Краткие жития святых, православные праздники и события

20 июля /2 августа

 

Пророка Илии (IX в. до Р.Х.). Сщмчч. Константина и Николая пресвитеров (1918); сщмчч. Александра, Георгия, Иоанна, Сергия и Феодора пресвитеров, прмчч. Тихона, Георгия, Космы и мчч. Евфимия и Петра (1930); сщмч. Алексия пресвитера (1938).

Прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). 

Чухломской, или Галичской (1350), и Абалацкой («Знамение») (1637) икон Божией Матери.

 

Пророк Илия Пророк Илия (IX в. до Р.Х.). Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета – родился в Фесвии Галаадской за 900 лет до Р.Х.

Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве.

Когда народ израильский отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. Видя грядущую гибель своего народа, Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, а когда царь не послушал его, пророк объявил, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. Так потом и случилось.

За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице.

Русская церковь свято чтит его. Первый храм, построенный в Киеве при князе Игоре, был во имя пророка Илии.

 

Сщмчч. Константин (Словцов) и Николай (Удинцев) пресвитеры (1918): Новомуч.

Сщмчч. Александр (Архангельский), Георгий (Никитин), Иоанн (Стеблин-Каменский), Сергий (Гортинский) и Феодор (Яковлев) пресвитеры, прмчч. Тихон (Кречков), Георгий (Пожаров), Косма (Вязников) и мчч. Евфимий (Гребенщиков) и Петр (Вязников) (1930): Новомуч.

 Сщмч. Иоанн родился 26 октября 1887 г. в Санкт-Петербурге. Отец его, Георгий Георгиевич Стеблин-Каменский, был директором канцелярии морского министерства, а в последние годы перед революцией – сенатором по департаментам судебному и геральдики Правительствующего Сената. Кроме того, он был председателем Российского общества морского права. Дед Ивана, Георгий Павлович Стеблин-Каменский, в последние годы своей жизни был Виленским губернатором в чине тайного советника. В это время он приобрел имение Биюцишки в Виленском уезде, где прошло детство Ивана. Здесь в имении была погребена его мать, Ольга Александровна, дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандра, умершая 17 августа 1902 г.

Первоначальное воспитание Иван получил дома. Ольга Александровна оказала огромное влияние на него и двух его сестер, Ольгу и Елизавету (умерли в 1981 году в городе Кашине Тверской обл.).

После смерти матери Иван окончил четыре класса гимназии и, в соответствии с семейной традицией, выбрал службу на флоте, поступив в морской кадетский корпус, который окончил в 1908 г. со званием корабельного гардемарина. При окончании Морского кадетского корпуса Иван Георгиевич был награжден премией имени адмирала Нахимова. В 1908 г. он получил назначение на крейсер «Богатырь» и в 1908-1909 гг. находился в заграничном плавании. В 1909 г. он был произведен в мичмана, переведен в 1-й Балтийский флотский экипаж и назначен в дивизион испытывающихся миноносцев. В 1909-1910 гг. Иван Георгиевич исполнял должность ротного командира на крейсере «Адмирал Макаров». В 1911 г. он был награжден итальянской серебряной медалью за оказание помощи пострадавшим во время бывшего в 1908 г. землетрясения в Сицилии и Калабрии. В 1912 г. Иван Георгиевич был произведен в лейтенанты. В 1914 и в 1915 гг. он был награжден орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. В июне 1917 г. Иван Георгиевич уволился со службы по состоянию здоровья.

Летом 1918 г. он стал работать в научной экспедиции, обследовавшей невские отмели. В 1919-1921 гг. Иван Георгиевич по мобилизации служил помощником директора маяков Балтийского флота и одновременно исполнял должность псаломщика в Свято-Троицком храме в Петрограде. В это время он бесповоротно решил стать священнослужителем, отдать всего себя и всю свою жизнь на служение Богу, стать воином Христовым. Благодатная поддержка, которую он ощутил, когда принял это решение, дала ясно почувствовать, что Господь его призывает и не оставит его в земных испытаниях.

Воспитанный в христианской семье, основой жизни которой было следование заповеданным Христом нравственным принципам, военный офицер, обученный послушанию флотскому уставу, он был чужд двусмысленности и лукавства. Готовясь к принятию сана священника, Иван Георгиевич готовился и к испытаниям. Не только утешительным, но и скорбным и горьким оказывался в то время путь священнослужителя, где его ждали зачастую узы тюремные. Отец Иоанн вспоминал впоследствии о своем заключении как о времени, когда наиболее ясно ощущалось присутствие Божие. Иван Георгиевич был в 1920 г. рукоположен в сан диакона.

В 1921 г. отец Иоанн был впервые арестован ЧК, но после непродолжительного заключения освобожден. Летом 1923 г. он был рукоположен в сан священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице; вскоре он был назначен настоятелем этого храма и возведен в сан протоиерея. Новое служение целиком захватило его. Пастве он отдавал все свое время и силы.

2 февраля 1924 г. власти арестовали священника. В это время началось массовое возвращение храмов из обновленчества в патриаршую Церковь. Активизировалась жизнь приходов, и организовывались братства. Чтобы положить этому конец, ОГПУ стало все сильнее вмешиваться в церковную жизнь, в Петрограде было арестовано около сорока человек духовенства и мирян. Отца Иоанна обвинили в том, что он объединил вокруг себя православных, и они стали собираться не только в храме, но и в квартирах, где читались акафисты, Священное Писание и священник объяснял одну или две главы из апостольских посланий. Вызванный на допрос, отец Иоанн сказал, что служил в квартирах некоторых своих прихожан молебны, после которых гости пили чай, а, ожидая пока подадут, вели беседы на религиозные темы. Этого для властей оказалось достаточно: 26 сентября 1924 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Иоанна к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Всего к заключению в концлагерь было приговорено тридцать пять человек – духовенства и мирян.

В Соловецком концлагере отец Иоанн держался независимо, всегда ходил в священнической одежде и посещал церковные службы, доколе это позволялось; они были большим утешением в суровых условиях лагерной жизни.

К концу срока заключения становилось все очевиднее, что власти не разрешат отцу Иоанну жить в Петрограде и духовным его детям придется смириться с продолжением разлуки. Так и случилось: его отправили в административную ссылку в город Воронеж, куда он прибыл в ноябре 1927 г. Здесь он получил место священника в Алексеевской церкви бывшего Девичьего монастыря, а через некоторое время был назначен ее настоятелем и одним из благочинных епархии. Благодаря его усилиям и активной поддержке, воронежскими прихожанами постоянно собирались и пересылались средства в Соловецкий концлагерь Воронежскому архиепископу Петру (Звереву) (сщмч., память его 25 янв.) и другим находящимся в заключении православным.

В 1928 г. безбожные власти стали организовывать очередное гонение на Церковь, в результате которого должны были быть окончательно закрыты все монастыри и многие приходские храмы. Повсюду по инициативе властей устраивались собрания рабочих, требующих закрытия церквей, усилилась пропаганда против веры и Церкви.

4 марта 1929 г. помощник начальника милиции отправил в ОГПУ сообщение: «По имеющимся непроверенным сведениям в доме №4 по Введенской улице проживающий там священник Иван, ставленник архиерея Зверева, ведет ожесточенную агитацию против советской власти, и вообще в этом доме замечается какая-то группировка…».

В пять часов утра 1 мая 1929 г., когда безбожники пришли ломать крест на куполе храма, скончалась игумения Девичьего монастыря. Это совпадение поругания храма со смертью игумении настолько поразило верующих, что об этом долго говорили в городе. Впоследствии власти обвинили отца Иоанна в том, будто он утверждал, что ее смерть явилась результатом гонений на Церковь.

19 мая 1929 г. отец Иоанн был арестован и 21 мая допрошен. На вопросы следователя священник отвечал с большим достоинством, стараясь ни в чем не уронить свой сан. В письменном ответе на поставленные вопросы он высказался о своей лояльности по отношению к советской власти, не сочувствии мероприятиям, направленным против религии, о том, что считает торжество материализма временным явлением, о духовном содержании своих проповедей, не касающихся гражданской власти и пр. 29 мая власти снова допросили отца Иоанна. Услышав, в чем его обвиняют, священник ответил, что не признает себя виновным ни в малейшей степени.

4 июля 1929 г. следователи составили обвинительное заключение, в котором говорилось, что священник занимался деятельностью, подрывающей авторитет и мощь советской власти.

16 августа 1929 г. постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ отец Иоанн был приговорен к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года.

На этот раз пребывание отца Иоанна в Соловецком концлагере было недолгим. Начальник 6-го отделения СО ОГПУ Тучков в 1930 г. развернул энергичную деятельность, направленную на уничтожение священнослужителей. 23 апреля 1930 г. в Соловецкий концлагерь поступило распоряжение об аресте и отправке в Воронежское ОГПУ священников Николая Дулова и Иоанна Стеблин-Каменского. В начале мая отец Иоанн был доставлен в Воронежскую тюрьму.

Первый допрос был 15 мая. Так как священник Николай Дулов согласился давать показания, нужные следствию, то следователю оставалось всего лишь доказать наличие близкого знакомства между священниками. Но отец Иоанн отвечал, что никаких совещаний священников с участием Дулова при нем не устраивалось.

20 мая священнику Иоанну Стеблин-Каменскому было предъявлено обвинение, в котором он обвинялся в том, что «распространял церковно-монархические листовки и брошюры, распространял и разного рода антисоветские провокационные слухи и вел агитацию против всех мероприятий советской власти в области коллективизации, индустриализации СССР…».

На это отец Иоанн написал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя категорически не признаю…».

Вместе с отцом Иоанном был арестован архимандрит Тихон. Преподобномученик Тихон (в миру Тимофей Ульянович Кречков) родился в 1862 г. в селе Плотава Репьевского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. В свое время он поступил послушником в Алексеевский монастырь в Воронеже, здесь был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. Был назначен казначеем монастыря, и все силы отдавал его благоукрашению, на многих иконах долгое время сохранялись надписи: сооружена иждивением иеромонаха Тихона. В 1924 г. иеромонах Тихон был возведен в сан игумена, а через три года – архимандрита.

В 1930 г. в результате проведенных под руководством Тучкова арестов было заключено в тюрьму и расстреляно множество священнослужителей по всей России. Архимандрит Тихон был арестован вместе с братией Алексеевского монастыря. Следователь на допросах интересовался – куда ездил архимандрит Тихон и не вел ли он во время поездок антисоветских бесед. Он отвечал, что поездки его были связаны с делами монастыря, антисоветских разговоров ни с кем не вел.

В начале 1930 г. архимандрит Тихон был снова вызван на допрос. На вопрос следователя он ответил, что виновным себя в предъявленном обвинении не признает.

С ними был арестован протоиерей Александр Архангельский. Священномученик Александр родился 1 февраля 1874 г. в селе Сошка Липецкого уезда в семье псаломщика Николая Никаноровича Архангельского. В 1896 г. он окончил Тамбовскую Духовную семинарию и поступил в храм псаломщиком. Тогда же он познакомился с дочерью протоиерея Капитона Алексеева Екатериной, которая и стала его женой.

В 1904 г. Александр Николаевич был рукоположен в сан диакона ко храму села Сторожевые Выселки Воронежской епархии, а через два года – в сан священника. Семья у отца Александра к этому времени была большая – семь человек детей. Отец Александр взял на свое полное обеспечение еще двоих детей – сирот. Семья священника была дружной, дети беззаветно любили отца и мать и были очень послушны.

Отец Александр целыми днями пребывал в храме, или ходил с требами по домам прихожан. На все большие праздники в храм съезжалось множество богомольцев из окрестных деревень, многие из них оставались ночевать у священника в доме. Отец Александр никогда не проходил мимо чужой беды. Однажды он успел вынести девочку из горящего дома.

Отец Александр был человеком аполитичным. Получив в 1917 г. текст отречения от престола Императора Николая II, он прочел его в храме без каких-либо объяснений. Пришли к власти большевики и потребовали отдать свой дом под школу. Отец Александр безропотно согласился. Большевики потребовали отдать представителям культпросвещения книги и журналы – он отдал их; потребовали отдать домашнюю мебель – он отдал и ее.

В 1918 г. власти попытались арестовать священника с тем, чтобы непременно убить его. Но он в этот раз успел скрыться в соседней деревне Мансуровке, затем пешком ушел в город Усмань, а оттуда уехал в Воронеж, где получил назначение в храм в селе Липовка. Здесь он прослужил два с половиной года. После этого он служил в храме села Мечешка, а затем, до самого своего ареста, – в Успенской церкви в селе Бутурлиновка Воронежской епархии. Здесь отец Александр был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.

В 1929 г. усилились гонения на Русскую Православную Церковь. 8 апреля 1930 г. отец Александр был арестован. На допросах он не признал себя виновным.

Тогда же был арестован священник Сергий Гортинский. Сщмч. Сергий родился 10 марта 1889 г. в городе Рязани в семье священника Дмитрия Гортинского. Окончил шестилетнее училище в городе Александрове Эриванской губернии.

В 1916 г. Сергей Дмитриевич был рукоположен в сан диакона ко храму села Богоявленского Мосальского уезда Калужской губернии, через год он был определен диаконом ко храму села Мальково той же губернии. В 1920 г. он был рукоположен в сан священника и некоторое время служил в храме села Тылка Черниговской губернии. Через пять лет перешел служить в храм села Козинка Ставропольской губернии. К этому времени уже широко действовал закон об отделении Церкви от государства, и многие крестьяне, оформляя свои браки в государственных учреждениях, жили невенчанными, без церковного благословения. Отец Сергий убеждал таковых повенчаться, а упорствующих предупредил, что живущих в браке невенчанными не будет допускать до причастия. Власти сочли такую его деятельность антигосударственной, нарушающей закон об отделении Церкви от государства. Отец Сергий был арестован и сослан в город Воронеж. Здесь в 1928 г. он снова был арестован и обвинен в том, что является идейным руководителем епархии. Обвинение доказано не было, и священника освободили.

В 1930 г. отец Сергий был арестован вместе с духовенством и монахами Алексеевского монастыря. Его обвиняли в том, что он вел антисоветскую агитацию как лично, так и через других, главным образом, через архимандрита Тихона (Кречкова), «которому давал специальные указания антисоветского направления».

На допросах он отвечал скупо, стараясь никого не называть.

Отец Сергий был тяжело болен туберкулезом и с трудом переносил заключение; когда ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, он написал: «Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь…»

С ним же был арестован священник Феодор Яковлев. Сщмч. Феодор родился в 1897 году в семье крестьянина Санкт-Петербургской губернии Михаила Яковлева. После октябрьского переворота был мобилизован в Красную армию, затем служил в милиции в губернском продовольственном комитете. В разгар гонений на Церковь он был рукоположен в сан священника, служил в храме Алексеевского монастыря и вместе с духовенством монастыря был арестован в начале 1930 г.

На допросе 2 марта на вопрос следователя о контрреволюционной деятельности отец Феодор ответил, что виновным себя в этом не признает.

Вместе с ним были арестованы иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священник Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников. Виновными в предъявленном обвинении они себя не признали. 14 июля 1930 г. им было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено в Коллегию ОГПУ. 28 июля Коллегия рассмотрела «дело» и приговорила обвиняемых к расстрелу.

Прошли праздники прп. Серафима Саровского и пророка Илии. Вечером 2 августа обвиняемым объявили приговор. Затем их погрузили в машину, чтобы везти в окрестности Воронежа и учинить расправу. В десять часов вечера того же дня архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин-Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников были расстреляны.

Сщмч. Алексий (Знаменский) пресвитер (1938): Новомуч.

 

Прав. Аарон первосвященник (XVI до Р.Х.). Праотец, брат пророка Моисея Боговидца. Когда Господь повелел Моисею вести Израиль из египетского плена в землю обетованную, то сказал Моисей Господу: «о, Господи! Человек я не речистый…», и просил послать кого-нибудь другого, чтобы говорить с народом Израильским. Тогда возгорелся гнев Господень на Моисея и Он сказал: «Разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет на встречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем. Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя народу. Итак, он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. IV, 10, 13-16).

По повелению Бога прав. Аарон и его сыновья Елеазар (память его 2 сент.), Надав, Авиуд и Ифамар были назначены священниками «из среды сынов Израилевых» (Исх. XXVIII, XXIX). После сооружения скинии Моисей поставил Израильтянам священников и левитов, избрав для служения  Богу, по Его повелению, все колено Левино и отдав его в распоряжение Аарона и сыновей его (Числ. III, 5-13; VIII, 5-22; I, 50-53). Жезл Аарона процветший прор. Моисей положил внутри устроенной им скинии на кивот вместе с золотой стамной (кувшином) с манной и скрижалями завета.

О происхождении процветшего жезла Аронова повествуется в книге Числ. Однажды против Моисея и Аарона открылось опасное возмущение. Один из возмутителей, Корей, завидуя Аарону, сам домогался верховного священства и вместе со своими сообщниками стал говорить, что все общество свято, и напрасно Моисей и Аарон ставят себя выше всех. Бог наказал виновных в возмущении народа: их поглотила рассевшаяся земля. Но для предотвращения споров о том, кому должно принадлежать право священства, Бог повелел взять у каждого из двенадцати начальников колен Израильских по жезлу и положить их в Скинии, обещая, что у избранного Им жезл расцветет. На другой день Моисей нашел, что жезл Аронов дал цветы и принес миндальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Аронов перед ковчегом завета на сохранение, в свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании во священство Аарона и потомков его.

Прав. Аарон умер за год до кончины Моисея.

Авраамий Городецкий Прп. Авраамий (Авраамий) Галичский, Чухломский (1375). Прп. Авраамий поступил в юности в Радонежскую обитель под руководством прп. Сергия и принял от него постриг. Отличительным его качеством было смирение. Став иеромонахом, с благословения прп. Сергия он удалился в Костромскую страну и там, в окрестностях городов Галича и Чухломы, основал несколько обителей. Они имели самое доброе влияние на местные финские племена, которые хотя и были крещены, но отличались грубыми нравами и языческим суеверием. Однажды во время молитвы у подножия горы Авраамий услышал таинственный голос: «Авраамий, взойди на гору. Здесь стоит икона Матери Моей!» На вершине горы Авраамий увидел на дереве икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Он пал ниц. Голос повторился: «Авраамий, встань!» Он встал, и святая икона сама сошла к нему в руки. Авраамий остался жить на горе. Он поставил здесь келью. Сухой хлеб утолял голод его, и чистая вода источника прохлаждала жажду. Сначала он основал скит, а потом и монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская обитель вскоре процвела и стала многолюдною. Преподобный, ища прежнего уединения, удалился в пустынь. Спустя некоторое время ученики нашли своего любимого учителя. Часть из них преподобный оставил жить с собой и построил им храм в честь Положения пояса Богоматери. Вскоре здесь устроилась общежительная обитель, которая называлась Великою пустынью Авраамиевою.

Избегая многолюдства, Авраамий удалился еще глубже, на реку Вочу. Ученики нашли его и здесь и стали ставить вокруг его хижины и свои кельи. Таким образом, и третья обитель, в честь Собора Богоматери, была основана прп. Авраамием.

Третий раз скрылся от учеников своих пустыннолюбивый муж, и в третий раз ученики последовали за своим учителем. Здесь была им основана последняя, четвертая обитель в честь Покрова Божией Матери; Авраамий сам на своих старческих плечах носил землю для укрепления крутого берега и ревностно трудился вместе с учениками при устроении обители. Скоро в новой Покровской обители собралась многочисленная братия. День своей кончины он предузнал. Скончался он 20 июля 1375 г. Святые мощи его до наших дней почивали в Покровском монастыре, под спудом.

Память его празднуется также 6 июля вместе с собором Радонежских святых.

Афанасий Брестский Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Память его празднуется 5 сентября (см. о нем там же).

Прп. Кассиан, игумен обители прп. Саввы Освященного.

Прмчч. Тихон, Георгий и Косма.

 

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:

Чухломская (Галичская) икона Божией Матери Чухломская, или Галичская («Умиление») (1350). Об этой иконе см. 28 мая.

Абалацкая («Знамение») (1637). Абалацкая икона Божией Матери – самый почитаемый в Сибири образ – представляла собой список  иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами свт. Николая и прп. Марии Египетской. Название ее происходит от татарского селения Абалак (в 25 верстах от Тобольска), где она находилась в Абалацком мужском монастыре. Написана икона в 1637 г. протодиаконом кафедрального Тобольского собора Матфием при следующих обстоятельствах.

В Абалацком погосте близ Тобольска жила благочестивая вдова по имени Мария. 10 июля 1636 г. она во сне увидела в своей хижине образ «Знамение» Богородицы с изображениями по сторонам Николая Чудотворца и прп. Марии Египетской. От образа Марии услышала голос: «Мария! Объяви о видении твоем народу и скажи, чтобы построили на Абалацком погосте, по правую сторону ветхой Преображенской церкви, новый деревянный храм во имя «Знамения» Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами: по одну сторону – святителя Николая, а по другую – прп. Марии Египетской». Пробудившись, Мария не решилась рассказать о своем видении, боясь подвергнуться осмеянию. Но через некоторое время ей последовало новое видение. Когда она шла из своей хижины, ее озарил необыкновенный свет, и на нее нашло некое светлое облако. От испуга она лишилась чувств, но, очнувшись, она вновь увидела тот же образ «Знамение». На этот раз ей предстал, как был живой, святитель Николай Чудотворец в архиерейском облачении и сказал: «Мария! Иди и скажи абалацким жителям, чтобы построили церковь, притом чтобы и лес рубили своими руками и переплавили его и выносили на гору сами; а если не послушают сего, то узрят гнев Божий…» Но она продолжала медлить, и тогда в очередном видении свт. Николай пригрозил наказать ее недугом расслабления, если она не выполнит повеления. Наконец, она отправилась к епископу Нектарию и поведала ему при всем соборе о видениях. Когда Марии показали никогда не виденный ею прежде образ «Знамение» Богородицы, она сразу же узнала в нем явившуюся к ней Богоматерь и объявила всем, что именно этот образ она видела во всех четырех откровениях. Все граждане тобольские поверили рассказу Марии. Преосвященный же архипастырь дал здесь же абалацким прихожанам благословение строить церковь во имя Богоматери.

В это время один лежащий в расслаблении крестьянин по имени Евфимий, по откровению Божьему, заказал написать виденный Марией образ Богоматери со свт. Николаем Чудотворцем и прп. Марией Египетской известному искусному живописцу протодиакону Софийского Тобольского собора Матфию. По мере того, как писалась икона, Евфимию, день ото дня, становилось легче. Наконец, здоровье его окончательно укрепилось. Тогда он пришел к живописцу и сам понес от него написанный образ в собор для освящения. Удивленный и обрадованный архипастырь возблагодарил Господа за Его чудесную помощь недужному. Окропив образ святою водою, он отслужил в соборе молебен, после чего с великой честью препроводил икону в Абалацкий погост для постановки в новом храме. Чудеса от иконы происходили и во время ее переноса и в последующие времена.

В 1783 г. на месте Абалацкого погоста возник монастырь того же имени.

Осенью 1919 г. архиепископ Сильвестр (сщмч., память его 13 февр.) благословил чудотворной Абалацкой иконой Божией Матери приют для детей сирот и беженцев «Очаг», который создала София Дитерихс, жена генерал-лейтенанта М.К. Дитерхса, бывшего в то время Главнокомандующим Восточным фронтом русских армий. Вместе с оставшимися русскими войсками икона была увезена на Дальний Восток. Известно, что когда в январе 1920 г. поезд, на котором ехали дети из приюта, потерпел крушение, вагон, где везли чудотворный образ, чудом остался цел. В 1923 г. икона вместе с детским приютом оказалась в Шанхае. В 1949 г., после прихода в Китае к власти коммунистов, детский приют, настоятельницей которого была дочь Дитерихсов, переехал в Австралию. Так чудотворная икона Божией Матери Абалацкая оказалась в православном храме в городке Кабраммат, пригороде Сиднея, где находится и до сего дня.

В XVII-XIX вв. с Абалацкой иконы было сделано много списков, которые почитались как чудотворные. Одним из самых известных был Семипалатинский образ, вероятно, выполненный тем же самым иконописцем; его обычно отпускали на поклонение в сибирские города и уезды вместо подлинной иконы. В 1712 г. он был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, отслуженного на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, и остановился, дойдя до Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор захватили обновленцы, с образа были сняты драгоценные украшения. После взрыва собора в 1919 г. сведений об этой иконе нет.

Празднование Абалацкой иконе совершается также 27 ноября (10 декабря).

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz