Краткие жития святых, православные праздники и события

7/20 сентября

 

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручкского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров, Александра диакона (1918); сщмчч. Евгения, митр. Горьковского и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия, сщмчч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937).

Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (1398). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117-138). Прп. Луки (после 975).

 

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Мч. Созонт Помпеольский  Мч. Созонт Помпеольский (Киликийский) (ок. 304). Максимиан (по некоторым данным Нумерий Максим), правитель Киликии, распространяя по повелению царскому, нечестивое идольское многобожие, пришел в город Помпеополь и, во время празднования, принес тамошнему золотому идолу много жертв. Здесь же находился в это время один юноша, родом из Ликаонии, по имени Созонт, по вере христианин, добрый нравом и исполненный благих дел, ибо в законе Господнем поучался он день и ночь. Он пас стада бессловесных овец, но в то же время наставлял и словесных овец Христовых на добрую пажить. Где бы ни был он, везде собирались к нему и другие пастухи, юноши и мужи; а он учил их познанию Единого Бога, и многих привел к святому крещению, ибо была на нем благодать Духа Святого. Однажды, пася овец при источнике, у которого стоял большой дуб, Созонт уснул сладким сном и увидел божественное видение, призывавшее его к подвигу мученическому и возвещавшее, что место то принесет пользу многим, ибо будет освящено свыше сходящей благодатью, и многие найдут в нем спасение и прославят Святую Троицу. Встав от сна, этот добрый пастырь поручил овец другим и, оставив на том месте свой лук и три стрелы, для памяти о себе, отправился в город Помпеополь. Там он увидел нечестие умножившимся, веру же святую попранной. В скорби вошел он в капище, где стоял золотой идол, отломал у него руку и, раздробив, раздал нищим. Отъем у идола золотой руки произвел великое смятение в городе, и многих допрашивали и мучили. Святой Созонт, не желая, чтобы из-за этого пострадал кто-либо другой, сам пришел к правителю и объявил, что он виновник того дела. Когда его стали допрашивать о том, как он решился совершить этот поступок, он ответил, что сделал это намеренно для того, чтобы видеть бессилие этого бездушного бога.

Правитель, услышав это, повелел мучить Созонта без милости. Сначала его повесили на дерево и стали строгать по ребрам железными когтями, потом обули его в железные сапоги с острыми внутри их гвоздями и водили по городу. Но святой при этом славил Бога. Потом снова повесили его на дереве и сильно били железными палками, так что не только тело, но и кости его были раздроблены. В этих мучениях святой предал дух свой Богу. Язычники хотели сжечь тело святого мученика, но внезапно заблистали молнии, и пролился обильный дождь с градом, огонь погас, а люди бежали. Верующие взяли тело его и похоронили с честью. От гроба мученика проистекало много чудес, также и от источника под дубом, где святой во сне имел видение. Поэтому впоследствии там была создана церковь во имя его и для прославления  в ней Истинного Бога.

Иоанн Новгородский Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский (1186). Святитель Иоанн был сыном новгородского священника Николая и жены его Христины. По смерти родителей он с братом своим Гавриилом воздвиг в Новгороде монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Средства братьям были ниспосланы чудесно. Когда монастырь был закончен, оба брата постриглись с наречением имен Илия и Григорий. А когда скончался архиепископ Новгородский Аркадий, на престол Новгородский был возведен Илия (в 1065 г.) против своей воли. Он воздвиг в Новгороде 7 церквей, был кроток, любвеобилен и ко всем милостив. Сохранилось его Слово к духовенству по возведении его на архиепископскую кафедру.

Когда в 1170 г. суздальцы осадили Новгород, он молился о спасении города пред иконою Спасителя и услышал голос: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми образ Пресвятой Богородицы и вынеси его на городские стены. Тогда увидишь спасение городу». Посланные не могли взять образ, но, когда запели кондак «Предстательство христиан», он сам двинулся, и святитель взял его на руки. Весь же народ воскликнул: «Господи, помилуй!» Святитель поставил образ перед врагами, но Пресвятая Богородица простерла взор свой на город, и святитель увидел капающие из очей Ее слезы; он стал собирать их на фелонь, взывая: «О преславное чудо! От древа сухого истекают слезы. Сама Ты, Царица, даешь нам знамение, что со слезами молишься Сыну Твоему и Богу об избавлении города!» И вдруг тьма покрыла врагов, они пришли в смятение, а новгородцы сделали вылазку и одержали победу (празднование этому событию установлено 27 нояб.).

Предсказав свою близкую кончину, святитель Илия принял схиму с мирским именем Иоанн и скончался 7 сентября 1186 г. Погребли его в храме Софии Премудрости Божией. Мощи его долго оставались в забвении. Они были обретены в 1439 г. после того, как на надгробную плиту его упал камень и разбил ее, при этом обнаружены были его нетленные мощи, после чего свт. Иоанн явился архиеп. Новгородскому Евфимию и назвал себя. К лику святых он был причислен в 1547 г. Свт. Иоанну принадлежит 30 канонических ответов некоему Кирику.

Память его празднуется также 10 февр. и 4 окт. вместе с Собором Новгородских святителей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Преподобномученик Макарий Каневский Прмч. Макарий Каневский, архим. Овручкский, Переяславский (1678). Прп. Макарий (Токаревский) родился в конце XVI или в начале XVII века в благочестивой семье, в городе Овруче на Волыни. Первоначально образование он получил в доме одного священника и довершил его иноком в Овручском монастыре. Впоследствии он был его настоятелем, но, когда обитель эта была разорена поляками, его перевели настоятелем в каневский Георгиевский монастырь (ныне Киевская область на Украине). Он предсказал бедствия, имевшие постигнуть этот монастырь и город: голод, нашествие польское и татарское. 7 сентября 1678 г., когда город Канев и монастырь были разорены дотла, сам он, после жестоких пыток, сподобился венца мученического. Его нетленные мощи были обретены среди множества разлагавшихся трупов в развалинах и были погребены в монастырской церкви. В 1688 г., во время перестройки церкви, они были обретены вновь и были перенесены в город Переяслав Южный. В 1942 г. его святые мощи были перенесены еще раз – в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Черкассы. Как при жизни, так и по кончине прп. Макарий был чудотворцем. От святых его мощей в 1742 г. получил исцеление от паралича полковник Глебов. Прп. Макарий был духовным другом прп. Афанасия Брестского (память его 5 сент.).

Память его празднуется также 13 мая в день перенесения мощей (1688) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых.

Преподобный Макарий (Иванов), старец Оптиной пустыни Прп. Макарий Оптинский (1860). Прп. Макарий (в миру – Михаил Николаевич Иванов) родился 20 ноября 1788 г. в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное».

В 1810 г. Михаил отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни прп. Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского) (память его 15 нояб.), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик прп. Паисия, старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, прп. Макария. Позднее, уже в Оптиной пустыни, куда прп. Макарий перешел в 1834 г., он продолжил труд, начатый его учителем.

Его духовным наставником в Оптиной стал прп. Лев (память его 11 окт. в Соборе), которому прп. Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря прп. старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы прп. Паисия. Большую помощь ему оказывали в этом духовные чада – супруги Киреевские. Под влиянием прп. Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между Оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к прп. Макарию приезжали А.К. Толстой и А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь и А.Н. Муравьев.

Семь лет прпп. старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к прп. Макарию привели одного бесноватого, который ничего раньше о старце не знал и никогда не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не мог перенести великого смирения старца.

Даровал Господь прп. Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевание, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом с властью, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.

 

Сщмчч. Петр (Снежицкий) и

 Михаил (Тихоницкий) пресвитеры, Александр (Медведев) диакон (1918): Новомуч.

 Сщмч. Евгений (Зернов), митр. Горьковский (1937): Новомуч. Митрополит Евгений, в миру Семен Алексеевич Зернов, родился 18 января 1877 года в Московской губернии в семье диакона. В 1898 г. он окончил Московскую Духовную семинарию, поступил в Академию. В 1900 г. был пострижен в мантию, рукоположен в иеродиакона; в 1902 г. – в иеромонаха. С 1902 г. – преподаватель актоведения Черниговской Духовной семинарии; в 1904 г. – инспектор семинарии.

С 1906 г. о. Евгений в сане архимандрита приступил к обязанностям ректора Иркутской Духовной семинарии, в которой царило крайнее раздражение воспитанников против начальства. Архимандрит Евгений в короткое время сумел навести порядок в расстроенном смутой 1905 года учебном заведении, действуя без применения репрессивных мер. Он имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования охотно посещали и учащиеся семинарии, и иркутская интеллигенция, и простой народ. 20 января 1913 года архимандрит Евгений хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1914 года владыка Евгений – епископ Приамурский и Благовещенский; в 1917-1918 гг. – член Священного Собора Российской Православной Церкви.

27 августа 1923 г. владыка Евгений был первый раз арестован ночью после всенощной накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы и заключен в тюрьму г. Благовещенска. Пока он содержался в тюрьме, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набиралось так много, что владыка кормил ею всех содержащихся с ним заключенных.

Это был постник, невзирая ни на какие условия лагерной жизни, когда в пище нельзя было разбираться. Он был верен своему порядку и никогда не вкушал мяса и даже рыбы, если она предлагалась в неположенное время.

В том же 1923 г. владыка был вывезен в г. Читу, затем выслан в Москву. В то же время (1923 г.) он был возведен в сан архиепископа, а в 1924 г. – включен в состав членов Священного Синода при патриархе Тихоне. Архиепископ Евгений в 1924 году вновь был арестован и до 1927 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. Будучи старшим среди находившихся там архиереев, архиепископ Евгений в июле 1926 года принимает деятельное участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов). С 1927 по 1929 гг. он был в ссылке в Зырянском крае. После освобождения архиепископ Евгений проживал в г. Котельниче Нижегородского края.

 Высокообразованный вообще и богослов, компетентно рассуждавший по всякому теоретическому вопросу, он был житейски глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям он делал замечания наедине в самой мягкой форме, сомневающегося и неверующего провожал побежденным, скорбящего – ободренным. В нем была притягательная сила истинной духовной власти. Для остатка соловецких монахов он являлся святейшим авторитетом, власть которого простиралась в область, недоступную для понимания людей внутренне недуховных.

Богослужения владыки отличались величием, покоем, благоговением. Это чувствовали и отмечали прихожане, получая глубокое удовлетворение.

В 1930 г. он был назначен архиепископом Белгородским, а с 1931 г. – архиепископом Котельничским, викарием Вятской епархии; с 1934 г. – митрополит Горьковский. В 1935 г. владыка Евгений был вновь арестован в г. Горьком и осужден ОСО при НКВД СССР по обвинению в «антисоветской агитации». Приговорен к 3 годам лишения свободы. Находился в заключении в Карагандинском лагере. В сентябре 1937 г. осужден Тройкой при УНКВД СССР. Приговорен к расстрелу и 20 сентября 1937 г. расстрелян.

Сщмчч. Стефан (Крейдич) пресвитер, прмчч. Евгений (Выжва), Николай (Ащепьев) и Пахомий (Ионов) (1937): Новомуч.

Сщмч. Григорий (Аверин) пресвитер (1937): Новомуч. Григорий Иванович Аверин родился 24 января 1889 г. в благочестивой крестьянской семье в селе Валы Покров Юрьевецкого уезда Костромской губернии (ныне Ивановская область). У родителей его, Иоанна и Феодосии, было двенадцать детей, а кроме них они воспитывали приемного мальчика. Григорий был старшим в семье. Несмотря на большую семью и небольшой достаток, Иоанн в праздники и воскресные дни никогда не работал. В эти дни он поднимался раньше всех и сам будил детей, чтобы никто не опоздал в храм на службу.

Не уступала мужу в благочестии и Феодосия. В молодости она была исцелена молитвами прп. Серафима Саровского от тяжелой глазной болезни.

Воспитанный в исконно крестьянской семье, Григорий весь смысл своей жизни видел в служении народу. Окончив в 1910 г. учительскую семинарию, Григорий поступил учителем в двухклассную церковно-приходскую школу в городе Кологриве.

После февральской революции Григория Ивановича единогласно избрали председателем уездной земской управы. Выборы состоялись в сентябре, а через месяц произошел октябрьский переворот, и хотя советская власть упразднила местные управления, утвержденные Временным правительством, Григорий Иванович продолжал служить председателем управы до того момента, когда группа большевиков в Кологриве не объявила себя советской властью в конце января 1918 г.

Большевики управляли страной, не считаясь с ее населением. В начале марта в квартире Григория Ивановича собралась местная интеллигенция, среди которой были эсеры. Григорий Иванович подробно объяснил, почему эсерам нельзя принимать участие в крестьянском восстании, которое назревало из-за жесткого правления большевиков. Собрание согласилось. Через несколько дней крестьяне окрестных сел привезли в город хлеб на продажу. Местные большевики попытались вооруженной силой отнять этот хлеб. Крестьяне отказались подчиниться и своими силами арестовали местное начальство. Вскоре в город прибыл карательный отряд, восстание было подавлено, и ЧК стала производить аресты среди местного населения. Были арестованы все эсеры и среди них Григорий Аверин. Следствие тянулось почти год; четыре месяца Григорий Иванович находился в застенках ЧК, где ему угрожали расстрелом, что было вполне реально. Находясь вблизи смерти, Григорий Иванович совершенно пересмотрел свою жизнь и стал убежденным христианином. ЧК не удалось доказать его причастности к восстанию, и он был освобожден. Освободившись из тюрьмы, он вышел из партии эсеров.

В сентябре 1920 г. он устроился на службу в библиотеку Костромского педагогического института, а через год поступил в этот институт учиться. Через два месяца архиеп. Костромской Севастиан (Вести) рукоположил его в сан священника. Первое время о. Григорий служил в Костроме, а затем в селе Ильинском, рядом с Макарьевским монастырем.

В 1923 г. власти арестовали о. Григория. Предлогом послужила его принадлежность к партии социалистов-революционеров. В тюрьме выяснилось, что он из партии вышел, и ГПУ освободило его.

Жил о. Григорий лишнего ничего не имея, ограничиваясь и в необходимом. Кроватью ему служили березовые жерди, поверх которых была положена тонкая подстилка, а в изголовьях маленькая твердая подушка. Всю ночь он молился, засыпая лишь под утро, иногда и вовсе не ложился.

Как в большинстве сельских храмов, богослужение здесь было только в праздники и в воскресные дни. Но храм не стоял без молитвы: с утра каждый день священник-подвижник шел в храм и молился, читал и пел все один. Воспитанный отцом в традициях христианского милосердия, о. Григорий помогал нуждающимся без лицеприятия, не глядя ни на социальное положение, ни на религиозную или социальную принадлежность. Все лишнее, что появлялось в доме, о. Григорий отдавал малоимущим и многодетным крестьянским семьям.

Среди прихожан о. Григорий славился как опытный духовный наставник.

В 1929 г. советская власть приступила к уничтожению крестьян – кого ссылали на смерть в глухие северные районы России и Сибири, кого расстреливали. Вместе с крестьянами арестовывали всех сколько-нибудь выдающихся  священнослужителей. Оставшихся крестьян загоняли в колхозы на положении крепостных.

Ивановское ГПУ начало собирать сведения об о. Григории, вызывали на допрос псаломщика Ильинской церкви Николая Аристарховича Лебедева, который охарактеризовал его весьма положительно. Крестьяне, которые были обязаны о. Григорию своим обращением к Богу и получали в трудные моменты своей жизни от священника поддержку, отзывались о нем хорошо и не позволяли себя сбить с толку провокационными вопросами о содержании произносимых священником проповедей. Но были и явные лжесвидетельства, например, со стороны одного убежденного безбожника, который приписывал священнику разговоры о том, «что партия коммунистическая… безбожная партия, …ведет народ к гибели, обкладывает налогами и этим самым душит крестьян».

Знал о. Григорий, что неминуем арест. Прошел Успенский пост, о. Григорий отслужил торжественную службу на праздник Успения, на следующий день ГПУ арестовало его. На допросах следователи интересовались все тем же: часто ли он говорит проповеди и говорит ли в них о советской власти. Он отвечал, что содержание проповедей сугубо религиозное, и политических тем он не касался.

Отцу Григорию было предъявлено обвинение в антисоветской агитации, в поддержке тесных отношений со священниками Кинешемского округа, в частности с Владимиром Каллистовым, в проведении бесед с молодежью и в том, что его церковь посещает слишком много паломников. Прочитав обвинительное заключение, о. Григорий виновным себя не признал и по каждому пункту дал исчерпывающие пояснения.

3 ноября 1929 г. старший уполномоченный Кинешемского отдела ОГПУ составил обвинительное заключение на арестованных священников Григория Аверина, Владимира Каллистова и председателя церковного совета Василия Корчагова. На основании этого Особое Совещание отдела ОГПУ 3 января 1930 г. приговорила их всех к пятилетнему заключению в лагерь.

Через пять лет о. Григорий вернулся на родину и стал служить в селе Симеон Пучежского района Ивановской области. Уже несколько лет этот храм был захвачен обновленцами. Прихожане рады были пригласить к себе православного священника, а обновленец, который не пользовался в селе поддержкой, уехал. Люди потянулись к храму, снова затеплилась в приходе духовная жизнь. Для о. Григория годы заключения были как для злата огонь, душа очистилась и закалилась в страданиях. Вся повседневная жизнь строилась на твердом фундаменте веры Христовой. И к священнику со всех сторон пошли люди – кто за советом, кто с просьбой помолиться. И власти решили избавиться от священника. Немногим более года прослужил о. Григорий, и в сентябре 1935 г. НКВД арестовал его. Вместе с ним были арестованы: староста храма Екатерина Круглова, крестьяне Иван Родионычев, Алексей Кудряшов, Николай Марычев.

Никто из обвиняемых виновным себя не признал. В начале декабря начальник Пужечского районного отделения НКВД переслал «дело» в Иваново. Это был 1935 год, и Ивановскому НКВД «дело» показалось составленным неубедительно. В шестидневный срок его предлагалось доследовать и исправить.

Доследовать было нечего, и исправления ограничились литературной правкой.

3 марта 1936 г. Особое Совещание НКВД приговорило священника Григория Аверина к трем годам исправительно-трудового лагеря. Объявленный приговор не опечалил и не расстроил священника. Он знал, почему и за что страдал. Обстоятельства жизни, тюремная камера, концлагерь или расстрел – и это все дает нам Господь, несмотря на все усилия безбожников выглядеть в этой жизни хозяевами.

В начале мая о. Григорий прибыл в сибирский лагерь на рудник Темиртау. После медицинского освидетельствования его признали неспособным к тяжелому физическому труду и поставили сначала счетоводом, а потом дневальным в бараке. Держался о. Григорий в лагере с большим достоинством. Всякому при встрече с ним ясно было, что перед ним священник. Заключенные расспрашивали о. Григория об истории России, Православной Церкви, о вероучении, и он охотно рассказывал. Отец Григорий отказался быть осведомителем, не угождал лагерному начальству и не участвовал в идеологических мероприятиях. Любовь к Богу и верность Ему удивляли в нем окружающих. Все видели в нем по-настоящему свободного, независимого человека. И это вызывало ненависть у тюремщиков. В начале сентября 1937 г. против священника было начато новое «дело». Оперуполномоченный Салев пригласил в свидетели против священника бывшего коммуниста Тенякова, осужденного на два года за воровство, заключенного Натягу, осужденного за растрату, и других уголовников. Они показали, что заключенный Аверин в бараке в присутствии многих заключенных производит открыто богослужения, читает церковные книги, проводит беседы с заключенными, вокруг себя группирует священников; в своих беседах с заключенными, в частности говорил, что Советская власть издевается над народом, держит невинных людей в лагерях и др.

Через два дня дежурный 1-го лагпункта Поторокин, комендант лагпункта Сахно и инспектор лагерного порядка 3-й части Панов произвели в бараке у о. Григория обыск. Нашли переписанный от руки акафист Божией Матери и изъяли его. В тот же день о. Григорий был помещен во внутреннюю тюрьму; началось следствие, которое в тот же день закончилось.

Салев вызвал для допроса о. Григория. Священник, уже зная, чем все закончится, держался просто и твердо, с большим достоинством. О веру Христову, как о скалу, разбивались все попытки запугать исповедника. На предъявленное обвинение священник ответил: «Виновным себя в контрреволюционной агитации, а также религиозной пропаганде я себя не признаю. По убеждению я верующий человек и из-за этого ушел от политической деятельности и никаких бесед на политические темы я не вел».

Салев объявил, что следствие на этом закончено.

Через десять дней, 13 сентября, тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Семь дней пробыл о. Григорий в камере смертников в лагерной тюрьме. Самообладание не оставляло его. Душа его была спокойна. Он уже знал, что конец будет мученическим, а встретить его надо так, как встречали древние, с радостью. Незадолго перед последним арестом он писал из заключения родным: «Обо мне не расстраивайтесь и не беспокойтесь, у меня никого нет: ни жены, ни детей. Не надо бояться. Вы сами все знаете, куда и к Кому мы идем».

20 сентября 1937 г. священник Григорий Аверин был расстрелян.

Сщмч. Василий (Сунгуров) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 20 марта 1876 года в селе Спасское Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Арсения Сунгурова. По окончании Волоколамского духовного училища, Василий в 1898 году был назначен псаломщиком к Николаевской церкви в селе Амельфино Волоколамского уезда. В 1910 году он стал служить псаломщиком в Николаевской церкви в селе Жегалово Богородского уезда, в 1915 году был рукоположен во диакона к этой церкви, а в 1919 году – во священника к Марие-Магдалинской церкви в селе Улиткино Богородского уезда.

В 1935 году отец Василий был назначен служить в Богоявленскую церковь в селе Брыково Истринского района; в 1936 году он был награжден наперсным крестом.

Отца Василия арестовали 28 августа 1937 года и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Два дежурных свидетеля дали против священника соответствующие показания, затем был допрошен отец Василий. Выслушав лжесвидетельства, священник не подтвердил их. Виновным себя в ведении контрреволюционной деятельности священник не признал.

19 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Сунгуров был расстрелян на следующий день, 20 сентября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Прмч. Лев (Егоров) (1937): Новомуч.

 

Апп. от 70-ти Евод (66) и Онисифор (после 67). Святой Евод был первым после св. ап. Петра епископом в Антиохии (некогда столица Сирийского государства) и великим проповедником слова Божия. О нем упоминает св. Игнатий Богоносец (†107, память его 29 янв.) в своем послании к Антиохийцам. Св. Евод написал о Пресвятой Деве, что Она пятнадцати лет от рождения родила Спаса мира Христа. Кроме этого св. Евод оставил много других полезных сочинений, но все они погибли в те бедственные времена, когда Церковь Божия подвергалась гонениям. О самом св. Еводе встречается известие в римских мартирологах, где говорится, что он пролил свою кровь за Христа и скончался мученической смертью. Некоторые утверждают, что святой пострадал в Антиохии при императоре Веспасиане (70-79). В то время, говорят они, в одном городе было произведено неким иудеем, по имени Антиохом, большое волнение; изменив своей вере, он стал приносить жертвы идолам, причем многие иудеи были убиты за непоклонение идолам. Тогда многие иудеи приняли христианскую веру и епископом своим имели блаженного Евода, который, как начальник и пастырь их, был в скором времени (в гонение императора Нерона) умерщвлен.

Св. Онисифор также принадлежал к лику 70-ти апостолов. О нем ап. Павел в послании к Тимофею говорит: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил (мне) в Ефесе, ты лучше знаешь» (2-е Тим. I, 16-18). Св. Онисифор был епископом в Колофоне и в Кирине и пострадал за веру, приняв мученическую смерть. Об его мученичестве свидетельствуют мученические акты, в которых повествуется, что св. Онисифор после многих мучений был растерзан дикими лошадьми и вместе с Еводом водворился в сонме исповедников Божиих в небесных селениях.

Мч. Евпсихий (117-138). Святой Евпсихий родился и получил воспитание в Кесарии Каппадокийской. В царствование императора Адриана (117-138) на него был сделан донос, что он не чтит языческих богов, а почитает Христа. Евпсихий был взят правителем Каппадокии и подвергнут пыткам: тело его строгали железными когтями до тех пор, пока не обнажились ребра. После мучений св. Евпсихия едва живого бросили в темницу. Здесь он обратился к Господу с усердной молитвой, и в это время явился ангел и прикосновением своим исцелил раны мученика.

Вскоре после этого св. Евпсихий был выпущен из темницы на свободу. Это произошло по произволению Божию для того, чтобы богатство, которым обладал Евпсихий, не доставалось людям нечестивым, но роздано было бедным. И действительно, св. Евпсихий все свое имение, собранное еще его прадедами, роздал нищим и убогим, причем некоторую часть отдал врагам своим, которые его оклеветали.

Впоследствии, когда Кесарией правил князь Саприкий, св. Евпсихий снова был схвачен. Его повесили и долго строгали, после чего он принял мученическую кончину через усечение мечом.

Прп. Лука Глубокореченский (Каппадокийский), игумен (после 975). Подвижник. Он был игуменом в обители, находившейся близ Константинополя и называемой «Глубокие реки». О жизни его ничего не известно.

Прпп. Александр Пересвет (1380) и Андрей Ослябя (1398). Воины-схимники, ученики прп. Сергия Радонежского (память его 5 июля и 25 сент.). Когда великий князь Димитрий Иоаннович перед своим походом на Мамая посетил обитель прп. Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с полчищами врага, то он просил у преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним этих двух бояр-иноков. Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Люберецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были еще свежи в памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в воинском деле.

И преподобный не замедлил исполнить просьбу вел. князя. С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возло

Сделать бесплатный сайт с uCoz