Краткие жития святых, православные праздники и события

10/23 сентября

 

Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305-311). Сщмчч. Исмаила, Евгения, Иоанна, Константина, Петра, Василия, Глеба, Василия, Иоанна, Петра, Николая, Палладия пресвитеров, прмчч. Мелетия и Гавриила, мч. Симеона, мц. Татианы (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938). Собор Липецких святых.

Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свв. Петра и Павла, епископов Никейских (IX).

 

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора Мцц. Минодора, Митродора и Нимфодора Вифинские (305-311). Эти три девы принесли себя в дар Пресвятой Троице. Они принесли Богу свои души, убежденные тем, что Господь требует не временного богатства, а нас самих.

Святые девы родились в Вифинии. Сестры по плоти, они остались сестрами и по духу. Желая же вместе с душою и тело сохранить неоскверненным, и в совершенной чистоте соединиться с чистым Женихом своим, Христом Господом, святые девы последовали Его призыву: «…выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» (2 Кор. VI, 17; Ис. LII, 11).

Зная, как трудно сохранить девическую чистоту среди народа, склонного к любодеянию и непрестанному греху, святые девы оставили людское общество и, отстранив себя от всего мира, поселились в уединенном месте. Для своего местопребывания они избрали один высокий и пустынный холм, находившийся в двух поприщах от теплых источников в Пифиях (местность близ города Никомидии). Поселившись здесь, они проводили время в посте и непрестанных молитвах.

Но «Не может укрыться град, среди горы стоя» (Мф. V, 14). Так и святые девы, хотя своею жизнью совершенно отстранили себя от мира, были явлены людям Самим Богом. Чудесные исцеления больных, совершающиеся по молитвам святых дев, пронесли о них весть по всей стране. Тогда царствовал нечестивый Максимиан Галерий (305-311), а страной Вифинийской управлял князь Фронтон. Услышав о святых девах, князь повелел схватить их и привести к нему. Как три ангела, стали три девицы на суде нечестивцев. Сам мучитель удивлялся, как такая красота, какой он никогда не видел и в царских дворцах, могла сохраниться в пустыне.

Князь, прежде всего, спросил святых дев, как их зовут и откуда они родом? Они отвечали, что по имени Христа они называются христианками, а при святом крещении даны им имена – Минодора, Митродора и Нимфодора, что они родные сестры и родились в этой же стране Вифанийской.

Князь продолжал речь свою, надеясь ласками привести святых дев к своему намерению. Он сказал, что великие боги возлюбили их, наделив такой красотой, и готовы наделить их большим богатством, если девы воздадут им честь и, вместе с тем, поклонятся им и принесут жертву. А князь воздаст им хвалу перед царем. И когда увидит их царь, возлюбит и почтит многими дарами, выдаст их замуж за великих сановников.

Но святые девы одна за другой отвергли эти льстивые предложения, исповедав свою верность Христу, возлюбленному Жениху и Господу их.

Выслушав их, Фронтон пришел в ярость, и весь свой гнев излил на старшую сестру Минодору. Удалив двух младших сестер, он приказал раздеть ее и бить. Четыре палача стали бить святую, а глашатай в это время восклицал: «воздай честь богам и хвалу царю, и не оскорбляй наших законов!». Но она отвечала, что уже приносит в жертву Богу Истинному саму себя. И били ее еще сильнее за эти слова, сокрушая суставы, ломая кости и раздробляя тело. Но святая дева, объятая пламенной любовью и стремлением к бессмертному своему Жениху, доблестно терпела муки, как бы не чувствуя боли.

Наконец, она воскликнула из глубины сердца: «Господи Иисусе Христе, любовь моего сердца, к Тебе прибегаю; надежда моя, молю Тебя: прими с миром душу мою». С этой молитвой святая испустила дух и отошла к своему возлюбленному Жениху.

Четыре дня спустя, мучитель позвал на суд Митродору и Нимфодору и приказал принести и положить у ног их мертвое тело старшей их сестры. Честное тело святой Минодоры лежало нагое, без всякого покрова; оно с ног до головы было покрыто ранами, все суставы были сокрушены. Такое зрелище у всех вызвало глубокое сострадание. Мучитель хотел этим устрашить младших ее сестер и принудить этим к выполнению своей воли. Но, хотя любовь к своей сестре и побуждали святых дев к жалости и слезам, но еще большая любовь ко Христу удерживала их от плача. У них была твердая надежда, что их сестра уже наслаждается весельем в чертоге своего Жениха и ждет, что и они, украшенные такими же ранами, поспешат предстать перед лицом желанного Господа.

Судья видел их бесстрашие и понимал, что их желание смерти за Христа непреклонно, однако все еще старался ласками привести их к единомыслию с ним и с лукавством продолжал уговаривать их. Но сестры отвечали, что не хотят разлучаться с сестрой и также готовы умереть за Христа, отрекаясь от обещанных богатств, славы и от всего, что происходит из земли и в землю уйдет.

Потеряв всякую надежду, мучитель пришел в страшную ярость и, удалив младшую сестру, велел повесить Митродору и опалять ее тело свечами. Так мучили ее в течение двух часов. Претерпевая мучения, святая возводила свои очи к Единому возлюбленному Жениху своему, за Коего она страдала, прося у Него помощи. Ее сняли с дерева, как уголь опаленную, но мучитель велел сильно бить ее железными жезлами, сокрушая ее члены. В таких мучениях Митродора, призывая Господа, предала в Его руки чистую свою душу.

Когда она скончалась, привели и третью агницу Христову, Нимфодору, чтобы она увидела мертвые тела своих двух сестер и, устрашившись, отреклась от Христа.

Князь также с лукавством стал соблазнять ее поклониться и принести жертву богам, обещая за это награды, и угрожая муками и смертью в случае неповиновения.

Слова эти как ветер пронеслись мимо ушей святой девы: она не только не внимала им, но с пренебрежением отзывалась об идолах и идолопоклонниках.

Беззаконник, видя, что словами он не добьется успеха, велел повесить ее нагую и строгать ее тело железными когтями. Она же в таких муках не испустила ни крика, ни стона, и только, возведя свои очи на небо, безмолвно двигала своими устами, творя усердную молитву. Наконец, мучитель велел бить ее железными жезлами до смерти, и святая Нимфодора была убита за исповедание Иисуса Христа.

Так троица дев прославила своею страдальческой кончиной Пресвятую Троицу.

Верующие похоронили их в одном гробу и над их телами соорудили во имя их храм, и исцеления от их мощей истекали, как реки, во славу Пресвятой Троицы и в память святых трех дев.

 

Сщмч. Исмаил (Кудрявцев) (1937): Новомуч. Священномученик Исмаил родился в 1876 г. в селе Садуново Кимрского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Ивана Кудрявцева. Окончил три класса церковно-приходской школы. Был призван в армию, где прослужил в звании старшего унтер-офицера с 1898 по 1902 г., когда был демобилизован и вернулся домой. С 1908 по 1910 г. служил урядником в одном из сел Кимрского уезда. После революции 1917 г. избрал путь церковного служения и был рукоположен в сан священника. Во время гонений начала тридцатых годов был арестован и приговорен к пяти годам ссылки, но через два года ему по причине болезни было разрешено вернуться на родину, и он стал служить в храме села Архангельского Кимрского района.

Начало 1937 г. ознаменовалось закрытием храмов. Кимрский райисполком распорядился о закрытии храма в селе Архангельском под выдуманным предлогом его аварийного состояния. Отцу Исмаилу удалось отстоять храм, но 7 августа 1937 г. НКВД арестовал его. Был допрошен культработник села, который показал, что «бывший кулак-лишенец Кудрявцев Исмаил Иванович… среди верующих систематически ведет антисоветскую агитацию, направленную против советской власти… организовал верующих на невыполнение указанного решения [президиума РИКа о закрытии церкви в начале 1937 г.] и призывал верующих к неповиновению советской власти».

Виновным себя в предъявленных следователем обвинениях о. Исмаил не признал.

8 августа было составлено обвинительное заключение, и дело было передано в тройку НКВД, которая 20 сентября вынесла постановление – расстрелять священника. Священник Исмаил Кудрявцев был расстрелян через два дня, 23 сентября 1937 г.

Сщмч. Иоанн (Софронов) (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 1 января 1875 г. в селе Павловском Тверской губернии в семье крестьянина Василия Софронова. Был призван в армию, где служил писарем в полковой канцелярии. Окончил годичные курсы при Духовной семинарии. До революции крестьянствовал, а когда пришло время гонений, изъявил желание послужить Церкви, и был рукоположен в сан священника. Как почти все духовенство, он был в 1931 г. арестован за невыполнение хозяйственных обязательств, наложенных на него государством, и приговорен к одному году исправительно-трудового лагеря.

В храме села Волоскова о. Иоанн стал служить в 1936 г. 26 июля сотрудник НКВД допросил представителей местных властей, считая, что те дадут показания, порочащие священника. Был допрошен председатель сельсовета, который сказал: «Священник Софронов в религиозные праздники, особенно в горячие дни, стал дольше служить обедни. 21 июля сего года на религиозный праздник «Казанскую» он во время служения призывал верующих к сбору средств на ремонт церкви. 23 июля сего года, когда я его пригласил в сельсовет для уплаты налога в сумме 1220 руб., он платить отказывался…, а потом заявил: “Эх, Русь, до чего же ты дожила!” Религиозная работа сейчас заметно сказывается на состоянии колхоза “Серп и молот” села Волоскова…».

Допросили председателя названного колхоза, он показал, что старостой производились денежные сборы и хлеба на ремонт церкви, а из-за участия колхозников в церковных службах, проводимых священником Софроновым, ухудшается посещаемость ими колхозных работ.

Этих показаний было в то время достаточно, чтобы арестовать священника, и 29 июля о. Иоанн был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Допросы начались сразу же после ареста. К сожалению, во многих случаях запись допроса, сделанная следователем, есть единственное свидетельство о жизни и мученическом подвиге исповедника веры.

В предъявленных ему обвинениях в отношении проведения контрреволюционной деятельности, антисоветской агитации и других священник себя виновным не признал.

20 сентября тройка НКВД приговорила о. Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Софронов был расстрелян 23 сентября 1937 г.

Сщмч. Константин (Колпецкий) (1937): Новомуч. О нем сохранилось совсем немного сведений. Родился он 15 мая 1885 г. в селе Фроловском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника Алексея Колпецкого. Учился в Тверской Духовной семинарии и был рукоположен в сан священника, – к какому храму, неизвестно.

В 1931 г. за неуплату налога священник был осужден на шесть месяцев заключения в исправительно-трудовой лагерь. В 1935 г. он снова был арестован за неуплату налогов и заключен на один год  в исправительно-трудовой лагерь.

Вернувшись из заключения, о. Константин стал служить в храме села Сукромля Новоторжского района Тверской области. Сталинский указ еще не был доведен до областных управлений НКВД, а о. Константин уже был арестован – 5 августа 1937 г. Арестованных свозили поначалу в сельсовет. В комнате, куда привели о. Константина, находилось трое арестованных крестьян. Почувствовав, что ему уже никогда не выйти на волю, о. Константин в волнении стал ходить из угла в угол по комнате. Конвоир окликнул его и потребовал, чтобы священник сел, но о. Константин не послушался, и тогда конвоир набросился на него с кулаками.

 В тот же день о. Константин был заключен в Тверскую тюрьму. 9 августа состоялся краткий допрос. От него потребовали рассказать о проведении им контрреволюционной агитации. Он отверг свою причастность к этому.

20 сентября тройка НКВД приговорила о. Константина к расстрелу. Священник Константин Колпецкий был расстрелян 23 сентября 1937 г.

Сщмч. Василий (Малинин) (1937): Новомуч. По преданию Малинины происходят из рода боярина Сороки из Переяславля-Залесского. В XVIII веке они служили священниками в Калязинском уезде Тверской губернии. Первый, о ком известно, был иерей Петр. Его сын Афанасий, был священником на том же приходе. Затем приход принял Михаил Афанасьевич. В 1820 г. у него родился сын Василий. Когда ему исполнилось шесть лет, о. Михаил повез его в школу. Дни стояли морозные, ехать пришлось долго, и лицо мальчика стало красным то мороза. Учитель был большим оригиналом и записал его Малининым. Это был дед священника Василия Малинина.

Священник Василий Малинин родился 26 марта 1898 г. в селе Васьянском Тверской губернии в семье священника Василия Малинина. Первоначальное образование  он получил в Кашинском духовном училище, затем поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1918 г.

Сознательно выбрав путь священства, который был в то время путем исповедническим, Василий Васильевич в 1921 г. был рукоположен в сан иерея ко храму в селе Конаково Тверской губернии. У него не было ни земли, ни большого хозяйства, все имущество священника и его семьи составляли дом, два козленка и семь кур.

В 1932 г. о. Василий был арестован по указу от 7 августа 1932 г., обвинен в краже колхозной соломы и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря. Дома осталась семья – супруга Антонина Александровна и трое детей, семи, шести и двух лет. Два года проработал священник на каторге в лагере и в 1934 г. был досрочно освобожден.

Отец Василий вернулся в тот же храм села Конаково, где, к радости прихожан, возобновились богослужения. В мае 1934 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий наградил о. Василия наперсным крестом, и вскоре по распоряжению епископа Бежецкого Григория (Козырева) он был назначен благочинным. Однако это было время, когда повсюду арестовали священников, храмы оставались без пастырей, и о. Василий в апреле 1936 г. направил прошение еп. Григорию с просьбой освободить его от обязанностей благочинного, которая и была удовлетворена.

Местные власти не переставали преследовать пастыря. В марте 1937 г. они потребовали, чтобы священник заплатил пятьсот рублей в качестве налога, в противном случае он будет арестован, а церковь закрыта. За богослужением священник обратился к прихожанам, сказав, что власти требуют от него уплаты налога, и попросил их собрать деньги и заплатить налог. Деньги были собраны, и служба в храме продолжалась.

Отец Василий за каждым богослужением говорил проповеди, тщательно и подробно растолковывая слово Божие. Он обходил дома своих прихожан, служа молебны и панихиды, соборуя и причащая, особенно это необходимо было для тех, кто жил в дальних деревнях прихода и по болезни или старческой немощи не мог прийти в храм.

Летом 1937 г. власти решили арестовать священника. Первые показания против него дали обновленческий священник и псаломщик. 5 августа 1937 г. о. Василий был арестован. На следующий день был вызван для допроса секретарь сельсовета. Он показал, что священник Малинин настроен антисоветски, вокруг себя группирует антисоветский элемент, что под влиянием антисоветской деятельности церковников в период сеноуборки в 1937 г. из семидесяти человек трудоспособных  колхозников на работу не выходило до тридцати человек колхозников, чем срывалась сеноуборка; священник Малинин без разрешения сельсовета систематически в 1937 г. ходил по квартирам колхозников своего прихода собирать деньги, хлеб и молоко.

Снова был вызван священник обновленческого храма, который добавил к этому якобы имевшие место беседы о. Василия с зажиточными в прошлом крестьянами, в ходе которых он восхвалял жизнь в дореволюционное время и порицал жизнь настоящего времени. Отметил он также принадлежность о. Василия к «тихоновцам» и его «реакционную настроенность».

8 августа следователь допросил священника. Он потребовал назвать связи священника по месту работы, и на какой почве они основывались. Далее вопросы касались общению священника с населением, характера проповедей, бесед. При этом следователь требовал от него признания в ведении антисоветской агитации, что он отверг.

Наконец, ему было предъявлено обвинение в том, что он, будучи священником, группировал вокруг себя социально чуждый элемент, через который вел антисоветскую работу на развал колхозов. В том, что лично сам ходил по квартирам колхозников, среди которых вел антисоветскую, противоколхозную агитацию, высказывался против проекта новой конституции СССР.

Виновным себя в этих обвинениях священник не признал. На этом допрос был окончен, и сколько потом ни пытались следователи заставить мужественного священника оговорить себя, все было безуспешно.

20 сентября тройка НКВД приговорила о. Василия к расстрелу. Священник Василий Малинин был расстрелян 23 сентября 1937 г.

Сщмч. Василий (Максимов) (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 28 января 1887 г. в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Никиты Максимова. Семья была бедная, и в довершение всего Никита тяжело заболел и ослеп. Василий рос мальчиком благочестивым и послушным, и местный священник благословил его прислуживать в алтаре. Однажды в престольный праздник службу в храме совершал приезжий архиерей; ему понравился благочестивый, одаренный музыкальными способностями мальчик, и он взял его с собой к месту своего служения в Шадринск и определил в духовное училище. Василию тогда было четырнадцать лет.

В Шадринске он познакомился со своей будущей женой Юлией, которая училась в то время в музыкальном училище. Ее отец, священник Александр Конев, служил в храме на станции Мысовая Иркутской губернии.

В 1914 г. Василий Никитич был рукоположен в сан  священника к одному из храмов города Шадринска, затем переведен в храм в городе Петропавловске. В 1923 г. о. Василий переехал в Москву и был назначен в храм вмч. Никиты в селе Кабаново Орехово-Зуевского уезда Московской губернии. За безупречное и ревностное служение Церкви о. Василий был возведен в сан протоиерея и впоследствии награжден митрой и назначен благочинным. Из церковных зданий к 1923 г. за церковью остались только дом священника и сторожка.

Протоиерей Василий поселился с семьей в большом священническом доме. Служил о. Василий часто; за каждой службой он говорил проповеди, к которым всегда накануне тщательно готовился, пользуясь своей большой библиотекой. Отец Василий знал, что его проповеди достигают сердца прихожан и потому не нравятся гражданским властям, но он считал просвещение паствы своим неотъемлемым долгом.

В 1927 г. священника постигло несчастье – 10 июня скоропостижно скончалась его жена Юлия, которой исполнялось всего лишь тридцать два года. Отец Василий остался с тремя детьми – дочерьми Марией и Ниной десяти и четырех лет и сыном Николаем, которому не исполнилось и двух лет.

В конце 1920-х годов в селе случился пожар, сгорело сразу несколько домов. Отец Василий уступил большой церковный дом семьям погорельцам, а сам перешел в небольшой домик на окраине села, хозяева которого пригласили к себе священника с детьми. Впоследствии он перешел жить в церковную сторожку, где на одной стороне жила благочестивая девица Евфимия Вишнякова со своим отцом-сторожем. Евфимия взяла на себя попечение о детях и старалась заменить им мать.

Труды и переживания медленно подтачивали здоровье священника. В 1935 г. о. Василий выехал по церковным делам в Москву с двумя прихожанами, алтарниками Василием и Николаем, которые много помогали ему в работах по храму. Все они остановились у его дочери Марии, которая жила в то время в Москве недалеко от Даниловского кладбища. Здесь у о. Василия открылось кровохарканье, и стало ясно, что состояние его здоровья скоро может стать критическим. Он отправился в больницу, и ему сказали, что у него туберкулезный процесс в легких и ему нужно немедленно лечиться.

Отца Василия спасла любовь прихожан. Как только они узнали, что священник тяжело болен, его завалили продуктами. Благодаря ли этим продуктам или той любви, которая обнаружилась у прихожан к своему батюшке, – он исцелился от туберкулеза.

Наступил 1937 год. Отовсюду стали приходить известия об арестах священников и мирян. Нависла угроза ареста и над протоиереем Василием. Власти не раз предлагали священнику уйти из храма и, зная, что у него красивый и сильный голос, предлагали ему устроиться артистом в театре, но о. Василий отверг эти предложения, как нелепые.

Глубокой ночью с 22 на 23 августа 1937 г. его арестовали. За всем происходящим наблюдала из своей половины Евфимия. С этого времени она взяла на себя попечение и заботу о детях священника.

Протоиерей Василий был заключен в тюрьму в Орехово-Зуеве и здесь в первый раз допрошен. Лжесвидетели по должности и из страха дали необходимые следствию показания, и следователь задавал вопросы священнику, в соответствии с их показаниями.

Несмотря на то, что о. Василий не признал себя виновным, в обвинительном заключении, составленном 10 сентября следователем, были воспроизведены все показания лжесвидетелей. Его обвинили в «контрреволюционной деятельности».

22 сентября тройка НКВД приговорила о. Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Максимов был расстрелян 23 сентября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Николай (Павлинов) (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 20 ноября 1881 г. в селе Бологое Бологовской волости Великолуцкого уезда Псковской губернии в семье псаломщика Алексея Павлинова. Окончил школу в Великих Луках и духовное училище. В 1899 г. Николай Алексеевич был назначен псаломщиком к храму в селе Бологое. В 1907 г. он был переведен в Великие Луки. 24 мая 1911 г. Николай Алексеевич был рукоположен во диакона к Троицкому храму. В 1921 г. диакон Николай был переведен в храм Иоанна Предтечи в Твери.

В марте 1928 г. митрополит Тверской Серафим (Александров) рукоположил диакона Николая в сан священника и назначил на должность настоятеля Богоявленского храма в селе Никитское недалеко от Твери. Этот приход был в то время захвачен обновленцами, и отца Николая направили сюда, поскольку он был известен священноначалию как непоколебимо придерживающийся православия. Приход присоединился к Патриаршей церкви, и о. Николай прослужил здесь полгода. Староста и псаломщик храма, сочувствующие обновленцам, были недовольны таким исходом дела и предпочли закрыть с помощью властей храм, после чего здание было отдано под школу.

15 сентября 1928 г. о. Николай подал прошение за штат и стал странствовать. Несколько раз он приезжал в Москву и здесь останавливался при храмах у своих церковных знакомых. Питался он в это время подаянием. Приехав в начале марта 1930 г. в Москву, он утром 8 марта пришел к дверям Мосторга на Рогожской заставе и стал просить милостыню. Через час к этому месту, где собрался народ, подошел милиционер. Он увидел, что среди толпы стоит священник и что-то говорит, но слов не было слышно. Подойдя ближе, милиционер спросил: «Что вы здесь делаете?» – «Прошу подаяния. Шествую из одного города в другой», – ответил о. Николай. Милиционер потребовал, чтобы священник последовал за ним, и доставил его в 43-е отделение милиции, где он сам служил помощником начальника.

В тот же день священник был допрошен, подтвердив во время допроса, что он действительно живет милостыней. На следующий день помощник начальника милиции Грундманд отправил служебную записку в 6-е отделение секретного отдела ОГПУ, где писал, что священник задержан за нищенство и что вокруг него собиралась толпа. В это время о. Николай содержался при комендатуре ОГПУ. 10 марта его допросил следователь ОГПУ Савельев. Отвечая на вопросы о. Николай сказал, что он является странствующим священником, ходя по разным местностям города Москвы и окрестностей, собирал милостыню.

20 марта следствие было закончено, и обвинение гласило: «Бродяжничая и собирая милостыню, вел агитацию о гонении на духовенство». 23 марта 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Николая к трем годам ссылки в Северный край. На следующий день после приговора он был переведен в Бутырскую тюрьму, оттуда с очередным этапом отправлен на север.

По окончании срока ссылки о. Николай приехал в Тверь, и архиеп. Тверской Фаддей (Успенский) назначил его настоятелем в храм в селе Березино Тургиновского района Тверской области. Здесь о. Николай служил до гонений на Русскую Православную Церковь в 1937 г. 10 августа этого года он был арестован и заключен в тюрьму в Твери.

Лжесвидетели – председатель и секретарь сельсовета, допрошенные 21 августа, показали, что священник будто бы поддерживал фашистский режим в Германии, занимался антисоветской и контрреволюционной деятельностью и под видом церковного служения запугивал население загробной жизнью и тем самым заставлял его бороться против советской власти.

В тот же день был допрошен сам священник. На вопросы о «контрреволюционной деятельности» он ответил, что таковой не проводил, но агитировал колхозников, чтобы в религиозные праздники они не работали. Кроме того, в начале 1937 г. в селе Березино во время проработки вопроса о выборах он выступил с тем, что в советы нужно выбирать людей религиозных, чтобы укрепить Церковь, и этим самым уничтожить безбожную советскую власть.

На этом допросы были закончены. 10 сентября тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Павлинов был расстрелян 23 сентября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле на окраине Твери.

 Сщмч. Петр (Юрков) пресвитер и мч. Симеон (Туркин) (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился 24 июня 1880 г. в селе Вышегород Верейского уезда Московской губернии в семье крестьянина Алексея Юркова. Петр окончил сельскую школу, женился и стал вести свое крестьянское хозяйство. В 1915 г. во время Первой мировой войны ввиду ухудшения положения русских войск на фронте он был мобилизован в армию и служил до 1917 г. в чине старшего унтер-офицера. Демобилизовавшись, он поселился в Москве и работал бухгалтером на фабрике. Но главным в его жизни было пение в церковном хоре, в котором принимали участие и несколько человек и их фабрики.

В 1926 г. Петр Алексеевич был рукоположен во диакона ко храму в городе Верее, а через некоторое время во священника и был переведен в Успенскую церковь в селе Симбухово Верейского района. Поскольку в это время преследования Русской Православной Церкви все усиливались, то старших детей о. Петр оставил в Вышгороде, а сам с супругой жил в Симбухове.

Мученик Симеон родился 1 февраля 1870 г. в селе Симбухово Верейского уезда Московской губернии в семье крестьянина Иакова Туркина. Окончил сельскую школу; с 1894 по 1897 г. он служил в армии в чине унтер-офицера; по окончании службы несколько месяцев был урядником в Наро-Фоминске, а затем жил в родном селе, где некоторое время был волостным старшиной.

В 1918 г. он стал свидетелем восстания крестьян в Верейском уезде. Узнав о происшедшем возмущении против советской власти, Семен Яковлевич пошел сначала посмотреть, что происходит, а затем попытался уговорить крестьян разойтись, но его никто не послушал, и он ушел. На обратной дороге его арестовал ехавший на подавление восстания отряд латышей и отправил под конвоем в Верею. После допроса Семен Яковлевич был освобожден. В двадцатых годах он организовал строительную артель, брал подряды и строил дома.

В 1933 г. он был выбран старостой Успенского храма в Симбухове. В конце тридцатых годов начались беспощадные гонения на Русскую Православную Церковь. Настоятель Успенского храма Петр Алексеевич Юрков и староста Семен Яковлевич Туркин были арестованы 8 сентября 1937 г. и заключены в тюрьму в городе Можайске. Были вызваны дежурные свидетели, которые показали, что священник и староста занимались антисоветской деятельностью, что везде и повсюду они старались завербовать себе побольше сторонников… Свидетели утверждали, что Семен Яковлевич среди строительной артели заводил антисоветские разговоры…; они заявили также, что священник и староста вели религиозную пропаганду…

Одновременно с дежурными свидетелями следователь допросил о. Петра и старосту Семена Яковлевича. Оба они отрицали свою причастность к антисоветской деятельности и к ведению контрреволюционной агитации.

22 сентября тройка НКВД приговорила священника и старосту к расстрелу. Священник Петр Юрков и староста храма Семен Яковлевич Туркин были расстреляны на следующий день, 23 сентября 1937 г., и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмчч. Евгений (Попов), Глеб (Апухтин), Иоанн (Попов), Петр (Григорьев), Палладий (Попов) пресвитеры, прмчч. Мелетий (Федюнев) (1937): Новомуч.

Прмч. Гавриил (Яцик) (1937): Новомуч. Преподобномученик Гавриил родился 20 ноября 1880 г. в городе Борзна Черниговской губернии в семье торговца Петра Яцика, содержавшего небольшую кожевенную мастерскую.

В 1901 г. юноша окончил в Киеве учительскую семинарию и в 1906 г. поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Исполнял послушание в лаврской типографии, где был помощником заведующего.

В мае 1917 г. был мобилизован и направлен рядовым в 56-й полк в Кремлевские казармы. В 1918 г. в Троице-Сергиевой Лавре принял монашеский постриг с именем Гавриил.

В 1919 г. монах Гавриил был арестован Саратовской ЧК по подозрению в том, что он является профессиональным военным и белогвардейцем. После того, как в ЧК убедились, что это не так, он был освобожден.

В 1920 г. монах Гавриил поселился в Донском монастыре и в том же году б… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz