Краткие жития святых, православные праздники и события

28 сентября / 11 октября

 

Прп. Харитона Исповедника (ок. 350). Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (ок. 1337). Мц. Анны (1925); Прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937); прмц. Татианы (1942).

Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних Пещерах (прп. Антония) почивающих. Прп. Харитона Сянжемского (1509). Прп. Иродиона Илоезерского (1541). Прор. Варуха (VI до Р.Х.). Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (284-305). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935).

 

Харитон Палестинский Прп. Харитон Исповедник (ок. 350). Преподобный Харитон жил в начале IV в., претерпел гонения на христиан в Иконии, но промыслом Божиим остался жив (потому Церковь и именует его Исповедником). Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и посвятил свою жизнь Богу.

В Палестине им были основаны три – Иерихонская, Фаранская и Сукийская – Лавры. Близ последней на горе в пещере преподобный провел оставшиеся годы своей жизни, не оставляя руководства братией всех трех монастырей, и скончался в глубокой старости. По преданию, прп. Харитон составил чин иноческого пострижения.

Преподобные Кирилл и Мария Прпп. схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители прп. Сергия Радонежского (ок. 1337). Родители прп. Сергия Радонежского, Кирилл и Мария, были людьми добрыми и богоугодными. Подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы не дошло до нашего времени, но «самый произошедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются в вечности в их детях и потомстве».

Дух иночества сообщился от сына к родителям, при конце своей жизни Кирилл и Мария пожелали сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. В верстах трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: для старцев и для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы родители прп. Сергия, чтобы здесь провести остаток своих дней в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Перетружденные старостью схимники-бояре недолго пробыли в своем новом звании, мирно преставившись около 1337 г. Погребены они под сенью Покровской обители. На верхней стороне гробницы угодники Божии изображены во весь рост, и изображения их украшены ризами, которые устроены в 1827 г.

Память их празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

 

Мц. Анна (Лыкошина) (1925): Новомуч. Мученица Анна (Анна Петровна Лыкошина) родилась в 1884 г. в Санкт-Петербурге. Вышла замуж; ее муж был братом товарища министра Внутренних дел. Анна Петровна была глубоко верующим человеком и постоянной прихожанкой храма прп. Сергия Радонежского на Сергиевской улице в Санкт-Петербурге. После революции и введения закона об отделении Церкви от государства власти потребовали от приходов создания приходских советов из мирян, которые должны были взять на себя ответственность за сохранность национализированного церковного имущества. Один из священников Сергиевского храма уговорил Анну Петровну, чтобы она, как постоянная прихожанка, вошла в состав приходского совета. По состоянию здоровья она не смогла активно участвовать в его работе, но, несмотря на это, власти в феврале 1924 г. арестовали ее вместе с другими членами приходского совета и священниками Сергиевской церкви. На допросах она не признала себя виновной в предъявленных ей обвинениях.

26 сентября 1924 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Анну Петровну к двум годам заключения в Соловецкий концлагерь, и в октябре того же года она была отправлена на Соловецкий остров. Условия заключения, в которых она оказалась, были настолько суровы, что она не дожила до окончания срока и скончалась на Соловках 11 октября 1925 г.

Прмч. Иларион (Громов) (1937): Новомуч. Преподобномученик Иларион (в миру Громов Иван Андреевич) родился в 1864 г. Стал афонским иеромонахом. В 1930-х годах находился в Москве. Был арестован и расстрелян.

Прмц. Михаила (Иванова) (1937): Новомуч.

Прмц. Татиана (Чекмазова) (1942): Новомуч.

 

Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних Пещерах (прп. Антония) почивающих. Память прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних Пещерах почивающих, ранее совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, то есть после 21 сентября.

Установление празднования общей памяти преподобных в субботу по отдании праздника Воздвижения относится к 1670 г. В 1760 г. над пещерами была построена каменная церковь, а в 1836 г. празднование соборной памяти преподобных было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием Собора святых Дальних пещер.

Пророки Иеремия и Варух Прор. Варух (VI до Р.Х.). Святой пророк Иеремия был свидетелем плена Вавилонского, когда ему было 70 лет, а святой Варух, ученик его, не оставлял своего учителя. Когда Иеремия оплакивал разрушение Иерусалима, тогда Варух, удалившись в вертеп, также горько плакал. Через некоторое время он вышел из вертепа, и со скорбью присутствовал при избиении камнями своего учителя Иеремии. Св. Варух особенно ясно пророчествовал о воплощении Сына Божия. Предрек он и судьбу Иерусалима. После кончины св. Иеремии, которого он предал погребению, он вскоре и сам преставился.

Мчч. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и прочие, в разных местах Малой Азии убиенные (284-305). Все эти святые мученики пострадали при императоре Диоклетиане и игемоне Магне в Антиохии Писидийской. Когда они взошли на одну гору, то увидели св. Марка, который пас стадо овец; а зверь, которого преследовали воины, лежал у ног его и лизал их. Услышав о том, Магн приказал тридцати воинам привести его к себе, но все эти воины обратились ко Христу, наученные св. Марком. Игемон некоторых из них велел связать, а прочих послал в Никею, где им отсекли головы. После этого были найдены три брата христианина: Александр, Алфей и Зосима. Св. Марк вместе с ними был распят на кресте, а потом усечен мечом. Голову его Магн послал в капище богини своей Артемиды. Лишь только внесли главу святого мученика в капище, все идолы, бывшие там, пали и сокрушились. Увидев это чудо, Никон, Неон и Илиодор также уверовали во Христа и были здесь же казнены.

Святой Вячеслав, князь Чешский Блгв. кн., страстотерпец Вячеслав Чешский (935). Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии, и приходился внуком св. мц. Людмиле Чешской (память ее 16 сент.). Его родители, отец Вратислав, князь Чешский, и мать Дрогомира, имели кроме него еще двух сыновей и несколько дочерей. Среди них он выделялся своими дарованиями и добротой. Когда св. Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие, что и было сделано.

С этого времени Божией благодатью отрок стал расти и преуспевать. Бабка его, св. Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которой святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил сына в город Будеч, где он успешно учился латинскому языку и другим наукам.

Но волею Божией случилось, что князь Вратислав скоро (в 920 г.) умер, и св. Вячеслав, юный еще возрастом (восемнадцати лет), вступил на родительский престол. В сане правителя он особенно выказывал свои дарования. Вместе со своею матерью он заботился об улучшении управления страной. При этом он не упускал случая расширить свои познания, так что скоро овладел также и греческой грамотой, превосходя в этом всякого священника. Он старался угодить Богу заботой об убогих, почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к бедным, так и богатым.

Но по наущению дьявола некоторые злонравные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого и оклеветали его мать, говоря, что она убила его бабку, св. Людмилу, и замышляет зло против него. Сначала поверив им, он отправил свою мать в город Будеч, но вскоре вернул ее, раскаявшись.

Тогда злонамеренные вельможи стали возмущать против него его брата, Болеслава, который, как младший, должен был ему подчиняться. Они внушали Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью замышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол.

Стремясь исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви. После святой литургии св. Вячеслав хотел возвращаться к себе, в Прагу, но брат удерживал его, упрашивая не обидеть отказом от угощения. Святой согласился остаться, хотя слуги предупреждали его о замыслах брата, но он им не поверил. Они весь день провели вместе, а ночью злодеи-заговорщики, собравшись во главе с Болеславом, договорились убить святого князя, когда он пойдет к утрене.

Когда утром св. Вячеслав пошел в церковь, в воротах дома его догнал Болеслав и ударил брата мечом по голове, а один из заговорщиков поразил святого в руку. Раненый св. Вячеслав побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и зарубили его в самих дверях церковных.

Убив князя, злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого св. Вячеслав приютил в своем доме. Тело же св. Вячеслава они изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. Его мать нашла изрубленные останки сына, собрала их и тут же во дворе священника омыла их, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдав последний долг своему мученически погибшему сыну, мать св. Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране Хорватов.

Вскоре братоубийца Болеслав осознал свой тяжкий грех и горько плакал в раскаянии. Он послал священников и своих приближенных перенести мощи св. Вячеслава в стольный град Прагу, и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой.

Память его празднуется также 4 марта в день перенесения мощей.

Прп. Харитон Сянжемский (1509). Память прп. Харитона празднуется 11 апреля (см. о нем там же) в день его представления и 28 сентября в день тезоименитства с прп. Харитоном Исповедником († ок. 350).

Прп. Иродион Илоезерский (1541). Преподобный Иродион был учеником и пострижеником прп. Корнилия Комельского (память его 19 мая). После кончины своего наставника (†1537) он ушел из Комельской обители, ища пустынного жития. Поселился на острове Молебном озера Уро, в 15 км от современного Белозерска, в «веси Илосския», построил небольшую часовню, келью и подвизался там несколько лет. Во время ночной молитвы Иродиону было явление ангела, сказавшего: «Восстань, старче, иди на остров иже есть на Илоозере, и там поставь церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Рождества, там Бог уготовил место тебе». Придя к истоку реки Рыбницы из Илоозера, он обнаружил там остров, издавна называвшийся Озадским. По ночам и во время молитвы старец слышал здесь колокольный звон. Иродион купил эту землю у некоего крестьянина Анисима и поставил на ней деревянный храм в честь Рождества Богородицы с теплой трапезною. Окрестные жители стали посещать его «ради душевной пользы и поучения». Здесь же крестили детей, отпевали усопших, венчали браки, поскольку в окрестных местах не было храма. Временами шумные миряне тревожили преподобного, и он затворялся в своей келье или в любом другом укромном месте, но «терпел эти неудобства для нужд святой веры».

Однажды крестьянин Елисей, пришедший в пустынь, обнаружил старца лежащим в печи на углях, «яко на месте прохладном». Слава о дивном подвижнике быстро распространилась среди местного населения, многие желали жить при храме. Так возникла Озадская Иродионова Илоезерская пустынь. После кончины святой был похоронен близ храма, а над местом погребения была поставлена часовня.

В XVIII в. монастырь был закрыт, а вместо часовни построили приходскую кирпичную церковь в честь Рождества Богородицы, с приделами в честь Похвалы Богородицы и Иродиона Илоезерского. В этом храме до настоящего времени под спудом покоятся мощи святого.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Мчч. Каллиник и Евстафий Римские и дружина их в Промоунте. Усечены мечом.

Мч. Диодор, иже в Антиохии при игемоне Магне.

Св. Александр и 30 мчч., мечом усеченные.

Свв. Валентин (Калентин) и Аделфий.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz