креститель, открыл то место, где была скрыта его честная глава, и повелел взять ее оттуда. Так как на другую ночь это видение повторилось, и притом уже обоим инокам, то для них уже стало ясно, что это не простой сон. Они отправились на место, которое было указано в сонном видении, начали там копать землю, и обрели честную главу Крестителя. Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли в себе обратно. На пути им встретился один бедный скудельник, житель сирийского города Емессы, шедший в другую страну. Они пошли все вместе. Иноки вскоре поручили скудельнику нести мешок с главою Иоанна Крестителя. Скудельник, не зная содержимого мешка, спокойно нес свою ношу. Вдруг явился ему Иоанн Креститель и велел удалиться от спутников (в наказание их за нерадение). По повелению Крестителя скудельник пришел с главою его в свой дом. Господь, ради главы Иоанна Крестителя благословил этот дом довольством, и скудельник, понимая это, постоянно чтил и благоговейно хранил эту главу, ежедневно кадил перед нею фимиамом, возжигал светильники, молился и старался проводить свою жизнь честно, по заповедям Божиим. Умирая, он открыл свою высокую тайну своей сестре, рассказав о том, как он, ради честной сей главы, избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. При этом скудельник просил благоговейно хранить св. главу Предтечи и передать ее в дальнейшем достойнейшему из христиан.

Так святая глава Крестителя, переходя от одного человека к другому, хранилась долгое время среди благочестивых христиан. Наконец, она была передана некоему Евстафию, жившему недалеко от Емессы. Он был заражен Ариевой ересью и не имел страха Божия. Господу было благоугодно взять у недостойного святыню и его же рукою скрыть ее надолго от взоров православных. Преследуемый за свою ересь, Евстафий оставил свой дом и скрылся, главу же Предтечи положил в одной пещере, чтобы потом по возвращении домой, взять ее оттуда. Но он не мог вернуться домой и умер в изгнании, не успев никому поведать о местонахождении главы Иоанна Предтечи. Впоследствии на месте пещеры, где была скрыта честная глава, поселились благочестивые иноки и устроили обитель. И вот однажды настоятелю этой обители Маркеллу явился во сне Иоанн Предтеча и известил его о месте пребывания своей главы. Маркелл отправился на указанное место и действительно обрел там главу св. Иоанна
Предтечи (в 452 г.).

Об этом обретении повествует сам Маркелл. Тогда же честная глава была перенесена из Емессы в Халхиндон, а оттуда в Константинополь.

Прп. Еразм Печерский (ок. 1160). Инок Печерского монастыря. Истратил все свое имение на церковь и украшение ее св. иконами. Но когда же так его употребил, то стал сожалеть, что не роздал его нищим и впал в уныние от случившегося. Находясь в таком тяжелом душевном состоянии, он заболел и семь дней лежал замертво, а на восьмой день стал проявлять признаки жизни. Братии стало ясно, что зрит он некое видение. Когда св. Еразм совсем пришел в себя, он поведал, что ему явились прпп. Антоний и Феодосий и сказали ему: «Мы молились за тебя, и Господь даровал тебе время для покаяния». Потом явилась ему Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на руках и сказала: «Еразм, как ты украсил Мою церковь и обогатил ее иконами, так и Я тебя украшу и возвеличу тебя в Царствии Сына Моего. Нищие везде с вами, церковь же Моя не везде у вас. Итак, встань, покайся, восприми великий ангельский образ, а на третий день Я возьму тебя после твоего покаяния к Себе за то, что ты возлюбил так благолепие дома Моего». После этого прп. Еразм вслух исповедал пред всей братией свои грехи, поднялся, принял в церкви постриг в великую схиму и на третий день радостно скончался.

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Свт. Илларион, еп. Кизический.

Св. Софроний пресвитер.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz