Краткие жития святых, православные праздники и события

4/17 февраля

 

Прп. Исидора Пелусиотского (436-440). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Прп. Кирилла Новоезерского (1532). Сщмч. Мефодия, еп. Петропавловского (1921); сщмчч. Евстафия, Иоанна, Александра, Сергия, Иоанна, Феодора, Александра, Николая, Алексия, Николая, Алексия, Александра, Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, Иоанна, Петра пресвитеров, прмч. Серафима, прмцц. Рафаилы, Анны, Екатерины, Марии и мчч. Иоанна, Василия, Димитрия, Феодора и Димитрия (1938).

Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мч. Иадора (III). Сщмч. Авраамия, еп. Арвильского (ок. 344-347). Прп. Николая исп., игумена Студийского (868).

 

Преподобный Исидор Пелусиот Прп. Исидор Пелусиот (436-440). Преподобный происходил из города Александрии (в Египте) от богатых и знатных родителей. Получив блестящее образование, он еще в молодые годы постригся в иночество и проводил пустынническую жизнь близ города Пелусия. Он основал здесь монастырь, в котором стал настоятелем, за что и стали его звать «Пелусиотом». Желая послушать св. Иоанна Златоуста, Исидор отправился в Константинополь. Жизнь и писания этого великого столпа церкви произвели неизгладимое впечатление на него, так что он до конца своей жизни остался почитателем знаменитого вселенского учителя. Исидор принимал участие в обличении ереси нечестивого Нестория. Скончался он около 440 г., оставив после себя более двух тысяч сочинений – в виде назидательных «писем» разнообразного содержания.

Святой благоверный князь Георгий Всеволодович Блгв. вел. кн. Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский (1238). Великий князь Георгий (Юрий) родился в 1189 г., был сыном и преемником вел. кн. Всеволода Большое Гнездо. В нем замечательно сочетались воинская доблесть с христианским благочестием. В 1237 г. началось татаро-монгольское нашествие. Враги вторглись и в его владения. Чтобы дать им отпор, кн. Георгий отправился на север для соединения с другими русскими силами. Произошло жестокое сражение на р. Сить в феврале 1238 г. Князь пал смертью храбрых на поле брани, защищая веру и отечество. После битвы епископ Ростовский Кирилл долго искал его останки и, наконец, обрел их с лежащей в стороне головой. Когда же владыка соединил голову святого с его телом, они чудесным образом срослись. Епископ похоронил князя. Через два года его мощи были перенесены в Успенский собор г. Владимира.

Преподобный Кирилл Новоезерский Прп. Кирилл Новоезерский (Новгородский) (1532). Св. Кирилл происходил из дворянского рода Белых из г. Галича-Костромского. С детства любил уединение и, мечтая об иноческой жизни, в пятнадцать лет тайно ушел из дома во Введенский монастырь, что на р. Обноре, к прп. Корнилию Комельскому. Дороги он не знал, из дома не взял никаких припасов и шел, полагаясь на Господа и Его Пречистую Матерь. В пути юноше встретился старец-монах, который проводил его до обители, благословил и стал невидим. Настоятель принял юношу, обучил его основам монастырской жизни и облек в иноческий чин. Молодой инок ревностно исполнял послушания, постом и молитвой изнурял плоть, день и ночь учился слову Божию. Родители оплакивали сына как умершего, но, узнав о его подвижнической жизни, простили за ослушание и сами приняли монашеский постриг. Окрепнув духовно прп. Кирилл, с благословения игумена, предпринял подвиг странничества, обходя святые места Русской земли. Он никогда не заходил в дома, не брал милостыни, ночи проводил, молясь в притворах храмов. Как-то в Тихвинском Большом Богородицком монастыре ему явилась Пресвятая Богородица и велела идти в пределы Белозерские, на пустынный остров Нового озера. Преподобный поселился в указанном месте и поставил там две церкви в честь Воскресения Христова и Богородицы «Одигитрии» («Путеводительницы»). Много искушений испытал он от бесов и злых людей, но все преодолел терпением и молитвой. Весть о его святой жизни распространилась повсюду, и к нему стала стекаться братия – вскоре устроилась обитель. Святой, избранный настоятелем, до конца своих дней мудро управлял ею и служил для иноков образцом подвижничества.

Память его отмечается также 7 ноября (обретение мощей).

 

 Сщмч. Мефодий (Красноперов), еп. Петропавловский (1921): Новомуч. Священномученик Мефодий родился 30 июля 1868 г. в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Платона Красноперова и в крещении был наречен Михаилом. Семья жила очень скудно в материальном отношении, и Михаил с детства узнал бедность и связанные с нею лишения. Но одновременно с этим он познал великую силу веры. Здесь его первым наставником стал отец, учивший сына во всем полагаться на волю Божию, познавать близость к человеку Бога. Михаил окончил Сарапульское духовное училище и Вятскую Духовную семинарию, и в 1890 г. был определен на должность надзирателя Сарапульского духовного училища.

22 октября 1891 г. епископ Сарапульский Афанасий (Пархомович) рукоположил Михаила во священника к Тихвинско-Богородской церкви в селе Паздеры Сарапульского уезда. 19 февраля 1896 г. он был назначен сверхштатным священником к Вознесенскому собору в Сарапуле и заведующим и законоучителем Никольской церковноприходской школы. Во время своего служения священником о. Михаил овдовел и принял решение целиком отдать себя на служение Церкви, а для этого он, прежде всего, счел необходимым завершить духовное образование.

В 1898 г. о. Михаил поступил в Казанскую Духовную академию. В это время ректором академии был епископ Антоний (Храповицкий); общение с этим выдающимся архипастырем, беседы его о монашестве склонили о. Михаила к решению принять иноческий постриг. 11 февраля 1900 г., когда иерей Михаил учился на третьем курсе академии, епископ Антоний постриг его в мантию и нарек ему имя Мефодий, назначив благочинным учащегося в академии духовенства. В 1902 г. иеромонах Мефодий окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.

16 августа 1902 г. иеромонах Мефодий был назначен помощником смотрителя Уфимского духовного училища, а через год – инспектором Александровской миссионерской семинарии в городе Ардоне в Осетии и членом Ардонского отделения Епархиального училищного совета. В 1904 г. иеромонах Мефодий был награжден наперсным крестом, а в 1905 г. назначен исправляющим обязанности ректора семинарии. 20 ноября 1906 г. о. Мефодий был назначен ректором Уфимской Духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. В 1907 г. архимандрит Мефодий был избран постоянным членом Уфимского епархиального комитета православного миссионерского общества, в 1908 г. назначен ректором неофициальной части «Уфимских епархиальных новостей» и в том же году – старшим членом Просветительского отдела уфимского епархиального Братства Воскресения Христова со званием помощника председателя Братства.

Будучи активным делателем виноградника Христова, духовным воспитателем юношества – учащихся семинарии, пастырем и проповедником, о. Мефодий старался по возможности оградить паству от хищных волков, которые все смелее действовали в распутной атмосфере начала XX столетия, рассевая плевелы масонства вместе с сектантством, религиозного рационализма и материализма, социализма и коммунизма.

Желая, чтобы семинария по уровню образования и по количеству преподаваемых предметов стояла на высоком уровне, ректор делал все возможное, чтобы это осуществить, на что часто не хватало средств, и в январе 1909 г. он обратился к съезду духовенства с просьбой, чтобы оно обеспечило вознаграждение некоторых учителей за преподавание дополнительных предметов.

Как одному из известнейших и одаренных проповедников Уфимской епархии, архимандриту Мефодию часто поручали говорить проповеди в уфимском кафедральном соборе.

В начале XX столетия шло активное обсуждение вопросов просвещения крестьян. Псевдообразованное и мнимопросвещенное общество дворян и разночинцев спешило и весь народ русский приобщить к такому образованию, где за свет выдавалась тьма идолопоклонства перед человеческим разумом, а за образование – свод беспорядочных и непроверенных сведений. В своих проповедях по этому поводу архимандрит Мефодий, в частности говорил: «Всем ревнующим ныне о просвещении нашего народа русского, стремящимся скорее ввести всеобщее обучение и распространить среди народных масс научные знания, следует твердо помнить, что одно образование, одни знания без воспитания в народе веры в Бога, страха Божия, без укрепления в нем идеалов святой жизни “по-Божьи”, не могут сделать наш народ сильным, истинно просвещенным, счастливым и довольным».

В 1909 г. в Уфе активно действовал пастырско-проповеднический кружок, задачей которого было нести свет Христова учения за пределы храмов. Одним из активных деятелей кружка стал архимандрит Мефодий. По его инициативе с 1 декабря 1909 г. было положено начало регулярных бесед в городском ночлежном доме вместе с учениками семинарии, совершая здесь молебны, всенощные, раздавая грамотным книги и брошюры религиозно-нравственного содержания, многое поясняя из христианского вероучения.

13 ноября 1911 г. в Уфе было открыто Попечительство о бедных воспитанниках семинарии, и архимандрит Мефодий обратился за помощью ко всем бывшим воспитанникам семинарии, а также «ко всем священно- и церковнослужителям Уфимской епархии, к учащим школ и всем, сочувствующим высшему рассаднику духовного просвещения в епархии…».

Архимандрит Мефодий был активным деятелем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского Общества и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета. В 1911 г. он был послан с миссионерскими целями в село Табынск Стерлитамакского уезда на праздник Табынской иконы Божией Матери. В своем отчете о поездке архимандрит Мефодий писал: «После богослужения начали записываться в Общество трезвости; в продолжение трех дней много было роздано народу листков и брошюр религиозно-нравственного и противопьянственного содержания».

26 января 1913 г. в Омской епархии с миссионерской целью была учреждена вторая викарная епископская кафедра. Второму викарию вверялись дела по управлению внутренней миссией, руководство всеми деятелями противосектантской и противораскольнической миссии. Второй викарий должен был председательствовать в Общеепархиальном и в Епархиальном училищном советах. На место второго викария был назначен архимандрит Мефодий.

4 февраля 1913 г. архимандрит Мефодий должен был выехать в Санкт-Петербург. Несмотря на холод и ненастье, вокзал в Уфе перед приходом поезда весь был полон городским духовенством, преподавателями и воспитанниками семинарии. По всему было видно, что о. Мефодия за эти шесть лет многие искренне полюбили.

8 февраля архимандрит Мефодий был наречен во епископа Акмолинского, второго викария Омской епархии. 10 февраля в Александро-Невской Лавре состоялась хиротония архимандрита Мефодия во епископа Акмолинского. 20 февраля епископ Мефодий прибыл в Омск.

5 апреля 1913 г. в Омск прибыл назначенный сюда управляющим епархией епископ Андроник (Никольский) (сщмч., память его 7 июня), и некоторое время два великих пастыря Церкви Христовой трудились вместе, помогая друг другу в делах.

Епископ Андроник сразу по приезде отправился в путешествие по приходам епархии, а епископу Мефодию предложил совершить поездку в село Чернолучье для совершения там торжественных богослужений в день празднования памяти мученицы Параскевы, когда там собирается множество паломников, иногда из самых отдаленных мест Омской епархии.

Епископ Андроник исхлопотал перед Святейшим Синодом разрешение на проведение в Омске миссионерских курсов. Первые курсы в Омске были проведены с 1 по 17 июля 1913 г. Заведовать ими был приглашен синодальный миссионер протоиерей Иоанн Восторгов (сщмч., память его 23 авг.), который блестяще справился со своей задачей. В занятиях приняли участие около 235-ти церковно- и священнослужителей, это было самое крупное явление подобного рода в Западной Сибири за последние годы. Занятия курсов каждый день посещали епископы Андроник и Мефодий.

21 июля 1913 г. в Омске было учреждено Епархиальное Братство трезвости, председателем которого стал епископ Мефодий. С этого времени во все свои миссионерские поездки по приходам епархии он брал с собой не только священника-миссионера для объяснения сектантских заблуждений, но и священника-миссионера, который звал бы паству к трезвеннической жизни.

В 1914 г. Петропавловская городская дума возбудила перед Омской епархией ходатайство о перенесении места пребывания епископа Акмолинского из Омска в Петропавловск, заявив, что со своей стороны она готова отпустить средства на содержание архиерейского дома. 6 ноября 1914 г. был опубликован указ о переименовании второго викария Омской епархии во епископа Петропавловского с предоставлением ему значительных полномочий в самостоятельном управлении приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов.

В 1915 г. много времени епископ Мефодий посвятил крестным ходам, некоторые из которых имели длительный и по расстоянию и по времени характер.

С марта 1917 г., сразу же после свержения монархии, начались гонения на Русскую Православную Церковь. В это время епископ Мефодий был в Уфе, где он временно замещал епископа Андрея (Ухтомского), срочно вызванного в Петроград. В Петропавловск владыка вернулся 23 марта вечером. Здесь он услышал, что неким евреем пущен слух о том, что в архиерейском доме и в женском монастыре хранится много спрятанного купцами сахара, махорки и мануфактуры. Молва эта разнеслась не только по Петропавловску, но далеко по его окрестностям, и распространялась главным образом среди солдат. Пущен был также слух и о том, что в женском монастыре спрятана погромная иоаннистская (от наименования секты иоаннитов) литература.

25 марта Совет рабочих и солдатских депутатов постановил произвести обыск в архиерейском доме и в женском монастыре. Искали погромную литературу, искали сахар и махорку, но ничего не нашли. Затем вооруженные солдаты вошли в церковь, прошли в алтарь и по приказанию унтер-офицера стали шарить под престолом.

Утром 26 марта, в Вербное воскресенье, епископ Мефодий собирался идти в собор служить литургию, когда к нему пришли из монастырской церкви сказать, что вооруженные солдаты были в церкви и в алтаре и прикасались к святому престолу. Епископ благословил освятить алтарь и служить.

После литургии в соборе епископ вышел благословить народ и в это время кратко изложил все то, что произошло в монастырском храме с тем, чтобы прихожане не приняли вести о происшедшем ночью в храме в искаженном молвой виде.

26 марта к епископу пришел председатель исполкома и обвинил владыку в произнесении проповеди, угрожающей общественному спокойствию. Епископ Мефодий возразил, что подобного рода проповеди он не говорил, а его сообщение присутствующим в храме прихожанам о ночном обыске было сделано ради успокоения народа. Председатель исполкома извинился за «печальный факт», как он выразился, и сказал, что это обвинение было ошибкой.

27 марта Совет рабочих и солдатских депутатов постановил послать телеграмму министру Керенскому и обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой об удалении епископа Мефодия из Петропавловска за реакционную деятельность, угрожающую общественному спокойствию. Просьбу большевиков удалить епископа из города Святейший Синод оставил без внимания.

После захвата власти большевиками в России началась гражданская война, которая в иных местах переросла в крестьянские восстания. Крестьянское восстание, вспыхнувшее в Западной Сибири в 1921 г., стало одним из крупнейших очагов сопротивления безжалостному режиму. Крестьяне захватили Петропавловск, Ишим, Тобольск, везде беспощадно расправляясь с коммунистами и их семьями. Повстанцами было образовано Северное Сибирское правительство. На восстание против антинародного большевистского режима большевики ответили с удвоенной жестокостью. Карательные большевистские отряды сотнями, без разбора расстреливали жителей захваченных сел и городов, сжигали дотла захваченные поселения. Когда красные заняли город Петропавловск, то первое, что они сделали, это убили епископа Мефодия.

17 февраля 1921 г. владыка служил Божественную литургию в Никольской церкви в Петропавловске. После молебна он вышел со словом примирения на площадь к собравшемуся перед храмом народу – и здесь перед храмом был убит. Епископ Мефодий был заколот штыками; уже убитому епископу красноармейцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест.

Сщмч. Евстафий (Сокольский), иерей (1938): Новомуч. Священномученик Евстафий родился 20 февраля 1874 г. в селе Рождество Медынского уезда Калужской  губ. в семье диакона Петра Сокольского. В 1895 г. Евстафий Петрович окончил Духовную семинарию и в течение года служил сельским учителем. В 1896 году он был рукоположен в сан священника к Никольской церкви села Каменское, относящегося ныне к Наро-Фоминскому району Московской обл. Это одна из древних церквей Московской епархии, которая была построена во второй половине XIV века. Село Каменское входило в состав вотчин московского Архангельского собора.

Прихожане любили священника за ревностное служение, за то, что ему в трудных условиях удалось организовать церковный хор. За требы он никогда не просил денег, а если и предлагали, то он, видя, что семья бедная, всегда отказывался.

1 декабря 1927 г. власти арестовали священника, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Отцу Евстафию предъявили обвинение «в произнесении антисоветских проповедей и распространении среди крестьян воззвания монархического содержания». Однако, несмотря на все усилия следователей доказать виновность священника, это им не удалось, и 29 февраля 1928 г. он был освобожден.

Вторично отец Евстафий был арестован 27 января 1938 г. во время массовых арестов духовенства. Для ареста сотрудники НКВД выбрали тех, на кого уже имелись доносы, а также и тех, кому по происхождению или роду занятий не было места в новом социальном устройстве и кто был чужд безбожной идеологии, а это были в первую очередь священно-церковнослужители. Сотрудниками НКВД в то время составлялись протоколы, которые затем подписывались дежурными «свидетелями»; после этого вызывался на допрос обвиняемый и ему предлагали подписать протокол допроса, где он признавал себя виновным. Если обвиняемый не соглашался себя оговаривать, его жестоко избивали. В условиях подобного следствия оказался и отец Евстафий, но он не признал себя виновным и не согласился подписать протокол, где его обвиняли в контрреволюционной деятельности.

Во все время предварительного следствия отца Евстафия содержали в селе в холодном сарае. Несмотря на то, что была зима, и в сарае не топилось, его лишили верхней одежды и не давали есть. От голода и холода священник заболел, и когда его вывели, чтобы везти в Таганскую тюрьму в Москве, он был едва живой. Когда его выводили, то проводить его собралось все село.

11 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Евстафий Сокольский был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Иоанн (Артоболевский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 9 января 1872 г. в селе Проказна Лунинской волости Мокшанского уезда Пензенской губ. в семье священника Алексия Артоболевского. Иван Алексеевич окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию. В 1891 г., как лучший ученик семинарии, он был послан продолжить образование в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1895 г.

Иван Алексеевич, будучи еще студентом, был талантливым проповедником, и одна из его проповедей обратила особенное внимание учившегося тогда же в академии Ивана Васильевича Успенского, впоследствии архиепископа Тверского Фаддея (память ему 18 дек.), ревностного подвижника, закончившего жизнь мученически.

В 1896 г. Иван Алексеевич стал помощником секретаря Совета и Правления Московской Духовной академии и преподавателем Священного Писания и еврейского языка в Вифанской Духовной семинарии. В 1899 г. он был удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия». В 1905 г. Иван Алексеевич был рукоположен в сан священника ко храму святой равноапостольной Марии Магдалины при московском Императорском коммерческом училище; в храме он сразу был назначен настоятелем, а в училище – законоучителем.

В 1911 г. отец Иоанн получил звание профессора богословия и был назначен заведующим кафедрой богословия при Петровской сельскохозяйственной академии, а также настоятелем домового академического храма святых апостолов Петра и Павла.

В 1916-1917 гг. он читал лекции по богословию студентам Рижского Политехнического института, эвакуированного в это время в Москву. В 1917 г. епархиальный съезд избрал отца Иоанна членом Поместного Собора от Московской епархии. На Соборе он принимал активное участие в работе отделов богослужения и преподавания богословия в высших учебных заведениях.

После революции, в 1918 г., кафедра богословия в Петровской сельскохозяйственной академии была упразднена; отец Иоанн продолжал служить в храме при академии. В 1919 г. он был возведен в сан протоиерея.

В ночь с 16 на 17 августа 1922 г. отец Иоанн был арестован и заключен во Внутреннюю тюрьму ГПУ. 18 августа состоялся допрос, и на вопросы следователя священник ответил, что в одно из воскресений Великого поста, перед изъятием ценностей, им было без комментариев прочитано послание Патриарха Тихона. По обвинению в агитации против советской власти он заявил, что сознательно никогда во время проповедей он не касался политических тем.

21 августа 1922 г. Коллегия ГПУ постановила выслать священника «из пределов РСФСР за границу…» На основании этого постановления отец Иоанн был освобожден, но на следующий же день по заключению следователя революционного трибунала он был снова арестован. Дело было передано в революционный трибунал. На процессе, проходившем в Москве в ноябре-декабре 1922 г., отец Иоанн виновным себя не признал. 13 декабря 1922 г. революционный трибунал приговорил отца Иоанна к трем годам тюремного заключения. 17 января 1923 г. постановлением ВЦИК священник был освобожден.

В 1924 г. отец Иоанн был награжден митрой и включен в состав членов Высшего Церковного Совета при Святейшем Патриархе Тихоне. В Москве он служил в Петропавловском храме при сельскохозяйственной академии де его закрытия в 1925 г., после чего был назначен настоятелем Введенского храма в Черкизове.

25 января 1933 г. власти снова арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним было арестовано тринадцать человек. Все они были обвинены в том, что собирались для бесед на религиозные темы, на которых будто бы вели антисоветскую пропаганду. Следователи, однако, не сумели выдвинуть против них никаких сколько-нибудь обоснованных обвинений, за исключением тех, которые содержались в показаниях лжесвидетелей, данных ими по приказу следователей.

15 марта 1933 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Иоанна к трем годам ссылки в Северный край, которую он был отправлен отбывать в Вологодскую область. По окончании ссылки он вернулся в Москву.

22 января 1938 г. власти снова арестовали священника, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Допрос был краток.

14 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Артоболевский был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Александр (Минервин) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Александр родился 22 мая 1888 г. в селе Петровском Бронницкого уезда Московской губ. в семье священника Петра Павловича Минервина. В 1904 г. Александр окончил Коломенское духовное училище, а в 1912 г. Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника.

Во время гонения от безбожных властей в тридцатых годах отец Александр служил в храме Рождества Христова в селе Варварино Подольского района. Как почти все священники, он имел небольшое крестьянское хозяйство, которое в 1930 г. было властями конфисковано. В этом же году отец Александр был привлечен к судебной ответственности и приговорен к пятидесяти рублям штрафа за то, что совершил отпевание почившего, о смерти которого не было получено документов из загса.

21 января 1938 г. власти арестовали священника и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Виновным в предъявленном обвинении – антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности, отец Александр себя не признал.

2 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Минервин был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Сергий (Соловьев) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Сергий родился 26 сентября 1883 года в селе Шубино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Успенского храма Михаила Константиновича Соловьева. У отца Михаила и его супруги, Екатерины Дмитриевны, было десять детей. Все братья в разные годы окончили Московскую Духовную семинарию.

В августе 1894 года десятилетний Сергей Соловьев поступил в 1-й класс Донского Духовного училища, которое он успешно окончил в 1899 году и был удостоен перевода без экзаменов в 1-й класс Московской Духовной семинарии, которую он окончил в июне 1906 года. С 1906 по 1910 год Сергей Михайлович состоял учителем в двухклассной церковной школе Николо-Углешского монастыря, а также был законоучителем монашествующих того же монастыря.

17 октября 1910 года Преосвященным Трифоном (Туркестановым), епископом Дмитровским, викарием Московской епархии он был рукоположен во священника и определен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Шубино – того самого храма, где его крестили, где он делал первые шаги, где впервые познал красоту православного богослужения, храма, которому посвятил столько трудов его отец.

Священник Сергий стал не только духовно окормлять свой приход, но и продолжал преподавать в церковной и земской школах. За усердную пастырскую деятельность и труды по народному образованию он был награжден набедренником ( в 1912 г.) и камилавкой (в 1919 г.).

Революция 1917 года, война, начавшиеся гонения не обошли стороной и это село. Храм с его многочисленными иконами, богатой утварью был объявлен народным достоянием. 5 марта 1922 года власти заключили с общиной храма договор «о передаче в бесплатное пользование прихожан Успенской церкви села Шубино». Приход отца Сергия к 1926 году насчитывал (по списку) 279 прихожан. Он оказался достойным преемником своего отца и сумел в это тяжелое для Церкви время сохранить свою паству.

21 февраля 1923 года отец Сергий был назначен благочинным 4-го округа Бронницкого уезда. Отец Сергий рано овдовел и в те трудные годы один растил дочь Зою.

Около 1930 года Успенская церковь села Шубино на какое-то время закрывалась, но сильной общине во главе с настоятелем чудом удалось отстоять свой храм до следующей волны гонений.

Начиная с 1917 года, отец Сергий, как священнослужитель, был лишен избирательных прав и оставался «лишенцем» до 1936 года. В 1929 году хозяйство его было подвергнуто раскулачиванию, у него отняли 10 десятин земли, корову и лошадь. При этом отцу Сергию надо было продолжать платить налог и как-то кормиться самому.

Арестовали отца Сергия 26 января 1938 года по обвинению в систематической антисоветской агитации. Во время недолгого следствия его держали в Коломенской тюрьме. На единственном допросе 31 января следователь тщетно пытался добиться от отца Сергия признания в различных антисоветских высказываниях, взятых из показаний трех лжесвидетелей. Ни в одном из предъявленных обвинений он себя виновным не признал.

11 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. 17 февраля священник Сергей Соловьев был расстрелян. Место его захоронения неизвестно.

Сщмч. Иоанн (Алешковский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 13 февраля 1888 г. в селе Новое Ракитино Лебедянского уезда Воронежской губ. в семье священника Григория Алешковского. Окончив в 1909 г. Духовную семинарию, он был рукоположен в сан диакона. В 1915 году Иван Григорьевич был рукоположен в сан священника и направлен в один из приходов в Финляндии, где прослужил до 1918 года, а после отделения Финляндии от России вернулся на родину. Впервые он был арестован в 1929 г., но вскоре освобожден. В том же году у него был отобран дом и имущество за неуплату налогов.

В тридцатых годах отец Иоанн служил в Никольском храме в селе Малышево Раменского района Московской области.

Два священника, допрошенные сотрудниками НКВД 20 и 21 января 1938 г., согласились лжесвидетельствовать об отце Иоанне и подписали показания, в которых говорилось, будто он систематически вел антисоветскую агитацию и был готов в случае переворота в стране расстреливать коммунистов.

26 января власти арестовали отца Иоанна по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Виновным себя в предъявленных обвинениях он не признал.

11 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Алешковский был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Феодор (Бобков) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Феодор родился 7 февраля 1874 года в селе Новое Ивановское Тульской губернии в семье крестьянина Петра Бобкова. Первоначальное образование Федор получил в Московской городской школе, а затем в школе при Чудовом монастыре, куда он был определен послушником 21 мая 1902 года и где исполнял послушание реге

Сделать бесплатный сайт с uCoz