Краткие жития святых, православные праздники и события

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

 

В первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последнее пребывание Господа в Иерусалиме. В эти дни совершаются полунощница, утреня, часы с чтением Евангелия, Литургия преждеосвященных Даров. Во время часов принято просчитывать все четыре Евангелия (до Ин. 13, 20), но обычно это чтение начинается заранее, с пятой или шестой седмицы.

В тропаре звучит мотив евангельской притчи о десяти девах. Говоря о приближении дней борьбы и испытаний, Христос рассказал притчу о том, что надо «бодрствовать и не унывать», держа свои светильники зажженными в ожидании божественного Жениха.

 

Великий Понедельник

 

Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. Целомудренный и великодушный Иосиф, якобы умерший, а на самом деле возвысившийся при дворе фараона, считается прообразом преданного за 30 сребреников Христа.

Проклятие смоковницы В этот день также вспоминается евангельское чудо о смоковнице. Проклятие Христом смоковницы за неплодие рассматривается как знамение правосудия, которое следует за долготерпением Божьим и казнит тех, кто не раскаялся в своих грехах.

 

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице; возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви.

 

Великий Вторник

 

Притча о десяти девах Во второй день Страстной седмицы верующие вспоминают, как Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне него. Одно из его наставлений, произнесенных в этот день – притча о десяти девах.

В этой притче Христос говорит, что Царствие Небесное будет подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Пять мудрых взяли с собой масла для ламп в запас, а пять неразумных – нет. Когда раздались крики о том, что пришел жених, и все могут войти в дом на брачный пир, оказалось, что у неразумных дев закончилось масло, и не горят лампы. Пока они покупали новое масло, все вошли в дом, и двери дома затворились. Поясняя притчу, Христос сказал: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25, 1-13).

 

Великая Среда

 

Этот день – день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Ночь в среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17).

Блудница омывает ноги Спасителя Здесь в доме Симона Прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, – некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

 

Великий Четверток

Воспоминание Тайной Вечери

 

По обычаю, накануне дня праздника Пасхи, Иудеи готовили особую пищу и с молитвами и пением ели ее. Спаситель с учениками пришел к этому дню в Иерусалим и сказал Петру и Иоанну приготовить все для пасхальной вечери (ужина).

Тайная Вечеря Вечером Спаситель и ученики собрались в большой чистой комнате, где были приготовлены к ужину вино, хлеб и испеченный ягненок, как полагалось по еврейскому обычаю.

Умовение ног апостоловКогда ученики собрались у стола, Спаситель встал, снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, влил воду в умывальницу и умыл ноги ученикам. Сделав это, Он сказал:

– Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете. Итак, если Я, Господь и Учитель, послужил вам, то и вы должны служить друг другу.

Когда они начали ужинать, Господь сказал:

– «Очень желал Я есть с вами эту Пасху до Моего страдания».

Причащение апостолов Потом, взяв хлеб, Спаситель помолился, разделил его, дал ученикам и сказал:

– «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».

Затем, взяв чашу с вином, Он сказал:

– «Пийти от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание».

Этот последний ужин, во время которого Иисус Христос причастил Своих учеников, называется Тайная Вечеря. Тайная Вечеря была первой литургией, и мы часто видим ее изображение над Царскими Вратами. Каждый год в четверг на Страстной неделе вспоминается за обедней, как Господь причастил Своих учеников и установил таинство причащения.

Среди 12 апостолов Иисуса Христа был один, Иуда Искариотский, сначала помогавший Господу в проповеди и получивший от Него, как и другие, дар исцеления болезней. Ему все верили, он даже распоряжался общими деньгами. Но диавол соблазнил его. После входа Господня в Иерусалим, он в среду пошел к иудейским начальникам и священникам и обещал им предать Спасителя, если они дадут ему тридцать серебряных монет. Те с радостью согласились, дали деньги, и стали ждать случая, когда при Господе не будет людей, которые стали бы защищать Его. Иуда был на Тайной Вечери со всеми. Господь сказал: – Я знаю, что один из вас предаст меня. – Все стали спрашивать, кто бы это мог быть предателем. Спаситель отвечал: – Тот, кому я подам кусок хлеба, – и подал кусок Иуде, сказав ему: – Что задумал делать, делай скорей. Иуда, зная, что Спаситель пойдет с учениками на молитву в пустынный сад ночью, когда при нем не будет народа, ушел.

По окончании вечери, Христос и ученики Его встали и пошли из Иерусалима на гору Елеонскую. Близ горы находился сад, называвшийся Гефсиманским. Оставив там учеников и взяв с собой только Петра, Иакова и Иоанна, Иисус отошел помолиться. Он знал, что приближаются самые страшные часы Его страдания.

«Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мной», сказал Он оставшимся с Ним ученикам.

Моление о Чаше И, отойдя немного, упал лицом на землю и начал молиться, говоря: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта, впрочем, не как я хочу, но как Ты хочешь».

Выражение «чаша эта» взято из древнего обычая – осужденных на казнь заставляли выпивать чашу, в которой к питью был добавлен яд. Обыкновенно открывались двери тюрьмы, стража вносила чашу и подавала ее уже осужденному на смерть. Конечно, каждый надеялся, что чашу пронесут мимо него.

Кончив молиться, Он подошел к ожидающим Его троим ученикам и застал их спящими. «Не могли ли вы и один час бодрствовать со Мной?» – сказал Он Петру и, отошедши другой раз, опять начал скорбеть и молиться. И был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Явился же Ему ангел с небес и укреплял Его. Когда Он второй раз вернулся к ученикам, то опять застал их спящими и опять отошел, продолжая молиться. Наконец, подойдя в третий раз, Он разбудил их, говоря: «Встаньте, вот приблизился предающий Меня».

Иуда с толпой воинов и слуг приблизился к Спасителю. Он условился с ними, чтобы они взяли Христа, которого он поцелует. Он подошел ко Христу и поцеловал Его. Спаситель сказал ему: – Друг! Ты поцелуем предаешь Меня? – Слуги связали Христа. Петр хотел было защитить Его и даже ножом отсек ухо одному из слуг. Но Спаситель запретил ему и исцелил раненого, сказав: – Если бы я хотел, Я просил бы Отца послать на Мою защиту множество ангелов. – Тогда ученики в страхе бежали, оставив Спасителя, которого повели к дому первосвященника. Петр и Иоанн издали следили, куда ведут их Учителя.

Так начались страдания Господа нашего Иисуса Христа.

 

Великий пяток.

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

 

Распятие Страстная пятница – самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда либо существовала, казни.

Конечно, мы знаем, что Христос воскреснет, что крестная смерть и Воскресение неотделимы в деле спасения человека, что без временного триумфа тьмы не было бы победы над смертью, что в Своем крестном пути воплотившийся Бог, по словам пророка Исайи, понес наши болезни… изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… и ранами Его мы исцелились (Ис.53, 4-5), – и это было самое ясное прославление бесконечной божественной любви. Но какой ценой обходится эта любовь! И можно ли без содрогания сердца принять эту жертву?!

В этот день литургию не служат. Сам Божественный Агнец приносит себя в жертву. Содрогается небо и земля. Солнце скрыло свой лик. Тьма надвигается на Голгофу. В одиночестве, с высоты Креста, встречает Он мрак. Внизу люди, глумящиеся и встревоженные, равнодушные и плачущие. Он один. «Изъявлен за беззакония наши и мучим за грехи наши». Он умирает, умирает вместе со всеми пережившими муки и смерть, делит с миром последний ужас конца…

 

Великая Суббота

 

Плащаница. Христос в окружении ангельских силХристос во гробе. Вместе с ним ученики похоронили свою надежду и веру, но не любовь. Для них смерть Учителя была неожиданной, несмотря на все Его предупреждения. Они до конца не хотели расставаться с прежними мечтами. «Мы думали, Он Тот, Кто избавит Израиля…» Но Он не только не основал вечного Царства, но погиб, как преступник, от рук палачей. Если Он был бессилен, значит, нет правды в мире, значит, они жестко обманывались. Суббота – день покоя. В этом вынужденном бездействии еще яснее становился ужас совершившегося. «Мы думали, Он Тот…» Как поторопились они делить места у Его трона!..

Вместо царской короны – терновый венец, вместо престола – позорный крест.

Евангелисты молчат о том, что пережили и передумали ученики в ту пасхальную субботу. Но само их молчание красноречивей всяких слов. Апостолы «пребывали в покое». Страшный покой, покой отчаяния. А женщины? Они ждали, когда кончится суббота и можно будет отдать последний долг любви: возлить ароматы на тело Усопшего…

Спускается ночь. Дремлет стража у опечатанного гроба. Внезапно подземный удар сотрясает холм. С грохотом отваливается камень. Блеск, подобный молнии, бросает воинов на землю.

Гроб пуст.

В ужасе бегут стражи. Сошедший во мрак смерти Христос остается необоримым. Испивший до дна чашу сынов человеческих, он возносится над Иерусалимом и Пилатом, над Кайафой и блюстителями Закона, над страданием и самой смертью.

Когда тело Спасителя покоилось во гробе, Его человеческая душа сошла в ад.

Ад – значит место, лишенное света. По христианскому учению под этим именем разумеется духовная темница, то есть состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства «в вечных узах на суд великого дня» (Иуд.6).

Иисус Христос нисходил в ад «для того, чтобы и там проповедать победу над смертию, и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия». «Он и нисходил… в преисподние места земли» (Еф.4, 9), «и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1 Пт.3, 19), и «мертвым было благовествуемо» (1 Пт.4, 6).

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz