Краткие жития святых, православные праздники и события

16/29 сентября

 

Вмц. Евфимии всехвальной, Халкидонской (304). Сщмч. Григория пресвитера (1937); Сщмч. Сергия пресвитера (1942). Перенесение мощей прав. Алексия Московского (2001).

Свт. Московского Киприана, всея России чудотворца (1406). Прп. Кукши Одесского, исп. (1964). Мц. Севастианы (86-96). Мц. Мелитины (138-161). Мчч. Виктора и Сосфена (304). Прп. Дорофея, пустынника Египетского (379-395). Мц. Людмилы, кн. Чешской (927). Мчч. братьев Иосифа и Исаака (808) (Груз.).

Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420).

 

Святая Евфимия Вмц. Евфимия всехвальная, Халкидонская (304). В царствование нечестивого императора Диоклетиана Халкидоном управлял поставленный им проконсул Приск. Намереваясь устроить праздник в честь языческого бога Арея, коему в Халкидоне был посвящен храм и в нем поставлено его изображение. Приск послал от себя указ во все окрестные города и селения, повелевая именем царским, чтобы все собрались в Халкидоне на праздник и чтобы каждый, сообразно своему состоянию, приносил жертвы Арею. В указе своем Приск угрожал великими муками тем, кто не послушается его повеления. Когда же началось это массовое действо, христиане, боясь грозного гнева проконсула, стали скрываться и собираться в тайных местах, совершали служение истинному Богу, Господу нашему Иисусу Христу. Проконсул же, разгневанный тем, что христиане не слушают его, повелел отыскивать их и предавать на мучения.

В то время в одном тайном месте скрывалось сорок девять христиан, совершая молитвы. Среди них была прекрасная девица по имени Евфимия, благородного происхождения, дочь Филофрона сенатора и супруги его Феодоросии, людей благочестивых. Мучителю донесено было о тех скрывающихся христианах, и он повелел всех их взять и представить к нему на суд.

Убедившись в твердости их веры во Христа и нежелании поклониться идолу, мучитель начал их истязать различными пытками в течение девятнадцати дней. Затем их вновь привели на суд, но они по-прежнему выражали свою преданность истинному Богу. Раздраженный этим мучитель велел бить их, но потом решил отправить всех их к царю, а пока повелел заключить в темницу. Когда их повели туда, проконсул увидел среди них святую Евфимию, девицу юную и прекрасную. Желая обратить ее к своему безбожию, мучитель изобретал всякие средства, чтобы прельстить ее. Но она все отвергала, выражая свою верность Господу Иисусу Христу.

Разгневавшись, мучитель велел приготовить колесо для пытки с множеством ножей. Святую мученицу привязали к этому колесу и начали его вертеть, так что тело ее стало отрезаться кусками, а суставы раздроблялись. Великомученица просила Господа о помощи. И вот явился Ангел Господень и исцелил ее. Но чудо не вразумило мучителя, и он велел бросить святую в огромную печь. Но воины, Виктор и Сосфен, увидели в печи Ангелов Божиих и не стали мучить Евфимию. За это их осудили на смерть. Воины исповедали веру Христову, и души их отошли ко Христу. А Евфимию опять стали бить и резать, и опять исцелил ее Ангел. Евфимию бросили в глубокую яму с ядовитыми змеями, но святая и там не потерпела вреда. Не смогли ее ни перепилить пилой, ни изжарить на огромной сковороде, ибо Ангел Господень берег великомученицу.

Наконец Евфимию повели в цирк, где львы и медведи стали ласкаться к ней, лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану, из которой истекла кровь. И послышался с неба голос, призывающий святую в горние обители, и душа ее отлетела ко Господу.

11 июля вспоминается то чудо, которое было от честных ее мощей во время 4-го Вселенского Собора святых отцов, происходившего в Халкидоне (451), и которым было явлено и утверждено православное исповедание веры.

 

 Сщмч. Григорий (Раевский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Григорий родился 28 сентября 1888 г. в селе Завидове Тверской губернии в семье диакона Григория Раевского. Вскоре после окончания Московской Духовной семинарии Григорий Григорьевич женился на Лидии Васильевне Беляевой, дочери священника села Завидова. В 1912 г. Григорий Раевский был рукоположен в сан священника к Успенскому храму этого села.

Все силы молодой священник отдавал храму и прихожанам, и его супруга стала ему помощницей в заботах о храме. Единственное, что омрачало их супружескую жизнь, это то, что у них не было детей. В 1913 г. в селе почти одновременно умерли муж и жена, остались сироты – трое детей, и о. Григорий и Лидия Васильевна взяли к себе одну из девочек, Анну, восьми лет. В 1922 г. у них родилась дочь Нина.

В первый раз о. Григория арестовали в 1927 г. Он был заключен в Бутырскую тюрьму и обвинен в том, что он будто бы распространял ложные слухи, но на следствии выяснилась полная невиновность священника, и власти вынуждены были его освободить.

В конце 1929 г., одновременно с коллективизацией, началось гонение на Православную Церковь. В Завидово приехали молодые коммунисты, уполномоченные из города, чтобы помочь объединять крестьянские хозяйства в колхозы.

В субботу 8 февраля на общем сходе крестьян председатель Завидовского сельсовета объявил, что на воскресенье, 9 февраля, назначается демонстрация, призванная показать превосходство коллективного хозяйства над единоличным. Были собраны подводы, украшены красными лентами лошади, чтобы проехать по соседним деревням и показать, что завидовские крестьяне почти все вступили в колхоз. К назначенному времени, одиннадцати часам дня, около избы-читальни собралась незначительная группа крестьян. Организаторы демонстрации решили, что с таким количеством народа ехать нельзя, и ждали еще два часа. Но и тогда народа не набралось. Тут кто-то из присутствующих сказал, что это потому нет народа, что все люди в храме, где идет торжественная служба.

Услышав об этом, секретарь комсомольской ячейки отрядил пойти в храм двух комсомольцев, чтобы узнать, что там происходит. Войдя, они увидели, что идет служба и храм полон народа. Устроители демонстрации решили, что она не удалась из-за богослужения, и агитационное мероприятие было отменено.

Одного этого факта было для ОГПУ достаточно, чтобы уже на следующий день начать расследование с целью непременно арестовать хотя бы одного из священников. Прежде всего, сотрудники ОГПУ выяснили, что наибольшим авторитетом и любовью у прихожан и вообще жителей Завидова и окрестных деревень пользуется о. Григорий. И началось расследование его церковной деятельности. Были вызваны комсомольцы, члены бригады по коллективизации, председатель Завидовского сельсовета и местный работник политпросвета (избач). Они рассказывали о том, что в своих проповедях о. Григорий упоминал о гонениях на религию, призывал верующих укреплять свою веру и не поддаваться вражьему учению, разделяющему людей; срыв демонстрации они прямо связали с «поповской и кулацкой агитацией».

В самый день ареста о. Григория, 14 августа 1930 г., ОГПУ вызвало на допрос председателя сельсовета, который высказал свое категорическое суждение о необходимости ареста священника. Местный избач показал: «Священник села Завидова Раевский действительно является организатором масс на срыв мероприятий партии и советской власти».

14 августа сотрудники ОГПУ пришли с обыском и арестовали священника. До того времени и у о. Григория уже несколько раз были обыски, кончавшиеся конфискацией и без того скудного имущества. Когда-то они с матушкой имели хозяйство, держали кур, корову, был сад, огород, в доме стояла фисгармония. К тридцатому году ничего не осталось, все было конфисковано как уплата налога. Сотрудники ОГПУ в очередной раз перевернули все вещи в поисках ценностей, хотели обыскать постель спящей дочери священника, но старшая дочь не позволила тревожить ребенка, и те отступилась.

Первое время после ареста о. Григория держали в Завидове, а потом под конвоем отправили в Тверскую тюрьму. Вызвали для допроса о. Николая Дмитрова и спросили об арестованном священнике. Отец Николай, хорошо зная лукавство гонителей, настоял на том, чтобы записать ответ собственноручно: «Священник Григорий Григорьевич Раевский ничего против советской власти не проявлял и недовольства мне не высказывал».

Вызванный на допрос староста храма также высказался положительно об арестованном священнике.

21 августа вызвали на допрос о. Григория. На вопросы следователя он ответил, что проповеди говорил редко, политических тем в них не касался, в предъявленном обвинении виновным себя не признает.

5 января 1931 г. тройка ОГПУ приговорила священника к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отца Григория отправили на каторжные работы, на строительство Беломоро-Балтийского канала в Вологодскую область, неподалеку от города Вычегды.

Отца Григория освободили из заключения в начале 1934 г., и он вернулся в Завидово и стал служить в храме. Жить было трудно, он продал дом колхозу, а сам жил с семьей сначала в доме о. Николая Дмитрова, а потом снял квартиру у одной доброй женщины неподалеку от храма.

12 мая 1935 г. от скоротечной чахотки умерла супруга о. Григория. В конце зимы, придя в храм во время уборки, она пожалела труд убиравших, разулась, оттого простудилась и через три месяца скончалась. Дочь Нина осталась на попечении отца и крестного, священника Николая Дмитрова.

Летом 1936 г. председатель областной комиссии по культам предложил благочинному Завидовского района собрать духовенство и обсудить проект сталинской конституции. Из священников пришли только двое, и одним из них был о. Григорий. Уяснив, что именно позвали его обсуждать, о. Григорий от обсуждения отказался, сказав, что поскольку он лишен как священник гражданских прав, то и обсуждать проект конституции не может. На этом собрание трех священников закончилось, и никто бы о нем не помянул, если бы через год не нахлынули новые гонения.

Отец Григорий был арестован 30 июля 1937 г. В то же время, когда сотрудники НКВД пришли к нему в дом, он был в лесу, куда часто ходил собирать грибы и ягоды. Вернулся он домой, а здесь в очередной раз идет обыск, но брать было нечего, взяли лишь письмо священника Александра Преображенского, которого, после выхода его из заключения, приютил о. Григорий.

На следующий день после ареста следователь Завидовского НКВД Шевелев допросил священника. Виновным себя в предъявленном обвинении – проведении «агитации, направленной на опошление мероприятий советской власти», священник не признал. Оснований для более весомых обвинений не находилось, и тогда стали вызывать на допрос прихожан. В большинстве своем они характеризовали священника положительно, говорили о его лояльности к советской власти, и об отсутствии в проповедях политических тем. Однако на прямой вопрос следователя жене благочинного о. Сергея Мазурова, какие ей известны факты контрреволюционных высказываний священника Раевского, она рассказала о бывшем его отказе обсуждать проект сталинской конституции на собрании трех священников.

На следующий день следователь снова допросил священника, потребовав от него признать свою виновность в контрреволюционной деятельности, о которой, якобы, у следствия имеются материалы. Отец Григорий этого не признал.

28 сентября был день рождения о. Григория, ему исполнилось сорок девять лет. На следующий день Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Григорий Раевский был расстрелян сразу после объявления приговора, 29 сентября 1937 г.

Священномученик был погребен в братской могиле на одном из кладбищ Твери; точное место погребения остается неизвестным.

Сщмч. Сергий (Лосев) пресвитер (1942): Новомуч. Священномученик Сергий родился 20 сентября 1893 г. в селе Ванилово Московской губернии в семье псаломщика Александра Лосева.

В 1908 г. Сергей Александрович окончил Коломенское духовное училище, в 1915 г. – Московскую Духовную семинарию, после чего устроился псаломщиком. Через два с половиной месяца он был рукоположен в сан диакона, а в скором времени и во священника.

В 1926 г. о. Сергий был назначен на служение в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Капотня (ныне это село вошло в состав Москвы) Ухтомского района Московской области. В этом храме о. Сергий прослужил до своего ареста 27 ноября 1937 г. На следующий день начались допросы. После традиционных вопросов о знакомствах с представителями духовенства следователь пытался его обвинить в сборе средств среди рабочих завода на собственное содержание, в проведении богослужений во время уборочной компании для отвлечения людей от работы, организации сборов на квартире с целью обсуждения «мероприятий советской власти и коммунистической партии».

Священник виновность свою в этих обвинениях не признал. Следователем для дачи свидетельских показаний были вызваны председатель и секретарь сельсовета и заведующий избой-читальней, которые подписали заранее заготовленные следователем протоколы, содержащие обвинения священника в антисоветской деятельности и высказываниях против советской власти и конституции.

Во время непродолжительного следствия о. Сергий содержался в Таганской тюрьме в Москве. 7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Отбывая наказание в Азербайджане близ города Баку, о. Сергий скончался в лагере 29 сентября 1942 г. и был погребен в безвестной могиле.

В феврале 1938 г. один из лжесвидетелей, подписавший показания против о. Сергия, написал в НКВД донос на супругу священника Варвару Ивановну Лосеву, что завершилось ее расстрелом (память мц. Варвары 22 февраля).

Алексий Мечев Перенесение мощей прав. Алексия Московского (2001). Память прав. Алексия Мечева празднуется 9/22 июня в день представления. Мощи отца Алексия были обретены в 1934 г. 16/29 сентября 2001 г. святые его мощи были торжественно перенесены в храм святителя Николая на Маросейке в Москве. В крестном ходе участвовало 10 000 человек.

 

Св. мц. Севастиана Мц. Севастиана Гераклейская, ученица ап. Павла (86-96). Святая Севастиана жила в царствование Домициана (81-96) и была ученицей апостола Павла. Игемон Георгий велел схватить ее в городе Маркианополе. Ее били и бросили в раскаленную печь, но она осталась там невредимою. Потом ее повели в Ираклию, где она была повешена на дереве, после чего ее бросили на съедение зверям. Но она снова осталась невредима. Наконец, ей отсекли голову мечом; при этом вместо крови из нее истекло молоко.

Мц. Мелитина Маркианопольская (138-161). Святая Мелитина происходила из города Маркианополя Фракийского. Жила она в царствование Антонина (138-161), при игемоне Антиохе. Она совершила много чудес: так молитвою своей она низвергла идолов, сокрушила изображения Аполлона и Геркулеса и многих привела к истинной вере. Затем она обратила ко Христу жену игемона. За это ей отсекли голову. Честное тело ее сначала лежало не погребенным. Один македонянин, именем Акакий, проходя через то место в свое отечество, испросил позволение взять ее святые мощи, положил их в ковчежец и хотел везти их в свое отечество. Во время плавания по морю, он заболел и скончался. Когда корабль достиг мыса острова Лемноса, там положено было тело святой мученицы. Близ ее гробницы погребено было тело и Акакия.

Мчч. Виктор и Сосфен Халкидонские (304). Воины, обращенные вмц. Евфимией всехвальной ко Христу и за это принявшие с нею мученическую казнь (см. выше).

Прп. Дорофей, пустынник Египетский (379-395). Преподобный Дорофей происходил из Фиваиды и пребывал в пустыни близ Александрии, на месте, называемом «Кельями отшельническими». Палладий, еп. Еленопольский, бывший в юности своей очевидцем его постнических трудов, повествует о нем следующее.

Шестьдесят лет пребывал старец в одной пещере, проводя весьма суровое житие; он каждый день во время полуденного зноя, бродя около моря, собирал камни и созидал из них кельи, отдавая их тем, кто не мог сооружать их.

Ел он каждый день в меру, лишь сухой хлеб и немного пустынной зелени, один раз в день, также в меру вкушал и воды. Бог свидетель, что никто не видел его ни ложившимся на рогоже, ни спящим; в продолжение ночи он сидя плел корзины из финиковых ветвей и, продавая их, на то покупал себе пищу.

Его ученики поведали Палладию, что св. Дорофей с детства ведет такую жизнь, и по своему обычаю никогда не спал, а разве лишь, делая что-нибудь, или вкушая пишу, смежал иногда очи, так что много раз и хлеб выпадал из его уст во время еды. Когда ученики принуждали его хоть немного поспать на рогоже, он, как бы пожалев их, сказал: «Если вы когда-нибудь уговорите уснуть ангела, то уговорите и меня».

Однажды прп. Дорофей послал Палладия почерпнуть воды из колодца, но тот увидел в нем аспида и, испугавшись, вернулся ни с чем. Тогда старец сам пошел к колодцу, почерпнул воды, знаменовал ее крестным знамением, и вкусил от нее, говоря: «Где крест, там совсем не вредить бесовская сила».

Прп. Дорофей представился в конце IV века в царствование Феодосия Великого.

Мчч. братья Иосиф и Исаак (808) (Груз.). Святые мученики Исаак и Иосиф, родные братья, родились в городе Феодосиополе, или Карну (нынешний Эрзерум). Отец их был знатный мусульманин, а мать - христианка, добрая и благочестивая женщина, тайно воспитавшая этих двух сыновей и еще одного, старшего, неизвестного по имени, в христианской вере. Достигнув зрелого возраста, все три брата, из которых один Иосиф был женат, пожелали удалиться от своего родителя - магометанина, чтобы беспрепятственно исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Они обратились с письмом к императору Никифору I (802 - 811), прося его позволения переселиться в Константинополь и поступить на службу при его дворе. Получив благоприятный ответ христианского государя, братья стали собираться в дорогу. Старший в скором времени отправился в Константинополь, а Иосиф и Исаак были задержаны по приказу эмира г. Феодосиополя. На вопрос о причине их переселения в Константинополь, братья ответили, ко всеобщему изумлению присутствовавших, в том числе их отца, что они христиане с самого рождения и поэтому бегут от нечестивых, желая свободно исповедовать свою веру. Никакие уговоры и угрозы не поколебали мужественных исповедников. Созвав совет вельмож, эмир вынес братьям смертный приговор. На месте казни, преклонив колени, святые Исаак и Иосиф вознесли молитву ко Господу, после чего палач отсек их честные главы. Это совершилось в 808 году. На непогребенные тела святых мучеников ночью спустился необыкновенно светлый столп света и стал над ними. Пораженные этим знамением, магометане просили на следующий день христиан города предать святые тела мучеников погребению. На месте погребения святых впоследствии был построен храм и освящен во Имя Пресвятой Троицы.

Мученица Людмила Чешская Мц. Людмила, кн. Чешская (927). Святая Людмила, княгиня Чешская, была супругой чешского князя Боривоя. Супруги приняли святое крещение и, став христианами, заботились о просвещении своего народа светом Христовой веры.

Овдовев, св. Людмила вела строгую, благочестивую жизнь. Это вызвало ненависть жены сына св. Людмилы – Драгомиры, которая, пользуясь молодостью и неопытностью правившего страной внука св. Людмилы, Вячеслава, стала вновь насаждать среди народа язычество. Драгомира подослала к святой Людмиле бояр, которые убили святую во время молитвы. Тело мученицы было закопано под городской стеной, но над ее могилой стали совершаться великие чудеса. После этого князь Вячеслав обрел мощи святой и перенес их в пражскую церковь.

Прп. Прокопий Чешский (1053). Утверждал христианство в Чехии (†1053).

Прп. Еввиот Студийский (до XII-XIII вв.).

Киприан Московский Свт. Киприан, митр. Московский и всея России, чудотворец (1406). Святитель Киприан, родом болгарин, подвизался на Афоне. Подвиги его и образованность обратили на себя внимание Патриарха Константинопольского Филофея, который приблизил его к себе и рукоположил в митрополита Киевского и Литовского. После кончины святителя Алексия (память его 12 февр.) свт. Киприан стал митрополитом всея Руси, вступив в управление Русской Церковью в 1390 г. При нем произошло чудесное избавление Москвы от нашествия Тамерлана (празднование 26 авг.). Когда Тамерлан приближался к берегам Дона, святитель отправил духовенство во Владимир – принести в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Когда шествие со святой иконой приблизилось к Москве, то навстречу ей вышел сам Митрополит с духовенством и со всем народом, слезно взывая о помиловании. Молитва их была услышана, и Тамерлан оставил берега Дона, на которых стоял две недели. На месте сретения чудотворной иконы святителем был построен Сретенский монастырь.

Свт. Киприан замечателен как церковный писатель и деятель по исправлению церковных книг: он сам переводил с греческого богослужебные книги и «Кормчую», написал жития русских святых. Из них особенно замечательно житие свт. Петра Московского, написанное в благодарность за исцеление его от болезни и избавление от бед. Кроме того, он писал статьи литургического и исторического характера и собирал канонические статьи русских святителей и князей.

Свт. Киприан много заботился о духовных нуждах своей паствы. Скончался он в глубокой старости 16 сентября 1406 г., в своем любимом подмосковном селе Голенищеве, куда любил он уединяться на безмолвие. На погребении его, по его завещанию, была прочитана грамота, в которой он всех верующих прощал и благословлял и сам просил прощения. Грамота эта читалась на погребении всех его приемников.

Память его празднуется также 27 мая в день обретения мощей.

Преподобный Кукша Одесский Прп. Кукша Одесский, исп. (1964). Мирское имя его – Косьма Величко. Родился он 12 января 1875 г. в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии в многодетной семье благочестивых родителей Кирилла и Харитины.

В 1896 г. Косьма, получив родительское благословение, удалился на Святую Гору Афон, где был принят послушником в русский монастырь святого вмч. Пантелеимона.

В 1913 г. афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры.

8 апреля 1931 г. смертельно больной подвижник был пострижен в схиму. При постриге получил имя Кукша, в честь священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних пещерах (память его 27 авг.).

3 апреля 1934 г. о. Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц – в сан иеромонаха. После закрытия Киево-Печерской лавры иеромонах Кукша служил до 1938 г. в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке. Надо было иметь великое мужество, чтобы служить священником в то время. В 1938 г. подвижник был осужден, отбывал пятилетний срок в лагерях города Вильма Молотовской области, затем три года провел в ссылке. Весной 1943 г., по окончании срока заключения, на праздник св. вмч. Георгия Победоносца иеромонаха Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область.

В 1947 г. окончилось время ссылки, завершился восьмилетний исповеднический подвиг. Иеромонах Кукша вернулся  в Киево-Печерскую лавру, здесь начался подвиг служения страждущим – старчество.

В 1951 г. о. Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую лавру.

В конце апреля 1957 г. старца переводят в Крещатицкий Свято-Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии. С приходом старца Кукши ожила духовная жизнь братии монастыря. В тихую обитель апостола любви устремились духовные чада, на средства, передаваемые о. Кукше, увеличились постройки в обители.

В 1960 г. старец Кукша был переведен в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Старец вставал рано утром, читал свое молитвенное правило, старался причащаться каждый день, он особенно любил раннюю литургию. Ежедневно, идя в храм, старец под одежду надевал свою афонскую власяницу из белого конского волоса, который больно колол все тело.

Божий дар врачевания и исцеления душевных и телесных недугов действовал в преподобном как при его жизни, так и после его кончины. Многих он исцелял молитвой.

В октябре 1964 г. старец, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел воспалением легких. Даже страдая в предсмертной болезни, он также отказался от всякой врачебной помощи, лишь просил причащать его каждый день святых Христовых Тайн.

В 1995 г. старец Кукша был причислен к лику святых в чине преподобного.

 

Икона Божией Матери ''Призри на смирение'' Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение» (1420). Впервые икона явилась в Псковской области в 1420 г. на озере Каменном, откуда была перенесена 16 сентября в Псков. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия», свирепствовавшего на псковской земле в княжение Василия II Дмитриевича, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне. Народ пришел в отчаяние и уповал лишь на помощь Божию и Царицы Небесной. В Псковской летописи встречается упоминание об истечении из правого ока образа Богородицы крови при препровождении его в Псков 16 сентября 1426 г. в день памяти св. вмц. Евфимии. Это знамение предшествовало ряду трагических событий, последовавших в ближайшие годы в княжестве: в тот год в Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, во время случившегося весной пожара сгорело 40 дворов, а литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские земли. Как известно из летописных источников, икона Божией Матери «Призри на смирение» была перевезена в Псков и хранилась в Соборном Троицком храме. Празднование иконе было установлено в честь этого перенесения. Поскольку в XIX веке уже не встречается упоминаний о явленной иконе из Троицкого собора, можно предположить, что псковский чудотворный образ погиб во время одного из стихийных бедствий, постигших город, и потому не дошел до наших дней.

Списков иконы «Призри на смирение» известно немного. Один из них конца XVII века находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре. Второй – список подлинной иконы, тоже почитаемый как чудотворный, – украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре. В годы советской власти икону удалось уберечь. Свыше 50 лет ее хранила монахиня Феофания (в схиме Феодора). В 1992 г. она отдала святыню во Введенскую церковь бывшего Введенского монастыря, в которой тогда возобновились богослужения. Чудо, которое прославило этот образ Божией Матери, было явлено летом 1993 г. Настоятель Введенской общины, игумен Даминиан, обнаружил, что икона Божией Матери «Призри на смирение», которая находилась в киоте за стеклом, потемнела. Было решено пригласить реставраторов. Когда с киота сняли раму, на стекле обнаружили серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Киевские ученые потребовали проведения исследования этого отпечатка, а также и чудотворной иконы. В храм была привезена специальная аппаратура, и сотрудники Института судебной экспертизы, Политехнического и других киевских научных институтов приступили к исследованию непонятного им явления. Через год работы никто так и не смог объяснить, как и почему возник отпечаток, учеными было лишь подтверждено, что светло-серое изображение на стекле состоит и тонкого налета органических кислот и является нерукотворным отражением иконной росписи, но с некоторыми отличиями: на черном фоне рисунок выглядит негативом, а на светлом – позитивом. В 1995 г. Священный Синод постановил считать Киевскую икону Божией Матери  «Призри на смирение» чудотворной, с празднованием в ее честь 16 (29) сентября.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz