Краткие жития святых, православные праздники и события

30 июля / 12 августа

 

Апп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Прп. Анатолия Оптинского, Младшего (1922). Сщмч. Иоанна диакона (1918).

Обретение мощей прп. Германа Соловецкого (1484). Сщмчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалента) епископа и трех учеников его мчч. Прокула, Ефива, Аполлония и прав. Авундия (ок. 273). Собор Самарских святых.

 

Апп. от 70-ти Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник (I).

Сила апостол Святой апостол Сила, которого старшие апостолы избрали на служение делу проповеди Слова Божия, нес большие труды в распространении учения Христова, сначала вместе со св. верх. ап. Павлом, а затем и один. Когда от Иерусалимского собора было составлено к Антиохийской церкви послание о том, чтобы не обрезывать язычников, принимающих святую веру Христову, св. Сила был послан сюда вместе с другим заслуженными мужами, как об этом пишет св. Лука (Деян. XV, 22).

Придя в Антиохию, они собрали народ и отдали послание. Прочитав его, все очень обрадовались полученному наставлению. Иуда же и Сила, обладая даром пророчества, усердно наставляли верующих, утешая и утверждая их в вере. Сила пожелал остаться в Антиохии, а Иуда возвратился в Иерусалим. После этого ап. Павел решил для проповеди пойти в другие страны и в спутники себе избрал св. Силу. Они побывали в Сирии и Киликии, утверждая здесь церкви. Проходя через Дервию и Листру, они встретили там Тимофея и вместе с ним пошли в Македонию. Когда они были в Филиппах, то изгнали пытливого духа из одной служанки, которая через прорицания доставляла большой доход своим господам. Потеряв доход, те схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам, обвиняя их в том, что они возмущают жителей города. Собралось много народа, а начальники, сорвав одежды с Павла и Силы, повелели бить их палками. После многих ударов, они заключили святых апостолов в темницу, заковав ноги в колодки. В полночь, когда Павел и Сила, воспевая, молились Богу, вдруг произошло такое великое землетрясение, что темница заколебалась, двери сами собой открылись и оковы ослабели. Темничный сторож пробудился и, увидев, что двери темницы открыты, выхватил нож и хотел себя убить, думая, что узники убежали, но апостол Павел удержал его от самоубийства. С трепетом сторож припал к Павлу и Силе, а затем вывел их из темницы и привел в свой дом, где омыл их раны, и крестился сам и все домашние его. Отсюда свв. апп. Павел и Сила пошли в Амфиполь, Аполлонию и Солунь. Многие из греков и нимало благородных женщин присоединились к ним. Евреи же из зависти и непокорства, пригласив некоторых негодных людей, возмутили против апостолов народ и стремились погубить их. Братья ночью отослали Павлу и Силу в Берию, но и здесь пришедшие из Солуни евреи возбудили народ против проповедников Слова Божия. Поэтому Павел ушел в приморские страны, а Сила и Тимофей остались здесь. Уйдя через несколько дней, они нашли св. Павла в Коринфе (Деян. XVI-XVIII). Здесь св. Сила стал епископом. Потрудившись довольно времени в проповеди Слова Божия и совершив в течение жизни некоторые знамения и чудеса, он отошел ко Господу.

Святой апостол Силуан трудился в проповеди слова Божия вместе с верховными апп. Петром и Павлом. Они оба в своих писания упоминают о нем (1 Пет. V, 12; 2 Кор. I, 19). В Солуни св. ап. Силуан был епископом и, претерпев много скорбей ради веры, отошел здесь ко Христу, венчающему все подвиги.

О святом апостоле Крискенте вспоминает св. ап. Павел во втором послании к Тимофею, говоря, что он был послан на проповедь в Галатию (2 Тим. IV, 10). Там он стал епископом, а затем проповедовал в Галлии и в городе Виенне поставил епископом своего ученика Захарию, возвратился снова в Галлию, и здесь мученически скончался в царствование Траяна (98-117).

О святом апостоле Епенете также вспоминает ап. Павел в послании к Римлянам (Рим. XVI, 5). Епенет был епископом в Карфагене.

Апостол от 70-ти Андроник В том же послании к Римлянам ап. Павел вспоминает и святого апостола Андроника (Рим. XVI, 7) (память его 17 мая).

Иоанн Воин Прав. Иоанн Воин, исповедник (IV). Святой Иоанн служил в войске в царствование императора Юлиана Отступника и вместе с другими воинами послан был убивать христиан. Тем, кто видел его при исполнении этого дела, он казался гонителем христиан, но тайно он оказывал им немалую помощь. Так, одних, прежде чем они были схвачены, он извещал, чтобы они могли убежать, а других, после того как они были схвачены, освобождал. Он оказывал милосердие не только гонимым христианам, но и тем, которые просили у него помощи, давая им все то, в чем они нуждались. Упражняясь в молитвах и посте, святой Иоанн посещал также больных и утешал скорбящих, чем украшал жизнь свою и совершенствовал себя в добродетели. Прожив жизнь свою так богоугодно, он отошел к Господу и был погребен на том месте, где погребали странников. Впоследствии он в откровении рассказал одной женщине обо всех деяниях своих, которые совершил в жизни своей, а также назвал ей имя, которое носил. Говорят, что св. Иоанн совершил и другие чудеса. Особенно он был известен тем, что удерживал от бегства рабов, обличал воровство и открывал похищенное.

Прп. Анатолий Оптинский (Младший) Прп. Анатолий Оптинский, Младший (1922). Прп. Анатолий (Потапов) с детства стремился к иноческой жизни, но мать не отпускала его в монастырь. После ее смерти, в 1885 г., когда ему было уже 30 лет, калужский приказчик Александр Потапов пришел в Оптину пустынь. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у прп. старца Амвросия (память его 10 окт.). Уже в это время открылся у Александра дар любви, сострадания, прозорливости. В 1895 г. он принял монашество, в 1899 г. рукоположен во иеродиакона, в 1906 г., на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, рукоположен во иеромонаха и назначен духовником Шамординского монастыря, основанного Амвросием Оптинским. В 1908 г. после кончины духовника Оптиной пустыни иеросхимонаха Саввы Анатолий был переведен из скита в обитель, в келью при Владимирском храме.

Принимая мирян, старец Анатолий был всегда приветлив, ласков, сердечен. В народе его называли «утешителем» и «вторым Серафимом». Вокруг старца царила совершенно особая атмосфера, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. Современники вспоминали, что часто приходилось видеть такую картину: в обители полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна прихожан. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм.

 Часто преподобный помогал болящим прикровенно, посылая их на источник Пафнутия Боровского (память его 1 мая) или на могилу старца Амвросия. В 1914 г. к старцу Анатолию для духовных бесед приезжала великая княгиня Елисавета Феодоровна, глубоко чтившая его. В разные годы к нему обращались за советами архиепископ Серафим (Соболев), епископ Трифон (Туркестанов), протоиерей Валентин Свенцицкий, сщмч. Николай Загоровский, отец Павел Флоренский.

В 1921 г. старец был арестован и отправлен в Калугу. По дороге он заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Здесь ему остригли волосы и бороду. Вернувшись в монастырь, летом 1921 г. старец принял схиму. 11 августа 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, старец Анатолий попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру с молитвой на устах отошел ко Господу. Наутро приехала комиссия. Вышли из машины: «Старец готов?» – «Да, готов», – ответил келейник, отец Варнава. И впустил их в келью. Там на столе, в гробу, лежал «приготовившийся» почивший старец. В 1998 г. состоялось обретение мощей преподобного вместе с другими Оптинскими старцами. Мощи его почивают во Владимирском храме Оптиной пустыни.

 

Сщмч. Иоанн (Плотников) диакон (1918): Новомуч.

 

Сщмчч. Полихроний, еп. Вавилонский, Пармений, Елима и Хрисотель пресвитеры, Лука и Муко диаконы, Авдон и Сеннис, князья Персидские, и мчч. Олимпий и Максим (ок. 251). Нечестивый Римский царь Декий (249-251), замучив многих христиан, отправился со своим войском в Персию. Победив персидское войско, он овладел областями: Вавилонией, Вактриною, Ирканией, Ассирией. Найдя в этих землях много христиан, царь стал их преследовать и всячески мучить. Был тогда в Вавилоне епископ Полихроний, а с ним три пресвитера – Пармений, Елима и Хрисотель и два диакона – Лука и Муко. Схватив их, Декий приказал тотчас вести их для принесения идольской жертвы. Но св. Полихроний смело сказал: «Мы самих себя приносим в жертву Господу нашему Иисусу Христу, бесам же и ничтожным идолам, сделанным руками человеческими, никогда не поклонимся».

Декий приказал епископа с пресвитерами и диаконами заключить в темницу, а сам начал строить в городе Вавилоне храм своему мерзкому богу Сатурну, которому сделал и позолоченного идола. В Рим к начальнику Валериану он написал о своей благополучной победе над персами, которая, по его мнению, была ему дана от богов, и приказал устроить в Риме большой праздник в честь богов, христиан же мучить и убивать.

Валериан поступал в Рим согласно этому приказанию царя. Когда мерзкий храм Сатурну был окончен в Вавилоне, нечестивый Декий призвал на свой суд епископа Полихрония с пресвитерами и диаконами и вновь потребовал от них выполнить его волю.

Но святой епископ не отвечал ему ни единым словом. Тогда Декий сказал пресвитерам и диаконам: «Начальник ваш онемел!» На это пресвитер Пармений ответил, что отец их не онемел, а, по заповеди евангельской, не желает «метать бисер перед свиньями» (Мф. VII, 6). И тотчас по приказанию императора св. Пармению отрезали язык. Св. Полихрония били по устам камнем до тех пор, пока он, воздев руки к небу и подняв глаза, не испустил дух. В ближайшую ночь два благородных мужа, из персидских князей, тайные христиане, Авдон и Сеннис, взяли сокровенно тело святого епископа Полихрония и погребли его близ городской стены.

Декий же отправился в персидский город Кордуву, а узников, пресвитеров и диаконов, вести за собой закованными в железо. Здесь Декий вновь потребовал от них принести жертву идолам, но, после их отказа, приказал всех их повесить для мучений. Их жгли огнем, прикладывали раскаленные доски к их бокам и железными крючьями терзали тела их. Затем им всем отсекли головы, а тела их бросили за городом и приставили к ним сторожей. Но те же два князя похитили их тела и погребли в своем селе близ Кордувы.

В это же время царь Декий послал по всей Персии искать христиан и мучить их. Ему также доложили, что князья Авдон и Сеннис являются тайными христианами, богам не кланяются и даже приказов императорских не выполняют. Царь немедленно приказал позвать их к себе и, после допроса, распорядился заковать их железными веригами и заключить в темницу.

В тот же день двое других благородных мужа Олимпий и Максим были обвинены перед царем, что они христиане, и царь приказал взять их и бить палками без допроса. Потом им отсекли головы секирой.

После этого нечестивый Декий пошел в Рим, ведя с собою закованных в цепи святых мучеников Авдона и Сенниса, чтобы, устроив зрелище римлянам, прославиться.

В Риме царь повелел к утру приготовить зрелище, чтобы на нем персидских князей Авдона и Сенниса отдать на съедение зверям. Наутро царь не явился на это зрелище, а вместо себя прислал начальника Валериана. Стоял тут идол Солнца, и приказал Валериан воинам подвести мучеников к идолу и принудить их поклониться ему. Но святые плюнули на него. Тогда Валериан пришел в ярость и приказал бить мучеников оловянными прутьями, а потом вести нагими на особо устроенное место, где их должны были съесть звери на глазах народа. Выпущенные на них звери не причинили вреда святым мученикам. Тогда святых закололи мечами и бросили тела их перед идолом для устрашения христиан. Через три дня один тайный христианин, по имени Кирин, саном иподиакон, похитил ночью тела мучеников и похоронил их в своем доме в оловянной раке.

Сщмч. Валентин (Уалент) епископ и три ученика его мчч. Прокул, Ефив, Аполлоний и прав. Авундий (ок. 273). В Омврии, итальянской области, в городе Интерамна был епископом Валентин, получивший от Бога дар врачевания. Он исцелял в людях всякие болезни молитвой и именем Иисуса Христа, обращал неверных от идольского служения к Богу. В эти дни три схоластика, веры языческой, родом из Афин, Прокул, Ефив и Аполлоний, пришли для учения в Рим, желая ознакомиться с языком и римской наукой. Они нашли одного ученого наставника, по имени Кратон, сведущего в латинском и в греческом языках, поступили к нему в ученики и жили в его доме. Случилось одному из сыновей Кратона по имени Херимон сильно заболеть – хребет его согнулся, голова очутилась между колен, и он никак не мог выпрямиться. Страдал он, таким образом, около трех лет и потерял всякую надежду на исцеление. Наконец, один трибун посоветовал обратиться за помощью к епископу Валентину. Кратон послал за ним преданных ему мужей, так как невозможно было везти самого больного к епископу. Человек Божий ради славы Господней пришел из своего города в Рим, и был принят Кратоном с честью.

Кратон обещал св. Валентину отдать половину имения, если он исцелит больного сына. На это святой епископ ответил, что сын его выздоровеет по одному лишь желанию своего отца, если тот искренне уверует во Христа. Половину же имения он должен раздать нищим, чтобы они молили Бога о нем и его сыне, а св. Валентину вознаграждение за исцеление не нужно, но только вера его.

Кратон стал расспрашивать святого о вере христианской и после того как св. епископ просветил его, пал к ногам его и сказал: «Верую в Проведуемого тобой, что Он есть Истинный Бог и нет другого, кроме Того, Кто повелевает болезням и смерти уйти, и они уходят; повелевают жизни – и возвращается».

После этого учитель Кратон призвал жену свою и всех домашних, а также трех учеников своих, и все они обещали сделаться христианами, если исцелится Херимон.

Св. епископ повелел приготовить отдельную комнату и пребывать в молчании день и ближайшую ночь, сам же взял в эту комнату больного, затворился с ним в одиночестве. Он взял свою власяницу, на которой он обычно молился, постлал ее на землю и положил на нее скорченного в клубок полумертвого отрока, а сам всю ночь молился и славословил Бога. В полночь в той комнате воссиял небесный свет, а после полночи отрок стал здоров и начал громким голосом хвалить Бога. Святой продолжал молиться до утра и не впускал никого в комнату. Когда начался день, св. епископ открыл дверь и передал выздоровевшего отрока родителям. Тогда учитель Кратон со всем своим домом уверовал во Христа и крестился.

Исцелившийся отрок Херимон, приняв крещение, не пожелал расставаться со своим врачом святым Валентином. Точно также поступили и трое юношей – учеников Кратона. Оставив после крещения мирскую мудрость, они стали учениками святого епископа, подражателями его святой жизни и искателями своего спасения. После этого стало стекаться к ним множество других схоластиков, которые, послушав их боговдохновенное учение, учились небесной мудрости и вступали на путь истинный. Когда же сын начальника города Авундин уверовал во Христа и крестился, то отец его и другие начальники сильно разгневались, схватили первоучителя христианской веры и нещадно били. Они склоняли его к идолопоклонству, но он не пожелал исполнить их волю. Тогда его стали люто мучить и заключили в темничные оковы. Святой же радовался, что сподобился пострадать за Христа. При этом он укреплял в святой вере своих учеников, приходивших к нему. Узнав об этом, начальник сильно разгневался и, послав за ним ночью, вывел его из темницы и отсек ему голову. Ученики святителя Прокул, Ефим и Аполлоний взяли его честное тело, отнесли в город Интерамна, купили в предместье небольшую часть земли и погребли его с честью. Спустя некоторое время градоначальник Леонтий схватил этих юношей и посадил их в темницу. Когда же увидел, что народ волнуется и жалеет их, то приказал ночью убить их. Так святые мученики были усечены мечом. Выше упомянутый святой Авундий, сын римского начальника, узнав об этом, очень опечалился. Взяв их тела, он с честью похоронил их.

Преподобные Савватий и Герман строят храм (Прпп. Савватий и Герман строят храм).

Обретение мощей прп. Германа Соловецкого (1484). В XV в. север России (Беломорское побережье) был населен очень редко. Среди его населения были и язычники. Храмов там было очень мало, а были часовни. Около таких часовен часто селились отшельники. Туда приходили священнослужители для исповеди, причащения, а также крещения христиан, бывших в окрестности. При одной часовне, находившейся при устье реки Выги, жил отшельник, монах Герман. Родом он был из города Тотьмы. Предыдущая жизнь его неизвестна. В каком монастыре он подвизался и постригся – тоже неизвестно. В 1429 г. к нему пришел древний старец, монах Кирилло-Белозерского монастыря Савватий, искавший полного уединения. Жил он некоторое время и на Валааме. Прп. Герман знал, что на Белом море расположены необитаемые Соловецкие острова, почти недосягаемые в течение большей части года и славящиеся необыкновенной красотой. Он не только согласился проводить туда прп. Савватия, но и предложил ему поселиться там вместе с ним. И оба инока отплыли в лодке на Соловецкие острова. Поселились они в красивой местности, у горы Секирной, и стали подвизаться. Через шесть лет, в 1435 г., прп. Герман, движимый, очевидно, промыслом Божиим, вернулся на берег, а вслед за ним отплыл на лодке и прп. Савватий, получивший извещение Божие о своей близкой кончине. Скончался он 27 сентября того же года и был напутствован Святыми Тайнами. А прп. Герман вернулся на Соловецкие острова с молодым монахом прп. Зосимой, тоже желавшим отшельнического подвига, и стал его руководителем. Поселились они в нескольких верстах от того места, где он жил с прп. Савватием.

Прп. Зосима (память его 17 апр.) стал со временем игуменом возникшего здесь монастыря, но он все делал с совета прп. Германа.

Прп. Герман пережил прп. Зосиму. Более 50 лет подвизался он с прпп. Савватием и Зосимой. И, наконец, при преемнике прп. Зосимы, игумене Арсении, он более чем в столетнем возрасте поехал в Новгород по его поручению. Здесь он скончался в монастыре прп. Антония Римлянина. Ученики повезли мощи его в Соловецкий монастырь, но по причине распутицы вынуждены были похоронить их в часовне на берегу реки Свири. Только через 5 лет удалось перевезти их в Соловецкий монастырь, где они были погребены в особой часовне, посвященной его памяти, внутри монастыря.

Память его празднуется 30 июля, 8 августа и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Прп. Герман составил житие прп. Савватия, но оно не дошло до нас. Строение монастыря было долгое время деревянным, и во время частых пожаров житие сгорело.

Свт. Павел еп. и Иоанн пресвитер.

Мч. Тимон.

Св. Геласий.

Св. Герман.

Свв. Агна и Лукия.

Собор Самарских святых.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz