Краткие жития святых, православные праздники и события

27 июля / 9 августа

 

Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Прп. Германа Аляскинского (1837). Сщмчч. Амвросия, еп. Сарапульского, Платона и Пантелеимона пресвитеров (1918); сщмч. Иоанна пресвитера (1941).

Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Свт. Иоасафа, митр. Московский и всея России (1555). Прп. Анфисы исп., игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапп. Климента, еп. Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.).

 

Вмч. и целитель Пантелеимон Вмч. и целитель Пантелеимон (305). Великомученик, в язычестве Пантолеон, родился в семье знатного язычника в г. Никомидии (на северо-западе Малой Азии). Мать святого была тайной христианкой, но рано умерла. Отец отдал отрока на обучение к прославленному врачу Евфросину. Вскоре слава о его способностях дошла до столицы империи – Рима. Но не она увлекала юношу. Сердце его жаждало познать истину бытия. Наставником юноши стал священник Ермолай, крестивший его. Когда же отец святого увидел, как сын, помолившись, исцелил слепого, он вместе с исцеленным принял св. Крещение. Св. Пантелеимон лечил всех, но, прежде всего, – неимущих и заточенных в тюрьмах. При этом всегда благовествовал о «Враче душ и телес» – Спасителе. Это вызывало лютую ненависть врачей-язычников, и они донесли на него императору Максимиану. Св. Пантелеимона предали мучениям. Но пытки не могли лишить его жизни. Тогда святой великомученик был обезглавлен, а тело брошено в костер, но не сгорело в нем, а было тайно погребено христианами. Глава св. Пантелеимона, как великая святыня, хранится в Русском Пантелеимоновом монастыре на св. горе Афон.

Герман Аляскинский Прп. Герман Аляскинский (1837). Прп. Герман родился в подмосковном городе Серпухове в купеческой семье. Мирское имя и фамилия подвижника не сохранились. В шестнадцать лет он был уже послушником в Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива. Здесь святой подвизался более пяти лет. Желая более суровых подвигов, он удалился в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера. Испытав юного подвижника, валаамский игумен Назарий благословил его жить уединенно в лесу. Лишь по праздникам Герман приходил в монастырь на богослужение. На Валааме св. Герман принял монашеский постриг. В 1793 г. из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди слова Божия народам Аляски, малообжитого и сурового края,  в те времена входившего в состав Российской Империи. В числе пяти иноков-миссионеров был и прп. Герман. Спустя пять лет четверо его сподвижников, среди которых был и возглавляющий миссию архимандрит Иоасаф, погибли во время бури. Иеромонах Гедеон из Троице-Сергиевой лавры, присланный в миссию, спустя три года покинул ее. Вся ответственность была возложена на прп. Германа, который всю свою жизнь пробыл простым монахом, отказавшись по смирению принять священство и сан архимандрита. Все свои силы он отдал просвещению верой Христовой коренных обитателей суровой Аляски.

Память святого подвижника особенно почитается в Америке, так как на этом континенте он был одним из первых провозвестников православной веры.

Память его празднуется 27 июля в день открытия мощей, а также 13 декабря в день представления.

 

Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский (1918): Новомуч. Настоятель Свияжского Успенского мужского монастыря епископ Амвросий был зверски убит по личному указанию Льва Троцкого (Бронштейна). По рассказам жителей, Преосвященнейшего Амвросия перед смертью подвергли страшному истязанию: привязали к хвосту лошади и пустили ее в поле, затем окровавленного, но еще живого владыку застрелили. Верный келейник похоронил епископа. О месте захоронения епископа знали он и еще один крестьянин. В наши дни могила не найдена. Келейник владыки иеромонах Иов (Протопопов) расстрелян в 1930-х годах вместе с другими монахами Казанской епархии.

Во время Первой мировой войны епископ Сарапульский Амвросий, викарий Вятской епархии, очень часто посещал оружейные заводы Ижевска и Воткинска. В своих проповедях он бесстрашно обличал тех, кто наживается на войне, изготавливая некачественное оружие. Он призывал рабочих воздерживаться от пьянства. Его пламенные проповеди собирали толпы людей. Он говорил о любви к ближнему и к Родине. Они находили отклик в душах рабочих. «Пьянственные центры» города оружейников постепенно при епископе Амвросии меняли свой облик. После всенародного пения молитв в храме на улице исполнялся хором гимн России. За призывы не верить «демократической лжи» и молиться о заточенном императоре Николае II комиссары Временного правительства отстранили епископа от управления епархией, сослали в Свияжск, где он и стал настоятелем монастыря. Большевики дважды пытались его осудить, последний раз за то, что он ударил в колокол, призывая жителей на помощь, когда безбожная власть устроила в обители конюшни и готовила там тюремные камеры. Примечательно, что за владыку вступились рабочие не только Ижевска, но и двух казанских заводов. После отступления белых из Казани некоторые рабочие этого завода были расстреляны чекистами. На выборах в Учредительное собрание в Казанской губернии большевики получили лишь 5,8% голосов (в среднем по России 24%). Поэтому Казань была захвачена белочехами и «народной армией Комуча» очень быстро с помощью мощного антисоветского восстания в городе. А 7 августа 1918 г. восстали рабочие оружейных заводов Ижевска и Воткинска.

Через два дня после начала восстания ижевских рабочих был зверски убит епископ Амвросий. Он отличался резкой, бесстрашной прямотой, обличал преступления безбожных большевиков. Горячо, опираясь на факты, он отвергал их несправедливые обвинения. Новомученик епископ Амвросий погиб за свое свидетельство правды Христовой, обличения воинствующих безбожников и искреннюю любовь к своей Родине – России! [С.П. Тюляков. Пламенный проповедник. /Русский Дом. 2008. №8. С – 35.]

Сщмч Платон (Горных) пресвитер (1918): Новомуч.

Сщмч. Пантелеимон (Богоявленский) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Пантелеимон родился около 1881 г. в Псковской губернии в семье псаломщика Великолукского Богоявленского собора Иоанна Богоявленского. О детских и юношеских годах его известно мало. В раннем возрасте Пантелеимон остался сиротой. Учеба в Духовной семинарии далась ему нелегко, поскольку за нее нужно было платить. Псковскую Духовную семинарию Пантелеимон окончил в 1903 г. по второму разряду и был определен на место псаломщика в Никольский храм Александровского Посада на Талабских островах. Именно в этом храме впоследствии служил известный всему православному миру подвижник благочестия XX в. протоиерей Николай Гурьянов.

В годы юности будущего новомученика в Псковской епархии набирала силу деятельность нравственно-просветительского Братства Святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия. В состав его преимущественно входили представители епархиального духовенства. Круг задач Братства был весьма разнообразен, и Пантелеимон также участвовал в его работе, перенимая опыт от старшей братии. После 4-х лет служения его псаломщиком Арсений (Стадницкий), архиеп. Псковский и Порховский, рукоположил его в сан диакона к церкви погоста Сенно Псковского уезда. Хиротония была совершена 3 июня 1907 г. за литургией в Псковском Свято-Троицком кафедральном соборе. Церковь в Сенно посвящена Святому Великомученику Георгию Победоносцу. Рядом с Сенно находятся известные своими древностями – Старый Изборг, Псково-Печерский монастырь; земля изобилует святыми источниками. Будущий пастырь духовно возрастал и укреплялся под сенью этих великих православных святынь Псковского края.

Через год служения в диаконском сане, 30 сентября 1908 г., в день памяти сщмч. Григория, просветителя Армении, диакон Пантелеимон был рукоположен во священника и определен к храму Казанской иконы Божией Матери Благовещенского Воронцовского женского монастыря, открытого попечением великого молитвенника русской земли св. прав. Иоанна Кронштадтского и игуменьи Леушинского монастыря Таисии (Солоповой).

Пастырский путь будущего новомученика иерея Пантелеимона начался в возрождающемся монастыре. Будучи молод и полон сил, о. Пантелеимон принимал участие не только в благоустроении обители, в хозяйственном ее возрастании, но, прежде всего, в духовной жизни насельниц. Здесь было открыто для него широкое поле пастырской деятельности.

Спустя 3 года служения в монастыре, к лету 1911 г., отец Пантелеимон был перемещен на место священника в селение Верхний Остров, а осенью того же года – к Лопухинской инвалидной церкви Свт. Николая в погост Карачуницы Порховского уезда. Здесь с 1893 г. действовало благотворительное заведение – Дом Призрения воинов-инвалидов, где проживали неимущие инвалиды войны в возрасте от 70 лет и более. О. Пантелеимон был назначен настоятелем церкви Свт. Николая, которая была для бывших защитников Отечества местом приуготовления для перехода в вечность.

Уже через 2 года служения на новом месте, 25 сентября 1911 г., новый настоятель встречал высокого гостя. Погост Карачуницы посетил новый Псковский архиерей – Преосвященный Алексий (Молчанов). По прибытии епископ Алексий был приветствован речью отца Пантелеимона краткой, но насыщенной, дающей людям полное уверение в том, что сей служитель престола Божия имеет дар пастырского слова.

Очевидно, что о. Пантелеимон не мог долго оставаться в губернской глубинке. Его способности к проповеди были отмечены Преосвященным Алексием и вскоре, через месяц после посещения им Карачуниц, о. Пантелеимон был переведен в уездный город Порхов в Свято-Троицкий собор вторым священником. В условиях нарастания революционной пропаганды и расшатывания устоев государственности в уездном городе как воздух нужны были священники, обладавшие даром проповеди. Спустя немногие годы этот талант проповедника Слова Божия послужил причиной мученической кончины священника Пантелеимона Богоявленского.

Отец Пантелеимон, став одним из пастырей главного городского прихода, стремился произносить проповеди как можно чаще. Батюшка видел острую необходимость в разоблачении политических, религиозных и прочих шарлатанов, заполонивших все слои общественной жизни. Он старался сеять в сознании своих прихожан идеи Истины и добра. Большинство прихожан были из простого народа, хранившего веру и отеческие традиции. Но в этой же среде находила отклик и душевредная пропаганда. И пастырь смело и решительно проповедовал в защиту веры и христианских добродетелей.

Отца Пантелеимона привлекают и к преподавательской деятельности. Он входит в корпорацию преподавателей Порховского Духовного училища. Уже к учебному 1912 году его избрали кандидатом в члены Правления училища на грядущее трехлетие 1913-1915 гг. На очередном съезде отцов депутатов Порховского училищного округа о. Пантелеимона избирают членом Ревизионного Комитета по отчетности училища на 1915-1916 гг. Усердие о. Пантелеимона отмечает епархиальное начальство и в 1914 г. награждает его камилавкой. Авторитет о. Пантелеимона растет.

В октябре 1917 г. совершился большевицкий переворот. Весной 1918 г. священник Пантелеимон Богоявленский был расстрелян без суда и следствия врагами Христовой Церкви. В архивах не сохранилось материалов его следственного дела.

Сщмч. Иоанн (Соловьев) пресвитер (1941): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 26 января 1894 г. в селе Николаевка Михайловскоко уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Михаила Соловьева. Обучался в Рязанской Духовной семинарии. В 1917 г. Иван Михайлович был рукоположен во диакона ко храму в селе Апонитищи Зарайского уезда Рязанской губернии. В 1930 г. диакон Иоанн был рукоположен во священника ко храму Рождества Богородицы в селе Кончаково Луховицкого района Московской области.

В конце ноября 1937 г. были допрошены дежурные свидетели, в частности, председатель сельсовета, давшие необходимые следователю показания, и 16 декабря 1937 г. о. Иоанн был арестован, заключен в одну из тюрем Коломенского района и на следующий день допрошен.

От него потребовали признания в высказывании «контрреволюционной клеветы, пораженческих настроений против советской власти и террористических против коммунистов», а также призывов к населению не голосовать за коммунистов.

Виновным себя  в этом священник не признал.

В тот же день следствие было закончено. 20 декабря тройка НКВД приговорила о. Иоанна к десяти годам заключения. Священник Иоанн Соловьев скончался 9 августа 1941 г. в концлагере и был погребен в безвестной могиле.

 

Прп. Анфиса исп. (Старшая), игумения Мантинейская, и 90 сестер ее (VIII). Она была дочерью благородных родителей Стратигия и Февронии; оставив родительский дом, вела уединенную жизнь в пещере. Затем преподобная пришла к подвижнику Сисинию, приняла постриг и стала ученицей старца. В Мантинее (Пафлагония) Анфиса основала женский монастырь, в котором под ее руководством подвизались 90 монахинь. Молва о ней достигла императора Константина Компронима. Он отправил к подвижнице чиновника с требованием отказаться от почитания икон, угрожая в противном случае ссылкой. Анфиса не подчинилась приказу императора и отправилась в изгнание, где после недолгой болезни скончалась. Согласно другому сказанию, которое использовал монах Николай Святогорец при составлении «Синаксариста», император помиловал игуменью за то, что она предсказала его супруге рождение двойни, мальчика и девочки. Преподобная удостоилась царских даров и мирно скончалась в своей обители, спустя много лет.

Родившуюся у супруги императора девочку назвали Анфисой (Анфусой), в честь преподобной. Царевна носила под царскими одеждами власяницу, употребляла скудную пищу и пила только воду. После смерти императора она раздала все имущество нищим и церквам, и приняла постриг в константинопольском монастыре святой Евфимии, а затем стала игуменьей обители Омонии (память ее 12 апр.).

Святой Климент Охридский Равноапп. Климент, еп. Охридский (916), Наум, Савва, Горазд и Ангеляр (IX-X) (Болг.). Все они были славяне, ученики святых Кирилла и Мефодия (память 11 мая). Вначале они подвизались на ниве просвещения в Моравии, где после святителя Мефодия епископом был святой Горазд, прекрасно знавший славянский, греческий и латинский языки. Святые Климент, Наум, Ангеляр и Савва были пресвитерами.

Просветителям-славянам противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка. Борьба развернулась вокруг вопросов о необходимости Богослужения на славянском языке, Filioque и субботнем посте. Папа Стефан VI запретил Богослужение на славянском языке.

Сторонники трехъязычной ереси, обрекавшей славянский народ на забвение языка предков, с помощью княжеской власти предали суду учеников святого Мефодия, в том числе и святого Климента. Их подвергли жестоким истязаниям: нагими влачили по терновнику, долго держали в тюрьме, как и ранее их духовного отца святого Мефодия. Впоследствии (в 886 году) одних из узников - молодых продали работорговцам - евреям, и они оказались на венецианском рынке. Выкуп славянских просветителей и доставку их в Константинополь осуществил посол византийского императора в Венеции Василий Македонянин. Других славянских исповедников, пожилых по возрасту, подвергли изгнанию. Неизвестно, куда направился святой Горазд и где нашел себе приют святой Савва. Наум и Ангеляр ушли в Болгарию.

В 907 году под ударами мадьяр пала Моравия, и моравские беженцы потянулись в Болгарию по тем же дорогам, которыми когда-то шли изгнанные ими святые просветители.

Славянских исповедников болгары встретили с почетом и просили ввести Богослужение на славянском языке. Болгарский князь Борис "с великим усердием искал" таких людей, как ученики святого Мефодия, ибо прилагал большое усердие к просвещению своего народа. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.

Вскоре святой Ангеляр скончался, а святой Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице - области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Святой Климент еще в Моравии был в чине "стоявших на степени учителей". В Болгарии святой Климент исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Святой Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 году святой Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а его место занял святой Наум.

Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. К тому же он систематически готовил клириков из славян. Трудился Святитель во славу Божию до глубокой старости. Обессилев настолько, что уже не мог заниматься делами кафедры, Святитель обратился к царю Симеону с просьбой об увольнении. Царь убедил Святителя не оставлять кафедры, и святой Климент решил продолжить епископское служение. После этой беседы он отправился на отдых в Охриду, в созданный им монастырь. Там Святитель продолжил переводческую деятельность и перевел значительную часть Цветной Триоди. Вскоре святой епископ тяжело заболел и мирно отошел ко Господу в 916 году. Тело Святителя было положено в гроб, сделанный его собственными руками, и погребено в Охридском Пантелеимоновом монастыре.

Святитель Климент считается первым славянским писателем: он не только продолжил переводческое дело, начатое святыми Кириллом, и Мефодием, но и оставил свои писательские труды - первые образцы славянской духовной литературы.

Многие слова и поучения равноапостольного Климента перешли на Русь, где с любовью читались и переписывались русскими благочестивыми христианами.

Мощи святых Горазда и Ангеляра почивают близ Берата в Албании, останки святого Наума - в монастыре его имени, около Охридского озера.

Николай Кочанов, Христа ради юродивый Блж. Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский (1392). Родители св. блаженного Николая были богатые новгородские горожане Максим и Иулиания. Жили они на Софийской стороне. Мать его почитается в Новгороде праведной; почивала до наших дней под спудом, и над могилой ее была сооружена часовня. В день ее памяти, 21 декабря, там служилась торжественная панихида. Скончалась она в 1384 г., незадолго до сына. Понятно, что такая мать сумела вложить в сердце сына любовь к Богу и ближнему и научить его молитве. В детстве он не любил играть, а, став взрослым, избегал общества своих веселых сверстников. Благочестивого юношу многие стали почитать, но этого он больше всего боялся, и это его заставило взять на себя крест юродства Христа ради. Он стал жить на улице, в бедной одежде, босой, притворяясь потерявшим рассудок. Питался он только милостыней. Не все понимали его путь, многие оскорбляли его, но блаженный все терпеливо сносил. Больше всего любил он быть в церкви, часто бывал у горожан и поучал их спасению, заблудших вразумлял, а печальных утешал. Жил Николай на Софийской стороне, а на Торговой стороне жил другой Христа ради юродивый – блж. Феодор Новгородский (память его 19 янв.). Обе стороны враждовали между собой. Однажды блж. Феодор появился на Софийской стороне и тут же на него напал блж. Николай. «Как ты смеешь приходить на эту сторону?» – закричал он Феодору. Спасаясь от него, тот бросился бежать к Волхову и побежал прямо по воде. Наконец Николай остановился и бросил вдогонку св. Феодору кочан капусты. Феодор подхватил его, а Николай кричал: «Феодор! Отдай кочан, он мой, не твой!» Случай с кочаном повторялся не раз, и блж. Николая прозвали Кочановым. Скончался он в 1392 г. в один год со своим сподвижником блж. Феодором. Похоронили св. Николая в храме Св. вмч. Пантелеимона, переименованном потом в Николо-Кочановский. С могилы его стали брать песок и воду, освящаемые в великие праздники.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Свт. Иоасаф, митр. Московский и всея России (1555). Святитель Иоасаф принял иночество в обители прп. Сергия и с 1529 г. был игуменом ее. В 1539 г. был избран в митрополита Московского. За свою честность и прямоту ему пришлось много претерпеть от бояр и бунтовавшей черни. Некоторые бояре не любили святителя за его неподкупность и старались всячески настроить народ против него. Однажды неистовствовавшая толпа едва не убила святителя: в келью его бросали камни; в покоях самого вел. князя не нашел он защиты; на Троицком подворье готовы были убить его, и только именем прп. Сергия игумен Алексий умолил пощадить жизнь святителя. Вследствие боярских интриг он был свергнут и заточен в Белоезерский монастырь. Скончался он в Троице-Сергиевой лавре 27 июля 1555 г. Святитель усердно занимался исправлением книг. Мощи его почивают под спудом в южном притворе Троицкого собора.

Мч. Христодул Солунский (1777). Повешен турками в 1777 г.

Мчч. 153 Фракийские.

Прп. Мануил.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz