Краткие жития святых, православные праздники и события

24 сентября / 7 октября

 

Первомученицы равноап. Феклы (I). Сщмч. Василия диакона (1918); сщмч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937); сщмч. Никандра пресвитера (1939).

Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Прп. Коприя (530). Св. Владислава Сербского (1239).

Мирожской иконы Божией Матери (1198).

 

Святая Фекла Первомученица равноап. Фекла Иконийская, Селевкийская (I). Она была ученицей и последовательницей апостола Павла, всю жизнь претерпевала страдания от людей за святость свою и чистоту девичью. Восемнадцати лет от роду обратилась она в веру Христову и осознанно стала невестой Жениха Небесного, отказавшись от жениха земного. Помимо внутренней красоты обладала Фекла и прекрасной внешностью, что являлось причиной многочисленных покушений на ее девство. За благочестивую жизнь Всевышний даровал Фекле способность исцелять людей физически и нравственно – наставлять их на путь истинный. Вера во Христа помогала Фекле с кротостью и смирением претерпевать многие муки от гонителей Христовых. Святую деву пытались сжечь на костре, но Господь спас святую, послав дождь с градом; дикие звери не растерзали Феклу, а лишь смиренно лизали ее ноги; пьяным юношам не удалось обесчестить Феклу – Господь разверз гору перед ней и в пещере укрыл святую от преследователей. До 90 лет дожила святая равноапостольная Фекла, проповедуя Истину и обращая многих ко Христу.

 

Сщмч. Василий (Воскресенский) диакон (1918): Новомуч. В Пермском крае в городе Соликамске и Соликамском уезде были без суда расстреляны красноармейцами многие священнослужители. Среди них в ночь на 24 сентября был расстрелян диакон Преображенского храма Василий Воскресенский.

Сщмч. Андрей (Быстров) пресвитер и мчч. Василий (Виноградов), Сергий (Михайлов) и Спиридон (Савельев) (1937): Новомуч. 3 июля 1937 г. Сталин распорядился послать секретарям обкомов и крайкомов ЦК компартии следующую телеграмму: «ЦК ВКП (б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков… с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через Тройки…

ЦК ВКП (б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав Троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество, подлежащих высылке».

Уже 22 июля начальник Плоскошского районного отдела НКВД Тверской области Попов составил справку на арест священника Андрея Быстрова и крестьянина Василия Виноградова. По справке они обвинялись в том, что ранее лишались избирательных прав, арестовывались, знали друг друга, посещали один другого, а, кроме того, Андрей Быстров был священником. По требованию НКВД Жидулинский сельсовет, в лице председателя и секретаря, составил на священника характеристику, в которой они писали о том, что он до революции владел крупным хозяйством (этого священник при допросах не подтвердил) и применял наемную рабочую силу; после революции вел контрреволюционную деятельность, за что отбывал ссылку в Архангельске в 1930-1934 гг., совместно с кулаком Виноградовым и другими проводили антисоветскую агитацию и пр.

23 июля 1937 г. был арестован Василий Виноградов, на следующий день НКВД арестовал священника Андрея Быстрова, и они были заключены в Торопецкую тюрьму.

 

Священномученик Андрей родился в 1873 г. в селе Залесье Печерской волости Псковского уезда в семье священника Петра Быстрова. Окончил Псковскую учительскую семинарию и работал учителем. В 1897 г. был рукоположен в сан диакона, а через год – в сан священника и служил в Тверской губернии в храме села Зуева. В 1930 г. о. Андрей был арестован и приговорен к двум годам заключения в лагерь и пяти годам ссылки на Урал. Вернулся он домой в 1935 г.

Мученик Василий родился в 1891 г. в деревне Иванцево Плоскошкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина Корнилия Виноградова. Окончил церковно-приходскую школу. Всю жизнь прожил в родном селе, пока не был в 1931 г. арестован и выслан. Потеряв свой дом в селе, жил на хуторе Бор в нескольких километрах от села.

 

На сразу же последовавших допросах им обоим были предъявлены обвинения в проведении контрреволюционной агитации. Вину свою в этом они не признали.

3 августа начальник Плоскошкого районного отделения УГБ подал помощнику начальника Управления НКВД Листенгурту составленную на крестьян Семена Никандрова, Сергея Михайлова и Спиридона Савельева справку, прося дать разрешения на их арест. 8 августа такое разрешение было получено, и 11 и 12 августа они были арестованы и заключены в Торопецкую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы.

 

Мученик Сергий родился в 1882 г. в деревне Юрино Плоскошского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Михаила Михайлова. Окончил церковно-приходскую школу. В 1903 г. он был призван в армию и служил рядовым до 1905 г. В 1931-1932 гг. был старостой храма, где служил о. Андрей. Сергей Михайлович имел большую семью и хозяйство – избу, амбар, сарай, хлев, веялку, два плуга, телегу, три коровы, три лошади, три овцы. В 1932 г. вступил в колхоз, и часть хозяйства пришлось отдать, остались корова и две овцы. В колхозе он работал бригадиром. В 1935 г. он был приговорен к одному году исправительно-трудовых лагерей за то, что, когда был животноводом, у него пали три теленка.

Мученик Спиридон родился в 1875 г. в деревне Пикачи Плоскошского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Савелия Савельева. В Первую мировую войну он был призван в армию и прослужил в ней 1916-1917 гг. рядовым. Почти все имущество Спиридона Савельевича было изъято властями, ему оставили лишь избу и баню. В 1935 г. власти приговорили его к шести годам заключения за невыполнение плана сева.

 

Следствие было ускоренным, и допросы крестьян были недолгими. В проведении контрреволюционной агитации они себя виновными также не признали.

20 сентября помощник оперуполномоченного УГБ Плоскошкого районного отделения НКВД Ливанов составил обвинительное заключение по «делу» священника и крестьян. Несмотря на то, что доказательств преступления не было никаких, «дело» сочли законченным и направили на рассмотрение тройки НКВД с предварительного разрешения Осташковской опергруппы НКВД.

3 октября тройка НКВД приговорила священника Андрея Быстрова и мирян Василия Виноградова, Сергея Михайлова и Спиридона Савельева к расстрелу. Они были расстреляны 7 октября 1937 г.

Шестидесятисемилетний Семен Никандров был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Сщмч. Павел (Березин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Павел родился в 1866 г. в селе Маковницы Софрониевской волости Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника Михаила Березина. О начальном его образовании сведений нет, очевидно, как и большинство детей духовенства, он закончил семинарию, после чего поступил на историко-филологический факультет Варшавского университета. Окончив университет, он вернулся на родину в Тверскую губернию и стал преподавать Закон Божий в Новоторжской учительской семинарии. Когда Павлу Михайловичу исполнилось тридцать семь лет, он был рукоположен в сан священника. С этого времени его жизнь была полностью посвящена церковному служению. Отец Павел, по свидетельству прихожан, был выдающимся проповедником.

Отец Павел рано овдовел, и когда начались гонения, дети, будучи взрослыми, жили уже не с ним, и это дало возможность его сыну беспрепятственно получить образование в Ленинградском университете. В двадцатых годах о. Павел служил в Воскресенском храме села Котова Молоковского района, и в этом же селе, где было тогда несколько домов, он снимал комнату.

В 1929 г. по распоряжению советских властей начался новый этап гонений на Русскую Православную Церковь, когда по всей стране закрывали православные храмы и арестовывали духовенство и мирян. Если свеча стоит на подсвечнике и светит всем в доме, то в периоды гонений противники Христа всегда стараются ее угасить, дабы свет не обличил, что дела их злы. Отец Павел не раз в проповеди с амвона с сокрушением сердечным указывал прихожанам на зловещее разлитие греха по нашей земле.

Дом священника стоял неподалеку от школы, дети в селе и окружающих деревнях ходили с родителями в церковь. Некоторые просили у священника книги для чтения. Отец Павел давал им книги по Закону Божию, Священную историю Ветхого и Нового Завета, сборники рассказов нравственного содержания. Это продолжалось до 1929 г., когда директор школы, войдя в класс до начала занятий, увидела, что ученики с увлечением читают какие-то книги. Выяснив, что это книги духовного содержания, она их отобрала у учеников и отправила секретарю волостной партийной ячейки с соответствующим сопроводительным письмом.

21 сентября 1929 г. директор школы была вызвана к следователю и подтвердила, что священник действительно давал детям религиозные книги. Об этом же следователю дали показания учительница школы, один местный комсомолец, подавший заявление на поступление в члены партии, и его мать.

В тот же день следователь арестовал священника, и он был заключен в камеру при Молоковском отделении милиции. На следующий день о. Павел был допрошен. Он не отрицал факта раздачи школьникам религиозной литературы, но не признал в этом антисоветского деяния. После допроса о. Павел был отправлен под конвоем в Бежецкую тюрьму, все небольшое его имущество было описано и изъято все, не исключая рясы, одеяла с подушкой и карманных часов.

Последовали допросы свидетелей. Они приводили примеры различных высказываний священника во время проповедей, которые с большой натяжкой  можно было бы интерпретировать как антисоветские. Не удовлетворившись показаниями обычных жителей села, следователь допросил комсомольцев, некоторые из которых стали показывать против своих односельчан Ивана Феоктистова и Семена Старшинова, которые будто бы выступали против организации колхоза. На основании этих показаний 29 сентября ОГПУ арестовало их обоих, они также были заключены в Бежецкую тюрьму.

13 октября следователь ОГПУ составил текст постановления, в котором писал: «Рассмотрев следственный материал по делу, в коем они достаточно изобличаются в том, что вели антисоветскую агитацию, направленную на срыв проводимых соввластью кампаний… стремились развалить комсомольскую организацию путем угроз, влияния на родителей и так далее, постановил: привлечь Березина, Старшинова и Феоктистова в качестве обвиняемых, предъявив им обвинение в антисоветской агитации».

20 октября обвиняемые были вызваны в последний раз к следователю; на вопрос, согласны ли они с предъявленным обвинением, все они ответили отрицательно.

В конце ноября 1929 г. дело было направлено в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для внесудебного разбирательства. 13 января 1930 г. Особое Совещание приговорило священника Павла Березина к высылке в Северный край на три года, а крестьян – к лишению свободы сроком на шесть месяцев.

23 марта священник этапом прибыл в один из северных лагерей, откуда его отправили в ссылку в город Мезень Архангельской области.

Вскоре о. Павел направил прошение во ВЦИК с ходатайством об освобождении. Оно было удовлетворено, и 18 июля 1931 г. священник выехал из Архангельска в село Котово Тверской области, где стал служить в той же церкви. Он жил один – жена скончалась, сын Димитрий учился в университете и почти не писал. Соприкосновение с безбожием, несмотря на сохранившееся глубокое уважение к отцу-священнику, привело к тому, что молодой человек почти утратил веру.

Наступило страшное лето 1937 г. Советская власть решила покончить с христианством в России и закрыть к лету следующего года почти все церкви в стране. В соответствии с замыслом Сталина это был самый большой поход против Бога и Церкви.

Отца Павла, как и многих православных, такое решение Сталина обрекало на мученическую кончину. Он был арестован 27 июля 1937 г. и заключен в Краснохолмскую тюрьму. На следующий день состоялся допрос. От него требовали рассказать о «контрреволюционных проповедях», о «нелегальных собраниях верующих» и тому подобных «антисоветских» действиях. Допросы шли, не переставая, днем и ночью.

В обвинительном заключении следователь написал: «Березин, возвратившись после отбытия срока наказания, продолжал систематически проводить антисоветскую контрреволюционную агитацию, выражавшуюся в открытых выступлениях перед верующими с антисоветскими и контрреволюционными проповедями, в которых распространял провокационные слухи об… упадке нравственности, объясняя это существованием советской власти и коммунистической партии. Распространял провокационные слухи о разложении семьи, о разврате среди населения, при этом сохранял контрреволюционную литературу».

3 октября тройка НКВД приговорила о. Павла к расстрелу. Священник Павел Березин был расстрелян через несколько дней – 7 октября 1937 г.

Прмч. Виталий (Кокорев) (1937): Новомуч. Преподобномученик Виталий родился 10 августа в деревне Дьяково Федосеевской волости Старицкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина Ивана Кокорева. Окончив школу, крестьянский сын направил свой путь в Валаамский монастырь, известный в то время своими схимниками и старцами. Здесь юноша прожил полгода, а затем, устоявшись в своей решимости избрать монашеский путь, вернулся на родину и поступил в 1912 г. в число послушников Ниловой пустыни. Через некоторое время он был принят в число братии и пострижен в монашество с именем Виталий.

В Ниловой пустыни монах Виталий подвизался до ее закрытия в 1928 г. Монахи, несмотря на закрытие монастырей и их разрушение, и вне их стен старались вести молитвенный образ жизни и жить по монастырскому уставу. Для этой цели они организовывали монашеские общины. В одной из таких общин, которая называлась «Божье дело», и продолжал подвизаться монах Виталий. Но власти не собирались оставлять и тени христианства на русской земле, и через год община была закрыта, а монахи арестованы по обвинению в неуплате налогов. Монах Виталий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и сослан в город Николаевск-на-Амуре на Дальний Восток.

В Тверскую область и родные места он вернулся только в 1935 г. Один из знавших его священников посоветовал ему устроиться на свободное место сторожа в храм села Хвошня Пеновского района и заодно нести в храме при богослужениях послушание пономаря. Он так и сделал: устроился на работу в храм сторожем, а жил в деревне Пустошка, снимая комнату у крестьян.

В январе 1937 г. начальник Пеновского районного отделения НКВД стал вызывать на допросы жителей района, членов сельсовета, бригадира колхоза и колхозников, выбирая тех, кто был враждебно настроен к Церкви и желал скорейшего закрытия храма.

Они показали, что дьячок хвошнянской церкви монах Виталий ходит по домам крестьян-единоличников и в самый день Всесоюзной переписи, 1 января 1937 г., он посещал некоторых крестьян; что верующие, и в частности монах Виталий, собирались вместе и читали вслух Евангелие, а также пели церковные песнопения, что происходило это в рабочее время.

В самый день праздника Рождества Христова, 7 января, начальник Пеновского отделения НКВД допросил монаха Виталия. Тот отрицал, что «проводил нелегальные сборища верующих…, где обрабатывал в антисоветском направлении верующих, особенно единоличников».

Сведений было недостаточно для ареста – указа об аресте всех церковно-священнослужителей тогда еще не было, и монах Виталий после допроса был освобожден. Только в конце июля и начале августа последовали указы об уничтожении Русской Православной Церкви, и тогда уже 4 августа монах Виталий был арестован и заключен в Осташковскую тюрьму и 6 августа допрошен.

Традиционное обвинение в свой адрес в ведении антисоветской агитации он отверг. НКВД допросил «дежурных свидетелей», в частности председателя колхоза «Путь Ленина», который показал, что как-то застал в церковной сторожке крестьян, читающих Священное Писание. «По-моему, – заключил председатель, – у них организована антисоветская группировка…»

После этого снова был допрошен монах Виталий. Он отрицал свое участие в каких-либо собраниях, где велись разговоры о конституции, займе и положении в колхозах.

Чтобы склонить обвиняемого к самооговору, следователь устроил очную ставку монаха Виталия с председателем колхоза, который сказал, что в марте 1936 г., зайдя в здание сторожки, он застал здесь заседание церковной двадцатки. На это монах ответил, что в марте 1936 г. никакого нелегального сборища в сторожке церкви не было, на собраниях он не присутствовал и антисоветской агитацией там не занимался.

Были вызваны и другие свидетели, среди них староста храма, но они обвинений, выставленных следователем, не подтвердили. 9 сентября следствие было закончено, и 3 октября тройка НКВД приговорила монаха Виталия к расстрелу. Он был расстрелян 7 октября 1937 г.

Сщмч. Никандр (Гривский) пресвитер (1939): Новомуч. Священномученик Никандр родился 26 июня 1880 г. в селе Волчино Псковского уезда Псковской губернии в семье священника Симеона Гривского. В 1901 г. Никандр окончил Духовную семинарию и до 1905 г. служил псаломщиком. В 1905 г. Никандр Семенович женился  на Ольге Сергеевне Беляниновой, дочери торговца. Впоследствии у них родилось пятеро детей. В 1912 г. Никандр Семенович был рукоположен в сан диакона и в том же году – во священника ко храму Рождества Христова на погосте Почеп Пожинской волости Торопецкого уезда Псковской губернии, где служил в то время его престарелый отец. Храм был деревянный, построен в 1868 г. Всего в приход входило двадцать восемь деревень, в которых жили около тысячи человек. Отец Никандр стал для своих прихожан истинным пастырем, он поддерживал их не только словом, но и делом, помогая беднейшим из них материально.

В 1916 г. о. Никандра постигло несчастье: от дизентерии скончалась его жена Ольга, сын и дочь, и он остался с сыновьями, которым было десять и пять лет, и с трехлетней дочерью.

29 сентября 1929 г. сын священника Никандра Гривского, Петр, будучи в нетрезвом состоянии, похитил индукторную машину, которой производились взрывные работы. Было начато уголовное дело. Когда выяснилось, что укравший оказался сыном священника, ОГПУ стало исследовать, что он собой представляет.

Выяснив, что о. Никандр в селе пользуется большим уважением, ОГПУ 13 января 1930 г. арестовало его. Во время обыска у него дома было обнаружено заявление, подписанное несколькими десятками крестьян, которые просили уменьшить собираемый со священника продуктовый налог. Власти это заявление расценили «как характеристику объединения вокруг себя населения и использования его в борьбе против хлебозаготовок».

Вместе со священником был арестован староста церкви Василий Федорович Чупров, который категорически отказался признать себя виновным, отвергнув все предъявлявшиеся ему «факты». Еще было арестовано трое крестьян.

На допросах о. Никандр показал: «Виновным себя я не признаю. Контрреволюционной группировки вокруг себя не создавал. Антисоветской агитации не вел. Подготовку к взрыву государственных учреждений я не производил…».

13 февраля 1930 г. ОГПУ приняло решение освободить ранее арестованных троих крестьян, как «середняков», оказавшихся «под влиянием священника». В тот же день следствие было закончено. Священник Никандр, его сын Петр и староста храма Василий Чупров были обвинены в том, «что организованно противодействовали проводимым мероприятиям советской власти в деревне, и в частности проводимой сплошной коллективизации в Торопецком районе, с той же целью собирались в квартирах священника Гривского и других, где обсуждались планы антисоветских действий. В контрреволюционных целях подготавливали разрушение и повреждение общественных и государственных учреждений, в целях чего участником их антисоветской группы, Петром Гривским, была похищена подрывная машина».

4 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорила о. Никандра к десяти годам заключения в концлагере, а его сына Петра и старосту храма Василия Чупрова – к пяти годам заключения. Все они были отправлены в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 г. о. Никандру, как инвалиду, было заменено заключение в лагере на ссылку до окончания срока. Ссылку он отбывал в городе Каргополе. В 1933 г. Василий Чупров был досрочно освобожден, сын священника, Петр, был освобожден по окончании срока заключения.

В досрочном освобождении о. Никандру было отказано.

20 июля 1938 г. руководители управления НКВД по Архангельской области Некрасов, Вольфсон и Шульман санкционировали новый арест священника. 27 июля о. Никандр был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе. В тот же день он был допрошен. В предъявленном ему обвинении виновным он себя не признал.

В ноябре следователь допросил ссыльных священников Николая Черникова, Дмитрия Миловидова и Николая Чумаевского. Они свидетельствовали о том, что о. Никандр проявлял жалость по отношению к заключенным в лагерях, посылаемых независимо от возраста на общие, тяжелые, непосильные работы; о высказывании им клеветы на советскую власть, измышлений о выборах в Верховный Совет и о конституции. Они также свидетельствовали об отрицательной и враждебной настроенности о. Никандра по отношению к советской власти.

После этих показаний о. Никандр был снова допрошен. Виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности он не признал.

7 января 1939 г. о. Никандру была устроена очная ставка со свидетелями Черниковым и Чумаевским. Он отрицал их показания в отношении себя.

25 июля о. Никандра ознакомили с обвинительным заключением. 3 августа в городе Каргополе состоялось закрытое судебное заседание Судебной Коллегии по уголовным делам в присутствии свидетелей Черникова и Чумаевского. Заслушав обвинительное заключение, о. Никандр вновь не признал себя виновным и высказал недоумение, почему свидетели, с которыми у него были в период ссылки нормальные отношения, позволили себе дать против него лживые показания.

В тот же день священнику был зачитан приговор: «лишение свободы сроком на пять лет с последующим поражением в избирательных правах на три года, с отбыванием наказания в исправительно-трудовых лагерях НКВД».

16 сентября 1939 г. о. Никандру сообщили в Каргопольской тюрьме, что приговор вступил в законную силу.

Священник Никандр Гривский скончался 2 октября 1940 г. в Обозерском пункте Архангельской области и был погребен в безвестной могиле.

 

Прп. Коприй Палестинский (530). Преподобный Коприй новорожденным младенцем был найден иноками обители прп. Феодосия в Палестине. Он лежал на куче перегноя (по-гречески – «коприя»), где оставила его мать, спасаясь от преследования во время набега агарян. Иноки подобрали младенца, назвали Коприем, выкормили козьим молоком и воспитали в своем монастыре.

Впоследствии святой Коприй принял иноческий постриг и провел в родной обители всю жизнь. Достигнув высоты добродетелей и дара чудотворений, прп. Коприй мирно скончался в возрасте 90 лет.

Прп. Авраамий Мирожский (1158). Спасо-Мирожский монастырь был воздвигнут на реке Мироже, напротив города Пскова, архиепископом Новгородским Нифонтом (1129-1156), и прп. Авраамий был первым его настоятелем, избранный братией за святость жизни. Гробница его находится в монастырском Спасо-Преображенском соборе. В нем замечательны стенные фрески и украшенные живописью плиты пола. Собор сохранился до настоящего времени почти в том же виде, как был построен св. Нифонотом.

Память его празднуется 24 сентября в день представления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Владислав, князь Сербский Св. Владислав Сербский (1239). Святой Владислав был внуком св. Стефана Неманя (память его 13 февр.). Он царствовал семь лет. Отличался любовью к бедным, странным и больным, построил монастырь в Милешеве. Скончался в 1239 г.

Преподобный Никандр Псковский Прп. Никандр пустынножитель, Псковский чудотворец (1581). Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи, и Никон жил вдвоем с матерью свей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имение бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.) и Евфросина Спасоелезарского (память его 15 мая).

Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя в Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Федором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие в нем спасутся!» В большой радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил обо всех ожидаемых его трудностях. Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр.

Тоскуя о своей пустыни, прп. Никандр скоро вернулся в нее и прожил в ней несколько лет, питаясь «ужевиком». Раз напали на него разбойники, ограбили и изранили его. Святой молился за них, но попущением Божиим злодеи утонули в реке. Уцелели двое; они пришли с покаянием и вернули награбленное. Преподобный принял их с любовью и учил оставить свой злой промысел, а разбойники разнесли о нем великую славу как о святом муже. Избегая ее, преподобный вернулся в монастырь, но подвижническую жизнь свою не прервал. Он питался хлебом и водой, вкушая лишь раз в неделю вареную пищу. Ночи проводил без сна, часто в лесу, отдавая тело свое комарам и оводам на съедение, причем сам в это время прял шерсть и пел псалмы. Утром же он всегда первым приходил в церковь. За подвиги его сделали пономарем, просфорником и, наконец, келарем. Но послушание это, как связанное с властью, тяготило его, и он ушел на безмолвие за 4 версты от обители, на остров. Но и там стали приходить к нему за назиданием. Тогда, видя, что не уйти ему от славы человеческой, он решил вернуться в указанную ему Богом пустынь. По дороге его избили злые люди, и его еле спасли прохожие. Святой же простил обидчиков и спокойно продолжал свой путь.

В своей пустыни преподобный прожил на этот раз 32 года, до самой кончины, и 15 лет не видел никого. Наконец, его нашел случайно охотник Петр Есюков и стал приходить за наставлениями. Преподобный предсказал, что над гробом его воздвигнется церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и что пустынь его расширится. Предсказал охотнику и рождение сына, что и сбылось скоро. Некоему Симеону преподобный велел постричься в чаянии близкой кончины. Симеон послушался и скоро мирно скончался.

Преподобный питался растениями и водой, спать не ложился, а дремал сидя, но, если к нему стучались, отвечал, как бы проснувшись от сна, – хотя, подходя к келье, слышали, что он молился. Лицо его всегда сияло радостью и миром. Причащался он в соседнем монастыре. Бесы поднимали шум, но он прогонял их чтением Псалтири.

Принесли к нему больного Назария, покрытого ранами. Преподобный перекрестил самую большую язву на груди. Больной заснул и проснулся здоровым. У крестьянина Симеона Васильева украли лошадь. Преподобный сказал, что лошадь вернется, но что он жалеет вора. Лошадь вернулась, но вор утонул.

За 8 лет до кончины прп. Никандр принял схиму. Порховскому диакону Петру, незадолго до кончины, он признался, что у него очень болели ноги, и, к ужасу своему, Петр увидел, что его ноги – одни обнаженные кости. Затем преподобный сказал, что он скоро скончается и что в это время поляки и литовцы осадят Псков и Порхов, но велел Петру не бояться прийти погребсти тело его и затем повторил свое пророчество о сооружении над гробом его церкви в честь Благовещения.

24 сентября 1581 г. прп. Никандр скончался во время осады Пскова войсками Стефана Батория. Похоронил его крестьянин Иван Долгий, пришедший к нему за наставлениями, и он же принес весть об его кончине в осажденный Порхов. Тогда Петр убедил духовенство и граждан идти погребсти преподобного. Никто их не задержал. Через 2 года над могилой его была воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1585 г. там поселился один мирянин, который принял постриг с именем Исаия и стал первым игуменом создавшего там монастыря. Мощи прп. Никандра были обретены в 1684 г., и он был причислен к лику святых.

Память его празднуется также 29 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Преподобные Галактион и Герасим Вологодские (Прпп. Галактион и Герасим).

Прмч. Галактион Вологодский (1612). Преподобномученик   Галактион, во святом крещении Г

Сделать бесплатный сайт с uCoz