Краткие жития святых, православные праздники и события

25 июля / 7 августа

 

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Св. Олимпиады диаконисы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Сщмч. Александра пресвитера (1927); св. Ираиды исп. (1967).

Память V Вселенского Собора (553).

 

Анна, Мать Пресвятой Богородицы Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, была дочерью священника Матфана и жены его Марии и принадлежала к роду Аарона.

Супруги жили в Назарете Галилейском. До глубокой старости они не имели детей и искренне скорбели об этом. Но они не роптали на Бога, смиренно уповая на Его святую волю. Молитва святых супругов была услышана: ангел возвестил им о грядущем рождении у них Дочери, Которую благословит весь род человеческий – Пресвятой Девы Марии.

По церковному преданию, святая Анна мирно скончалась в Иерусалиме в возрасте 79 лет еще до Благовещения Пресвятой Богородицы.

Олимпиада Константинопольская Св. Олимпиада Константинопольская диакониса (409). Святая Олимпиада происходила из аристократической константинопольской фамилии и была очень богата. Отец ее был сенатор Анисий Секунд, а мать – дочь благочестивого Эвлавия, префекта претории при благоверном Константине. Она еще в детском возрасте лишилась родителей. Потому опека над ее имениями поручена была ее дяде Прокопию, а воспитанием ее занималась Феодосия, тетка св. Амфилохия (память его 23 нояб.) и св. Григория Назианского (память его 25 янв.), умная и добродетельная.

Так как она была богата и учена, то руки ее искали многие, и еще юной обручена она была с Небридием, префектом столицы. Но спустя 20 месяцев после обручения Небридий умер. Олимпиада осталась вдовой и вместе девой. Многие после того искали руки Олимпиады. Сам имп. Феодосий Великий предлагал ей выйти за Елпидия, молодого аристократа-испанца, родственника царского. Но она отклонила предложение. Тогда оскорбленный император, отправляясь на войну с Максимом (388), приказал префекту взять в опеку ее имение до 30-летнего возраста ее. Тот всячески притеснял ее, чтобы принудить к браку с Елпидием. Олимпиада переносила все благодушно. Возвратившись через три года, император передал в ее полное распоряжение все ее имения.

Получив свободу по имениям, блаженная Олимпиада расточала средства свои на дела милосердия. Не было города, деревни, пустыни, где бы не пользовались милостями знаменитой Олимпиады. Она доставляла приношения церквам, монастырям, кафедрам, странноприимным домам, темницам, местам ссылки. Не сосчитать тех невольников, которым она даровала свободу платой денег господам их. Св. Златоуст (память его 27 янв.) сравнивал милосердие ее с обильной рекой, которая несет воды свои до самых границ земли и обогащает море. И он же убеждал ее, а она смиренно слушалась, ограничивать щедрость свою, измерять ее не просьбами, а нуждами.

При богатстве своем Олимпиада вела жизнь смиренной рабы Божией. Воспитанная в пышности и неге, она отказалась от всех удовольствий света и вела жизнь простую. Никогда не вкушала она мяса, не принимала ванн, которые так нужны в жарком климате. Ночные бдения обратились ей в привычку, и время ее посвящалось преимущественно молитве. Обхождение ее с другими дышало христианской скромностью и искренностью. Св. Златоуст писал ей из заточения: «Ты от природы получила самое нежное и слабое тело; знатная порода доставила тебе все способы роскошно питать его, но ты разными страданиями так истощила его, что оно теперь ничуть не лучше мертвого. Ты добровольно произвела в теле твоем такой род болезней, что их не могут вылечить ни искусство врачей, ни сила лекарств… Тебя не одолевает страсть к плотским удовольствиям, и потому нет для тебя труда воздерживаться от них. Ты приучила свое тело столько принимать хлеба и питья, чтобы только не умереть…»

Еще Нектарий, Патриарх Константинопольский, посвятил св. Олимпиаду в диаконисы. Она смотрела за страждущими и несчастными женами, обучала женщин закону Божию, особенно во время приготовления к крещению, услуживала им при совершении над ними таинств, при крещении, при причащении, при исповеди, при браке; наблюдала за благочинием жен в доме молитвы, украшала храм и смотрела за чистотой.

Служение таинствам и сестрам было приятным занятием для Олимпиады. Добродетели Олимпиады были предметом удивления и утешения для целой церкви. Знаменитые святители того времени говорили о ней с глубоким уважением. Свв. Амфилохий, Епифаний, Петр Севастийский и др. пользовались щедрой ее благотворительностью и славили за нее Господа.

Буря бед поднялась на св. Олимпиаду с того времени, как начались гонения на св. Златоуста. Первый его враг, Феофил Александрийский, был первым врагом и блаж. Олимпиады. За то, что принимала она в доме своем всех иноков и страждущих, великих братьев, выгнанных из Египта гордостью Феофила, тот начал позорить ее гнусными клеветами. Злость императрицы, преследовавшая Златоуста, бесновалась и против Олимпиады. Отягченная скорбями, Олимпиада впала в болезнь, которая томила ее всю зиму. В начале весны приказано ей было оставить столицу. Долгое время скиталась она из одного места в другое, не зная, где приклонить голову. В середине осени 405 г. приказано ей было возвратиться в столицу. Ее и теперь обвиняли за то, что будто производит она раздор в церкви. Много раз призывали ее к суду, бесстыдные слуги позорили ее, рвали на ней платье. Одни имения ее продавались с публичного торга, другие разоряемы были чернью, за третьи таскали ее по судам. Собственные слуги ее, которым благотворила она как мать, восставали против нее по наущению врагов. Сильно страдала душа ее. Св. Златоуст в своих письмах укреплял и наставлял ее.

В последние годы свои блаж. Олимпиада была настоятельницей сестер монахинь. Прерыванием связей с миром она хотела оградить себя от дрязг суда, как и от обвинений, сыпавшихся на нее без разбора, будто она, первая диакониса, – причина того, что многие не хотят знать нового Патриарха. При Аттике община сестер Олимпиады выслана была из столицы в заточение в Кизик. Святая девственница Олимпиада осталась в заточении до самой своей кончины, которая последовала в 410 г.

Святое тело ее, положенное в храме безвестного местечка, совершало чудеса. Спустя 200 лет дикари сожгли храм, но тело святой осталось невредимым. Когда его переносили в Константинополь, из него текла кровь, как из живого. Мощи святой были положены в обители, ею же основанной.

Прп. Евпраксия дева, Тавеннская, Младшая (413). Она была дочерью константинопольского вельможи Антигона, родственника святого царя Феодосия Великого (379-395).

Благочестивые Антигон и его супруга Евпраксия (старшая, память 12 янв.) раздавали неимущим щедрую милость. Вскоре после рождения маленькой Евпраксии Антигон умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих Тавенских владений. Там близ Фиваиды находился женский монастырь со строгим уставом. Благочестивая вдова захотела помочь этой обители, но игуменья Феодула отказалась от приобретения земных богатств. Она согласилась принять лишь свечи, фимиам и масло. Маленькой Евпраксии в это время исполнилось лишь семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не вспоминать о своем благородном происхождении. В скором времени мать скончалась. Узнав об этом, царь Феодосий послал Евпраксии-младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора, повелевая выполнить данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждающихся.

Из года в год св. Евпраксия усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу раз в день, потом через три дня, наконец, раз в неделю. Если юной подвижнице снились бесовские сны, она десять дней спала на постели, усыпанной камнями. В другой раз, когда во сне дьявол навел на нее плотские мечтанья, Евпраксия вышла во двор и стала молиться об избавлении от помыслов. В течение сорока дней она простояла на одном месте, простирая руки к небу, не вкушая пищи и не отдыхая. Личную аскезу инокиня соединила с выполнением всех послушаний: трудилась в поварне, месила тесто, колола дрова, мыла посуду, служила сестрам с усердием и любовью. Инокини любили смиренную Евпраксию. Господь удостоил преподобную дара чудотворения: по ее молитве выздоровел глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Подвижница еще более смирялась, считая себя последней из сестер. Перед кончиной Евпраксии игуменья монастыря удостоилась дивного видения: прп. Евпраксия была приведена в светлый чертог и поклонялась сидящему на престоле Царю, окруженному Ангелами, а Пречистая Дева показала Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что это приготовлено для нее и что она через десять дней войдет в эту обитель.

Святая Евпраксия мирно скончалась в возрасте тридцати лет и была похоронена в обители.

Макарий Желтоводский Прп. Макарий Желтоводский, Унженский (1444). Прп. Макарий родился в семье нижегородских горожан, в приходе Свв. Жен-Мироносиц, и был окрещен в своей приходской церкви, которая существовала до наших дней.

Двенадцатилетним отроком он тайно оставил родительский дом и поступил в Печерский Нижегородский монастырь, основанный свт. Дионисием (память его 26 июля). Потом, по воле местного князя и по благословению своего настоятеля, он основал на урочище, называемом Желтые Воды, монастырь. Жертвователем его был вел. князь московский Василий II Темный, который во время своей борьбы с князем Димитрием Шемякой некоторое время жил в этом монастыре. Около него было озеро, и прп. Макарий крестил в нем местных жителей финнов, просвещенных им светом Христовой веры.

Вскоре на эту местность совершили набег татары и увели в плен преподобного с толпой местных жителей. Монастырь они сожгли. Но в Орде хан принял преподобного с честью и освободил его со всеми остальными пленниками. Путь их на родину шел через огромные дремучие леса. Однажды, когда путники сильно устали и проголодались, им попался лось, и они захотели его заколоть. Это было на берегу Унжи. Однако прп. Макарий не благословил заколоть его, потому что в то время был пост Апостольский. [Пост был установлен в память того поста, который апостолы наложили на себя, готовясь к проповеди Евангелия. Он начинается через две недели после праздника Святой Троицы и продолжается до дня свв. апостолов Петра и Павла – 29 июня.] Но чтобы отметить пойманного лося, прп. Макарий велел надрезать ему кончик уха. По милости Всемощного, даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника Апостолов. И 29 июня, когда пост окончился, этот самый олень оказался опять среди толпы. Тогда его закололи, и путники подкрепили свои силы. При впадении реки Унжи в Волгу они остановились и основали город Макарьев, а в окрестностях его прп. Макарий создал монастырь, где и скончался в мире 25 июля 1504 г. будучи 95 лет.

Святые мощи его почивали там до наших дней. В 1620 г. Желноводский монастырь был возобновлен иноком Авраамием, и оба монастыря существовали до наших дней.

Память его празднуется также 12 октября в день обретения мощей.

 

Сщмч. Александр (Сахаров) пресвитер (1927): Новомуч. Священномученик Александр родился в 1873 г. в Санкт-Петербурге в семье полкового священника протоиерея Николая Сахарова. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии Александр Николаевич был рукоположен в сан священника. Был возведен в сан протоиерея. В начале 20-х годов он служил в храме Михаила Архангела в Санкт-Петербурге.

В 1924 г. безбожные власти в Петербурге развернули усиленную борьбу с православными, заключая их в тюрьмы и в концлагеря. Для того чтобы быть арестованным, достаточно было доноса, который почти всегда следовал в то время от обновленцев, внимательно наблюдавших за всеми сколько-нибудь ревностными священниками.

В январе 1924 г. в ОГПУ поступил донос, в котором говорилось, что протоиерей Александр будто бы проповедовал с амвона, чтобы верующие не шли за этим правительством, так как советская власть временна, и что со смертью Ленина народ избавился от одного из антихристов.

В начале февраля 1924 г. протоиерей Александр был арестован. На допросах он не признал себя виновным.

26 сентября 1924 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Александра к трем годам заключения в Соловецком концлагере. 22 октября он был отправлен в концлагерь, откуда ему уже не суждено было вернуться. Протоиерей Александр Сахаров скончался в Соловецком концлагере 7 августа 1927 г. и погребен в безвестной могиле.

Св. Ираида (Тихова) исп. (1967): Новомуч. Ираида Осиповна Тихова, в прошлом учительница, стала регентом храма села Котово. Была близка к архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу) (сщмч., память его 22 окт.) и в свое время окончила организованные им богословские курсы. После ареста архиепископа Ираида много раз ездила к нему в ссылку, передавала собранные прихожанами продукты и деньги. В январе 1938 года она предложила поселиться в ее доме в селе Котово ссыльному епископу Кинешемскому Василию (Преображенскому) (сщмч., память его 31 июля). Была арестована вместе с еп. Василием и иеромонахом Дамаскином 5 ноября 1943 г. Обвинили их в том, что «они являются сторонниками истинно православной церкви, ведут активную антисоветскую деятельность, организовали подпольную домашнюю церковь».

 

Мчч. Сакт (Санкт), Маттур, Аттал, Бландина, Библия (Вивлия), Виттий, Епагаф, Понтин, Александр и иные с ними (177). Пострадали при Марке-Аврелии.

Память V Вселенского Собора (553). Пятый Вселенский Собор был созван в Константинополе в 553 году при знаменитом императоре Юстиниане I. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждения ограничились только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т.к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Прп. Христофор Сольвычегодский, Коряжемский (1572-1582). Прп. Христофор был учеником прп. Лонгина Коряжемского (память его 10 февр.) и основал в 22 верстах от Сольвычегорска Богородицкую пустынь (в Вологодской обл.). Сюда он принес икону Божией Матери «Одигитрия». Около 1555 г. была освящена церковь во имя этой иконы. До последнего времени она привлекала множество богомольцев.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz