Краткие жития святых, православные праздники и события

3/16 июля

 

Мч. Иакинфа Римского (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652). Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).

Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Прпп. Иоанна и Лонгина Яренгские (1561). Блаж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (108). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (458).

 

Мученик Иакинф Римский Мч. Иакинф Римский (108). Мч. Иакинф, уроженец Кесарии Каппадокийской жил в царствование императора Траяна (98-117), когда в Риме происходило жестокое гонение на христиан. Занимая должность царского постельника, 20-летний юноша всегда находился близ императора. Будучи по вере и по целомудренной жизни истинным христианином, Иакинф втайне служил Христу Богу, украшаясь чистотою, воздержанием, кротостью и всякими добрыми делами.

Однажды случился какой-то праздник в честь нечестивых идолов. По этому случаю, император Траян всенародно приносил им жертвы. Иакинф же не пошел с императором к идольским капищам и, удалившись в отдельную небольшую комнату, усердно молился здесь единому истинному Богу. Это заметил сверстник Иакинфа, тоже постельничий по имени Урвикий, и, подслушав его молитву Иисусу Христу, донес о том императору.

Император приказал привести к себе Иакинфа и, дав ему идоложертвенное мясо, приказал есть его. Оградив себя крестным знамением, Иакинф сказал императору, что ему, как христианину, неприлично вкушать оскверненное и что он желает, чтобы император также оставил поклонение идолам, бесовское празднество и свои скверные жертвы, познал истинного Бога и Ему единому служил.

Император разгневался и приказал своим слугам бить юношу по устам. Те, набросившись на мученика, били его по устам и ланитам, а потом топтали его ногами.

Затем император приказал перестать бить святого мученика и заставил своих слуг насильно вкладывать в его уста жертвенные яства. Но святой не поддавался им. Тогда император приказал сковать святого железными оковами, забить его ноги в колодки и заключить в темницу.

На следующий день утром император, продолжая отправлять вместе с народом тот же скверный праздник, приказал выставить на видном месте все орудия мучений и привести для допроса мученика Иакинфа. Он потребовал от св. мученика принесения жертвы богам. Но раб Христов ответил ему, что, как христианин, почитает Христа, покланяется Ему и приносит Ему живую жертву – самого себя; бесам же их он не станет приносить жертву, угрозы императора не боится.

Тогда император, преисполнившись гнева, прежде всего, приказал долго бить без пощады распростертого на земле святого юношу, а затем, повесив его на месте мучения, приказал терзать его плоть железными ногтями. Укрепляемый силою Христовой, святой мученик терпеливо переносил страдания. Народ, находившийся на зрелище, весьма этому изумлялся. Тогда император приказал снять его с позорного столба и, связав, снова отвести его в темницу, строго приказав сторожам не давать ему никакой другой, кроме идоложертвенной, пищи и питья. Святой мученик не хотел даже смотреть на эти гнусные яства, и в течение многих дней оставался без еды и питья.

Когда же наступил тридцать восьмой день пребывания мученика в темнице, один из сторожей вошел в темницу, неся с собою для предложения ему идоложертвенное. И вот он увидел в темнице несказанный свет и двух, стоящих близ святого, ангелов, из которых один покрывал пресветлой одеждой тело святого, а другой возлагал на его голову чудный венец. Увидев это, сторож весьма испугался и побежал доложить о виденном императору. Тот не поверил рассказанному и предположил, что все это какие-нибудь обольщения, совершаемые волшебством.

По прошествии двух дней Траян, воссев на публичном судилище, приказал привести узника для мучений. Но, войдя в темницу, слуги нашли юношу скончавшимся о Господе. Вокруг тела стояли пресветлые ангелы, в виде юношей, со свечами в руках. Темница переполнилась неизъяснимым светом и благоуханием. Объятые страхом слуги выбежали из темницы и сообщили о виденном императору.

Разгневанный император послал слуг вынести тело умершего. Те, войдя в темницу, ничего кроме мертвого тела не увидали. Тогда император приказал вынести за город честное тело мученика и бросить его на съедение зверям, псам и птицам. При этом приказал сторожам находиться неподалеку, чтобы тело святого не взяли тайно христиане.

Так тело святого мученика лежало в течение длительного времени, не испытывая никакого вреда, ибо его охранял ангел Божий.

Однажды ночью одному честному пресвитеру Тимофею, родственнику мученика, явился ангел и повелел взять его тело. Он, вместе с некоторыми верующими из его дома, отправился ночью в то пустынное место и беспрепятственно взял святое тело мученика, положил его во внутреннем покое своего дома, обвив плащаницей с ароматами. Затем пресвитер ежедневно возжигал при ковчеге с телом святого лампадку и кадил фимиамом.

Через несколько лет пресвитер Тимофей, приблизившись к своей кончине, вручил мощи святого мученика некой честной, святой по жизни и почтенной по возрасту вдове.

По истечении много времени, когда вдова та приблизилась к кончине, случилось кому-то из знатных мужей лишиться зрения. Больной в течение целого года не видел света и не мог получить никакой помощи от врачей. Святой мученик Иакинф, явившись ему во сне, обещал исцелить его, приказав при этом отослать на его родину, в Каппадокийский город Кесарию, его тело, которое положено в землю у той вдовы. Чтобы прозреть он должен помазать свои глаза елеем из лампады, горящей при ковчеге. Выполнив повеление святого мученика, муж тот прозрел очами телесными и духовными. Уверовав во Христа, он был просвещен святым крещением.

Святитель Филипп, митрополит Московский Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652). Память его празднуется 9 января (см. о нем там же).

В 1648 г. святитель Филипп был причислен к лику святых, а  в 1652 г. прибыло в Соловки посольство во главе с митрополитом Новгородским Никоном от имени царя Алексея Михайловича – испросить у святителя прощения в грехе его предшественника, царя Иоанна Грозного, и просить его вернуться в свой кафедральный град – Москву. Встретил святые мощи царь с сонмом духовенства и огромной толпой народа; и во время торжеств, которые продолжались от 9 до 17 июля, ни один день не проходил без исцелений.

 

Сщмч. Антоний (Быстров), архиеп. Архангельский (1931): Новомуч. Священномученик архиепископ Антоний (в миру Николай Михайлович Быстров) родился в 1858 г. в селе Нюба Сольвычегодского уезда Архангельской губернии в семье священнослужителя. В 1910 г. он был рукоположен во епископа Вельского и был викарием Вологодской епархии. С 1921 г. – епископ Архангельский и Холмогорский. В 1922 году он был арестован и сослан в Нарымский край, где пробыл до 1926 г. По возвращении из ссылки был рукоположен во архиепископа Архангельского. 23 января 1931 г. владыка Антоний был арестован вместе с группой священнослужителей и мирян. В июле он тяжело заболел и скончался в тюремной больнице 16 июля 1931 г.

 Обретение мощей сщмч. Сильвестра (Ольшевского), архиеп. Омского (2005): Новомуч. Память ему отмечается в день его мученической кончины 13/26 февраля.

 

Мчч. Диомид, Евлампий, Асклипиодот и мц. Голиндуха (108). Пострадали при императоре Траяне вместе со святым мучеником Иакинфом (см. выше).

Мчч. Мокий и Марк (IV). Эти святые мученики были схвачены и преданы епарху (правителю области) Максимиану, который уговаривал их сначала принести жертву идолам, а потом стал угрожать им смертью. Когда их вели к жертвеннику, то малое дитя шло перед ними и препятствовало им идти. За это язычники взяли его на плечи и стали бить подпругой.

Святые мученики отказались принести жертву идолам, оставшись твердыми в вере во Христа и исповедании ее, и им отсекли мечом головы.

Прп. Александр, обители «Неусыпающих» первоначальник (ок. 430). Память его празднуется также 23 февраля (см. о нем там же).

Анатолий Константинопольский Свт. Анатолий, патриарх Константинопольский (458). Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, родился в Александрии во второй половине IV столетия - в то время, когда многие представители знатных семейств Византии со всем пылом пробудившейся веры и во всеоружии греческой философской мудрости устремлялись на служение Христовой Церкви. Получив философское образование, святой Анатолий принял священный сан и был диаконом при святителе Кирилле Александрийском . Вместе со святым Кириллом Анатолий присутствовал на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе (431), на котором святые отцы осудили лжеучение Нестория.

Святой Анатолий оставался диаконом в Александрии и после кончины святителя Кирилла († 444), когда кафедру архиепископа Константинопольского занял Диоскор, который придерживался другой ереси, распространяемой Евтихием, утверждавшим, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую. Это лжеучение подрывало самую основу церковного учения о спасении и искуплении человечества. В 449 году Диоскор со своими сторонниками собрал в Ефесе "разбойничий" еретический собор, получивший, однако, поддержку императора. Поборник Православия, Патриарх Константинопольский, святой Флавиан, был низложен и лишен сана.

Избранный на Константинопольскую кафедру святой Анатолий ревностно принялся за восстановление чистоты Православия. Уже в 450 году на Поместном Соборе в Константинополе святитель Анатолий подверг осуждению ересь Евтихия и Диоскора. Почивший в изгнании Патриарх-исповедник Флавиан был причтен к лику святых и мощи его перенесены в столицу.

В следующем, 451 году, при деятельном участии патриарха Анатолия был созван IV Вселенский Собор в городе Халкидоне. Отцы Халкидонского Собора утвердили догмат о почитании Господа Иисуса Христа, "совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого".

Но ереси еще долго смущали церковный мир. В непрестанной борьбе с лжеучениями ревнитель истины Патриарх Анатолий скончался в 458 году.

Из канонических деяний Святителя выделяют 28 правило IV Вселенского Собора о равночестности Константинопольского патриаршего престола престолу Старого Рима, а также апологию этого правила в посланиях святому Льву, папе Римскому (440-461). В ведение Патриарха Константинопольского, согласно 28 правилу, были переданы Церкви Малой Азии, Греции и Черноморья, а также все новые Церкви, которые возникнут у народов этих областей. Тем самым и наша Русская Церковь была промыслительно включена в священное число Православных Церквей.

Святитель Анатолий внес также большой вклад в литургическую сокровищницу Православной Церкви. Его молитвенному вдохновению и Богословской глубине принадлежат стихиры на воскресные дни, на некоторые Господские праздники (Рождество Христово, Богоявление) и дни мучеников (святому Пантелеимону Целителю, святому Георгию Победоносцу, святому Димитрию Солунскому). В Богослужебных книгах они кратко обозначаются: "Анатолиевы".

Прп. Георгий отшельник, Грузинский (X).

Прпп. Анатолий (XII) и другой Анатолий затворник (XIII), Печерские. Прп. Анатолий (†XII) почивает нетленным в Антониевой пещере. Память его празднуется также 31 октября вместе с прпп. Спиридоном и Никодимом Печерскими, 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Память прп. Анатолия (†XIII) молитвенника и чудотворца празднуется также 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Святитель Василий, епископ Рязанский Свт. Василий, еп. Рязанский (1295). Он был сначала епископом Муромским и много помогал пострадавшим от татарского нашествия, но по клевете был изгнан. Тогда в присутствии огромной толпы он подошел к берегу Оки, распростер на воде мантию, осенил себя крестным знамением, стал на мантию и поплыл по воде, опираясь на посох. В другой руке он держал Муромскую икону Благовещения Божией Матери, ту самую, с помощью которой св. князь Константин (память его 21 мая) обратил муромцев в христианство. Толпа опомнилась, но было поздно. Святитель приплыл в Рязань и стал здесь епископом. Пастырское служение святителя продолжалось 10 лет до его кончины.

Скончался он 3 июля 1295 г. В 1609 г. святые мощи его были обретены и перенесены в рязанский Рождественский собор, где была икона, изображающая шествие его по воде, и Муромская чудотворная икона, принесенная им с собой.

Память его празднуется также 12 апреля в праздник Муромской иконы Божией Матери, 10 июня в день обретения мощей и вместе с Собором Рязанских святых, 21 мая вместе с Собором Муромских чудотворцев.

Благоверные князья Василий и Константин Ярославские Блгвв. кнн. Василий и Константин Ярославские (XIII). Они были сыновьями ярославского князя Всеволода Константиновича, убитого в битве на реке Сити вместе с дядей своим вел. князем Владимирским Георгием Всеволодовичем (память его 4 февр.). По смерти отца ярославский престол занял старший его сын Василий. Он много потрудился, облегчая участь своих подданных, разоренных татарами, не раз ездил для этого в Орду и сооружал новые храмы. Ни разу он не принял участие в междоусобиях князей. Ему пришлось перенести тяжелое горе – смерть единственного сына. А дочь его, княжна Мария, вышла в последствии замуж за св. князя Феодора (память его 19 сент.). В 1249 г. князь Василий приехал во Владимир для свидания с вел. князем Александром Невским (память его 23 нояб.) и там скончался в том же году и был им погребен. Наследовал князю Василию его брат Константин, во всем подобный ему. В 1257 г. он был убит при защите Ярославля от напавших на него татар. В 1501 г. оба брата были причислены к лику святых. Святые мощи их почивали в Ярославле в городском соборе.

Память их празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Свт. Василий Калика, архиеп. Новгородский (1352). Преемник святителя Моисея Новгородского (память его 25 янв.), один из наиболее замечательных новгородских архипастырей; был в миру священником и назывался Григорий Колека [Русские святые /Жития собрала монахиня Таисия/]. Он окружил город стенами, восстановил церкви после пожара и сам писал для них иконы.

Память его празднуется также вместе с Собором святителей Новгородских 10 февраля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские Прпп. Иоанн и Лонгин Яренгские (1561). Прпп. Иоанн и Лонгин, трудники Соловецкого монастыря, утонули во время бури в Белом море, при устье Северной Двины, когда они везли в монастырь съестные припасы. Тела их были выброшены волнами, их погребли в соседней церкви. В 1624 г. после того как чудеса и исцеления от их мощей были проверены и доказаны, их причислили к лику святых.

Память их празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Блаж. Иоанн, Христа ради юродивый, Московский (1589). Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради юродивый, родился в Вологде. Жил он в Москве, на улице, без крыши, полуодетый зимой и летом. Он носил длинные волосы до плеч и тяжелые вериги (цепи) с медными крестами, а на пальцах – медные кольца. Посты его были суровы и молитва непрестанна. Он был в дружбе с разными подвижниками, как, например, с прп. Иринархом Ростовским (память его 13 янв.), которому он указал на духовный путь, и с прп. Ферапонтом Монзенским (память его 12 дек.), который до поступления своего в монастырь подвизался некоторое время в Москве. Часто он бывал у царя Руси – Бориса Годунова – и всегда говорил ему горькие истины. И Годунов всегда выслушивал их молча.

Однажды блаженный Иоанн пришел в Калугу. В течение целого дня он бегал по улицам и кричал: «Железные ворота, железные ворота!» Горожане поняли, что это предупреждение, и снесли все свое имущество в амбары с железными воротами. На другой день вспыхнул пожар. Весь город сгорел, но никто разорен не был.

Скончался блаженный Иоанн в Москве. Накануне он снял с себя вериги. Погребли его в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, называемом храмом Василия Блаженного.

Память его празднуется также 12 июня в день обретения мощей и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Никодим Кожеозерский Прп. Никодим Кожеезерский (1640). Прп. Никодим, в миру Никита, родился в крестьянской семье в Ростове. После смерти родителей он переселился в Ярославль. Он занимался изготовлением гвоздей и вел скромную, богомольную и трудолюбивую жизнь. При архимандрите Пафнутии (см. житие прп. Ферапонта – 12 дек.) он поступил в московский Чудов монастырь, принял там постриг и провел 11 лет в строгих подвигах. Когда же настоятель Чудова монастыря стал митрополитом Крутицким, он последовал за ним на Крутицы, но через год удалился  в Кожеезерский монастырь в Архангельском краю, на Кожозере. Поселился он в уединении, на берегу реки Хозьюги. Здесь он занимался рыболовством и обрабатывал небольшой огород.

В Москве хранили о нем благоговейную память. Сам Патриарх прислал ему шубу, но он отдал ее в монастырь. Перед кончиной он пришел в монастырь и скончался в 1640 г. В 1695 г. его причислили к лику святых. Житие святого написал его ученик иеромонах Иаков.

Память его празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Блаженные Фома, Иродион, Михаил, Иоанн и Василий, Христа ради юродивые, Сольвычегодские (XVII).

Мч. Герасим Константинопольский (1812).

Мч. Еразм.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz