Краткие жития святых, православные праздники и события

8/21 июля

 

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918).

Прав. Прокопия Устьянского (XVII).

Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754); Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).

 

Икона Божией Матери Казанская Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Казанская икона Божией Матери – величайшая святыня, которую чтит вся Православная Русь, ни один из образов не имеет такого количества списков. Явилась икона через 25 лет после завоевания татарского ханства Иоанном Грозным. Трудно шло дело проповеди Евангелия среди мусульман и язычников. И Пресвятая Богородица не замедлила послать Свою помощь. После опустошительного пожара вместе с другими погорельцами строил новый дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней отроковице Матроне явилась во сне Богоматерь. Она сказала, что на том месте, где находился их сгоревший дом, скрыта в земле Ее икона, и повелевала объявить об этом духовным и мирским властям в городе. Видение это не один раз повторилось. Матрона поведала об этом матери. Но та оставила без внимания слова малолетней своей дочери. Наконец, отроковица увидела икону Богоматери в огненных лучах, причем был слышен страшный голос: «Если ты не поведаешь глаголов Моих, то Я явлюсь в другом месте; но ты погибнешь!» На этот раз мать послушалась просьбы дочери, устрашенной последним видением, и отправилась вместе с нею к архиепископу и воеводам. Но те не хотели им верить. Тогда, возвратившись домой, мать сама стала копать землю в указанном месте. К ней присоединились и другие, но ничего не могли найти. Наконец, когда стала копать сама отроковица Матрона, образ Пречистой Богородицы был найден и извлечен из земли. Икона была обернута в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не попорченный, точно она была только что написана. Священник ближайшего храма, будущий патриарх Московский Ермоген, в сопровождении крестного хода на руках отнес икону в свой храм, а затем в Благовещенский собор. При этом произошло множество исцелений, особенно слепых. Царь Иоанн Грозный, получив известие о чудесном явлении иконы, повелел на месте обретения построить храм во имя Пресвятой Богородицы и основать женский монастырь. Девица Матрона стала первой инокиней, а затем настоятельницей нового монастыря. В 1594 году здесь заложили обширный собор для хранения Казанской иконы, в обитель богатые вклады, чудотворный образ был обложен царскими дарами – золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной.

Небольшая икона, обретенная на иноверной окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знаком особого покровительства Богородицы нашей земле. Много раз «Матушка Казанская» спасала Русь и указывала путь к победе русским православным воинам.

В Смутное время, когда поляки заняли Москву, убивали жителей, грабили и жгли храмы и глумились над святынями, русский народ, по призыву священномученика Патриарха Ермогена (память его 17 февр.) встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ наложил на себя трехдневный пост и с молитвой обратился к Господу и Его Пречистой Матери. В осажденном Кремле находился в то время в плену у поляков греческий архиепископ Арсений. Ночью ему явился преподобный Сергий  Радонежский и сказал: «Арсений,  наши молитвы услышаны; предстательством  Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Воодушевленные этим известием, русские войска 22 октября 1612 года освободили столицу. По изгнании врагов князь исполнил данный им обет: в 1633 г. построил на Красной площади церковь во имя Казанской Божией Матери, где поставил икону.

После революции, в 1918 г., в Москве начались кражи икон из храмов. Из собора на Красной площади была похищена и московская Казанская кона Божией Матери. В храме остался почитаемый список, сделанный в XVII в. Сейчас этот чудотворный образ, ставший одной из главных святынь Москвы, находится в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе.

Явленная же икона Казанской Божией Матери в 1904 г. бесследно исчезла при ограблении Богородицкого женского монастыря в Казани; сохранилась лишь древняя точная копия с первообраза. Самый ранний из известных списков с чудотворного образа Богоматери Казанской  (1606 г.) хранится в Третьяковской галерее.

Прокопий Кесарийский Вмч. Прокопий Кесарийский (Палестинский) (303). Родители его назвали Неанием, имя же Прокопий святой получил после от Самого Христа при крещении во время мученичества. Он родился и вырос в Иерусалиме, который через много лет после разрушения был назван римским императором Адрианом (117-138) в свою честь Элием (такое имя ему было дано родителями при рождении).

В этом городе жил некоторый славный муж, сенаторского рода, по имени Христофор. Он был сам христианином, но его супруга пребывала в язычестве. От них и родился Неаний, по рождении которого Христофор в скором времени отошел ко Господу.

Феодосия, оставшись вдовою, воспитала отрока в языческой вере и научила его служить идолам. Отрок отличался быстрой сообразительностью и, будучи отдан матерью эллинским учителям, скоро прошел все светские науки.

Когда он достиг юношеского возраста и уже стал переходить в возраст мужской, мать захотела отдать его царю на военную службу. В это время нечестивый римский император Диоклетиан (284-305) прибыл в Антиохию Сирийскую. Феодосия, узнав об этом, пришла с сыном своим в Антиохию и отдала его на царскую службу. Император, видя юношу красивого собою и высокого роста и, кроме того, узнав о полученном им образовании, весьма полюбил его и повелел ему пребывать в своих царских палатах около себя, вместе с другими, ему подобными. В скором времени император сделал его воеводой и послал с войском в египетский город Александрию, чтобы там гнать, мучить и избивать христиан, а имения их отбирать в царскую казну.

Неаний с двумя отрядами воинов пошел в путь, ему указанный. Когда они прошли мимо сирского города Апамеи, в третьем часу ночи сделалось землетрясение, заблистала молния, загремел сильный гром, так что все воины были от страха как бы мертвые. Воевода же услышал с неба голос, говоривший ему: «Неаний! И ты идешь на меня?» Неаний же сказал: «Кто Ты, Господин? Я не могу Тебя узнать!»

Как только он это сказал, в воздухе показался крест блестящий как хрусталь, и с креста послышался голос: «Я – распятый Иисус, Сын Божий!»

После этого крест поднялся на небо и тотчас же с неба послышался голос: «Этим знамением, которое ты увидел, побеждай врагов твоих, и мир Мой будет с тобою!»

Таким образом, Неаний, как некогда Савл (Деян. IX, 1-20), через явление ему Господа на пути, из гонителя сделался избранным сосудом Господа Иисуса Христа, и от того чудного видения и от сладкой беседы с ним Самого Господа он почувствовал в своем сердце неизреченную радость и духовное веселье.

После этого Неаний со своим войском пришел в Скифополь и, позвав к себе золотых дел мастера, повелел ему тайно сделать крест, наподобие того, какой он видел ночью. Как только крест был сделан, внезапно появились на нем изображения трех лиц, написанные невидимою рукою, с еврейской надписью: на верхней части – Эммануил, а на двух сторонах – Михаил и Гавриил. Мастер хотел, но не мог стереть эти изображения.

Тогда Неаний уразумел, что в кресте заключается некоторая божественная сила. Он поклонился ему, облобызал его и, обвив его пурпурной тканью, оставил у себя, храня его с благоговением. Теперь он уже вооружался не против христиан, но против варваров и побеждал их силой Христовой, покоряя их страны. Даже против самого невидимого врага – дьявола, он выступил на битву и победил его своими мужественными, принятыми за Христа, страданиями.

Страдание его началось так. По просьбе граждан города Элиея (Иерусалима) он выступил со своим войском против агарян, разбойничьих в его окрестностях. В сердце своем он молился так: «Помоги мне, надежда моя, Христе Боже!» И был ему голос с неба: «Надейся, Неаний, ибо Я, Господь Бог твой, с тобою!»

Воевода нанес врагам жестокое поражение, причем отнял у них всех пленников: во время битвы той погибло шесть тысяч агарян, из воинов же Неания не было ни одного раненого или убитого.

Когда он вернулся с победой в дом своей матери, то она сказала ему, что молилась за него богам, и они помогли ему. Но он сказал ей, что ему помог его Бог, а бездушных идолов, находящихся в доме, он раздробил на куски и раздал золото и серебро, из которых они были сделаны, нищим. Мать, видя это, чрезвычайно разгневалась и, забыв естественную любовь к своему сыну, поспешила в Антиохию к императору Диоклетиану и в слезах жаловалась ему на сына. Император же успокаивал ее, внушая ей надежду на то, что или лаской, или угрозами они смогут обратить сына ее к прежней вере в богов.

Это дело он поручил правителю Палестины Иусту, человеку жестокому. Тот, получив царский указ, собрал избранных из городов Палестины мужей и сам отправился в Элиею к воеводе, которому, после приветствия, вручил царское письмо. Воевода, прочитав письмо, в котором содержались хулы на Господа нашего, не вытерпел и, разорвав его на мелкие части, сказал правителю: «Я – христианин, ты же исполни, что тебе приказано».

Тот призвал его принести жертву богам, чтобы избежать суда и наказания. Тогда Неаний сказал ему, что приносит в жертву самого себя Христу, Богу своему. С этими словами он снял с себя пояс, положенный ему по сану, и бросил его правителю в лицо, отказываясь от царской службы. Правитель и пришедшие с ним мужи в гневе схватили его и увели в Кесарию Палестинскую. Там правитель, сев на открытом для всего народа месте, поставил Неания на допрос. Он повелел обнажить и повесить Неания на месте пытки, и потом строгать железными когтями тело его. Из-за этого у мученика тело отпадало кусками, и стали видны голые кости. Он молился Богу об укреплении его на посрамление врагу и во славу имени Его. Когда палачи утомились, мученик был снят с пытки и брошен в темницу. Страж же темничный, Терентий, помня об одном, оказанном ему Неанием благодеянии, сжалился над ним, подослал ему сена и покрыл полотенцем.

В полночь в городе началось землетрясение. В темнице засиял необыкновенный свет, двери открылись, и со всех узников спали оковы. Тогда явился к Неанию Сам Господь Иисус Христос с двумя ангелами и, прикоснувшись к мученику, исцелил его от ран и поставил на ноги вполне здоровым. Затем Он окрестил его водой и сказал: «Теперь ты будешь называться не Неанием, а Прокопием. Мужайся и крепись, ибо ты совершишь великие дела и приведешь к Отцу Моему большое стадо».

Прокопий же, радуясь и ужасаясь, пал на землю, поклонился Господу, молясь, чтобы Он укрепил его в страданиях, дабы ему не убояться лютых мучений. Господь сказал ему: «Не бойся – Я с тобою!» Сказав это, Он взошел на небеса.

На другой день рано утром правитель послал одного из воинов в темницу узнать, жив ли мученик. Узнав, что тот жив, правитель сел тогда на судилищном месте и снова вызвал Христова мученика к допросу. Все глядели на него и видели его светлое лицо и здоровое и белое тело, как будто никогда не носившее ран. Правитель громко объявил, что исцеление узнику дали их боги. Тогда мученик сказал, что, если он считает, что исцеление произошло силою их богов, то пошли в храм, чтобы узнать, какой именно бог сделал это.

Торжественно шел правитель со святым Прокопием к языческому храму. Войдя туда, святой тайно помолился Христу Богу, сотворил перед идолами в воздухе крестное знамение и велел им пасть с мест их и сокрушиться. И тотчас идолы пали с большим шумом. Они раздробились на части и весь материал, из которого они были сделаны, превратился, по велению Божию, в простую воду, и все капище наполнилось водой.

Правитель, изумленный происшедшим, от ужаса не знал что делать, но потом, придя в себя, повелел отвести мученика в темницу, а сам с великой скорбью пошел домой.

Поздним вечером к темнице пришли два отряда воинов с двумя своими начальниками, Никостратом и Антиохом, и умоляли святого, чтобы он причислил их к воинству Христа, Царя Небесного. Святой Прокопий попросил темничного стража Терентия отпустить его на время и, выйдя на свободу, повел воинов к епископу того города Леонтию, который из страха преследования скрывался в одном месте. Найдя его, Прокопий попросил его окрестить воинов, и сам снова вернулся в темницу.

Когда наступил день, и правитель, по обычаю, пришел на место, где публично производился суд, пред ним явились те воины. Они громко прославляли Христа, объявляя себя христианами и выражая готовность идти за Христа на страдания и смерть. Правитель, видя их твердость в вере и непреклонность, приговорил всех к усечению мечом. Некий знатный благотворитель, по имени Евлалий, ночью, с множеством верующих, собрал тела мучеников и предал их погребению.

Св. Прокопий по-прежнему находился в узах. К нему пришли 12 благородных женщин и сказали через оконце святому: «Мы – рабыни Христовы!» Донесено было об этом правителю, и он тотчас же повелел посадить их в темницу. Войдя внутрь темницы, они поклонились св. Прокопию, который стал учить их святой вере, божественной любви ко Христу и теплой молитве к Богу.

Спустя некоторое время правитель повелел вывести из темницы тех жен и представить к нему на суд. На место допроса пришла и мать Прокопия Феодосия. Видя их твердость в вере во Христа, правитель велел каждую из этих женщин растянуть на земле и бить нещадно палками. Затем они были повешены на месте мучения нагие и ребра их жгли огнем, тогда как они молились Христу Богу, призывая Его на помощь. Им отрезали сосцы, затем раскаленным докрасна железом обжигали их в паху.

Когда святые жены страдали так, Феодосия, мать св. Прокопия, стоя посреди народа и взирая на мужество и терпение тех жен, горько плакала. Потом, когда в ее душе воссиял свет истинного познания, она исполнилась ревностью о Боге и, подойдя к правителю, воскликнула: «И я раба распятого Христа Бога!» Такое обращение случилось с нею по молитвам святого вмч. Прокопия.

Правитель и все его окружающие и весь народ чрезвычайно удивились произошедшей в ней перемене, как она могла пренебречь своим высоким положением, богатством, знатностью и безбоязненно идти на мучения. Правитель, указывая перстом на мучимых женщин, сказал: «Эти обманщицы, как видно, прельстили тебя?» Она же отвечала: «Они не прельстили, а научили меня познать истину своими страданиями». Разгневанный правитель повелел посадить ее в темницу вместе с теми женщинами.

Когда Феодосия вошла в темницу, ее увидел сын ее, св. Прокопий, и весьма обрадовался – он уже духом узнал об ее обращении. И пребывала святая Феодосия в темнице, прислуживая святым женщинам. Той же ночью он взял ее и повел к епископу Леонтию, который и окрестил ее, потом снова возвратился в темницу.

После этого святые жены с Феодосией были выведены из темницы и представлены на нечестивое судилище. За исповедание веры Христовой правитель повелел бить св. Феодосию по устам, а потом, растянув по земле, подвергнуть палочным ударам и железными когтями строгать ее тело. Прочие же святые женщины, взирая на ее страдания, молились за нее Богу, чтобы Он укрепил ее. Правитель же, слыша это, повелел сокрушить святым женам челюсти оловянными прутьями, а потом связать их вместе со св. Феодосией одною железной цепью, вывести вон из города и предать усечению мечом.

По кончине их св. Прокопий снова был поставлен на суд. И повелел правитель бить его железной перчаткой по устам и раздирать ему лицо железными когтями, так что у него лилась кровь, обагряя землю. Потом мученика били свинцовыми прутьями по вые, но он, несмотря на такие мучения, стоял неподвижно, как столп.

После этого правитель, приказав бросить мученика в темницу, с огорчением пошел домой: ему было стыдно и досадно, что он не в силах был одолеть страстотерпца Христова. Потом он заболел горячкой, слег в постель и в ту же ночь умер, предав душу свою демонам, которым он служил с таким усердием.

Проповедь же о Христе все более и более распространялась, и ежедневно множество мужей и жен присоединялось к Христовой вере, благодаря учению и чудесам святого Прокопия. Когда он находился в темнице, к нему многие приносили больных, и он исцелял их благодатью Христовой и отгонял нечистых духов от людей, а через это язычники обращались к истинной христианской вере.

После смерти правителя Иуста, в Палестину прибыл другой правитель, по имени Флавиан, еще более свирепый, чем первый. Прибыв в Кесарию Палестинскую и узнав о мученике Прокопии, от тотчас потребовал его к себе на суд и допрашивал о его имени, роде и вере. Св. Прокопий раскрыл перед ним ложность языческих богов, воплощенных людьми в идолах, и привел свидетельства о Христе Боге из греческих книг, но правитель сидел как глухой аспид, не желая слушать и уразумевать правды. Наконец он потребовал от святого отречься от христианства и веровать по-старому, как повелел император, обещая в противном случае подвергнуть его лютым мучениям.

Святой еще раз высказал о своей готовности принести самого себя в жертву истинному Богу и презрел идолов. Тогда правитель повелел некоему Архелаю ударить мученика по шее мечом, а святой тотчас преклонил шею свою под меч, будучи готов умереть за Господа своего. Когда же Архелай поднял меч обеими руками вверх, то внезапно ослабел и, упав на землю, испустил дух.

Правитель, видя это, пришел в ужас и повелел отвести мученика в железных цепях в темницу. На шестой день правитель снова вывел мученика на суд и повелел его бить бычьими жилами, терзать его ему тело раскаленными железными гвоздями, подпаливать раны его и натирать их уксусом с солью. Потом был принесен медный жертвенник с горячими углями. Святому положили в правую руку фимиам и простерли ее над горячими угольями, думая, что он от боли повернет руку и тогда ладан упадет в огонь. В таком случае можно было бы сказать, что он принес богам жертву, бросив в огонь курение. В таком положении руку святого держали около двух часов, он же, углубившись мыслью в Боге, не обращал внимания на горевшую руку и жертвенник с огнем стоял напрасно. Зрители дивились этому и славили Христа, а правитель и его владыка, дьявол, чувствовали себя посрамленными.

После этого мучитель повелел связать руки у мученика и повесить его, а к ногам привязать два тяжелых камня. И в таком положении святой висел долгое время: от тяжести камней выходили из своих мест суставы его тела. Затем мучитель повелел снять мученика с пытки, освободить его от камней и бросить его в огненную печь, в самое сильное пламя. Святой же, входя в печь, оградил себя крестным знамением и сотворил молитву Богу. Тотчас же из печи вышло пламя, которое попалило всех находившихся рядом нечестивцев, а святой оставался невредим: для него огонь изменился в прохладу.

Это удивительное чудо крайне поразило всех, и правитель, испугавшись, убежал в претор. Некоторые из граждан стали кричать правителю, чтобы он поскорее умертвил этого волшебника, пока весь город не увлечен его волшебством.

И издал правитель тогда окончательный смертный приговор, которым повелевалось мечом отсечь голову святому. Когда его вывели на место казни, святой испросил себе время для молитвы и, став лицом к востоку, помолился о городе, о людях, чтобы все они были охраняемы Божественным Промыслом, а также о том, чтобы языческое нечестие как можно скорее было заменено христианским благочестием. Когда он оканчивал молитву, услышан был с неба голос, который обещал исполнить просимое, а самого мученика призывал к наследованию Царства Небесного. Тогда св. мученик Прокопий с радостью преклонил под меч честную главу свою и был усечен мечом, положив за Господа своего жизнь. Некоторые же из христиан, ночью, взяли его честное тело и, обвив его чистым полотном и умастив ароматами, с честью похоронили.

Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый Прав. Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (1303). Св. Прокопий был немец из города Любека. С немецкими купцами он приехал в Новгород и принял Православие в Хутынском монастыре. Оттуда он переселился в Великий Устюг и начал юродствовать. Целыми днями он бродил по городу, а по ночам молился. Его друзьями были архимандрит Киприан, настоятель Архангельского монастыря (память его 29 сент.), и правитель города Иоанн с супругой своей Марией. Этот Иоанн был татарин и раньше был баскаком, то есть собирателем податей. Однажды народ, раздраженный против татар, чуть не убил его. Спасла его девица Мария. Иоанн крестился и женился на ней. Это была истинная христианская супружеская чета, и весь город чтил их за добродетели, и их могила почиталась до наших дней. Св. Прокопий часто посещал их, но всегда отказывался переночевать. Раз блаженный поклонился трехлетней девочке и сказал ей: «Се мать великого святого!» Она была будущей матерью святителя Стефана Пермского, просветителя зырян (память его 26 апр.). Незадолго до кончины св. Прокопий стал проповедовать покаяние. Но слушавшие Прокопия горожане уверяли, что юродивый окончательно лишился рассудка. Вскоре зловещие черные тучи сгустились над городом. Народ в ужасе столпился в соборе. Блаженный Прокопий стоял в напряженной молитве перед особо чтимой им иконой Благовещения Пресвятой Богородицы (впоследствии она находилась под именем Устюжской в московском Успенском соборе). Слезы текли по его лицу. И вдруг, как бы в ответ на молитву его, от святой иконы истекло миро. Все присутствующие почувствовали облегчение. В это время страшная туча медленно прошла над городом и в 20 верстах от него, в пустынном месте, разразилась обильным каменным градом. Город же остался невредимым. Св. Прокопий скончался 8 июля у врат Архангельского монастыря. В этот день выпал обильный снег. На могилу его положили камень, на котором он любил сидеть на берегу Сухоны, молясь за проходящие мимо лодки и суда. Почитание его началось вскоре, а в XV в. один пришелец поставил над могилой его часовню, которая в 1471 г., в благодарность за прекращение повальной болезни, была заменена каменной церковью. С тех пор начались, по молитвам св. Прокопия, многие чудеса. Были исцелены окольничий вел. князя – князь Владимир, Пантелеимон – слуга одного боярина, священник Доримедонт и другие лица. Были и явления св. угодника Божия.

Память его празднуется также 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных св. Макарием в 1547 и 1549 гг.

 

Сщмчч. Александр (Попов) и Феодор (Располов) пресвитеры (1918): Новомуч.

 

Мчч. Феодосия, матерь вмч. Прокопия, 12 жен синклитик, Антиох и Никострат (303). [О них подробно сказано выше в описании жития и страданий вмч. Прокопия.]

Прп. Феофил Мироточивый, Афонский (1548).

Прокопий Устьянский Прав. Прокопий Устьянский (Усьянский) (XVII). Мощи святого явились на берегу реки Усьи (Вологодской губ.) около 1600 г., в гробу из ивовых лоз. Тотчас же от мощей стали подаваться исцеления. Вскоре после чудесного обретения мощей святой явился земледельцу Савелию Онтропову и велел сделать себе новый гроб. На вопрос Савелия: «Кто ты?» – он назвал себя Прокопием. Был местно прославлен в 1739 г. (см. о нем также ниже).

Прмч. Анастасий Константинопольский (1743). Обезглавлен турками.

Перенесение мощей прп. Димитрия Бассарабовского (1779). Из Болгарии. Память его празднуется 26 октября. Скончался в 1685 г. Мощи его в Бухаресте.

Мчч. Авд и Савва.

 

Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Устюжская икона Благовещения Пресвятой Богородицы написана новгородским иконописцем в 1-й половине XII в. Празднество ей 8 (21) июля установлено в воспоминание «знамения, явившегося в Устюге от иконы Благовещения Пресвятой Богородицы в 1290 г.». Святой Прокопий, Христа ради юродивый (память его 8 июля, см. выше), подвизавшийся в Великом Устюге объявил однажды своим согражданам, что Бог за их грехи хочет погубить город. Но на призывы святого к покаянию люди отвечали насмешками. Дни и ночи Прокопий оставался на церковной паперти, безутешно рыдая и непрестанно молясь за всех. Через неделю наступил предсказанный им гибельный день: над самым городом на небе показалось черное облако, со всех сторон стали появляться грозовые тучи и с беспрерывными молниями и страшными ударами грома, сгустилась необычайная тьма, земля заколебалась. Увидев грозящую гибель, народ вспомнил о проповеди юродивого, и все бросились в храмы. В соборной церкви Богоматери св. Прокопий не переставал проливать слезы, умоляя Заступницу рода христианского, да ходатайствует Она пред Сыном Своим за людей согрешивших. И все люди с покаянным плачем просили помощи Владычицы, чтобы отвратился от них гнев Божий. И тогда от иконы Благовещения всенародно явлено было знамение: из очей Царицы Небесной истекло благоухающее миро, так что наполнили им церковные сосуды. И Господь, по заступлению Пречистой Своей Матери, избавил жителей от гибели. Страшные тучи пронеслись мимо города, и на пустынном месте пролился из них дождь из раскаленных камней, так что лес был поломан и сожжен.

Устюжский образ Благовещения Пресвятой Богородицы, вероятно, во время правления Иоанна Грозного, около 1567 г., был перенесен в московский Успенский собор. В Устюге же в 1747 г. поставлена новонаписанная копия. В 1812 г. французы, занявшие Москву, лишили Устюжский образ богатого оклада, но устюжане, благоговеющие перед чудотворной иконой, в 1817 г. заменили его новым. В настоящее время образ находится в Государственной Третьяковской галерее.

Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754); Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812).

Чудотворная Казанская  икона Божией Матери – главная святыня Санкт-Петербурга. Этим образом святитель Митрофан Воронежский (память его 23 нояб.) благословил Петра I при основании северной столицы, сказав пророческие слова: икона станет «покровом города и всего народа твоего».

В 1811 г. он был поставлен в построенном специально для него Казанском соборе. Ко дню освящения храма чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен окладом из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. В 1812 г. М.И. Кутузов молился перед образом о победе над французами; после окончания войны полководец поднес этой иконе серебро, захваченное у французов.

В 1932 г., после закрытия Казанского собора и размещения в его стенах атеистического музея, икону передали в Спасо-Успенский собор, затем – в Андреевский, а после его закрытия – в Смоленский храм на Смоленском кладбище, захваченный тогда обновлецами. Когда наступило время закрытия и Смоленского храма, случилось чудо – в августе 1940 г., когда все храмовые иконы были приговорены к уничтожению, чудотворную Казанскую икону Божией Матери передали в Кафедральный Князь-Владимирский собор. Историки отмечают, что перенесение Казанской иконы после стольких лет «обновленческого плена» в собор Ленинградской митрополии остается беспрецедентным случаем для того времени. Все 900 дней блокады Князь-Владимирский собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божией Матери составлял одну из главных духовных твердынь осажденного города. Несмотря на блокаду, голод, отсутствие транспорта, богослужения в храме не прерывались ни на один день. После возвращения Церкви Казанского собора в июне 2001 г. чудотворная икона вернулась в него.

Тобольская-Казанская, чудотворная икона Пресвятой Богородицы – один из списков Казанской чудотворной иконы. Она явилась в городе Тобольске в 1661 году при следующих обстоятельствах: дьяк Тобольского Знаменского монастыря Иоанникий поведал о бывших ему во сне трехкратных явлениях святителя, которого он принял за митрополита Филиппа, повелевавшего ему от имени Богородицы взять Казанскую икону, в небрежении стоявшую в чулане церкви Трех Святителей, и поставить в новом храме, который следует воздвигнуть в три дня, а на четвертый – освятить. «Тогда, – сказал явившийся святитель, – в городе прекратятся проливные дожди и исчезнут вредные насекомые». Иоанникий побоялся сразу открыть настоятелю об этих видениях. На утрени, при чтении сказания о явлении Божией Матери в Казани, он упал в глубокий обморок. Придя в себя, дьяк всё рассказал своему духовнику, а тот – настоятелю. Повеление Пречистой Девы было исполнено. Постоянные дожди в той местности сразу прекратились, и вредные насекомые исчезли. От иконы Богородицы с той поры начали совершаться чудесные исцеления. [350 лет прославления Тоболькой-Казанской иконы Божией Матери. Преукрашенная Божественною славою. /Русский Дом, 2011, №7, с. 15.]

Якобштадтская икона Божией Матери (XVII). Находилась в Святодуховской церкви г. Якобштадта, Курляндской губернии. Она принадлежит к числу древних икон и среди местных жителей почиталась чудотворной. Заступлением Богоматери Святодуховская церковь дважды оставалась целой во время сильных пожаров, бывших в 1879 и 1881 годах. Но в том же 1881 году во время ужасного взрыва внутри храма, произведенного рукой злоумышленников, разнесло часть церковной крыши. Храм после этого сгорел до основания. Однако икона Богоматери и образ св. Н… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz