Краткие жития святых, православные праздники и события

18/31 июля

 

Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV). Прмч. Аполлинария (1918).

Прп. Иоанна Многострадальный, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Прп. Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Памвы пустынника (IV).

 

Мч. Емилиан Доростольский (363). В царствование нечестивого Юлиана богоотступника (361-363) было поднято жестокое гонение на христиан. По всему царству римскому было разослано приказание, чтобы христиане любого рода и племени отдавались без милосердия на разные муки и жестокую смерть. В город Доростол для исполнения этого повеления прибыл игемон по имени Капитолин, губитель людей и служитель идолам. На другой день после принесения жертвы бесам и поклонения идолам он вышел на судилище, бывшее на площади, сел на высоком троне и объявил царское повеление. На его расспросы о христианах граждане клятвенно утверждали, что в их городе таковых нет.

Был в этом городе один тайный христианин по имени Емилиан, раб одного уважаемого начальственного лица, язычника. Он во время пира игемона с начальниками, улучив удобное время, вошел один в идольское капище, захватив с собою железный молоток, и начал бить идолов. Он разбил их на куски, опрокинул их алтари, разметал жертвы, сломал и раздробил огромные светильники, которые стояли перед идолами и, разорив все, как храбрый воин, ушел, радуясь и торжествуя в душе. После него в капище вошел кто-то из язычников. Увидев, что все разорено, он пришел в ужас и поспешил сказать о том игемону и обедавшим с ним гражданам. Тотчас все встревожились, игемон пришел в ярость и приказал разузнать, кто сделал это. Посланные поспешили и вскоре увидели какого-то поселянина, шедшего мимо капища с поля. Они схватили его и потащили к игемону, причем били его как злодея. Блаженный Емилиан, видя это, обратился к ним с признанием, что это он совершил разорение идолов, и просил отпустить неповинного человека. Те, оставив поселянина, схватили с яростью св. Емилиана и повели к игемону с побоями и оскорблениями.

Игемон, сев на обычном месте суда перед всем народом и увидев приведенного к нему Емилиана, исполнился гнева и обратился к гражданам с укором, что они ввели его в заблуждение, сказав, что христиан в их городе нет. За это он наложил на них штраф в размере литры (мера веса, равная 72 золотникам, т.е. около 300 грамм) золота. Затем он обратился к Емилиану с расспросами, на которые тот отвечал, что он христианин, а бездушных истуканов он сокрушил по велению истинного Бога и своей души.

Игемон в ярости велел раздеть раба Христова, чтобы бить его. И долго нещадно били мученика. После этого игемон приговорил хозяина Емилиана к уплате штрафа в царскую казну за своего раба-христианина, а мученика – к казни через сожжение.

Тотчас слуги отвели святого на берег Дуная, где развели большой костер и бросили в него мученика. Но пламя не касалось его, а, напротив, разлилось вокруг на далекое расстояние и пожгло всех неверных. Бывшие же среди народа тайные христиане не получили никакого вреда от огня. Святой стоял в огне лицом на восток, ограждая себя крестным знамением и благословляя Бога. Помолившись, он возлег и почил о Господе. Верные похоронили его с честью на месте, называемом Гизидина, отстоящее за три поприща от города. Впоследствии в Константинополе была выстроена церковь в честь мч. Емилиана, в которую были перенесены его святые мощи.

Мч. Иакинф Амастридский (IV). Он происходил от благочестивых родителей Феоклита и Феопилы и родился в то время, когда церковью в городе Амастриде управлял епископ Ираклий. Имя св. Иакинф получил от явившегося ангела. Будучи трех лет от роду, он, призвав имя Христа, воскресил умершего мальчика, который после того подвизался вместе с ним и усовершенствовался в добродетели. Достигнув старости и совершив множество чудес, он увидел однажды, как неразумные идолослужители поклоняются пустому внутри дереву вязу. Он пошел и срубил это дерево. За это его схватили и привели в город Амастриду к правителю области Кавстрисию, по повелению которого его сначала жестоко избили, причем выбили ему зубы, потом, привязав к нему веревки, влачили по земле и, наконец, заключили в темницу, где он и предал дух свой Богу.

 

Прмч. Аполлинарий (Мосалитинов) иеромонах (1918): Новомуч.

 

Преподобный Памва Нитрийский Прп. Памва пустынник, Нитрийский (IV). Прп. Памва подвизался в Нитрийской пустыне, месте пребывания многих монахов-подвижников. Он был образцом трудолюбия для своих учеников: каждый день он работал до утомления и питался хлебом, заработанным собственным трудом. Когда его о чем-либо спрашивали, он отвечал лишь после долгого размышления и молитвы, опасаясь сказать что-либо, о чем в последствии мог бы пожалеть.

Святой Памва отличался глубоким смирением, но вместе с тем высоко ценил монашество и учил мирян с почтением относиться к инокам, которые чаще беседуют с Богом. Прп. Антоний Великий говорил о нем, что прп. Памва страхом Божиим вселил в себя Духа Святого. Скончался преподобный в возрасте 70 лет.

Свтт. Стефан Амасийский, архиеп. Константинопольский (928), и Иоанн, митр. Халкидонский, исповедник.

Иоанн Многострадальный, Печерский Прп. Иоанн Печерский, Многострадальный (1160). Скорбно было начало подвижнической жизни прп. Иоанна. Три года боролся он со страстями. Раз глубокой ночью ушел он в темную и сырую пещеру прп. Антония († 1073, память его 10 июля) просить его помощи. Во время молитвы таинственный голос повелел затвориться здесь навсегда. Так прошли многие годы.

Наконец, прп. Иоанн надел на себя вериги и, выкопав себе яму по плечи, влез в нее и своими руками засыпал себя землею, так что только руки и голова остались у него свободными. Он страшно мучился. Ему казалось, что ноги его горят. Несколько дней подряд он видел пред собою страшного огненного змия. В самую пасхальную ночь змий этот захватил его голову в свою пасть, так что волосы на голове его стали загораться. Тогда Иоанн в ужасе воззвал к Богу. Блеснула молния, змий исчез, и раздался голос: «Иоанн! Вот тебе помощь: отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее, и не пострадал ты в будущем веке». Иоанн спросил: «Господи, почему Ты оставил меня так жестоко страдать?» Голос ответил: «Тебе это послано по силе терпения твоего, чтобы ты, испытанный огнем, был чище золота. Бог не попускает никому быть испытанным выше сил, чтобы никто не ослабел и не был поруган лукавым змием. Но как благоразумный владыка доверяет сильным работникам трудную работу, а слабым легкую, так должно понимать и эту борьбу, ради которой ты молишься. Но молись мертвецу, который близ тебя, и он исцелит тебя от этой страсти. Он сделал больше Иосифа (Быт., XXXIX) и может помогать страждущим от нее». Иоанн воскликнул: «Господи, помоги мне молитвами этого святого».

Позже он узнал, что это был Моисей Угрин (память его 26 июля). Тогда его просветил тот дивный и таинственный свет, видеть который могут только святые, и он стал всегда чувствовать великий мир и радость. Его спрашивали, как он может жить в темной, сырой и холодной пещере. Он отвечал, что как только он выходит на дневной свет, то перестает видеть свет Божественный. В конце своей жизни прп. Иоанн исцелил прикосновением кости прп. Моисея одного брата, страдавшего, как раньше он сам. Преподобный рассказал ему свою жизнь. После этого прп. Иоанн опять закопался в землю и так предал дух свой Богу 18 июля. Святые мощи его находились в этом положении в пещере до наших дней.

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Памва (Памво), затворник Печерский (XIII). Прп. Памво, находясь на монастырском послушании, был пленен язычниками и в узах много от них страдал за веру, не соглашаясь отречься от Христа. Он говорил им: «Ваши боги прокляты, а я верую во Христа, истинного Бога, Который сотворил небо и землю. Он – Господь, един истинный, всемогущий, Он и меня избавит от рук ваших молитвами святых Печерских». И действительно, по его предречению, Ангел Божий, освободив его от уз, восхитил от плена и принес здравого в келью.

 Память его празднуется также 28.08. вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Леонтий Кариховский, Новгородский (ок. 1429). Мощи преподобного почивали в церкви созданного им близ Новгорода Кариховского монастыря, ставшей приходской (в Новгородской епархии).

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Блж. Леонтий Устюжский, Христа ради юродивый (ок. 1492).

Прмч. Косма, Грузинский (1630).

Мч. Маркелл.

Мчч. Дасий и Марон.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz