Краткие жития святых, православные праздники и события

10/23 февраля

 

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202). Сщмчч. Петра и Валериана пресвитеров (1930).

Блгв. кн. Анны Новгородской (1050). Прп. Прохора Печерского в Ближних пещерах (1107). Прп. Лонгина Коряжемского (1540). Св. Галины (III). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308).

Иконы Божией Матери «Огневидная».

 

Сщмч. Харалампий еп. Магнезийский Сщмч. Харалампий, еп. Магнезийский и с ним мчч. Порфирий, Ваптос, Феоктист и 3 мученицы Антиохийские (Писидийские) (202). Св. Харлампий пострадал за имя Христово уже глубоким старцем, имея 113 лет от рождения. Он мученически скончался (усечен мечом) в период гонений Севера (202 г.), как ревностный распространитель христианства. Своими ревностью и страданиями обратил ко Христу многих, которые и пострадали вместе с ним. Среди них были обезглавлены также уверовавшие во Христа мучители Харалампия – Порфирий и Ваптос.

 

Сщмч. Петр (Грудинский) пресвитер (1930): Новомуч. Священномученик Петр родился в 1877 г. в городе Глуске Минской губернии в семье крестьянина Феофила Грудинского. Петр Феофилович получил образование в городском училище и затем работал в волостном правлении и в страховом ведомстве. В 1905 г. Петр Феофилович на губернском собрании был избран депутатом от крестьян во 2-ю Государственную Думу.

В 1921 г., в то время, когда уже начались гонения на Русскую Православную Церковь, Петр Феофилович был рукоположен во священника ко храму святителя Николая чудотворца в селе Тимковичи Копылского района Минской области. Здесь он прослужил до своего ареста, снискав уважение и любовь прихожан.

13 января 1930 г. ОГПУ арестовало о. Петра и он был заключен в тюрьму в городе Слуцке. Его обвиняли в том, что он «имел связь с бывшими чиновниками и через них проводил антисоветскую агитацию». В то время, когда священник был под арестом, безбожники-активисты в Тимковичах провели собрание, на котором постановили: «Ликвидировать наравне со всеми кулаками и попа Грудинского за его антисоветскую деятельность».

Супруга священника писала ему в тюрьму, прося его отказаться от «своих никому ничего не дающих убеждений». В ответном письме он, в частности, написал ей: «Отречься от веры во Христа, Который составляет смысл всей моей жизни, от Которого я видел столько благодеяний, и оставить Его в то время, когда я приближаюсь к могиле?! Я не могу, и не сделаю этого даже ради тебя, которую всегда любил и люблю».

23 февраля 1930 г. священник Петр Грудинский был приговорен к расстрелу и вскоре расстрелян.

Сщмч. Валериан (Новицкий) пресвитер (1930): Новомуч. Священномученик Валериан родился в 1897 г. в семье священника Василия Новицкого, служившего в Свято-Троицкой церкви в селе Телядовичи Минской губернии. Валериан Васильевич окончил духовное училище и поступил в Минскую Духовную семинарию, но завершить образование не успел, так как после прихода к власти безбожников семинария в 1918 г. была закрыта.

В 1921 г. Валериан Васильевич поступил на юридический факультет Белорусского государственного университета, но здесь он проучился недолго. В 1923 г. умер его отец, и он принял решение посвятить себя служению Господу и поступить священником на место отца. В этом же году он был рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви в селе Телядовичи.

По воспоминаниям жителей, о. Валериан был добрым и внимательным человеком, ревностным священником и прекрасным проповедником. За время его служения немало людей вернулось в Православную Церковь. Когда началась реквизиция крестьянских хозяйств и создание колхозов, а вместе с этим усилилась безбожная пропаганда, о. Валериан заявил, что он против создания в соседней деревне Лотвин антирелигиозных кружков, и сказал, что не будет отпевать тех крестьян, которые войдут в кружки, так как в них разыгрываются антицерковные спектакли.

Отец Валериан был арестован 14 января 1930 г. и заключен в тюрьму города Слуцка. Его обвиняли в том, что он вел агитацию против колхозов. В предъявленном обвинении священник виновным себя не признал.

Супруга священника Доминика Игнатьевна поехала навестить мужа в тюрьму, но свидания ей не дали, ей удалось лишь получить от мужа записку: «Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?».

В ответ она написала ему: «Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь».

23 февраля 1930 г. о. Валериан был приговорен к расстрелу. Один из палачей рассказал впоследствии, как ему пришлось вести троих приговоренных к расстрелу в лес. Двое из них были священниками, и один из них о. Валериан. Перед расстрелом священникам еще раз предложили отказаться от веры в Бога и от сана. После того, как они отвергли это предложение, им приказали собственноручно вырыть себе могилу, а затем расстреляли.

 

Мцц. девы Еннафа Газская, Валентина и Павла Кесарийские (Палестинские) (308). Эти святые мученицы пострадали в гонение нечестивого Максимина. Этот тиран, будучи в Кесарии Палестинской, велел разыскивать христиан и предавать их лютым казням. Христианам уродовали части тела, строгали бока и т.п. Св. Еннафу, открыто исповедавшую свою принадлежность к христианству, повесили на дерево и затем жестокой пытке строгания боков. Мужественная исповедница переносила мучения терпеливо и безропотно.

В тот миг, когда палачи подошли к Еннафе, чтобы нанести ей еще один жестокий удар, из стоящей вокруг толпы вдруг раздался голос, обращенный к судье: «Долго ли ты будешь истязать сестру мою?»

Валентина Палестинская Этот голос принадлежал духовной сестре Еннафы – христианке Валентине. По приказу судьи ее тоже схватили и стали принуждать принести жертву идолам. Но Валентина смело толкнула жертвенник ногой и опрокинула его. Разгневанный тиран приказал рвать тело ее железными когтями. Наконец обеих мучениц сожгли в огне.

Св. Галина (III).

Свт. Анастасий II, патриарх Иерусалимский (692).

Святая благоверная княгиня Новгородская Анна Блгв. кн. Анна Новгородская (1050). Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, была старшей дочерью мудрого шведского короля Олофа Скетктунга, прозванного «всехритианнейшим королем» за огромные услуги, оказанные им христианству в его стране.

Супруга его, королева Астрида, также была известна своим умом и добротой. Святое крещение королевская семья приняла в 1000 г. Княгиня Ирина носила на своей родине имя Ингигерда. Вопреки обычаю того времени воспитывать детей у родственников, она выросла в своей родной семье и получила исключительное для того времени образование: она изучала литературу, историю и религию. Она пользовалась с ранних лет большой свободой, принимала участие в общественной жизни своей родины, путешествовала и принимала, кого хотела. Это была девушка, полная ума и доброты, смелая, предприимчивая, имевшая большое влияние на всех, кто имел с ней дело.

В 1016 г. она вышла замуж – по воле своего отца, искавшего ей мужа, «который был бы достоин его дружбы» - за вел. князя Киевского Ярослава Мудрого. В приданое она получила г. Ладогу и Ингерманландию (нынешнюю Петербургскую губ.), названную так по ее имени. Став русской княгиней с именем Ирина, она всей душой отдалась интересам своей новой родины и стала верной помощницей и советчицей своего мужа. Однажды, когда возмутилась наемная шведская стража и попросила вел. княгиню стать посредницей между ними и вел. князем, она согласилась, но предупредила их прямо, что будет защищать исключительно интересы своего мужа. Влиянию вел. княгини надо приписать и добрые отношения, установившиеся тогда между Скандинавскими странами и Россией.

Когда против вел. князя Ярослава восстал брат его – князь тмутараканский Мстислав, вел. княгиня Ирина предложила Мстиславу решить спор единоборством с ней, но Мстислав ответил, что он с женщинами бороться не привык, и уступил брату.

Вел. княгиня Ирина была матерью семи сыновей и трех дочерей. Из ее сыновей наиболее известны четверо старших: св. благоверный князь Владимир Новгородский (память его 4 окт.), князь Киевский Изяслав, князь Черниговский Святослав и князь Переяславский Всеволод – отец Владимира Мономаха, родоначальника вел. князей и царей московских. Дочери ее были королевы: Анна Французская, Мария Венгерская и Елизавета Норвежская.

В Киеве св. Ирина основала первый женский монастырь во имя св. великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. Двор вел. князя Ярослава жил то в Киеве, то в Новгороде. В 1045 г. он отправился в Новгород на закладку каменного собора во имя Софии Премудрости Божией, воздвигаемого князем Владимиром, старшим сыном великокняжеской четы. В Новгороде же 10 февраля 1050 г. вел. княгиня Ирина скончалась, приняв постриг с именем Анна. Она покоилась вместе с сыном своим Владимиром, строителем собора, скончачшимся через 2 года после нее. Дни памяти ее (10 февраля; 4 октября – вместе с сыном ее св. князем Владимиром) были установлены после знамения, бывшего архиепископу Новгородскому Евфимию в 1439 г. Письменный памятник XVII в. свидетельствует об обильных чудесах, истекавших от их святых мощей.

Память блгв. княгине Анне отмечается также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Прохор Печерский, Лебедник Прп. Прохор Лебедник, Печерский (1107). Прп. Прохор был прозван Лебедником потому, что он питался только горьким на вкус хлебом из лебеды. Время его иночества было тяжелым для киевлян. Они страдали от княжеских усобиц и от набегов половцев, а вел. князь киевский Святополк Изяславич, человек жестокий, корыстолюбивый и малодушный, всячески притеснял их, обременяя податями и налогами. Монахов он ненавидел, заточил Печерского настоятеля архимандрита Иоанна и освободил его лишь по настоянию князя Владимира Мономаха; а один из его сыновей убил прпп. Василия и Федора Печерских (память их 11 авг.).

Настал голод, прп. Прохор стал раздавать свой хлеб из лебеды народу, и на вкус он стал сладким, как мед. Заметили лишь, что, если кто-нибудь другой пек такой же хлеб из лебеды или если у преподобного его крали, он делался опять горьким. Чтобы удостовериться в этом, вел. князь послал просить у него один такой хлеб, а другой  украсть; выпрошенный хлеб оказался сладким, а украденный – горьким. Затем вел. князь обложил налогом соль, и соли в городе не стало. Тогда прп. Прохор стал молитвой своей превращать золу в соль и раздавать ее народу. Донесли, что монахи скрывают соль, и вел. князь послал ее забрать. Но соль эта опять стала золой, ее выбросили, и тогда она стала опять солью, и народ стал ее собирать. После этого вел. князь образумился и стал чтить монахов, а когда, будучи в походе, он узнал о кончине прп. Прохора, то оставил свое войско, вернулся в Киев, чтобы похоронить его, и сейчас же уехал обратно. Он так чтил память прп. Прохора, что ничего не предпринимал без того, чтобы не помолиться у его гроба. За это Господь благословлял все начинания его, и конец его княжения был мирным, а стольный град Киев стал процветать.

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Лонгин Коряжемский (1540). Преподобный Лонгин, иеромонах, провел всю свою долгую жизнь в Павлово-Обнорском монастыре и стяжал большой духовный опыт, а затем, желая полного монашеского уединения, он со своим другом Симоном удалился в глухую чащу под Сольвычегодском на берегу р. Коряжемки (отсюда наименование святого). Долго продолжалась отшельническая жизнь прп. Лонгина, и вскоре вокруг него стала собираться братия, и постепенно установилось монашеское общежитие. Видя в этом волю Божию, преподобный стал назидать ее в христианском благочестии. Прп. Лонгин скончался в 1540 г. Будучи смиренным иноком, он завещал похоронить себя у подножия Николаевско-Коряжемской монастырской лестницы, чтобы, проходя, все попирали прах его ногами. Вскоре на могиле стали происходить чудесные исцеления.

Впоследствии на могиле прп. Лонгина была сооружена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца.

Собор Новгородских святителей. В Великом Новгороде был благой обычай избирать архиепископов из наиболее прославленных подвижнической жизнью настоятелей монастырей. 10 февраля совершается память девяти святителей.

  1. Иоаким (родом грек) – просветитель Новгорода, один из основателей Ярославской школы в Киеве, первоначального деревянного собора Святой Софии в Новгороде и других церквей и монастырей († 1030).
  2. Святитель Лука Жидята – первый епископ из русских. При нем был воздвигнут каменный собор Святой Софии. Свт. Лука скончался 15 окт. 1058 г. К лику святых он был причислен через 500 лет, когда были обретены его нетленные мощи.
  3. Святитель Герман, инок Киево-Печерского монастыря, где он и скончался (1078 – 1096).
  4. Святитель Аркадий, основатель Аркажского Успенского монастыря в 3 верстах от Новгорода и автор «Канонических ответов», внесенных в Церковный устав. Скончался он 9 сент. 1162 г.
  5. Святитель Григорий (Гавриил), брат и сотрудник св. архиеп. Иоанна (память его 7 сент.); погребен рядом с ним в самом соборе (1187 – † 24 мая 1193).
  6. Святитель Мартирий, по имени которого названа паперть (притвор, в котором и почивают эти святые) (19 окт. 1193 – 10 авг. 1199).
  7. Святитель Антоний – из иноков Хутынского монастыря. Он совершил путешествие в Святую Землю и Царьград, оставил описание храма Святой Софии, а также святынь Константинополя до разорения его крестоносцами (1204).
  8. Святитель Василий, преемник свт. Моисея. Он окружил город стенами, восстановил церкви после пожара и сам писал для них иконы. Скончался он во время чумы (1331 – 3 июля 1352).
  9. Святитель  Симеон, в начале его святительства была чума, но свт. Симеон приказал соорудить однодневную церковь, и мор прекратился. Известны многие другие его чудотворения († 1421).
  10. Святитель Серапион († 1516) – см. житие его в день памяти 16 марта.

Мч. Карп.

Свв. Марк монах и Иоанн.

 

Икона Божией Матери Огневидная Икона Божией Матери, именуемая «Огневидная». Как в исторических документах, так и  в преданиях о древней иконе, именуемой «Огневидная», сказано мало. В святцах, изданных в 1815 г. в Почаеве, указывается как год ее явления 845 г. На иконе Богородица изображена одна, без Младенца Иисуса, с лицом, обращенным в правую сторону, погруженной в молитву. Самая примечательная особенность образа – цвет. Богоматерь изображается с ярко алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета. Видимо это и послужило поводом к наименованию иконы «Огневидною». Возможно, название этому образу с таинственным, возвышенно-богословским содержанием дали слова 5-й песни богородичного канона: «Огневидная колесница Слова, радуйся Владычице, одушевленный Рай». Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество. Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы были распространены по всей России.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz