Краткие жития святых, православные праздники и события

23 февраля / 7 марта

 

Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167). Сщмчч. Алексия, Николая, Михаила пресвитеров и мч. Сергия (1938).

Прп. Поликарпа Брянского (1620-1621). Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Прп. Александра монаха, начальника обители «Неусыпающих» (ок. 430).

 

Поликарп Смирнский Сщмч. Поликарп, еп. Смирнский (167). Во времена св. апостолов в г. Смирне проживала одна благочестивая вдова, по имени Каллиста. Во сне этой вдове явился ангел Господень и повелел ей взять к себе отрока Поликарпа, оставшегося сиротою после смерти своих родителей. Так как Каллиста не имела детей, то она с радостью исполнила повеление ангела, взяла к себе Поликарпа и воспитала его с любовью в благочестии как родного сына. Отрок рос и исполнялся мудрости. Когда же вырос, вдова поручила его попечению все, что было в их доме. Но земные блага не привлекали к себе благочестивого юношу. Он немедленно употребил все имение свое в пользу нуждающихся, сам же предался подвигам, строгому воздержанию и своим занятиям, которые состояли в молитве, изучении св. Писания и служении больным и престарелым.

Благочестие и строго подвижническая жизнь Поликарпа стали известны другим. На них обратил внимание и смирнский епископ Вукол; он приблизил к себе Поликарпа, полюбил его и сделал клириком, а затем диаконом. Сами апостолы Павел и Иоанн Богослов, проповедавшие тогда в Малой Азии, узнав жизнь Поликарпа, полюбили его. Он вместе с ними участвовал в их апостольских путешествиях, был их учеником и подражателем их жизни. По указанию апостолов епископ Вукол поставил Поликарпа во пресвитера. В этом сане Поликарп ревностно проповедовал слово Божие народу, рассказывал слышанное им от возлюбленного ученика Господня Иоанна о жизни и чудесах Спасителя, написал много посланий церкви Христовой и с успехом распространял христианскую веру среди язычников. Большая часть из сочинений Поликарпа погибла во время гонений.

Умирая св. епископ Вукол поручил Поликарпу пасти смирнскую паству, собравшиеся на погребение Вукола епископы посвятили Поликарпа во епископы. При этом многие удостоились дивных видений, из которых следовало, что Сам Спаситель незримо присутствовал при его посвящении.

Так рукоположенный Самим Христом и Духом Святым, св. Поликарп много трудов перенес, руководя с апостольской ревностью своей паствой. Благодаря его трудам и заботам, многие из язычников обращались в христианство, день ото дня увеличивалась церковь Христова, а идольская вера падала. В особенности ревностно охранял св. Поликарп чистоту христианской веры, неутомимо преследуя ложные учения еретиков. Во время пребывания в Риме св. Поликарпу пришлось также вступить в борьбу с существовавшими тогда на Западе ересями Валентина и Маркиона. Многих из еретиков он обратил в православную веру, а самого Маркиона обличил.

Многие годы мудро управлял своею паствою св. Поликарп. Но вот после Антония Пия на римский императорский престол вступил Марк Аврелий. Этот император особенно ненавидел христиан. Он воздвиг на христиан одно из самых тяжких гонений. Много их погибло в самых страшных муках. Настало время пострадать и доблестному воину Христову Поликарпу. Из послания смирнской церкви ко всем церквам стало известно, что св. Поликарп, услышав о мучениях и казнях христиан, и о том, что неверующий во Христа народ требовал от судей также его, вышел из города и скрылся в одном селении, где все дни и ночи молился о мире церковном. За три дня до своего взятия нечестивыми он увидел во сне, будто возглавие его вспыхнуло от внезапного огня и сгорело. Восстав от сна, святой сказал, бывшим с ним, что его сожгут в огне за Господа Иисуса Христа.

Спустя три дня после этого его схватили и привели на суд, при этом нечестивый народ кричал, радуясь этому. Он же услышал голос Господа нашего с небес, призывающий мужаться и подвизаться великодушно. Призывы судьи отречься от Христа были отвергнуты Поликарпом. Тогда тот через глашатаев обратился к народу, объявив, что Поликарп исповедует себя христианином. Услышав это, эллины и иудеи возопили, призывая сжечь его живым. Тогда мучители возложили на огонь убеленного сединами старца. Когда пламя высоко поднялось, произошло чудо, поразившее всех – пламя не касалось святого, но расходилось, соединяясь над ним в вышине. Мы обоняли, – говорят в послании смирняне, – такое благоухание, исходящее от огня, которое без сравнения превосходило все ароматы. Нечестивые, видевшие то, стали кричать спекулятору, чтобы он убил его. Тогда тот длинным  оружием пронзил святого, и из раны его истекло необычайно много крови. Тело святого, по приказанию судии было сожжено. Смирняне собрали из пепла кости его и сохранили их в подобающем месте.

 

 Сщмч. Алексий (Никольский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Алексий родился 10 февраля 1877 года в селе Генино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Никольского, служившего в храме святых благоверных князей Бориса и Глеба. Впоследствии о. Иоанн был назначен в храм Рождества Богородицы в селе Льялово Московского уезда. В 1892 г. Алексей окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1898 г. – Вифанскую Духовную семинарию, а в 1902 г. – Московскую Духовную академию. Алексей Иванович был рукоположен во священника и служил до 1930 г., когда во время очередных гонений на Церковь был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности  и приговорен к трем годам ссылки. Вернувшись из ссылки, он стал служить в храме в селе Мало-Фоминское Весьегонского района Тверской области.

16 февраля 1938 г. о. Алексий был арестован и заключен в тюрьму в городе Весьегонске. На следующий день были допрошены два свидетеля-родственника, бригадиры колхозов «Знамя труда» и «Новый путь». В начале февраля один из них похоронил жену, и, по этому случаю, они оба оказались в церкви. В этот день хоронили еще двух стариков. Бригадиры показали, что о. Алексий во время отпевания сказал: «Вот эти два старика умерли как православные, они посещали церковь, причастились и умерли по-Божьи, а эта раба Божия – храм не посещала… При советской власти стало много умирать народа, люди стали слабые, живут в недостатках, храмы не посещают, а советская власть над храмами надругается и разрушает их, православных притесняют, молодежь совсем забыла церковь». Также один из них показал, что когда в селе умер заместитель председателя колхоза, то его жена хотела после так называемой «гражданской панихиды» отпеть его в храме, но о. Алексий на это сказал: «Я его отпевать не буду, он не наш, Бога не признавал и в церковь не ходил».

В тот же день был допрошен и о. Алексий. Следователь потребовал от него, чтобы он рассказал о своей антисоветской деятельности, и напомнил ему случай, о котором поведали свидетели.

Отец Алексий на это ответил, что, когда ему пришлось отпевать сразу трех покойников, он произнес короткую проповедь, в которой выразил удивление по этому поводу, так как раньше такие случаи были редки. Антисоветской агитации он не вел.

22 февраля 1938 г. следствие было закончено, и 6 марта тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Алексий Никольский был расстрелян 8 марта 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле.

Николай (Дмитров) Тверской Сщмч. Николай (Дмитров) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Николай родился 14 мая 1878 года в селе Кунцево Московской губернии в семье священника Лавра Дмитрова, болгарина по происхождению. В 1900 году он окончил Московскую Духовную семинарию и стал работать учителем в селе Кунцево. В 1908 году он женился на Екатерине Николаевне, дочери священника Николая Розанова, служившего в храме села Завидова Тверской епархии.

В 1900-х годах отец Николай тяжело заболел, его разбил паралич, и приход остался без священника. Приход принял его зять отец Николай Дмитров. В 1909 году в храме Христа Спасителя в Москве он был рукоположен в сан священника к церкви села Завидова, куда и отправился служить и где терпеливо нес крест пастырского служения до самой мученической кончины.

Прихожане, узнав священника поближе, полюбили его за доброту, за отзывчивость, за безупречное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду, когда уже при безбожной власти у него не стало лошади, он шел пешком в дальнюю деревню за двадцать пять километров причастить больного. У о. Николая с супругой родилось четверо детей, которых священник старался воспитывать в любви к Богу, к Церкви, учил их поститься, с любовью и терпением относиться ко всем. Кроме священнических обязанностей, о. Николаю приходилось исполнять и крестьянские работы.

Когда приходили нищие, о. Николай всегда принимал их и усаживал за стол.

Во время послереволюционных гонений о. Николаю пришлось продать дом и купить хибару, чтобы на вырученные деньги поддержать семью и расплатиться с властями, которые каждый год требовали от него уплаты все больших и больших налогов. Уважение и любовь к священнику среди завидовских прихожан были столь велики, что власти не решились прибегать к аресту, но пытались уговорить священника оставить служение в храме и отказаться от сана. В обмен они обещали отменить непосильные налоги. Продолжались эти уговоры в течение нескольких лет, но исповедник в ответ говорил всегда одно и то же: «Никогда не уйду из храма и не сниму сана».

В 1930 году власти арестовали второго завидовского священника, протоиерея Григория Раевского (сщмч., память ему 16 сентября), и потребовали от о. Николая лжесвидетельства против собрата, но он отказался.

Поскольку священник не соглашался снять сан, а власти требовали уплаты все больших налогов, наступило время, когда о. Николай не смог их заплатить, и за это был в 1933 году арестован и приговорен к одному году исправительно-трудового лагеря.

Вернувшись через год к служению в храме, он снова стал подвергаться гонениям с угрозами нового ареста. Так продолжалось до 1937 года, когда был вновь арестован священник Григорий Раевский, а 8 февраля 1938 года власти арестовали о. Николая.

На следующий день о. Николай был допрошен. Он обвинялся в контрреволюционной деятельности, но вину свою не признал.

6 марта Тройка НКВД приговорила протоиерея Николая Дмитрова к расстрелу. Через два дня, 8 марта 1938 года, священник был расстрелян в Тверской тюрьме и погребен на одном из кладбищ города в братской могиле. Точное место его захоронения осталось неизвестным.

В 1956 году, после ходатайства супруги о. Николая и анализа многочисленных свидетельств как людей верующих, так и не верующих, знавших священника, власти признали о. Николая невиновным.

Сщмч. Михаил (Ражкин) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Михаил родился 1 октября 1871 года в селе Елань Саратовской губернии в семье крестьянина Степана Ражкина. Со временем семья переехала жить в город, и Михаил окончил 4-е городское училище. 26 июня 1901 г. он был назначен псаломщиком в храм в станицу Копановскую Енотаевского уезда Астраханской губернии. С 12 июня 1903 г. он стал служить псаломщиком в храме в селе Пролейка Царевского уезда, а 22 июня 1904 г. был назначен псаломщиком к Казанской церкви в городе Астрахани. 20 октября 1908 г. он был определен псаломщиком к Михаило-Архангельской церкви слободы Владимировки Царевского уезда, а 18 октября 1910 г. – псаломщиком в храм в селе Никольское Енотаевского уезда.

С 1924 по 1930 год Михаил Степанович служил псаломщиком в храме в селе Верхний Баскунчак.

В 1930 г. заболел служивший в храме в селе Косики иеромонах Мелхиседек (Дроздов), и епископ Астраханский Андрей (Комаров) 18 февраля 1930 г. рукоположил псаломщика Михаила во священника к этому храму. Приход, однако, был настолько беден, что для семейного священника представляло большую трудность прокормить здесь семью, и о. Михаил вынужден был написать об этом письмо архиерею.

Отец Михаил, несмотря на материальные трудности, был ревностным пастырем и проповедником и за каждой службой произносил проповеди, что было с неудовольствием отмечено властями. В это время усилились гонения на Церковь, раскулачивались и ссылались крестьяне, закрывались храмы, и арестовывалось духовенство. Осенью 1930 г. священнику предложили уплатить очередной налог. Неуплата налога равнозначна была закрытию храма, и священник обратился к верующим, предложив устроить собрание церковной общины для обсуждения этого вопроса. Собрание состоялось 2 ноября 1930 г. Церковная община постановила собрать добровольные пожертвования для уплаты налога государству, чтобы таким образом избежать закрытия храма.

Однако такое решение не устраивало власти, и 15 ноября 1930 г. сотрудники ОГПУ арестовали священника и наиболее активных прихожан и заключили их в енотаевскую тюрьму. 22 ноября следователь допросил священника.

26 ноября сельсовет выдал для ОГПУ справку на священника, в которой писалось, что о. Михаил «замечен в антисоветских выступлениях… в целом элемент антисоветский, требующий немедленного изолирования от трудящейся массы».

29 декабря было составлено обвинительное заключение. 3 февраля 1931 г. тройка ОГПУ приговорила о. Михаила к пяти годам заключения в концлагерь.

Вернувшись в 1936 г. из заключения, о. Михаил поселился в селе Никольском Енотаевского района. Храм в селе был захвачен обновленцами, и православные служили в часовне. Отец Михаил, живя в селе, стал совершать требы.

27 февраля 1937 г. о. Михаил был подвергнут административной ссылке с указанием: проживать в городе Астрахани, без права выезда из города и с обязанностью являться для отметки в НКВД каждый месяц. Он переехал в Астрахань, где оставался незакрытым последний храм – Покрова Божией Матери. Отец Михаил пел в храме на клиросе, а пропитание для себя и своей семьи испрашивал на паперти храма как нищий.

Вторично о. Михаил был арестован во время массовых гонений в конце 30-х годов – 20 января 1938 г.

Выступивший против него в качестве дежурного свидетеля диакон Покровской церкви показал, что он знает о. Михаила «как человека, враждебно настроенного к советской власти… Ражкин, – заявил он, – систематически на протяжении 1937 г. проводил антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий партии и правительства, среди прихожан Покровской церкви распространяя клеветнические слухи о советской власти: якобы советская власть притесняет религию и необоснованно расправляется со служителями религиозного культа. Якобы страна советской властью доведена до разрухи, чего, мол, при царском строе не было».

8 февраля следователь допросил о. Михаила. Священник не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях. На очных ставках он категорически отверг все показания против него со стороны лжесвидетелей.

13 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу. Священник Михаил Ражкин был расстрелян 8 марта 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле.

Мч. Сергий (Бородавкин) (1938): Новомуч. Только закончились аресты и расстрелы 1937 года, которые государственная власть распорядилась провести в течение четырех месяцев, начиная с 5 августа, как 31 января 1938 года Политбюро ЦК приняло новое решение – «об утверждении дополнительного количества подлежащих репрессии… чтобы всю операцию… закончить не позднее 15 марта 1938 года». 16 февраля 1938 года был арестован и староста храма в городе Красный Холм Тверской области Сергей Бородавкин.

Мученик Сергий (Сергей Матвеевич Бородавкин) родился 29 декабря 1878 года в городе Красный Холм. Окончил городское училище. Был купцом первой гильдии и почетным гражданином города. До революции занимался торговлей мануфактурой и бакалеей, а также заготовкой яиц для отправки их за границу – в сезон до тридцати вагонов. Имел магазины в Петрограде и в Красном Холме и сто десятин земли. Вскоре после большевистского переворота все его имущество было изъято. В 1930 году Сергей Матвеевич был арестован и приговорен к двум годам ссылки, по окончании которой вернулся в 1933 году в родной город и стал в храме старостой.

Его обвинили в ведении антисоветской агитации среди населения, в чем виновным он себя не признал.

Через три недели, 6 марта тройка НКВД приговорила Сергея Матвеевича к расстрелу. Он был расстрелян 8 марта 1938 года.

 

Св. Горгония, сестра свт. Григория Богослова (ок. 372). Св. Горгония по своим качествам была достойна своего великого брата. Она отличалась благочестием и кротостью, благодаря чему снискала всеобщее расположение не только в семье отца своего, св. Григория Назианзина, но и вне пределов своего дома. Муж ее, начальник Иконии, отличавшийся высоким качеством души, сильно любил св. Горгонию за ее кротость, рассудительность и неусыпные попечения о спокойствии семьи. Только одно обстоятельство тревожило Горгонию: ее муж не был еще просвещен святым крещением. Пламенно молилась она Господу, чтобы Он просветил святым крещением ее мужа. Незадолго до ее смерти это желание исполнилось: муж ее крестился. Чудесным образом предупрежденная о близости  своей кончины, св. Горгония, несмотря на то, что ей было всего 39 лет, с радостью приняла эту весть. Последние дни своей жизни она провела в постоянном приготовлении к переходу от земной жизни в вечность.

Прп. Александр монах, начальник обители «Неусыпающих», Константинопольский (ок. 430). Прп. Александр получил образование в Царьграде. Здесь же он поступил на военную службу, но через некоторое время оставил ее, чтобы служить единому Богу. Читая постоянно слово Божие, он возревновал по иноческим подвигам, и поступил в сирийскую обитель св. Илии. Спустя четыре года, он удалился из Сирии в пустыню Вифиния, взяв с собою одно только Евангелие. Вскоре к нему собрались другие ревнители иноческой жизни, числом до 400, для которых он основал 9 монастырей. В этих монастырях им был введен особый чин «неусыпающих», т. е. непрерывное денно-ночное псалмопение, совершаемое непременно иноками, для чего сутки были разделены на 24 чреды. Ревнуя о славе Божией, прп. Александр сам проповедовал по городам Евангелие, посылал также своих учеников в языческие страны для просвещения их. Скончался этот угодник Божий в 430 году.

Память его празднуется также 3 июля.

Прпп. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей другой и Дамиан, пустынники Сирийские (V). Эти преподобные мужи подвизались в Сирии. Св. Иоанн был учеником и подражателем жития св. Лимния (см. 22 февр.); прп. Моисей подвизался на горе поблизости селения Рамы; Антиох и Антонин подвизались там же. Они скончались прежде 440 г. Зевин был учеником преп. Матрона (см. 14 февр.), а Моисей – учеником св. Полихрония.

Прп. Дамиан Есфигменский (1281). Есфигменский скит находится на Афоне. Св. Дамиан представился мирно.

Память его празднуется также во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.

Прп. Косма Зографский (1323). Память его отмечается также 22 сентября (см. о нем там же) и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.

Прп. Моисей Белозерский (ок. 1492). Был иноком Троицкого Белозерского монастыря. Прозорливец.

Память его отмечается также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Прмч. Дамиан Новый, Филофеевский, Ларисский (1568). Прмч. Дамиан, как его еще называют, Боголюбивый, родился в селении Рихован Аграфской епархии. Еще будучи юношей он оставил дом своих родителей, удалился на Афонскую гору и постригся там иноком в обители Филофея. Не удовлетворившись, однако, нравами этого монастыря, прп. Дамиан удалился к знаменитому в то время подвижнику Дометею, под духовным водительством которого и преуспевал в иноческих подвигах и добродетелях. Однажды он услышал голос, который побуждал его идти и служить ближним. Оставив Дометея прп. Дамиан ходил из одного селения в другое, побуждая всех христиан жить в чистоте и духовном отрезвлении, призывая их к хранению святых заповедей Божиих, к совершению добрых дел. Не все одинаково относились к проповеди Дамиана; нашлись некоторые злые люди, которые стали преследовать его. Дамиан скрылся от них в пределы киссовские, там построил монастырь, собрал братию и день и ночь возносил молитвы Богу.

Однажды Дамиан шел по своим монастырским нуждам в селение Вулгарини. На пути турки схватили его и представили своему судье, ложно обвиняя этого святого мужа в возмущении народа против турок. Судия поверил их клевете, велел жестоко бить прп. Дамиана, а потом, наложив ему на шею и ноги тяжелые цепи, заключил его в темницу. Пятнадцать дней турки томили мученика в душной тюрьме, наносили ему тяжкие раны, желая вынудить у него отречение от Христа. Но прп. Дамиан мужественно и безропотно переносил страдания, прославляя Господа. Видя безуспешность своих попыток, судья велел убить прп. Дамиана, а труп его сжечь. Турки не замедлили исполнить это приказание.

Память его празднуется также во 2-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.

Прп. Поликарп Брянский (1620-1621). Игумен. В миру кн. Петр Иванович Барятинский, по прямой линии потомок св. мч. Михаила Черниговского (память 20 сент.). Попав в немилость к царю, князь оставил мир и удалился в Брянск, город своих предков. Здесь он основал Спасо-Преображенский монастырь, ставший, в последствии, городским собором, на склоне лет был его настоятелем и скончался после долгой жизни, посвященной иноческим подвигам. На гробнице преподобного в соборе, были возложены его вериги с крестом. В городе долго хранилось воспоминание о строгости святого. Прп. Поликарпу принадлежит предсказание о том, что «город Брянск будет ни голоден, ни сыт, и с тоски и печали все разойдутся». В XX веке были отмечены исцеления при возложении на больных вериг преподобного и от молитвенного призывания его имени. Он был причислен к лику святых в 1897 г.

Память его празднуется сегодня 23 февраля в день тезоименитства со сщмч. Поликарпом, еп. Смирнским.

Свт. Аделфий, еп. Онифисский. Скончался мирно.

Мч. Климент.

Мч. Фея.

Мч. Лазарь Новый.

 

Сокольская икона Божией Матери (1737 и 1772). Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы. Явилась в 1172 г. Находилась в Сокольском Преображенском монастыре, на горе Духовой, при р. Ворскле, в трех верстах от местечка Сокольники Полтавской еп. Монастырь основан в 1714 г. В 1737 г. крымскими татарами он был разорен, и на древней иконе ими были оставлены знаки их варварского нашествия.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz